Тема 8. конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в российской федерации

1. Классификация конституционных прав и свобод и их содержание.

2. Конституционные обязанности.

3. Основания ограничения основных прав и свобод

4. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.

5. Права человека и деятельность ОВД.

1. Классификация конституционных прав и свобод и их содержание.

Для удобства изучения права и свободы принято классифицировать по различным основаниям.

1. В зависимости от сферы жизнедеятельности человека, в которой они используются, права и свободы классифицируются на:

1)личные права и свободы (ст.ст. 20-30, 45-53 Конституции РФ). К этой группе прав обычно относят право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на свободу передвижения и выбор места жительства и др.;

2) политические права и свободы. К ним относятся: право избирать и быть избранным, право на создание и участие в деятельности политических партий, право на участие в отправлении правосудия, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.ст. 3, 13, 31-33 Конституции РФ);

3) экономические права – право на труд, на занятие предпринимательской деятельностью и др. (ст.ст. 8, 34-37 Конституции РФ);

4)социальные права – право на пенсионное обеспечение, на охрану здоровья и др. (ст.ст. 39-43 Конституции РФ);

5)культурные права и свободы – право на доступ к культурным ценностям, свобода творчества и др. (ст.44 Конституции РФ).

2. В зависимости от соподчиненности права и свободы можно классифицировать на:

1) основные (право участвовать в управлении делами государства);

2) производные – это способы реализации основных прав (право избирать, право участвовать в референдуме, право на равный доступ к государственной службе).

3. В зависимости от характера субъектов, реализующих права и свободы:

1) индивидуальные – могут быть реализованы только отдельным субъектом (право на жизнь, право на образование);

2) коллективные – могут быть реализованы только группой лиц (право на забастовку, право на создание политических партий).

4. В зависимости от характера субъектов, которым гарантированы права и свободы, следует различать:

1) права человека;

2) права гражданина.

5. По характеру осуществления права и свободы можно разделить на две группы:

1) реализуемые в конкретных правоотношениях (право на труд, право на социальное обеспечение, право на образование);

2) реализуемые вне конкретных правоотношений (право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни).

Анализ содержания конституционных прав и свобод в науке конституционного права традиционно реализуется посредством их рассмотрения в зависимости от сферы жизнедеятельности человека. Нами также использован данный подход.

А. Личные права и свободы.

Личные права и свободы, наиболее значимые для человека, принадлежат каждому человеку от рождения; они неотъемлемы, т.е. государство не может их отменить; они определяют соотношение личной свободы и государственной власти; их назначение состоит в том, чтобы гарантировать человеческую жизнь, обеспечить безопасность, свободу, неприкосновенность личности, индивидуальную автономию, защитить человека от произвола со стороны государства, других лиц.

Право на жизнь.В соответствии с ч.1 ст.20 Конституции РФ «каждый имеет право на жизнь». Право на жизнь - это естественное, самое важное для человека право, без обеспечения которого все другие права теряют смысл. Ответственность за обеспечение и защиту этого права несет, в первую очередь, государство. Именно оно обязано бороться с преступностью, с терроризмом, развивать систему социальных служб, обеспечить надлежащий уровень медицинских услуг, охранять окружающую среду.

Несмотря на наивысшую и абсолютную ценность такого права, как право на жизнь, Конституция РФ, федеральные законы, международные договоры РФ предусматривают основания и способы правомерного лишения человека жизни: смертная казнь, применение оружия сотрудниками правоохранительных органов и др.

Согласно ч.2 ст.20 Конституции РФ «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей». Смертная казнь как мера наказания предусмотрена ч.2 ст.105 «Убийство», ст.277 «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля», ст.295 «Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование», ст.317 «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа», ст.357 «Геноцид» Уголовного кодекса РФ.

В соответствии с ч.2 ст.59 Уголовного кодекса РФ смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста.

В 1996 г., в связи с вступлением в Совет Европы, в Российской Федерации был введен мораторий на исполнение смертных приговоров[26].

