Пределы свободы информации и государственная тайна
Часть 4 ст.29 Конституции гарантирует право каждого на информацию – самостоятельное конституционное право, позволяющее каждому человеку свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Под информацией законодатель понимает сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления (ст.2 Федерального закона “Об информации, информатизации и защите информации” от 25 января 1995 г.). "Передача" информации в смысле ч.4 ст.29 означает коммуникацию с конкретными лицами (адресатами), а "распространение" информации производится для всеобщего сведения или для неопределенного круга лиц. "Производить" информацию в смысле ч.4 ст.29 означает фиксировать на носителях информации сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах и т.д. Частным случаем свободы производить информацию является свобода творчества и преподавания (ч.1 ст.44 Конституции). Любая информация, произведенная в результате творчества или передаваемая в процессе преподавания, является предметом интеллектуальной собственности в смысле ч.1 ст.44.
В отличие от мнения (свобода выражения мнений), информация не содержит оценочных суждений лица, производящего ее, передающего или распространяющего (информация, произведенная в процессе творчества или преподавания, воплощена в продуктах творческой или преподавательской деятельности и поэтому отражает ценностную позицию автора). Поэтому в отношении распространения информации не действуют специальные ограничения, сформулированные в ч.2 ст.29 Конституции. Вместе с тем, если распространение информации определенного содержания, независимо от ее достоверности, преследует цель возбуждения социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды, то такое распространение информации можно рассматривать как пропаганду или агитацию в смысле ч.2 ст.29. Это следует из ч.2 ст.10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, допускающей ограничение свободы информации в интересах общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступности; эти мотивы ограничения свободы информации следует рассматривать как вытекающие из общей оговорки ч.3 ст.17 Конституции.
Разумеется свобода информации может быть ограничена федеральным законом по основаниям ч.3 ст.55 Конституции, а также в целях предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально (ч.2 ст.10 Европейской Конвенции; ч.3 ст.17 Конституции). Установленная законом система ограничений прав гражданина на информацию обусловлена пределами, зафиксированными в Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации. “Ограничения этого права, – сказано в ней, – могут устанавливаться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности”.
В силу положений ст.23 и ч.1 ст.24 Конституции свобода информации ограничена неприкосновенностью частной жизни и тайной коммуникаций и получает конституционную защиту только в тех случаях, когда поиску и получению информации препятствует государство. Все пользователи информацией обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой информации. Государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными, за исключением документированной информации, отнесенной законом к категории ограниченного доступа.
Эта информация по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне и конфиденциальную. Законом запрещено относить к информации с ограниченным доступом:
а) законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
б) документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, санитарно-эпидемиологическую, демографическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом[127];
в) документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;
г) документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Данные положения ст.10 Федерального закона “Об информации, информатизации и защите информации” полностью соответствует положениям п.4 ст.29, п.3 ст.41, ст.42, п.2 ст.24 Конституции, касающимся реализации права на информацию.
Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст.2 Закона РФ “О государственной тайне” от 21 июля 1993 г.). Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну, а также согласие на частичные, временные ограничения их прав, в том числе и на проверочные мероприятия в отношении их проводимые полномочными органами. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или по работе, влечет за собой уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность.
Конституция однозначно устанавливает: “Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом” (ч.4 ст.29 Конституции). Это конституционное положение не допускает дискреционные полномочия исполнительной власти по определению перечня сведений, составляющих государственную тайну.
Однако согласно ст.9 Закона РФ “О государственной тайне”, принятому до вступления в силу Конституции, право решать, какие сведения являются государственной тайной, частично передано исполнительно власти: межведомственная комиссия по защите государственной тайны, состав которой по представлению Правительства утверждает Президент РФ, формирует перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Указанный перечень утверждается Президентом РФ, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости.
Таким образом, существующий порядок ограничения свободы информации по мотивам государственной тайны является неконституционным.
Другой вид документированной информации с ограниченным доступом – это конфиденциальная информация. Ее перечень устанавливается законодательством Российской Федерации. Не вызывает сомнения, что персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации.
Федеральный закон “Об информации, информатизации и защите информации” в точном соответствии с конституционными нормами закрепляет, что не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения. Ограничения прав граждан Российской Федерации на основании использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещены и караются в соответствии с законодательством.
Деятельность правоохранительных органов связана с документами, представляющими государственную тайну и конфиденциальную информацию. В процессе своей оперативной работы этим органам запрещается разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (ст.5 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г.). Вместе с тем, исходя из специфики оперативно-розыскной деятельности, сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ст.12 Закона ).