Гражданская война между Севером и Югом и её результаты.
Победа первой буржуазной Революции, какой была война американцев за независимость против Англии в конце XVIII в., создала условия для капиталистического развития США. Быстрому экономическому росту способствовали и природные условия: мягкий климат, богатство полезных ископаемых. Расположенность страны за океаном давала возможность нести сравнительно небольшие военные расходы на оборону страны. Однако в США капиталистические отношения развивались неравномерно. Если в северных штатах быстро утверждались буржуазные порядки, фермерское сельское хозяйство, росла капиталистическая промышленность, то в южных штатах господствовала рабовладельческая система. В северных штатах рабство было отменено уже в начале XIX в., а на Юге в 1860 г. насчитывалось 4 млн. рабовнегров. Главным тормозом на пути капиталистического развития на всей территории страны было рабство.
Плантаторы Юга вели хозяйство экстенсивными методами, постоянно нуждались в новых землях и стремились к захвату плодородных земель на Западе. Но на эти земли также претендовали североамериканские буржуазия, фермеры и переселенцы. Дальнейшее расширение территории плантаторского хозяйства обеспечивало сохранение рабства. Сельскохозяйственную продукцию и сырье плантаторы традиционно вывозили в европейские страны и оттуда импортировали промышленные товары. В результате североамериканские производители лишались источника сырья и рынка сбыта промышленной продукции. Эти факторы приводили к противоречиям между капиталистическим Севером и рабовладельческим Югом. Из-за слабости промышленной и торговой буржуазии Севера политическая власть принадлежала плантаторам, которые выдвигали в президенты своих ставленников. Стремление сохранить низкие пошлины на ввозимые из Европы промышленные товары вынуждало часть фермеров также отдавать свои голоса кандидатам южан.
Однако все большее число людей противилось рабству, в 50-е гг. борьба против рабства активизировалась. Необходимость уничтожения рабства становилась неизбежной. В ходе вооруженной борьбы, направленной против рабовладения, в штате Канзас была образована Республиканская партия, объединившая в своих рядах буржуазию, фермеров – противников рабства. Поводом к войне между Севером и Югом послужило избрание в 1860 г. на пост президента США Авраама Линкольна (1809-1865), одного из талантливых руководителей Республиканской партии и сторонника отмены рабства. Плантаторы на своем съезде приняли решение об отделении рабовладельческих штатов от Союза и начали подготовку к войне. В 1861 г. эти штаты создали Конфедерацию, войска которой в апреле подняли мятеж и захватили форты и арсеналы на юге страны. Начавшаяся Гражданская война была результатом обострения экономических и социально-политических противоречий между двумя общественными системами: системой наемного труда и системой рабства. По характеру война являлась буржуазно-демократической революцией, второй революцией на территории США. Плантаторы-рабовладельцы боролись за сохранение рабства как социальной системы, распространение ее на всю территорию страны. Основной задачей на первом этапе войны северяне считали восстановление Союза всех штатов и недопущение распространения рабства на новые регионы.
После ряда военных неудач правительство А. Линкольна по требованию рабочих, фермеров, буржуазии обратилось к революционным методам ведения войны. Армия пополнилась тысячами добровольцев и негров , бежавших на Север, затем была введена воинская повинность. За годы войны в армию Севера было призвано 2,7 млн. чел., а в армию Юга – 1,1 млн. Теперь северяне вели войну не только за восстановление единства страны и предотвращение распространения рабства, но и ликвидацию системы рабства, бесплатное наделение землей, т.е. задачи войны стали революционными.
Большое значение для успеха северян имел закон о гомстедах, принятый в 1862 г. (закон о земельных наделах, по которому гражданин США, достигший 21 года и не воевавший против Севера, мог получить надел до 65 га после уплаты сбора – 10 дол.). В 1862 г. было подписано правительственное заявление об освобождении рабов. Десятки тысяч бывших рабов записывались добровольцами в армию. Военная инициатива перешла к северянам. В 1864 г. войска под командованием У. Шермана (1820-1891) вторглись в тыл южан. Этот марш в ряде районов Юга вызвал восстание негров и выступления фермеров, рабочих и ремесленников против рабовладельцев. Войска генерала У. Гранта (1822-1885), который в 1864 г. был назначен главнокомандующим армии северян, окружили столицу Конфедерации и в апреле 1865 г. заняли ее. Главнокомандующий армии Юга генерал Р. Ли (1807-1870) с остатками войска вынужден был сдаться. Война 1861-1865 гг. была жестокой и кровопролитной: северяне потеряли 360 тыс. убитыми и умершими от ран и болезней, а южане – 250 тыс.
