Ограничения свободы собраний и манифестаций
Право на проведение публичных мероприятий – одно из важнейших политических прав граждан. Судя по тексту ст.31 Конституции, в России иностранные граждане и лица без гражданства таким правом не обладают, что не свидетельствует о какой-либо дискриминации. Такое ограничение конституционной свободы проведения публичных мероприятий только российскими гражданами не противоречит Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в которой ст.16 разрешает вводить ограничения на политическую деятельность иностранцев при осуществлении права на свободу мирных собраний. Каждое государство само определяет каков режим пребывающих на ее территории неграждан государства.
Вместе с тем, не следует полагать, что Конституция вообще не признает право иностранцев и лиц без гражданства в России собираться мирно, без оружия. Но если такое собрание должно носить характер публичного мероприятия, то оно может проводиться только в разрешительном порядке.
В настоящее время отсутствует федеральный закон о порядке проведения публичных мероприятий в общественных местах. Эти вопросы регулируются Указом Президента РФ от 25 мая 1992 г. “О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования”, подписанным еще до принятия Конституции и отсылавшим к положениям Российской Декларации прав и свобод человека и гражданина (в принципе последняя охватывается соответствующими положениями Конституции). Данным Указом Президента РФ предписывалось применять Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. “О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР” в части, не противоречащей Декларации. Кроме того, в части, не противоречащей Конституции, действует Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июля 1988 г. “Об ответственности за нарушение установленного порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций”.
Как видно из названий указов, советские указы не делают различия между собраниями и манифестациями (митингами, шествиями, демонстрациями). Между тем Указ Президента РФ относится только к манифестациям.
Проведение всех публичных мероприятий, указанных в ст.31 Конституции, обусловлено рядом условий:
Во-первых, в соответствии со ст.17 Конституции осуществление гражданами права на проведение таких мероприятий не должно нарушать права и свободы других лиц (участники не должны посягать на честь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность других граждан, не угрожать жизни и здоровью людей, не нарушать общественный порядок, не совершать действий, нарушающих право частной собственности, сохранность природы и окружающей среды, не препятствовать другим гражданам осуществлять это право).
Во-вторых, использование права на проведение публичных мероприятий должно преследовать мирные цели. Это означает, что не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду во время проведения этого мероприятия. Кроме того, действия участников митингов, собраний, демонстраций и шествий не должны быть направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, призывать к созданию вооруженных формирований, не входящих в систему вооруженных сил России. Такие ограничения вытекают из положений статей 13 и 29 Конституции.
Ст.7 Закона РФ “О статусе военнослужащих” от 22 января 1993 г. предусматривает, что: “Военнослужащие вправе в неслужебное время участвовать в митингах, собраниях, уличных шествиях, демонстрациях, пикетировании, не преследующих политических целей и не запрещенных органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления". В служебное время военнослужащие принимают участие в собраниях и общественных мероприятиях в порядке, предусмотренном общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации. Закон запрещает участие военнослужащих в забастовках. Такие ограничения соответствуют оговорке об осуществлении прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, содержащейся в ч.2 ст.11 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Мирное проведение публичных мероприятий предполагает также и то, что они не должны угрожать общественному порядку и общественной безопасности, нормальному функционированию предприятий, учреждений и организаций, мешать работе пассажирского транспорта.
В-третьих, граждане имеют право собираться не только мирно, но и без оружия. Согласно ст.1 Закона Российской Федерации “Об оружии” от 13 ноября 1996 г. под оружием понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. Указанный Закон также запрещает ношение оружия гражданами при проведении митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других массовых публичных мероприятий (ст.6 Закона).