Позиция Конституционного Суда РФ по вопросам ограничения свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства
Принятие Постановления Правительства № 713 преследовало цель ограничить еще больший произвол региональных властей в отношении свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства. Однако, оказалось, что регионы России, в которых достаточно высок миграционный прирост – крупные города, экономически более благополучные области – крайне заинтересованы в сохранении административного регулирования права на выбор места жительства. Результатом этого стало то, что ограничения на регистрацию перешли на региональный уровень, а кое-где даже на уровень органов местного самоуправления, которые как будто вступили между собой в соревнование по строгости ограничений на прием мигрантов[109].
В апреле 1996 г., год спустя после предыдущего постановления о прописке, Конституционный Суд вновь вынужден был рассмотреть вопрос об ограничении прав граждан на выбор места жительства. Речь идет о Постановлении от 4 апреля 1996 г. № 9-П по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы.
Поводом к рассмотрению дела Судом послужили запрос главы Республики Коми с требованием признать не соответствующими Конституции Российской Федерации ряд положений нормативных актов города Москвы, Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, а также индивидуальные жалобы граждан о проверке конституционности положений нормативных актов города Москвы. По мнению заявителей, оспариваемые акты нарушали статьи 4, 27, 35, 55 и 76 Конституции РФ.
Суд отказался рассматривать оспариваемые нормативные акты города Воронежа, признав, что они являются актами органов местного самоуправления и, следовательно, разрешение вопроса об их конституционности к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации не относится.
Суть оспариваемых региональных актов состояла в введении различных условий и ограничений на право выбора места жительства в регионах. Так, оспариваемое Постановление Государственной думы Ставропольского края, которым утверждено Временное положение о пребывании и определении на постоянное место жительства в Ставропольском крае, устанавливаело, что право граждан на выбор места жительства в Ставропольском крае реализуется только на возмездной основе, а регистрация по месту жительства в населенных пунктах Кавказских Минеральных Вод возможна лишь при наличии специального разрешения, которое выдается в пределах ежегодных квот, равных 0,5 процента от числа жителей соответствующего населенного пункта.
В Московской области распоряжениями главы администрации был утвержден Порядок рассмотрения заявок на приобретение лицензий на право приглашения в Московскую область иногородних специалистов и установлена их стоимость (от 6 до 9 миллионов рублей за семью из трех человек, в зависимости от близости района к Москве), а также то, что обязанность приобретать такую лицензию возлагается не только на юридические лица, но и на физических лиц.
Закон города Москвы “О сборе на компенсацию затрат городского бюджета по развитию инфраструктуры города и обеспечению социально-бытовыми условиями граждан, прибывающих в г. Москву на жительство” устанавливал, что граждане Российской Федерации, прибывающие на жительство в город Москву на жилую площадь, принадлежащую им на праве собственности, уплачивают сбор в 500-кратном размере минимальной месяеной оплаты труда. Согласно п.1 утвержденного Постановлением Правительства Москвы Порядка рассмотрения вопросов прописки (регистрации) граждан, проживающих за пределами г. Москвы и Московской области, прибывающих в г. Москву на жилую площадь, принадлежащую им на праве собственности [замененном впоследствии Постановлением Правительства Москвы и Правительства Московской области “О регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту проживания и по месту жительства в Москве и Московской области], прописке (регистрации) в городе Москве подлежат только граждане, уплатившие установленный Законом сбор.
Суд пришел к выводу, что акты, принятые к рассмотрению, непосредственно затрагивают право на выбор места жительства, которое принадлежит гражданину от рождения и, как и другие основные права и свободы, является неотчуждаемым (ч.2 ст.17 Конституции Российской Федерации и ст.150 Гражданского кодекса Российской Федерации). Суд также указал, что это право не носит абсолютного характера и подлежит правовому регулированию. При этом, правовой режим ограничений права на выбор места жительства может вводится только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Общим требованием Конституции Российской Федерации и международно-правовых норм является положение о том, что ограничения права на свободный выбор места жительства могут быть наложены только законом. Суд указал: “В данном случае понятием “закон” охватываются исключительно федеральные законы, но не законы субъектов Российской Федерации, поскольку иначе названной норме придавался бы неконституционный смысл” (абз.7 п.3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г.).
Суд пришел к выводу, что положения об уплате сбора и предоставлении квитанций о его уплате как условии для регистрации гражданина противоречат Закону О праве граждан РФ на свободу передвижения и Правилам регистрации и фактически устанавливают совершенно иной – разрешительный – правовой режим регистрации граждан, который не соответствует основному праву каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно выбирать место жительства. Суд установил: “Реализация конституционного права на выбор места жительства не может ставиться в зависимость от уплаты или неуплаты каких-либо налогов и сборов, поскольку основные права граждан Российской Федерации гарантируются Конституцией без каких-либо условий фискального характера. Таким образом, отказ в регистрации в связи с невыполнением гражданином обязанностей по уплате налогов и иных сборов противоречит Конституции Российской Федерации... (абз. 15 п.3 мотивировочной части Постановления)”.