Победа северян в Гражданской войне обеспечила ликвидацию экономической и политической разобщенности страны, отмену рабства, демократическое разрешение аграрного вопроса на Западе страны, победу фермерского (американского) пути развития сельского хозяйства на большей территории США, создание единого национального рынка и расширение демократических прав граждан.
Гражданская война была первым этапом второй буржуазно-демократической революции, а годы Реконструкции Юга (1865-1877) стали ее вторым этапом. Цель Реконструкции состояла в проведении в южных штатах буржуазно-демократических преобразований и ограничении власти бывших рабовладельцев. Вся полнота власти временно передавалась федеральным войскам. В декабре 1865 г. Конгресс утвердил освобождение негров, а в 1866 г. 14-я поправка к Конституции страны признала право голоса за неграми. Однако негры не получили землю. С выводом федеральных войск из южных штатов власть вновь перешла к плантаторам. Это было предательством буржуазии северных штатов своих союзников негров, оно означало конец Реконструкции.
Несмотря на восстановление власти плантаторов Реконструкция имела важное значение в историческом процессе США. Главный ее результат создание условий для развития капиталистических отношений на Юге страны, завершение процесса создания единого национального рынка. Годы Реконструкции были нисходящим этапом второй буржуазно-демократической революции в США.
8)Государственный строй и политическая система США в 19 начале20 века
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Законодательная власть комплектуется представителями, избираемыми от всех штатов, и единственная имеет право устанавливать федеральные законы, вводить и собирать федеральные налоги, объявлять войну и вводить в действие договоры с иностранными государствами. Законодательную власть олицетворяет Конгресс, состоящий из двух отделений, именуемых палатами:
• Палата представителей состоит из законодателей, избираемых на два года. Каждый член Палаты представляет округ своего родного штата. Количество округов в штате определяется на основе подсчета населения, проводимого каждые десять лет. Штаты с большей плотностью населения имеют больше округов и, соответственно, больше представителей, чем менее населенные штаты, некоторые из которых имеют в Палате лишь по одному представителю. В 1980-х годах Палата представителей Соединенных Штатов состоит из 435 представителей.
• В Сенат входят законодатели, избираемые сроком на шесть лет. От каждого штата, независимо от количества населения, избирается два сенатора. Таким образом обеспечивается равное представительство малых штатов в одной из палат Конгресса. График выборов в Сенат построен так, что каждые два года переизбирается лишь одна треть сенаторов, благодаря чему после каждых выборов в составе Сената остается известное количество опытных деятелей.
Главной обязанностью Конгресса является принятие законов, в том числе и законов о налогах, из которых оплачивается деятельность федерального правительства. Закон начинается с внесения законопроекта, именуемого «биллем». Его читают и изучают в комиссиях, комментируют и вносят в него поправки в той палате, где он был внесен. Затем проводится голосование. Если законопроект одобряется, он направляется в другую палату, где проходит аналогичную процедуру. Если палаты принимают различные редакции одного и того же законопроекта, представители обеих палат совместно работают в «согласительных» комиссиях. Группы, пытающиеся убедить конгрессменов голосовать «за» или «против» того или иного законопроекта, именуются «лоббистами». Пройдя обе палаты Конгресса, согласованный законопроект направляется на подпись Президенту. Только после того, как его подпишет Президент, законопроект становится законом.
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Главным должностным лицом Соединенных Штатов является Президент, избираемый вместе с Вице-президентом на четырехлетний срок. Согласно поправке к Конституции, принятой в 1951 году, Президент может избираться лишь на два срока. Кроме права наследования поста Президента, Конституция отводит Вице-президенту лишь функции председателя Сената, предоставляя ему право голосования в Сенате только лишь в случае разделения голосов поровну.
Президент наделен внушительными полномочиями, но и на них существуют ограничения. Как главное лицо, формирующее общественную политику, Президент часто направляет проекты законов Конгрессу. Президент имеет право вето на каждый принятый Конгрессом законопроект. Отменить наложенное Президентом вето могут лишь две трети голосов, поданных при голосовании и Сената, и Палаты представителей. Как руководитель своей политической партии Президент, имея легкий доступ к средствам массовой информации, обладает широкими возможностями влиять на общественное мнение касательно законов и проблем, которым придает первостепенное значение. Президент уполномочен назначать федеральных судей по мере возникновения вакансий, в том числе и членов Верховного суда. Все назначения подобного рода подлежат утверждению в Сенате.
