Понятия социальной государственности и социального правового государства
Принципу правового государства – формальному равенству и господству права “в материальном смысле” – противоречит принцип социального государства – произвольное перераспределение национального дохода в пользу социально слабых.
В постиндустриальных странах сложилось социальное правовое государство, не только обеспечивающее господство права, но и гарантирующее своим гражданам удовлетворение социально-экономических потребностей, минимум социальных благ, необходимый для свободного развития личности или хотя бы для существования, не унижающего человеческое достоинство.
Конституция РФ тоже утверждает: “Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”(ч.1 ст.7). Однако это объективно невозможно, и это необходимо объяснить[28].
Социальное правовое государство соответствует именно постиндустриальному обществу[29]. Это общество, объективно способное обеспечить всеобщий высокий уровень потребления при сохранении высоких прибылей собственников средств производства. В таком обществе социальное регулирование преимущественно по принципу правового (формального) равенства, без перераспределения национального дохода в пользу социально слабых, становится не только нецелесообразным в смысле экономического развития, но и опасным в общественно-политическом плане. Либеральное (правовое) государство в этом обществе объективно уже не нужно ни социально сильным, ни социально слабым. И складывается социальное правовое государство, которое в ущерб правовому (формальному) равенству, но при его сохранении в принципе, признает и гарантирует своей реальной политикой привилегии для социально слабых, или “права человека второго поколения” (см. 2.4.1.). Эти привилегии становятся возможными на определенном уровне социально-экономического развития в результате деятельности определенных политических элит. В этом их сущностное отличие от “прав человека первого поколения” – естественных и неотчуждаемых прав и свобод. Права первого поколения объективно складываются в индустриальном обществе, а затем уже формируется либеральное (правовое) государство, соблюдающее и защищающее эти права и свободы. Наоборот, в процессе формирования постиндустриального общества сначала государство решает задачи по перераспределению национального дохода, а уже затем констатируется факт, что в результате социальной деятельности государства складывается система защищаемых законами интересов социально слабых членов общества, т.е. возникают “права второго поколения”.
Это “права” производные от деятельности государства, т.е. октроированные, а не естественные и неотчуждаемые. Это “права” в кавычках, так как в действительности большинство из них суть не права, а привилегии (льготы и преимущества) социально слабых. Например, “право на жилище” означает прежде всего, что малоимущим, нуждающимся в жилище, оно предоставляется государством бесплатно или за доступную плату (ч.3 ст.40 Конституции). Другие же члены общества сами приобретают жилище за реальную справедливую цену. Но для того, чтобы одни получали жилище бесплатно, государство должно у других отнять в виде налогов часть имущества. Подобные привилегии социально слабых означают, что общество в социальном правовом государстве делится на тех, в чью пользу перераспределяется национальный доход, и тех, за чей счет он перераспределяется. Поэтому принцип социальной государственности – это несправедливость, или уравниловка.
Конечно, нет ничего дурного в заблаговременной ориентации на социальную государственность в посттоталитарной России. Однако проблема заключается в том, что Россия сначала должна пройти путь социально-экономического развития, ориентированный на капитализм и рыночную экономику, т.е. такой период индустриального роста, который предполагает не социальную, а преимущественно либеральную государственность. Поэтому в стране, где нет традиций частной собственности, не развиты механизмы саморегулирования гражданского общества и не предвидится никакого “экономического чуда”, государственный интервенционизм (точнее – стремление бюрократии распоряжаться чужой собственностью) вряд ли приведет к всеобщему благоденствию, зато существенно затормозит экономический рост. В современной России формально в соответствии с ч.2 ст.7 Конституции “охраняются труд и здоровье людей” (правда охраняются плохо, особенно здоровье – по причине отсутствия средств на здравоохранение), “устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда” (но прожить на минимальную зарплату невозможно – см. 2.4.5.1.), “развивается система социальных служб” (в ч.2 ст.7 не уточняется, в каком направлении должна развиваться эта система) и т.д. Так что положения ст.7 Конституции в обозримом будущем будут оставаться фикцией.
Наконец, не бывает просто социального государства. Социальным может стать только уже правовое государство, т.е. такое, в котором механизмы господства права уже развиты настолько, что они способны удержать “перераспределительный произвол” власти в жестких рамках, не дать социальному началу государственности навредить ее правовому началу[30]. Возможно лишь социальное правовое государство, в котором допускается не вредное для правового начала уравнительное социальное регулирование. В социальном правовом государстве индивид прежде всего рассматривается как автономный субъект, сам несущий ответственность за последствия своей социальной активности; государство гарантирует индивиду, оказавшемуся в невыгодном положении, лишь некий минимум социальных благ – постольку поскольку обеспечение этого минимума не вредит гарантиям свободы, безопасности и собственности. Здесь решение социальных задач признается невозможным за счет чрезмерного налогообложения, сдерживающего экономический рост.