Административное воздействие на деятельность исполнительной власти субъектов Федерации

Президент и Правительство обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации (ч.4 ст.78 Конституции). Главная роль в этом процессе отводится Президенту как главе государства и гаранту Конституции. Ст.85 Конституции наделяет Президента определенными полномочиями для выполнения этих функций. Так, Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Особое значение имеет закрепленное в ч.2 ст.85 право Президента приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения этими актами прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Имеются в виду прежде всего акты правительств (и аналогичных им органов) субъектов Федерации, а также акты глав администраций. По отношению к актам законодательных органов субъектов Федерации Президент таких полномочий не имеет. Что касается актов президентов, которые имеются в некоторых субъектах Российской Федерации, то осуществление указанного полномочия Президента России зависит от того, рассматривается ли президент соответствующего субъекта Федерации по его конституции в качестве носителя исполнительной власти.

Президент РФ лишь приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. Окончательно решает этот вопрос соответствующий суд. Это может быть как Конституционный Суд РФ, так и орган конституционного судопроизводства того субъекта Федерации, орган исполнительной власти которого издал оспариваемый акт. Президент России уже использовал право, данное ему ч.2 ст.85 Конституции РФ. Так, было приостановлено действие постановления главы администрации Ненецкого автономного округа, указов президентов Ингушской Республики и Республики Саха (Якутия), Указ Главы Республики Коми[232].

Следует отметить, что по ранее действовавшей Конституции, Президент РФ являлся высшим должностным лицом и осуществлял функции главы исполнительной власти на всей территории Российской Федерации. В связи с этим, в 1992 г. был введен институт представителей Президента РФ в крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге.

Указом от 5 февраля 1993 г. № 186 Президент утвердил Положение о представителе Президента РФ в крае, области, автономной области, автономном округе, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Представитель Президента определен как должностное лицо, представляющее Президента РФ на соответствующей территории. Среди полномочий представителя Президента России, изложенных в п.2 указанного Положения, важным для нашей темы представляется возложение на представителя Президента РФ обязанности содействовать исполнению указов и распоряжений Президента, постановлений Правительства РФ, предоставление ему права контроля за деятельностью органов исполнительной власти по выполнению указанных актов. Представитель Президента России наделен также полномочиями по координации деятельности территориальных служб федеральных органов исполнительной власти.

После принятия новой Конституции РФ, закрепившей иную систему государственной власти, институт представителей Президента РФ сохранился. Более того, Указом Президента РФ от 17 января 1995 г. № 53 в вышеназванный Указ были внесены изменения и дополнения, которые распространили действие института представителей Президента и на республики в составе Российской Федерации, поскольку Конституция уравняла в правах все субъекты Российской Федерации. Кроме того, представитель Президента РФ стал именоваться полномочным представителем Президента РФ. Однако, этот Указ с изменениями продержался только до июля 1997 г. 9 июля 1997 г. Президент РФ издал новый Указ “О полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации” с положением о полномочном представителе[233]. Полномочному представителю предоставлены дополнительные гарантии его деятельности. Однако этот институт нуждается в приведении в соответствие с Конституцией, так как представители Президента РФ, вопреки положениям ч.3 ст.5 и ст.10 Конституции, все больше вмешиваются в сферу деятельности регионов. Высказываются мнения, что этот институт необходимо упразднить.

Наши рекомендации