Проблема альтернативной гражданской службы
Часть 3 ст.59 предусматривает возможность для гражданина Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, заменить ее альтернативной гражданской службой. Часть 4 ст.3 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях” от 24 сентября 1997 г. воспроизводит положение ч.3 ст.59 Конституции о праве на альтернативную гражданскую службу.
Ни один из международных документов о правах человека не предусматривает прямо права на замену воинской службы альтернативной гражданской, однако желательность введения подобного института подчеркивалась многими международными правительственными и неправительственными организациями. Так, например, Рекомендация Комитета Министров стран-участниц Совета Европы № R (87) 8[118] рекомендует принятие единообразных национальных процедур в отношении альтернативной гражданской службы. Рекомендации предлагают, чтобы “каждому подлежащему призыву на военную службу, кто, по признанным соображениям, связанным с его убеждениями, отказывается принимать участие в применении оружия, будет предоставлено право освобождения от такой службы, в соответствии с указанными ниже условиями. Такие лица могут быть призваны к выполнению альтернативной службы”. Условиями, которые Совет Европы включает в данную рекомендацию, является требование о предоставлении полной информации лицам, подлежащим призыву, о порядке и возможностях прохождения альтернативной службы; право на апелляцию отрицательного решения в независимый орган, не связанный с военными властями. Также предусматривается, что альтернативная служба должна быть гражданской по своему характеру, что ее продолжительность должна быть сопоставима с продолжительностью военной службы, и что альтернативная служба не должна использоваться в качестве санкции за отказ служить в армии. Предусматривается также, что для лиц, проходящих альтернативную службу, должны быть предусмотрены не меньшие социальные и финансовые права, чем для лиц, проходящих военную службу[119].
Практика большинства европейских стран, где существует обязательный призыв на военную службу, предусматривает альтернативную гражданскую службу. Например, Основной Закон ФРГ, в ст.12а предусматривает, что “лица, отказывающиеся нести военную службу с оружием по мотивам вероисповедания, обязаны нести службу, ее заменяющую. Продолжительность заменяемой службы не может превышать срока военной службы. Подробности устанавливаются законом, которым не может нарушаться свобода вероисповедания; кроме того, должна быть предусмотрена возможность несения заменяемой службы, никак не связанной с вооруженными силами и частями федеральной пограничной службы”.
Несмотря на то, что Конституция предусматривает принятие специального закона, регулирующего основания и порядок прохождения альтернативной службы, такой закон до сих пор не принят. Он был одобрен Государственной Думой в первом чтении в 1994 г., и с тех пор несколько раз отклонялся во втором чтении, из-за разногласий в Думе по принципиальным вопросам. Тем не менее, поскольку в соответствии со ст.15 Конституции, права и свободы являются непосредственно действующими, гражданин может ссылаться на право проходить альтернативную службу и до принятия закона об альтернативной службе. Отказ в признании такого права может быть обжалован в суд. Ограниченная судебная практика по делам такого рода показывает, что суды оказывают содействие в реализации права граждан на альтернативную службу и при отсутствии соответствующего закона. Аналогичным образом решаются и уголовные дела, возбуждаемые по ст.80 УК РСФСР – уклонение от очередного призыва на военную службу (в новом УК РФ, вступившем в силу с 1 января 1997 г. – ст.328) – в том случае, если на суде установлено, что лицо, в силу своих убеждений, признаваемых в обществе не может участвовать в военной службе, как правило, выносятся оправдательные приговоры[120].
Политические права и свободы
Общие положения
Политические права и свободы описывают правомочия, позволяющие гражданам участвовать в формировании и осуществлении государственной власти, обеспечивающие активную самореализацию человека в обществе и государстве (status activus). Личные права присущи каждому человеку от рождения независимо от территории государства, где он родился или в данный момент проживает. В отличие от них политическими правами обладают преимущественно граждане данного государства, особенно это касается избирательных прав. В то же время свобода выражения мнений и свобода массовой информации, право на объединение гарантируются каждому человеку. Политические права и свободы могут быть реализованы как индивидуально (например, право на участие в отправлении правосудия или право обращаться в государственные органы), так и коллективно (то же право обращаться в государственные органы, право на объединение, на собрание, митинги).
Российское государство, порвав с советской практикой декларативного признания международных документов в области прав человека, на конституционном уровне закрепляет прямое действие основополагающих норм и принципов международного права (ст.18 Конституции РФ) и приводит в соответствие с ними законодательство и правоприменительную практику в Российской Федерации[121]. Международные конвенции в области политических прав, имеющие для России обязывающий характер, такие как Международный пакт ООН о гражданских, политических правах (1966 г.), присоединение Российского государства (в связи с вступлением в Совет Европы) к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также внесение в свое законодательство необходимых изменений, вытекающих из прецедентного права, создаваемого решениями Европейского Суда по правам человека, могут стать прочной правовой основой для защиты прав гражданина в России.