Эвтаназия в Российской Федерации запрещена. Согласно ст.45 Закона РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии, т.е. удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Право на охрану достоинства личности.Часть 1 ст.21 Конституции РФ устанавливает: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления».

В соответствии с ч.2 ст.21 Конституции РФ «никто не должен подвергаться пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам».

Согласно Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. определение «пытка» означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. [27] В это определение не включается боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно.

Право на свободу и личную неприкосновенность.Часть 1 ст.22 гласит: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность». Это право относится к числу наиболее важных, основных прав человека, неотчуждаемых и принадлежащих каждому от рождения.

Право человека на свободу и личную неприкосновенность включает:

- право не подвергаться ограничениям, которые связаны с применением таких принудительных мер, как задержание, арест, заключение под стражу или лишение свободы во всех иных формах, без предусмотренных законом оснований, т.е. человек не может быть лишен свободы и заключен под стражу по произволу власти;

- физическую (телесную) неприкосновенность;

- психическую неприкосновенность.

Возможность ограничения права на свободу и личную неприкосновенность предусмотрена как Конституцией РФ, так и федеральными законами и международными договорами РФ. Согласно ч.2 ст.22 Конституции РФ арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.

Задержание подозреваемого – это мера процессуального принуждения, связанная с краткосрочным содержанием такого лица под стражей, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

Орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу (ст.91 УПК РФ).

Судебный порядок применения меры пресечения в виде заключения под стражу был введен в действие с 1 июля 2002 г.

Согласно ст.108 Уголовно-процессуального кодекса РФ заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 2 лет при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет, при наличии одного из следующих обстоятельств:

1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;

2) его личность не установлена;

3) им нарушена ранее избранная мера пресечения;

4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда[28].

Право на неприкосновенность частной жизни.Право на неприкосновенность частной жизни закреплено ст.23 Конституции РФ. Оно предполагает:

- право строить свою жизнь в семье, в общении с друзьями и другими лицами таким образом, как желает сам человек;

- право на личную и семейную тайну (предметом личной и семейной тайны могут быть сведения о фактах биографии лица, о состоянии его здоровья, об имущественном положении, об отношениях в семье);

- возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного характера;

- право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

- свободу от вмешательства в частную жизнь.

Право на неприкосновенность частной жизни может быть ограничено. Например, согласно ст.186 УПК РФ при наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, их контроль и запись допускаются при производстве по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях только на основании судебного решения. При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления - на основании судебного решения.

Статья 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. устанавливает, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:

1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.

2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.

3. О событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение указанных оперативно-розыскных мероприятий с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

Право на защиту своей чести и доброго имени.Право на защиту своей чести и доброго имени (ч.1 ст.23) предполагает, что каждый имеет право на судебную защиту от порочащих его сведений и возмещение морального ущерба.

Статья 152 Гражданского кодекса РФ, в том числе, предусматривает, что гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание за клевету (ст.129) и оскорбление (ст.130).

Право на неприкосновенность жилища.Согласно ст.25 «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в случаях, установленными законом, или на основании судебного решения».

Под жилищем следует понимать помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания или пребывания людей. Неприкосновенность жилища представляет собой одну из основных гарантий предусмотренного ч.1 ст.23 Конституции РФ права на неприкосновенность частной жизни.

В соответствии с п.18 ст.11 Закона РФ «О милиции» сотрудники милиции имеют право входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.

Правом беспрепятственного проникновения в жилище обладают в случае пожара сотрудники Государственной противопожарной службы[29].

Право определять и указывать свою национальную принадлежность.Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ч.1 ст.26).

Определение национальной принадлежности не влечет каких-либо правовых последствий, так как Конституция РФ (ст.19) гарантирует равенство прав и свобод независимо от национальности.

Право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч.2 ст.26).

