Свобода ассоциации и ее конституционные ограничения
Важнейшее политическое право на объединение (на свободу ассоциации с другими) касается политической и иной деятельности в сфере общественной жизни, являясь основополагающим условием существования демократического общества. Статья 11 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит:
“1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов.
2. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав людьми, входящими в состав вооруженных сил, полиции и государственного управления”[132].
Специфика конституционного закрепления свободы ассоциации в Российской Федерации заключается в том, что, во-первых, в ст.13 Конституции (см. 1.3.6.), положения которой относятся к основам конституционного строя РФ, гарантируется равенство общественных объединений перед законом и формулируются фундаментальные конституционные запреты на создание и деятельность общественных объединений. Во-вторых, уже в ст.30 Конституции гарантируется право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, свобода деятельности общественных объединений и свобода от принуждения к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Право на объединение получило дальнейшее развитие и конкретизацию в федеральных законах “Об общественных объединениях” от 14 апреля 1995 г., “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” от 8 декабря 1995 г., в которых учтены соответствующие международные стандарты[133]. Именно право на объединение лежит в основе свободного образования партий, многопартийности, или политического плюрализма. Это право относится к любому человеку, законно находящемуся на территории РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере реализации данного права, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.
Конституционное право граждан на объединение включает в себя следующие правомочия:
1) право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей;
2) право вступать в существующие общественные объединения;
3) право воздерживаться от вступления в них;
4) право беспрепятственно выходить из общественных объединений.
Часть 5 ст.13 Конституции устанавливает запрет (он воспроизводится в ст.16 Федерального закона “Об общественных объединениях”) на создание и деятельность таких общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Причем, включение в учредительные и программные документы общественных объединений положений о защите идей социальной справедливости не может рассматриваться как разжигание социальной розни (ч.2 ст.16 Закона “Об общественных объединениях”)[134]. Если защита идей социальной справедливости выливается в действия общественного объединения, предусмотренные в ч.5 ст.13 Конституции, например, то же разжигание социальной розни, то объединение следует считать неконституционным. Официальное признание и регистрация объединения являются признанием того, что объединение создано в рамках конституционной свободы ассоциации и цели его не противоречат Конституции; но свобода ассоциации еще не защищает действия объединения. “Главная цель свободы ассоциации – обеспечить, чтобы деятельность, защищаемая, если ею занимается отдельное лицо, защищалась также, если она осуществляется коллективно”[135].
Закон “Об общественных объединениях”, предусматривает следующие организационно-правовые формы общественных объединений: общественные организации (к ним относятся политические партии и профессиональные союзы), общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения и органы общественной самодеятельности. Закон закрепляет возможность для конкретных видов общественных объединений иметь дополнительные права, которые будут установлены законами об общественных объединениях.
Самыми большими по численности общественными объединениями в России являются профсоюзы. Членами профсоюза могут быть как граждане РФ, так иностранные граждане, достигшие 14 лет и осуществляющие трудовую деятельность, причем они могут совершенно свободно создавать профсоюзы, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Об этом говорится в Федеральном законе “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”.
Закрепленное в ч.2 ст.30 Конституции положение – “Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем” – как показывает мировая практика, относится прежде всего к профсоюзам и другим профессиональным объединениям. Естественно, свобода ассоциации с другими предполагает и свободу от ассоциации. Однако в некоторых сферах совместной профессиональной деятельности, регулируемых государством, последнее иногда требует обязательного вступления в профессиональные объединения (поскольку государство в некоторой мере контролирует эти объединения).
Так, Европейским судом по правам человека установлены прецеденты, согласно которым, например, требование, чтобы все британские железнодорожники обязательно были членами профсоюза или требование о членстве в частной ассоциации водителей такси как условии получения и сохранения лицензии водителем такси противоречит п.2 ст.11 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ибо не является необходимым в демократическом обществе. В то же время Европейский суд не установил факт нарушения ст.11 Европейской Конвенции в случае требования государством обязательного членства врачей в специальной ассоциации врачей, поскольку эта ассоциация выполняла важные функции государственного регулирования и, таким образом, не являлась ассоциацией в смысле ст.11, была ассоциацией публичного, а не частного права[136].
В России существует аналогичная ситуация применительно к членству в коллегиях адвокатов – профессиональных объединениях, находящихся под контролем Министерства юстиции РФ (см. 2.5.3.1.)[137]. Юристы, желающие оказывать адвокатские услуги, но не входящие в контролируемые коллегии, официально не признаются адвокатами и обязаны получить лицензию как лица, занимающиеся частной предпринимательской деятельностью, что ставит их в невыгодное положение в сравнении с теми, кто входит в состав коллегий. Формально коллегии адвокатов можно представить в качестве ассоциаций, учрежденных согласно публичному праву, а поэтому можно считать допустимой особую государственную “заботу” о вхождении юристов, занимающихся оказанием адвокатских услуг, в коллегии. Вместе с тем адвокатура отделена от государства, и коллегии адвокатов должны восприниматься правительством как добровольные ассоциации юристов, т.е. общественные объединения, организованные и управляемые в частном порядке. В таком случае коллегии адвокатов коллективно занимаются теми видами деятельности, которыми вправе заниматься отдельные индивиды, и государство не может делать различие между юристами, занимающимися адвокатской деятельностью индивидуально и входящими в состав коллегий, обязано устанавливать одинаковое обращение с группами и с отдельными лицами (ч.2 ст.19 Конституции гарантирует равноправие независимо от принадлежности к общественным объединениям). В принципе коллегии адвокатов могут быть только добровольными ассоциациями, а государственное вмешательство в их деятельность недопустимо.
Российская Конституция как, впрочем, и конституции многих стран не содержит юридического определения политической партии. Ч.3 ст.13 вводит принципы политического многообразия, многопартийности[138]. Закон “Об общественных объединениях” применим к ним как разновидности общественных организаций в силу отсутствия на сегодняшний день закона о политических партиях. Однако ряд специфических вопросов, касающихся правового статуса политических партий, их создания и деятельности, остаются открытыми. Организация партии предполагает, что ее сторонники (или часть из них) являются формальными членами этой партии. Политические партии создаются для борьбы за власть на законных основаниях. На создание и деятельность политических партий накладываются те же ограничения, что и на любое другое общественное объединение в Российской Федерации. То есть запрещается создание и деятельность партий, устав и практика которых содержат положения, призывающие к насильственному свержению конституционного строя, подрыву территориальной целостности или безопасности государства, проповедуют расизм, национальную, социальную или религиозную рознь.
Вмешательство органов государственной власти в деятельность общественных объединений не допускается (ч.1 ст.17 Закона “Об общественных объединениях”). Все общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом.