Свобода массовой информации и цензура
Конституция закрепила свободу массовой информации в ч.5 ст.29, использовав краткую, но емкую формулу: “Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается”.
Вступление России в Совет Европы обусловило использование в российской правовой системе ряда нормативных документов Европейского Сообщества. Еще Указ Президента РФ “О гарантиях информационной стабильности и требованиях к телерадиовещанию” от 20 марта 1993 г. рекомендовал всем государственным телерадиокомпаниям руководствоваться Резолюцией 428 (1970) Консультативной Ассамблеи Совета Европы “Относительно Декларации о средствах массовой информации и правах человека”, Рекомендацией Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) 748 (1975) “О роли национального вещания и управлении им”, Резолюцией 820 (1984) ПАСЕ “Об отношениях парламентов государств со средствами массовой информации”. В целом российское законодательство в области средств массовой информации соответствует международным нормам. Однако зачастую реального воздействия на статус и стиль работы СМИ эти документы пока не имеют.
Закон РФ “О средствах массовой информации” от 27 декабря 1991 г. с изменениями от 13 января и 6 июня 1995 г. закрепляет гарантии свободы массовой информации. Особое внимание обращается на цензуру – требование от средств массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы, а также наложение запрета на распространение сообщений и материалов или их отдельных частей. Цензура в любой форме запрещается, а при обнаружении органов или организаций, учреждений или должностей, в задачи или функции которых входит осуществление цензуры в любой форме средств массовой информации, их финансирование немедленно прекращается и они немедленно ликвидируются в установленном законом порядке.
Согласно ч.1 ст.10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод допускается государственное лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий. Однако это не означает допущение государственной монополии на средства массовой информации. Так, Европейский суд по правам человека “определил, что статья 10 была нарушена, когда Австрия законодательно установила государственную монополию на вещание. Главный вопрос для Суда состоял в том, необходима ли такая монополия для достижения какой-либо из допустимых целей схемы лицензирования. Суд сделал вывод, что она не является необходимой для обеспечения объективной беспристрастности, сбалансированности и разнообразия вещания”[128].
По существу свобода массовой информации является свободой частных средств массовой информации в их воздействии на общественное мнение и в конечном счете на государственную власть. Существование государственных СМИ допустимо лишь постольку, поскольку в условиях существования множества аналогичных частных СМИ государственные не смогут оказать существенное влияние на формирование общественного мнения. Такова, например, позиция по этому вопросу Федерального конституционного суда ФРГ[129].
Хотя свобода СМИ – это и свобода от государства, из содержания ч.5 ст.29 не вытекает запрет на государственные дотации СМИ. Конечно, государственное дотирование СМИ всегда в какой-то мере будет означать косвенное влияние на политику и идеологию, выражаемую СМИ. Однако с точки зрения правового равенства возможны равные для всех категорий СМИ, указанных в законе, государственные дотации, если они необходимы в демократическом обществе ради обеспечения плюрализма СМИ и права на информацию. “Государственные дотации прессе допустимы лишь в том случае, если они предоставляются на основе установленных законом общих и нейтральных по отношению к содержанию критериев и не ведут ни к установлению зависимости от государства, ни к нарушению механизма хозяйственного выравнивания”[130].
Такое решение вопроса о государственных дотациях имеет мало общего с российской антиконституционной практикой в сфере массовой информации, когда независимые от государства СМИ существуют главным образом в Москве, Санкт-Петербурге и еще некоторых крупных городах, а в провинции большинство СМИ существуют за счет дотаций региональных и местных органов государственной власти, часто выступающих одновременно учредителями этих СМИ[131]. По существу в провинции существует регионально-государственная монополия на СМИ, что имеет объективные предпосылки (отсутствие в гражданском обществе достаточных независимых источников финансирования, заинтересованных в независимых от государства СМИ), но несовместимо со свободой массовой информации.
Из п.5 ст.29 вытекает право СМИ требовать от государства обеспечения формально равного доступа на рынок массовой информации, но не вытекает право СМИ требовать от государства принимать меры для сохранения этого СМИ на рынке. Однако в современных российских условиях без государственных дотаций рынок массовой информации, плюрализм и конкуренция СМИ будут невозможны. В то же время российская традиция финансирования СМИ тоже не дает не рынка, ни плюрализма СМИ.
Естественно, плюрализм СМИ не означает плюрализм внутри отдельных СМИ, тем более государственных. Свобода СМИ защищает журналистов и редакторов от государственно-властного вмешательства в их деятельность, но не от вмешательства (установок) со стороны издателей, управляющих структур, владельцев и т.д. И если плюрализм частных СМИ предполагает и плюрализм мнений, выражаемых разными СМИ, то в государственных СМИ может и не быть свободы выражения мнений, тем более – плюрализма мнений разных государственных СМИ.
2.3.3. Право на объединение