Закон РФ «О языках народов Российской Федерации» от 25 октября 1991 г. гарантирует: 1) всем ее народам независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения (ч.2 ст.2); 2) каждому право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания (ч.3 ст.2); 3) гражданам РФ осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав вне зависимости от их знания какого-либо языка (ч.1 ст.5). [30]

Равноправие языков народов России охраняется законом. Никто не вправе устанавливать ограничения или привилегии при использовании того или иного языка, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ч.4 ст.2).

Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч.1 ст.27 Конституции РФ).

Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в Россию (ч.2 ст.27).

Право на свободу передвижения по территории РФ регулируется Законом РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ»[31]

В соответствии со ст.3 Закона в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом существует регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации и их законодательством.

Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. №713[32].

Право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:

- в пограничной полосе[33];

- в закрытых военных городках и административно-территориальных образованиях[34];

- в зонах экологического бедствия[35];

- на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности[36];

- на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение[37].

Порядок выезда из РФ и въезда в РФ регулируется Федеральным законом «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15 августа1996 г.[38]

Выезд из Российской Федерации и въезд в Россию граждане РФ осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории России.

Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Россию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (ст.6 Закона).

Основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане РФ осуществляют выезд из России и въезд в Россию, признаются: паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка) (ст.7 Закона).

Согласно ст.15 Закона право гражданина РФ на выезд из России может быть временно ограничено в случаях, если он:

1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать 5 лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с Федеральным законом «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ».

2) в соответствии с законодательством Российской Федерации призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу - до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;

3) задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого, - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

4) по иным основаниям, прямо указанным в законах.

Статья 27 Закона устанавливает, что въезд в Россию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если:

1) это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения;

2) в период своего предыдущего пребывания в России иностранный гражданин или лицо без гражданства подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортировались, − в течение 5 лет со дня административного выдворения за пределы России или депортации;

3) иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

4) иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили документы, необходимые для получения визы в соответствии с законодательством Российской Федерации, - до их представления;

5) иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили полис медицинского страхования, действительный на территории Российской Федерации, − до его представления, за исключением (на основе взаимности) сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных организаций, членов семей указанных лиц и других категорий иностранных граждан;

6) при обращении за визой либо в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории Российской Федерации и последующего выезда из Российской Федерации или предъявить гарантии предоставления таких средств в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации;

7) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Свобода совести и вероисповедания.Согласно ст.28 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Свобода совести и вероисповедания включает:

- право свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения;

- право свободно определять свое отношение к религии;

- право исповедовать любое религиозное вероучение;

- право иметь атеистические убеждения;

- право действовать в соответствии со своими убеждениями;

- право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими;

- свободу создания религиозных объединений и свободу их деятельности.

Содержание данного права конкретизируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях».[39]

Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии (ст.5 Закона).

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории России, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается.

Свобода мысли и слова.В соответствии с ч.1 с.29 Конституции РФ каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Свобода мысли – это естественное прирожденное свойство человека, связанное с определением им своего отношения к явлениям и событиям окружающего мира, со свободным формированием собственных убеждений относительно всего происходящего. Свобода мысли означает невмешательство государства в процесс формирования собственных мнений и убеждений человека, недопущение какого-либо идеологического диктата.

Свобода слова– это гарантированная государством возможность беспрепятственно выражать свое мнение и убеждения по самым различным вопросам общественной и государственной жизни.

Свобода слова может быть ограничена. В соответствии с ч.2 ст.29 «не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».

Согласно ч.3 ст.29 никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Право на информацию.Согласно ч.4 ст.29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Информация– это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Право на информацию включает:

- право на общение с другими людьми;

- право на получение через СМИ достоверных сведений о решениях и действиях органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений;

- право запрашивать и получать информацию от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений;

- право на равный доступ к государственным информационным ресурсам (библиотекам, архивам, банкам данных);

- право на доступ к документированной информации о себе самом, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности (ч.2 ст.24 Конституции РФ);

- право знать, кто и в каких целях использует или использовал информацию о нем;

- право на участие в международном информационном обмене.

