Рассмотрение федеральных законов Советом Федерации
Ч.3 ст.105 Конституции установила, что принятый Государственной Думой федеральный закон в течении пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации.
Ч.4 ст.105 Конституции предоставляет Совету Федерации право одобрять либо отклонять федеральные законы. При этом в Конституции предусмотрено два варианта одобрения. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты (что составляет как минимум 90 голосов), либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Федеральный закон считается отклоненным Советом Федерации в случае, если за такое решение проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, а также в случае, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации (п.7 ст.112 Регламента Совета Федерации). Решение Совета Федерации об одобрении либо об отклонении федерального закона оформляется постановлением Совета Федерации.
Не все принятые Государственной Думой федеральные законы могут быть одобрены Советом Федерации без рассмотрения. В соответствии с положениями ст.106 Конституции обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат федеральные законы, принятые Государственной Думой по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации, статуса и защиты государственной границы Российской Федерации, статуса и защиты государственной границы Российской Федерации, войны и мира.
Важная роль при рассмотрении Советом Федерации принятых Государственной Думой федеральных законов отводится Председателю Совета Федерации и комитету палаты, определенному Председателем Совета Федерации или по его поручению заместителем Председателя Совета Федерации ответственным за рассмотрение федерального закона (Регламент Совета Федерации позволяет также назначать ответственными несколько комитетов палаты). Ответственный комитет Совета Федерации рассматривает законопроект в соответствии с положениями ст.108 Регламента Совета Федерации. Если федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, в заключении ответственного комитета формулируется одно из следующих решений:
– одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон и не вносить его на рассмотрение палаты,
– рекомендовать Совету Федерации рассмотреть на своем заседании принятый Государственной Думой федеральный закон.
Если же федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, ответственный комитет рекомендует Совету Федерации либо одобрить, либо отклонить принятый Государственной Думой федеральный закон.
В соответствии со ст.109 Регламента Совета Федерации в отношении принятых Государственной Думой и не подлежащих обязательному рассмотрению Советом Федерации федеральных законов, по которым ответственный комитет принял решение одобрить и не вносить на рассмотрение палаты, Председатель Совета Федерации или по его поручению заместитель Председателя Совета Федерации либо соглашается с предложением комитета не вносить принятый Государственной думой федеральный закон на рассмотрение палаты, либо отклоняет решение комитета и включает в повестку дня заседания палаты федеральный закон, принятый Государственной Думой. Ст.110 Регламента установила, что решение о невключении в повестку дня заседания рассмотрения федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, не может быть принято, если Президент РФ, Правительство РФ, или “не менее двух членов Совета Федерации, представляющих один субъект Российской Федерации”, настаивают на рассмотрении федерального закона палатой и если не истек четырнадцатидневный срок рассмотрения федерального закона Советом Федерации.
Конституционный Суд в Постановлении по делу о толковании ч.4 ст.105 и ст.106 Конституции от 23 марта 1995 г. № 1-П, разграничил начало и окончание рассмотрения Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона и постановил, что рассмотрение закона, подлежащего в соответствии со ст.106 Конституции обязательному рассмотрению в этой палате, должно начаться, согласно ч.4 ст.105 Конституции, не позднее четырнадцати дней после его передачи в Совет Федерации. В случае, если Совет Федерации в течение четырнадцати дней не завершил рассмотрение закона, подлежащего обязательному рассмотрению, закон не считается одобренным и его рассмотрение продолжается на следующем заседании Совета Федерации до вынесения решения о его одобрении либо отклонении.
В случае отклонения федерального закона Советом Федерации Конституция и соответствующие положения Регламентов Совета Федерации и Государственной Думы предлагают два варианта возможных действий. Это создание согласительной комиссии Государственной Думы и Совета Федерации и преодоление вето Совета Федерации при повторном голосовании Государственной Думы по федеральному закону.
Ч.4 ст.105 Конституции установила, что в случае отклонения федерального закона палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. Так как Конституция умолчала о полномочиях такой комиссии, они были определены Регламентами палат Федерального Собрания.
Создающаяся согласительная комиссия стремится выработать единый текст федерального закона. По результатам работы комиссии составляется протокол, содержащий предложения по преодолению разногласий между палатами. По окончании работы согласительной комиссии федеральный закон подлежит повторному обсуждению Государственной Думой. При этом рассматриваются только предложения согласительной комиссии, но не поправки и вопросы, выходящие за пределы выдвинутых комиссией предложений. По окончанию рассмотрения предложений согласительной комиссии федеральный закон (по существу это новый закон), принимается в целом большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы после чего направляется в Совет Федерации, где должен быть одобрен либо отклонен.
Единственное упоминание о возможном создании согласительной комиссии в Конституции содержится в ч.4 ст.105. Означает ли это, что согласительная комиссия может создаваться только в случае отклонения федеральных законов Советом Федерации? Скорее всего нет. Поскольку Конституция не содержит запретов создания согласительных комиссий в других ситуациях (например, если федеральный закон был отклонен Президентом или если одобренный Государственной Думой федеральный конституционный закон был отклонен Советом Федерации), то такие комиссии создаются. Вместе с тем, если комиссия создается в случае отклонения федерального закона Президентом, то в ее названии не употребляется слово “согласительная”.
Государственная Дума, в соответствии с ч.5 ст.105 Конституции, вправе не согласиться с решением Совета Федерации об отклонении федерального закона. Для преодоления Государственной Думой вето Совета Федерации при повторном голосовании необходимо, чтобы за федеральный закон проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. не менее трехсот депутатов.