Основания ограничения политических прав ради защиты иных конституционно значимых целей включают в себя, помимо общих требований части 3 ст.17 и части 3 ст.55 Конституции, также конкретные требования части 5 ст.13 и части 2 ст.29 Конституции, устанавливающие запрет выражения и распространения антиправовой и антидемократической идеологии и осуществления такой же практики. В международной практике считается общепризнанным ограничение политических прав и свобод в условиях чрезвычайного положения (ст.4 Международного пакта о гражданских и политических правах). В Российской Федерации при введении чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя следует руководствоваться ст.56 Конституции и Федеральным законом о чрезвычайном положении от 17 мая 1991 г., устанавливающим пределы и сроки его действия. Перечень конкретных ограничений политических прав и свобод в период чрезвычайного положения включает в себя запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий, забастовок, а также предусматривает ограничение свободы печати, приостановление деятельности политических партий и общественных организаций при попытках насильственного изменения конституционного строя, массовых беспорядках и других действиях, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов.
Ограничение политических прав граждан (в частности, права граждан на равный доступ к государственной службе) также может осуществляться в качестве меры наказания, предусмотренной УК РФ за совершение ряда преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Так, например, ст.285 УК РФ – злоупотребление должностными полномочиями, ст.286 – превышение должностных полномочий, кроме отбытия наказания в местах лишения свободы, предусматривают – в качестве альтернативной меры – временное лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
2.3.2. Свобода выражения мнений, свобода информации и средств массовой информации
Определение терминов
Положения ст.29 и ч.1 ст.44 Конституции гарантируют право на свободу выражения своего мнения (выражения убеждений, мысли, в частности, творческой). Согласно ч.1 ст.10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод “Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства государственных органов и независимо от государственных границ. Эта статья не препятствует государствам вводить лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий”[122].
Свобода творчества и преподавания, о которой идет речь в ч.1 ст.44 Конституции – это частный вариант свободы объективировать свои мысли.
Использование в ч.1 ст.29 Конституции выражения “свобода мысли и слова” является крайне неудачным. В принципе его можно понимать как своду “говорить то, что думаешь”. Вместе с тем, в международно-правовых документах термин “свобода мысли” употребляется в связи с понятиями “свобода совести” и “свобода религии” (например, ст.9 Европейской Конвенции). “Свобода мысли” есть характеристика духовной свободы человека, причем той ее сферы, которая не доступна правовому регулированию, если она не выражается в коммуникациях. Если свобода совести означает свободу не придерживаться господствующей в обществе морали или религии, что так или иначе выражается в поведении человека, доступном правовому регулированию, то свобода мысли, свобода иметь любые убеждения в мыслях может никак не проявляться во внешне выраженном поведении. Получается, что даже при тоталитарном режиме существует свобода мысли: люди думают одно, говорят другое, делают третье.
Следует согласиться со следующим определением: “Свобода мысли – это естественное прирожденное свойство человека, связанное с определением им своего отношения к предметам, явлениям, событиям окружающего мира, со свободным формированием собственных убеждений относительно всего происходящего... это процесс внутренней психологической, социокультурной, политической, этической и других характеристик человека. Она может оставаться достоянием человека, скрытым от других. Но, как правило, у индивида возникает потребность выразить свое отношение к внешнему миру, событиям и явлениям, передать это отношение людям, составляющим ближайшую социальную группу, либо более широкому кругу людей... Для осуществления этой потребности человек обладает свободой слова, т.е. правом объективировать свои мысли устно, письменно, в политических и философских концепциях, в художественных образах и т.д.”[123]. Но из этого определения вытекает, что свобода мысли, в отличие от свободы слова, не доступна правовому регулированию, и о естественном праве на свободу мысли (т.е. вольнодумство?) можно говорить в той же мере, что и о естественном праве дышать, питаться и т.д.
Свобода слова является частным проявлением свободы распространять информацию, свободы выражения своего мнения. Свобода выражения мнений означает и свободу от принуждения к выражению своих мнений и убеждений (ч.3 ст.29 Конституции).
Свобода выражения мнений, свобода получать и распространять информацию и свобода средств массовой информации описываются прежде всего понятием status negativus – поскольку это свободы от государственного и частного вмешательства. Они (включая свободу творчества и преподавания) относятся к числу политических свобод и описываются понятием status activus постольку, поскольку они используются как средство самореализации человека в обществе и государстве, для участия в формировании и осуществлении государственной власти. Свобода средств массовой информации есть условие существования независимой “четвертой власти” в государстве. Вместе с тем, мнения и информация могут выражаться и распространяться в частных коммуникациях в ближайшем окружении человека, никак не воздействовать на общество и государство.
Идеологическое многообразие, являющееся одной из незыблемых основ конституционного строя России, предполагает наличие множества мнений, т.е. различных взглядов, суждений на события общественной жизни, которые имеют равное право на существование. Учитывая опыт существования официальной идеологии марксизма-ленинизма и травлю инакомыслящих, создатели российской Конституции пошли на прямой запрет идеологического монизма. Часть 2 ст.13 гласит: “Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной”.