Порядок реализации права на информацию конкретизируется в ряде федеральных законов: «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г.[40]; «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 13.01.1995 г.[41]; «Об информации, информатизации и защите информации» от 25.02.1995 г.[42]; «Об участии в международном информационном обмене» от 4.07.1996 г.[43]; «О государственной тайне» от 21.07.1993 г.[44]; «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 г.[45]; «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22.10.2004 г.[46]; «О библиотечном деле» от 29.12.1994 г.[47]

Конституция РФ предусматривает, что право на информацию может быть ограничено. Согласно ч.4 ст.29 Конституции РФ перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Статья 2 Закона РФ «О государственной тайне» устанавливает, что государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности России.

Государственную тайну составляют сведения:

- в военной области;

- в области экономики, науки и техники;

- в области внешней политики и экономики;

- в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности (ст.5 Закона).

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

- о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

- о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

- о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

- о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

- о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах России;

- о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

- о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами (ст.7 Закона).

В соответствии с ч.5 ст.29 Конституции РФ гарантируется свобода средств массовой информации. Цензура запрещается.

Право на объединение[48]

Статья 30 Конституции РФ закрепляет право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

В настоящее время общественные отношения, связанные с реализацией гражданами права на объединение, их созданием и деятельностью, регулируются Федеральным законом РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г.[49]

Общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст.5 Закона).

С помощью общественных объединений люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественной жизни. Общественные объединения могут быть благотворительными, спортивными, научными, техническими, культурными и др.

Закрепляя право на объединение, Конституция устанавливает определенные ограничения на создание и деятельность общественных объединений. Согласно ч.5 ст.13 Основного закона «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Право на защиту своих прав и свобод.Важной конституционной гарантией прав и свобод является возможность их защиты самим человеком. Согласно ч.2 ст.45 Конституции РФ «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

К этим способам относятся: 1) обращение в суд; 2) обращение в другие государственные органы; 3) обращение в органы местного самоуправления; 4) обращение в средства массовой информации; 5) обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека; 6) обращение в общественные объединения; 7) право на необходимую оборону.[50]

Право на судебную защиту своих прав и свобод.Согласно ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Право на судебную защиту выступает как гарантия в отношении всех конституционных прав и свобод.

Право на судебную защиту означает, что человек имеет право:

- обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч.2 ст.46);

- обжаловать в суд любой – как ненормативный, так и нормативный правовой акт;

- обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) любых государственных органов, включая судебные, т.е. право на судебную защиту предполагает охрану прав и законных интересов гражданина не только от произвола законодательной и исполнительной власти, но и от ошибочных решений суда (право на пересмотр судебного решения);

- обжаловать в суд действия частных лиц.

Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.1993 г.[51], Гражданский процессуальный кодекс РФ, Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 г.[52] и другие законы конкретизируют основания и порядок обращения в суд.

Право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.Согласно ч.3 ст.46 Конституции «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

В настоящее время каждый человек, находящийся на территории РФ, имеет право обратиться в Европейский Суд по правам человека, если считает, что нарушены его права и свободы, закрепленные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Протоколами к ней.

Европейский Суд по правам человека принимает дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты и лишь в течение 6 месяцев с даты принятия окончательного внутригосударственного решения (п.1 ст.35 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.)

Рассмотрение дела в кассационной инстанции и принятие окончательного решения по делу рассматривается как исчерпание средств внутригосударственной защиты, что создает юридическую предпосылку для обращения в Европейский Суд по правам человека; отсутствие решения суда надзорной инстанции не препятствует обращению гражданина в Европейский Суд по правам человека.

Право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.Статья 53 Конституции РФ гласит: «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц». Согласно ст.1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны России, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Право на рассмотрение дела в <

Наши рекомендации