Помимо этого, по мнению Суда, распоряжение главы администрации Московской области не соответствует и статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой выдача лицензий возможна только в отношении строго определенных видов деятельности, устанавливаемых федеральным законом. Поскольку Конституция Российской Федерации исключает возможность установления налогов и сборов органами исполнительной власти, то, установив лицензионный сбор за поселение в Московской области, глава администрации Московской области вышел за пределы своих полномочий и в нарушение статьи 57 Конституции Российской Федерации вмешался в сферу деятельности законодателя.
Еще одним аргументом Конституционного Суда при рассмотрении вопроса о конституционности сбора на право регистрации в регионах стало соблюдение принципа равенства в соответствии с Конституцией Российской Федерации, который в данном случае требует учета фактической способности к уплате налога, исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Суд указал, что статья 2 закона города Москвы от 14 сентября 1994 г. не учитывала финансового потенциала различных налогоплательщиков и фактически устанавливала подушную систему налогообложения, что при чрезмерно высоком налоге означало взыскание существенно большей доли из имущества неимущих или малоимущих граждан и меньшей доли – из имущества более состоятельных граждан. Такое налогообложение, парализующее реализацию гражданами их конституционных прав, должно быть признано несоразмерным. Поэтому при чрезмерности налогов и сборов проблема их дифференциации в связи с обеспечением принципов равенства и справедливости приобретает особое значение. На этом основании Суд установил, что “статья 2 Закона города Москвы от 14 сентября 1994 года ... не соответствует Конституции Российской Федерации (статьи 7, 19 (часть 1), 55 (часть 3), 57) в той части, в какой она нарушает конституционные принципы равенства и соразмерного конституционно значимым целям ограничения основных прав и свобод человека и гражданина, а также искажает смысл общих принципов налогообложения в Российской Федерации” (абз.6 п.5 мотивировочной части Постановления).
Исходя из этого вывода Суд постановил (абз.2 п.2 Постановления) признать ст.2 данного Закона не соответствующей Конституции Российской Федерации, а именно, конституционным принципам равенства (ч.1 ст.19), соразмерности ограничения прав и свобод человека и гражданина конституционно значимым целям (ч.3 ст.55) и социального государства (ст.7). По существу Конституционный Суд постановил, что, во-первых, устанавливать плату за поселение в населенном пункте можно, но это никак не должно влиять на регистрацию гражданина по избранному им месту жительства (видимо, это принцип правового государства); во-вторых, плата должна быть дифференцированной – в зависимости от финансового потенциала различных налогоплательщиков (это принцип социального государства). Причем в п.5 мотивировочной части Постановления объясняется, что принцип равенства в социальном государстве предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов. Какое перераспределение доходов будет справедливым, Конституционный Суд не уточнил (см. 1.3.3.).
Временное положение о пребывании и определении на постоянное место жительства в Ставропольском крае устанавливало, что граждане Российской Федерации имеют право на выбор места жительства во всех населенных пунктах Ставропольского края, кроме городов Кавказских Минеральных Вод и прилегающих к ним населенных пунктов, где поселение возможно лишь при наличии специального разрешения, выдаваемого только главами администраций соответствующих районов и городов на основании рекомендаций специально создаваемых комиссий при главах администраций и в пределах ежегодных квот, равных 0,5 процента от числа жителей соответствующего населенного пункта. Конституционный Суд решил, что, введя квоту на поселение в городах Кавказских Минеральных Вод, Государственная Дума Ставропольского края установила ограничения на выбор места жительства, что может быть сделано только федеральным законодателем, а также вмешалась в сферу регулирования прав и свобод человека и гражданина, относящуюся к исключительному ведению Российской Федерации, в соответствии с пунктом “в” статьи 71 Конституции Российской Федерации. Требование уплаты соответствующих сумм в качестве условия регистрации граждан придало такой регистрации разрешительный характер, тем самым ограничив, в нарушение статьи 55 часть 3 Конституции РФ, право каждого, кто законно находится на территории РФ, свободно выбирать место жительства в соответствии со статьей 27, часть 1 Конституции РФ[110].
Особое мнение по этому делу выразил судья М.В.Баглай, позиция которого оставляет двойственное впечатление. Прежде всего судья Баглай не усмотрел нарушений Конституции в рассматриваемых актах. По мнению судьи Баглая, субъект Российской Федерации обязан защитить права граждан, проживающих на его территории, которые могут быть нарушены в результате “массовой, неконтролируемой миграции”. Судья обосновал свое мнение пунктом “б” части 1 статьи 72 Конституции РФ, которая относит к совместному ведению РФ и субъектов РФ защиту прав и свобод граждан и обеспечение общественной безопасности.
