Ограничения свободы выражения мнений
Правовая свобода означает свободу делать все, что не нарушает свободу других, или все, что не запрещено правом. Свобода придерживаться любого мнения (свобода мысли) не означает свободу навязывать это мнение другим или публично выражать такое мнение, которое отвергает саму правовую свободу. Поэтому свободное выражение людьми своих мнений налагает и особые обязанности, и особую ответственность. Международная практика в интересах сохранения мира, безопасности, культуры выработала особые ограничения в пользовании данным правом. Ограничения предусмотрены ст.19 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст.29 Всеобщей декларации прав человека, а также другими международными документами. Наиболее подробный перечень мотивов ограничения свободы выражения мнений и свободы информации содержится в ч.2 ст.10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод: “Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с формальностями, условиями, ограничениями или штрафными санкциями, предусмотренными законом и необходимыми в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья и нравственности, защиты репутации и прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия”[124].
Эти ограничения, допустимые с точки зрения европейского права, возможны в России постольку, поскольку они предусмотрены Конституцией.
Второе предложение в ч.2 ст.29 Конституции запрещает пропаганду (т.е. любое публичное распространение и разъяснение воззрений, идей, учений, верований, и т.п.) социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Первое предложение в ч.2 ст.29 устанавливает, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду. Это означает, что недопустимы такие формы и способы, такое содержание пропаганды и агитации, которые сами по себе не запрещены и, возможно, не являются пропагандой превосходства в смысле второго предложения ч.2 ст.29, но возбуждают ненависть или вражду по названным мотивам. Например, коммунистическая агитация или пропаганда в конкретном проявлении может и не содержать пропаганды какого-то социально-классового превосходства; но если это пропаганда идей “диктатуры пролетариата” и “классовой борьбы” (идеология социальной ненависти и вражды), то она должна пресекаться как нацеленная на возбуждение социальной ненависти и вражды. Или: если некая патриотическая агитация, не преследующая цель обоснования национального или религиозного превосходства, тем не менее возбуждает национальную или религиозную ненависть и вражду, она также должна пресекаться.
Запрещение пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства корреспондирует положению ч.5 ст.13 Конституции, которое также указывает на запрет, то есть признание общественно вредным, ненужным, недопустимым к применению, пользованию создание и деятельность общественных объединений, преследующих подобные цели. Причем, понятие “запрещается” более широкое, чем понятие “не допускается”, которое является его частью.
Ст.282 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, если эти действия совершены публично или с использованием средств массовой информации. Возбуждение же социальной вражды (а социальная вражда в ч.2 ст.29 Конституции ставится на первое место как самая опасная), вопреки Конституции, Уголовным Кодексом не наказывается.
Практика Европейского суда по правам человека исходит из правомерности установления любых законодательных ограничений свободы выражения мнений на государственной службе: если у гражданина есть право свободно выражать свое мнение в качестве частного лица, то это еще не значит, что у него есть право занять государственную должность, чтобы выражать это мнение на государственной службе[125]. Такая позиция обусловлена тем, что Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и, соответственно, Европейский суд не признают право на равный доступ к государственной службе (см. 2.3.6.). Это не означает, что ст.10 Европейской Конвенции вообще не применима к государственной службе. Просто специфика государственной службы во многих странах предполагает такие ограничения свободы выражения мнений, что говорить о свободе выражения мнений государственными служащими бессмысленно. Показательно, например, следующее утверждение судей Европейского суда: “Это не исключает возможности, что статья 10 применима даже к государственной службе, на которой всякая по внутригосударственному праву свобода выражения мнений является de jure или de facto несуществующей” (Решение по делу Kosiek v. Germany от 28 августа 1986 г. (№ 105), 9 E.H.R.R. 328)[126].