Полномочия Правительства Российской Федерации.
Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство России обладает широким кругом полномочий: организует в пределах своей компетенции реализацию внутренней и внешней политики; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в России, направляет и контролирует деятельность ее органов; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
В ряде случаев, если это не противоречит Конституции, Правительство по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации может делегировать им часть своих полномочий, а также осуществлять полномочия, переданные ему этими органами на основании соответствующих соглашений.
Одной из основных функций кабинета министров является организация исполнения федеральных законов, систематический контроль над их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений. Данная функция предопределяет содержание и характер полномочий Правительства и подзаконность его решений.
Работа Правительства РФ в сфере экономики включает: регулирование экономических процессов; обеспечение единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств в России; прогнозирование социально-экономического развития страны, разработку и осуществление программы развития приоритетных отраслей экономики; выработку государственной структурной и инвестиционной политики и принятие мер по ее реализации, управление федеральной собственностью и т.д.
К основным полномочиям в сфере бюджета и финансов относятся: обеспечение проведения в России единой финансовой, кредитной и денежной политики; разработка и представление на рассмотрение Государственной Думы федерального бюджета и обеспечение его исполнения; представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета; разработка и реализация налоговой политики; совершенствование бюджетной системы; регулирование рынка ценных бумаг; управление государственным внутренним и внешним долгом России; валютное регулирование и валютный контроль и т.д.
Компетенция Правительства РФ в социальной сфере заключается в обеспечении проведения единой государственной социальной политики, реализации конституционных прав граждан в области социального обеспечения; принятии мер по осуществлению трудовых прав граждан; разработке программы сокращения и ликвидации безработицы и реализации этих программ; проведении единой государственной миграционной политики; реализации прав граждан на охрану здоровья; в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия в стране; решении проблем семьи, материнства, отцовства и детства, осуществлении молодежной политики и т.д.
В области научных знаний правительство обеспечивает государственную поддержку развития фундаментальной науки и приоритетных направлений прикладной науки, имеющих общегосударственное значение; проводит единую государственную политику в области совершенствования общего и профессионального образования, развивает сферу бесплатного образования; обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение объектов культурного наследия общегосударственного значения и культурного наследия народов России.
В сфере природопользования и охраны окружающей среды к компетенции Правительства относятся: проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; реализация прав граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение экологического благополучия; организация деятельности по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы страны; координация деятельности по предотвращению, уменьшению опасности и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф.
Правительство участвует в разработке и реализации государственной политики, направленной на обеспечение безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, улучшению материально-технической базы правоохранительных органов; осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.
В сфере обеспечения обороны и государственной безопасности осуществляются меры по оснащению вооружением и военной техникой, материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных сил России, других родов войск и военных формирований; выполнению государственных целевых программ подготовки граждан военно-учетным специальностям; реализации социальных гарантий для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности России; по совершенствованию охраны Государственной границы; руководству гражданской обороной.
К компетенции Правительства относится и сфера внешней политики и международных отношений, как-то: представительство России в иностранных государствах и международных организациях; заключение в пределах данных ему полномочий международных договоров и выполнение принятых по ним обязательств, а также наблюдение за выполнением этих обязательств другими участниками договоров; отстаивание геополитических интересов России, защита граждан России за ее пределами; регулирование и государственный контроль над внешнеэкономической деятельностью, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.
Говоря о компетенции Правительства РФ, нельзя обойти вниманием принадлежащее ему право законодательной инициативы. Это право реализуется путем внесения в Государственную Думу Федерального Собрания РФ тех или иных законопроектов (ст. 104 Конституции РФ). Порядок организации такой деятельности Правительства РФ определяется регламентом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. за № 260.
Правительство обладает правом направлять в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания России свои официальные отзывы на рассматриваемые палатами проекты правовых актов и предложения о поправках к ним, которые подлежат обязательному оглашению в соответствующих комитетах Государственной Думы и на заседаниях Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
В соответствии со ст. 104 Конституции РФ Правительство дает заключения по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, изменении финансовых обязательств государства и другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Для защиты позиций Правительства по рассматриваемым законопроектам поручением Председателя Правительства или его заместителя в палаты может быть направлен специальный представитель (полномочия которого определяются в поручении), аргументы которого должны быть выслушаны.
Помимо перечисленных выше функций Правительство РФ может создавать для осуществления своих полномочий собственные территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц, устанавливать порядок их деятельности, размер ассигнований на содержание аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и т.д.
На Правительство РФ ложатся важнейшие задачи по обеспечению согласованной работы федеральных органов исполнительной власти в части совместной с субъектами Федерации сфере деятельности. Во исполнение Указа Президента от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента России в федеральном округе» и постановления Правительства от 12 августа 2000 г. № 592 «О взаимодействии Правительства России и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента России в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» Правительство и федеральные органы исполнительной власти осуществляют взаимодействие с полномочными представителями Президента в федеральных округах. Последние приглашаются на заседания Правительства с правом совещательного голоса, на заседания представительных комиссий и советов, на совещания, проводимые Председателем или его заместителями, по вопросам, затрагивающим интересы соответствующих федеральных округов.
В рамках своих полномочий и во исполнение Указа Президента № 849 от 13 мая 2000 г. Правительство России координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации: разрешает споры и устраняет разногласия между ними и федеральными органами исполнительной власти, создавая при необходимости согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон с участием работников аппарата полномочных представителей Президента в федеральных округах. Это обеспечивает сочетание интересов России и ее субъектов по предметам совместного ведения в сфере исполнительной власти.
Правительство РФ контролирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, отнесенным к ведению России и совместному ведению России и ее субъектов, также деятельность органов исполнительной власти субъектов России.
Свои полномочия Правительство РФ реализует посредством принятия постановлений и распоряжений по стратегическим и текущим вопросам управления, а также используя право законодательной инициативы путем разработки и внесения в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проектов законов, формирующих необходимую правовую базу.
Для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за реализацией органами исполнительной власти принятых им решений образуется Аппарат Правительства, который тесно взаимодействует с администрацией Президента и аппаратами палат Федерального Собрания РФ. Прошедшая реорганизация федеральной исполнительной власти коснулась и Аппарата Правительства, Распоряжением Правительства России от 26 апреля 2004 года за № 520-р установлена его предельная численность в количестве 954 человек. Согласно вышеназванному распоряжению Правительства России в Аппарат Правительства России входят:
1). Заместители Руководителя Аппарата Правительства России[172], полномочные представители Правительства РФ в палатах Федерального Собрания РФ, в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде России;
2). Секретариаты Председателя Правительства России, Заместителя Председателя Правительства России и Руководителя Аппарата Правительства России – Министра России;
3). Департаменты:
- государственного управления и местного самоуправления;
- массовых коммуникаций, культуры и образования;
- международного сотрудничества;
- оборонной промышленности и высоких технологий;
- отраслевого развития;
- регионального мониторинга;
- социального развития и охраны окружающей среды;
- экономики и финансов;
- правовой;
- делопроизводства и контроля;
- управления делами.