Стадии рассмотрения федеральных законов в Государственной Думе
В соответствии с ч.2 ст.105 Конституции федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, что в соответствии с Постановлением Конституционного Суда от 12 апреля 1995 г. № 12-П составляет 226 голосов.
В ходе рассмотрения законопроекта значительная роль принадлежит комитету Государственной Думы, назначенному Советом Государственной Думы ответственным за прохождение законопроекта. Регламент Государственной Думы (ст. 105) установил, что проекты федеральных законов рассматриваются Государственной Думой в трех чтениях, если применительно к конкретному законопроекту не будет принято иное решение.
В первом чтении рассматриваются основные положения проекта федерального закона, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка его концепции. Обсуждение на заседании Государственной Думы начинается с докладов субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, и содоклада ответственного комитета Государственной Думы. При внесении более одного законопроекта по одному и тому же вопросу Государственная Дума рассматривает их в первом чтении одновременно и принимает решение какой из них принять за основу для дальнейшей работы. Немаловажно то обстоятельство, что Регламент Думы установил (ч.3 ст.108), что отклоненные альтернативные законопроекты не могут быть повторно внесены в Государственную Думу до принятия ею окончательного решения по проекту закона, принятому в первом чтении.
Ч.1 ст.108 Регламента Думы определяет, что по результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может решить:
– принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним;
– отклонить законопроект;
– принять закон.
Решение Государственной Думы о принятии законопроекта в первом чтении оформляется постановлением Государственной Думы, в котором указан срок, в течение которого могут вноситься поправки к законопроекту.
В ходе подготовки ко второму чтению ответственный комитет изучает и обобщает внесенные поправки. Сгруппированные по статьям законопроекта эти поправки рассматриваются на заседании ответственного комитета, который либо соглашается с ними и включает в текст законопроекта и в таблицу принятых поправок, либо включает их в таблицу отклоненных поправок. Существо второго чтения заключается в рассмотрении поправок к законопроекту. В результате рассмотрения законопроекта во втором чтении Государственная Дума либо принимает законопроект во втором чтении, либо отклоняет его. Решение Государственной Думы оформляется постановлением. В случае отклонения законопроекта ответственный комитет Государственной Думы, как правило, готовит его к рассмотрению во втором чтении повторно.
Принятый во втором чтении законопроект дорабатывается ответственным комитетом Государственной Думы с целью устранения возможных внутренних противоречий, установления правильных взаимосвязей статей и проведения необходимой редакционной правки необходимость в которых появляется после изменения текста законопроекта в ходе его принятия Государственной Думой во втором чтении. Таким образом, перед третьим чтением проект проходит юридико-техническую и редакционную проработку.
При рассмотрении законопроекта в третьем чтении проводится голосование по вопросу принятия закона. Регламентом Государственной Думы установлено (ст.115), что в ходе рассмотрения законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Принятие закона оформляется постановлением палаты. В исключительных случаях, по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий на заседании Государственной Думы вправе поставить на голосование вопрос о возвращении к процедуре второго чтения законопроекта.
Особый порядок рассмотрения установлен для принятия федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год. Этот порядок определяется принимаемым ежегодно федеральным законом о порядке внесения, рассмотрения и принятия федерального закона о федеральном бюджете.
Процедура рассмотрения федеральных законов о федеральном бюджете в принципе отработана, в этой связи представляется целесообразным проиллюстрировать основные этапы рассмотрения Государственной Думой федерального бюджета на примере принятия Федерального закона “О федеральном бюджете на 1997 год”. В соответствии с этим Федеральным законом Государственная Дума рассматривала проект федерального закона о федеральном бюджете в четырех чтениях.
В первом чтении рассматривались концепция и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации, программа государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставления государственных кредитов Российской Федерации иностранным государствам на год, а также основные характеристики федерального бюджета. Во втором чтении рассматривались расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации, размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и распределение средств этого фонда. В третьем чтении были рассмотрены расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации, всем уровням ведомственной классификации, федеральным целевым программам, Федеральной адресной инвестиционной программе в пределах расходов, утвержденных по разделам федерального бюджета во втором чтении; перечень защищенных статей федерального бюджета, программы предоставления гарантий Правительства Российской Федерации на год, программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов, программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставления государственных кредитов Российской Федерацией иностранным государствам на год. В четвертом чтении Государственной Думой были утверждены поквартальное распределение доходов, расходов и дефицита федерального бюджета, после чего Федеральный закон “О федеральном бюджете на 1997 год” был принят.