Однако следует подчеркнуть, что п.”б” ч.1 ст.72 Конституции говорит о защите прав и свобод человека и гражданина (и о других вопросах), в то время как п.”в” ст.71 Конституции относит к ведению Федерации регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина. Законодатель субъекта Федерации, защищая права граждан, проживающих на его территории, не может при этом ограничивать конституционные права и свободы других граждан Российской Федерации. Согласно ч.3 ст.55 это может быть сделано только федеральным законом.
Более важным представляется особое мнение судьи Баглая в части трактовки равенства в социальном государстве, предложенной в данном Постановлении Конституционного Суда. Что касается чрезмерности и недифференцированности сборов, то, по мнению судьи Баглая, запрет на них прямо не вытекает из статьи 7 Конституции и принципа социального государства; сборы должны быть не чрезмерными и предусматривать определенные льготы, но это не означает прямой увязки с доходами. Законодатель, регулирующий свободу выбора места жительства, должен не задаваться целью перераспределения доходов между малоимущими и более состоятельными гражданами, а руководствоваться правовым принципом формального равенства граждан. Но также он должен исправлять этические пороки формального равенства, исходя из принципов добра и справедливости, закрепленных в Преамбуле Конституции. “Хотя правовое государство начинается с формального равенства, однако равенство граждан и их свободы нельзя доводить до абсурда, ограничиваясь одним равенством правовых статусов. В ограничении прав одних лиц может состоять правомерная защита прав других лиц”.
В 1997 г. Конституционный Суд снова вернулся к рассмотрению вопроса о конституционности законодательных ограничений на право граждан выбирать место жительства, в Постановлении от 2 июля 1997 г. № 10-П. На этот раз поводом для рассмотрения в суде послужило обращение граждан Ш., С. и К., которым было отказано в регистрации по месту проживания в Московской области на основании Закона Московской области “О сборе на компенсацию затрат бюджета Московской области по развитию инфраструктуры городов и других населенных пунктов области и обеспечению социально-бытовыми условиями граждан, прибывающих в Московскую область на постоянное жительство”. Положения закона были практически идентичны положениям закона г. Москвы, которые были признаны неконституционными Постановлением Конституционного Суда от 6 апреля 1996 г. № 9-П.
Как и в Постановлении от 6 апреля 1996 г., Суд признал положения закона Московской области неконституционными на основании их несоответствия ч.1 ст. 27, ч.3 ст.55 и ч.3 ст.75 Конституции. Суд снова указал, что требование внести сбор “на компенсацию затрат бюджета Московской области” до дня подачи заявления и необходимых документов о регистрации приводит к установлению разрешительного характера регистрации. Такой порядок противоречит части 1 ст.27 Конституции, которая предусматривает право каждого, кто законно находится на территории РФ свободно выбирать место жительства, а также установленному Законом РФ от 25 июня 1993 г. “О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации” уведомительному порядку регистрации граждан.
Суд также сослался на ст.75 Конституции и на Закон РФ от 27 декабря 1991 г. “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, согласно которому органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации. Поскольку сбор, вводимый Законом Московской области, не предусмотрен федеральным законодательством, он был признан несоответствующим требованию ст.75 Конституции.
2.2.4.5. Право выезжать за пределы России и право граждан РФ беспрепятственно возвращаться в Россию
Часть 2 ст.27 Конституции говорит о праве каждого свободно выезжать за пределы РФ и о праве граждан РФ свободно возвращаться в свою страну. В настоящее время в России действует Федеральный Закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 г.
Закон разделяет правовое регулирование порядка въезда и выезда для граждан РФ и иностранных граждан и лиц без гражданства. Право гражданина РФ на выезд из Российской Федерации может быть ограничено по ряду оснований, перечисленных в Законе. В частности, ст.15 говорит о возможности временного ограничения права гражданина РФ на выезд из Российской Федерации, если он:
1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограниение права на выезд из Россйской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, при том, что указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из Российской Федерации может быть продлен Межведомственной Комиссией, образуемой Правительством Российской Федерации. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десяти лет;
2) в соответствии с законодательством Российской Федерации призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу – до окончания воинской службы или альтернативной гражданской службы;
3) задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого, – до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;
4) осужден за совершение преступления, – до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;
5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, – до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;
6) сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Российской Федерации, – до решения вопроса, на срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.
По сходным критериям может быть ограничен и порядок выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением пунктов 1 и 2 ст.15.
Такие ограничения, установленные федеральным законом, введены в целях защиты прав других лиц и обеспечения безопасности государства, на основании ч.3 ст.55 Конституции.