В пределах действия самой исполнительной власти Президент обладает широкими полномочиями по выпуску правил и инструкций, определяющих деятельность многочисленных министерств и ведомств федерального правительства. Он также является главнокомандующим вооруженными силами.
Президент назначает глав и старших должностных лиц органов исполнительной власти, однако большинство федеральных служащих отбирается через неполитическую систему государственной гражданской службы. Ведущие ведомства исполнительной власти возглавляются назначенными Президентом министрами (именуемыми «секретарями»), которые и образуют его кабинет. Каждое назначение должно утверждаться голосованием Сената. На сегодняшний день таких ключевых министерств существует тринадцать: государственный департамент, министерство финансов, министерство обороны, министерство юстиции, министерство внутренних дел, министерство сельского хозяйства, министерство торговли, министерство труда, министерство здравоохранения и гуманитарных служб, министерство жилищного и городского развития, министерство транспорта, министерство энергетики и министерство просвещения.
Согласно Конституции, Президент является главным должностным лицом, несущим ответственность за взаимоотношения с иностранными государствами. Президент назначает послов и иных официальных лиц, подлежащих утверждению в Сенате, совместно с государственным секретарем формулирует и направляет внешнюю политику США. Президент часто представляет Соединенные Штаты за рубежом в консультациях с другими главами государств, а также через подчиненных ему должностных лиц ведет переговоры о заключении соглашений с иностранными государствами, которые вступают в действие после ратификации в Сенате двумя третями голосов. Президент может также заключать с иностранными государствами менее формальные «исполнительные соглашения», которые ратификации в Сенате не подлежат.
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Судебная власть возглавляется Верховным судом — единственным судом страны, создание которого особо оговорено Конституцией. Кроме того, Конгресс учредил одиннадцать федеральных апелляционных судов и девяносто один подчиненный им федеральный окружной суд. Федеральные судьи назначаются пожизненно и могут быть смещены с должности лишь путем импичмента и суда Конгрессом.
Федеральной юрисдикции подлежат все дела, подпадающие под действие Конституции, законов и договоров Соединенных Штатов, законов мореплавания, а также дела, затрагивающие иностранных граждан и правительства и вопросы, в которых одной из сторон является само федеральное правительство. Дела, подпадающие под юрисдикцию отдельных штатов, как правило, федеральными судами не рассматриваются.
Сегодня в Верховный суд входят председатель и восемь членов. За незначительными исключениями, все дела поступают на рассмотрение Верховного суда только путем апелляции из нижестоящих судов — федеральных, или судов штатов. Большинство подобных дел связано с разногласиями в интерпретации законов и уложений. В этом отношении важнейшая функция Верховного суда состоит в определении конституционной правомочности деятельности законодательной и исполнительной власти. Право подобного юридического контроля было определено не Конституцией, но, скорее, самим Верховным судом в его анализе собственной конституционной роли, произведенном при разборе дела «Марбери против Мэдисона» в 1803 году, послужившим отправной точкой в этом аспекте деятельности.
СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ
Говоря о разделении управления на три независимые и самостоятельные власти, американцы часто упоминают так называемую систему «сдержек и противовесов». Эта система проявляется самыми разносторонними образами, удерживая ту или иную власть от совершения серьезных ошибок. Вот несколько примеров действия этой системы:
Если Конгресс выдвинет законопроект, который Президент сочтет неприемлемым, Президент может наложить на него вето. Это означает, что законопроект не станет законом. Конгресс может отменить наложенное Президентом вето лишь двумя третями голосов при голосовании обеих палат.
• Если Конгресс проведет закон, впоследствии оспариваемый в судах, как неконституционный, Верховный суд обладает полномочиями объявить его неконституционным и, тем самым, аннулировать.
• Президент уполномочен заключать соглашения с иностранными государствами и производить назначения федеральных должностных лиц, в том числе и членов Верховного суда. Сенат, однако, обязан ратифицировать все договоры и утверждать все назначения, прежде чем они вступят в законную силу. Подобным образом Конгресс препятствует возможным непродуманным назначениям со стороны Президента.
Развитие судебной системы
Государственное устройство США берет сове начало еще в XVIII веке. Многие элементы современного государственного устройства США представляет собой не логическое развитие конституционных принципов, а результат подгонки самих этих принципов к потребностям американского капитализма на различных этапах его истории.