Закон также предусматривает, что орган внутренних дел обязан выдать гражданину уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения права на выезд, другие сведения, а также полное наименование и юридический адрес организации, взявшей на себя ответственность за такое ограничение. В случае, если ограничение связано с государственной тайной, оно обжалуется в Межведомственную комиссию, образуемую Правительством Российской Федерации. Ограничение может быть также обжаловано в суд.
В 1995 г. Конституционный Суд РФ рассмотрел дело, в котором С. обжаловал конституционность ст.64 "а" Уголовного Кодекса Российской Федерации 1968 г., с последующими изменениями и дополнениями (ныне недействущего), которая предусматривала уголовную ответственность за измену Родине, которая квалифицировалась как “деяние, умышленно совершенное гражданином СССР в ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности или государственной безопасности и обороноспособности СССР: переход на сторону врага, ... бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы в СССР..."
С. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом "а" ст. 64 УК РСФСР в 1982 году, и кассационная и последующие жалобы С. были оставлены без удовлетворения. В 1991 г. Президиум Верховного Суда РСФСР оставил приговор в силе, подтвердив вывод о виновности С. в измене Родине, выразившейся в отказе возвратиться из-за границы и выдаче государственной тайны и оказании помощи иностранным государствам в проведении враждебной деятельности.
С. оспаривал конституционность всего пункта "а" ст.64 УК РСФСР. Однако, ниже будет приведена только аргументация и решение в части, касающейся отказа вернуться в СССР, имеющая отношение к ч.2 ст.27 Конституции.
Суд в своем решении указал, что, согласно статье 27 (часть 2) Конституции Российской Федерации каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации; гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Ограничения права свободно выезжать за пределы Российской Федерации, как и любого другого конституционного права, допустимы в строго определенных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации целях. Суд пришел к выводу, что предусмотренное оспариваемой нормой деяние в силу Конституции Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации, не может рассматриваться как преступление, посягающее на оборону, суверенитет, территориальную неприкосновенность, государственную безопасность или обороноспособность, служить самостоятельным основанием для уголовной ответственности за измену Родине, и признал его не соответствующим части 2 ст.27, и части 3 ст.55 Конституции Российской Федерации.
В то же время, Суд признал остальные положения пункта "а" статьи 64 УК РСФСР, которые квалифицировали как измену Родине такие действия как шпионаж, выдача государственной или военной тайны иностранному государству, оказание иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности против СССР и заговор с целью захвата власти, соответствующими Конституции Российской Федерации.
По данному делу было выражено два особых мнения. Особое мнение судьи Н.В.Витрука было основано на том, что определение криминальности тех или иных деяний находится в ведении законодателя, и не является предметом конституционного регулирования. В частности, судья указал:
"Установление ограничений конституционного права каждого свободно выезжать за пределы Росийской Федерации допустимо, если они соответствуют требованиям части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.”
По мнению судьи Витрука, “исходя из уголовно-правовой теории и судебной практики, можно признать, что содержание пункта "а" статьи 64 УК РСФСР относительно бегства за границу или отказа возвратиться из-за границы на Родину как самостоятельной формы измены Родине является несовершенным и, возможно, даже ошибочным с позиции законодательного вида регулирования данного вида отношений между государством и личностью, ибо в данном случае нет необходимой ясности и четкости в решении вопроса о степени общественной опасности указанных неправомерных действий специальной категории лиц. Однако этот вопрос не является предметом конституционного регулирования.”
С таким мнением трудно согласиться, так как права и свободы граждан входят в предмет конституционного регулирования, а нечеткость и расплывчатость в определении уголовно-наказуемых деяний прямо ведут к возможности нарушения таких прав. Тем более, в данном случае, оспариваемая норма квалифицировала в качестве преступления право на свободу передвижения, в нарушение международных договоров РФ и Конституции РФ.
Судья А.Л.Кононов в своем особом мнении, напротив, посчитал, что не только положения о бегстве за границу и отказ возвратиться из-за границы пункта "а" статьи 64 противоречат Конституции Российской Федерации, но и остальные его положения, в силу их неопределенности и возможности их широкой интерпретации в ущерб правам граждан. В своем мнении судья сослался на предыдущее Постановление Конституционного Суда от 25.04.1995 г. по делу С., когда Суд заявил, что "возможность произвольного применения закона является нарушением провозглашенного Конституцией Российской Федерации равенства всех перед законом и судом (статья 19, часть 1)", и посчитал правомерным применить тот же принцип в решении данного дела[111].
Уголовный Кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 1 января 1997 г., в ст.275 "Государственная измена" не квалифицирует такое деяние, как бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы, в качестве преступления. В то же время, сохранились положения, квалифицирующие в качестве государственной измены "шпионаж, выдачу государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации." В принципе такая позиция законодателя, стремившегося к большей определенности в описании составов преступления, более соответствует особому мнению судьи Кононова, чем позиция, выраженная в Постановлении Конституционного Суда.