В условиях США судебные органы занимают особое место. Происходит это прежде всего потому, что американский суд в силу ряда причин весьма эффективным инструментом для придания архаичным конституционным нормам и законодательным актам звучания, соответствующего характеру и потребностям эпохи. Американский суд в своей действительности не остается в привычных рамках разрешения споров о праве, а активно участвует в урегулировании политических, экономических и социальных проблем.
Фактически сказалось странное положение, когда суды становятся инструментом, используемым чаще, чем можно было бы ожидать, при попытках разрешить ряд проблем политического, экономического и социального характера.
Таким образом, первой особенностью судебной системы США является определенная гипертрофия судебной власти, проявляющейся в деятельности американских судов за пределами сферы, традиционно отводимой правосудию. Эта характерная для империалистического государства тенденция "расширенной сферы правоохранительной и правотворческой деятельности судов, все глубже и активнее проникающей в различные общественные отношения". Бельсон Я.М. Суд, прокуратура и тюрьмы в современном буржуазном государстве. М.,1972. с.4.
Вторая особенность судебной системы США заключается в том, что это "двойная" или точнее двуединая система и с другой - 50 судебными системами штатов, округов Колумбия и четырех "территорий". Суды каждой из них действуют самостоятельно и полновластно в своей, отведенной только им, сфере.
При знакомстве с обеими системами, достаточно изолированными, но вместе с тем контактирующими друг с другом по широкому кругу вопросов, создается ощущение хаоса, нелогичности и неразберихи. Суды, - как замечает один из крупнейших специалистов в области правосудия в США профессор Д. Карлен, - во многих случаях не способны выполнить свои функции и решить стоящие перед ними задачи.
Вся судебная система настолько сложна, настолько беспорядочна и, подобно гидре, многоголова, что простые граждане даже не пытаются понять и контролировать ее. Карлен Д. Указ. соч. стр.36.
Рассматривая статистически, вне связи с обстоятельствами, породившими ее и придавшими ей своеобразные черты, судебная система США представляет собой необычайно сложную структуру. Однако понимание и уяснение комплекса вопросов, связанных с разграничением юрисдикции между федеральными судами в значительной мере облегчается при подходе к изучению ее в историко-правовом плане.
До провозглашения независимости на территории 13 колоний, объединившихся впоследствии в союз независимых, в Соединенных Штатах Америки, не существовало какого-либо судебного органа, который можно было бы рассматривать в качестве прототипа федерального суда.
Судебная власть в каждой из колоний находилась под контролем английской короны; Тайный Совет (Privy Council) в Великобритании рассматривал апелляции на решения высших судебных органов в колониях, однако участие его в отправлении правосудия в Америки было в значительной степени номинальным, если принять во внимание расстояние от Лондона до восточного побережья Америки, и время, которое требовалось на пересылку материалов из колоний и обратно.
Колонии рассматривались королевской властью в качестве самостоятельных, не связанных одна с другой политических единиц, поэтому не было и не могло быть какого-либо суда, действовавшего на территории более чем одной колонии. Исключение составляли несколько окружных адмиралтейских судов, образованных на основании королевского указа. Старченко А.А. Философия права и принципы правосудия в США. М., 1969. с. 43. В период, предшествовавший принятию "Статей конфедерации",
Континентальный конгресс по предложению Вашингтона действовал в качестве апелляционной инстанции по отношению к судам отдельных штатов, но только по призовым делам и при обязательном согласии компетентных властей штата на подачу апелляционной жалобы.
В 1779 году, когда все, за исключением одного штата ратифицировали "Статьи конфедерации", был утвержден постоянно действующий Апелляционный суд по делам захваченного имущества. До принятия Конституции США и создания федеральной судебной системы конгресс и непосредственно этот суд рассмотрел 109 дел. Мишин А.А. Государственное право США. М., 1976. с. 109.
В "Статьях конфедерации", ратифицированных в 1781 году, предусматриваются первые попытки создать некое подобие судебной системы, охватывающей объединившиеся колонии. Это были очень осторожные попытки: компетенция судов, образованными штатами, "собравшихся на конгресс", была ограничена почти исключительно рассмотрением адмиралтейских дел и преступлений, совершенных в открытом море. Особенно показательно, что, не доверяя никаким судам, не являвшимися учреждениями штата, и еще не веря в реальность создания функции высшего судебного органа, для рассмотрения споров между двумя и более штатами - главным образом по пограничным вопросам и делам, связанными с признанием права на землю, когда притязания на право собственности основывались на законодательных и иных нормативных актах, принятых отдельными штатами