Компетенция субъектов рф в сфере регулирования семейных отношений
Семейное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении России и ее субъектов (п.п.”к” п.1 ст.72). Это означает, что семейно-правовые акты могут приниматься не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Федерации (п.2 ст.76 Конституции РФ).
В первую группу вошли те вопросы, которые отнесены к ведению субъектов РФ непосредственно Кодексом. Таких вопросов всего шесть.
1.Изменение нижнего предела брачного возраста (п.2 ст.13 СК);
Кодекс предоставил субъектам Федерации право своими законами устанавливать порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено гражданам до 16 лет (п.2 ст.13 СК).
2.Определение порядка выбора супругами фамилии при вступлении в брак (п.1 ст.32 СК).
Кодексом предусмотрено новое положение, касающееся права выбора супругами фамилии.
3. Определение порядка присвоения ребенку имени, отчества и фамилии (ст.58 СК).
В соответствии с Семейным кодексом ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию, которое реализуется при регистрации его рождения. Имя ребенку дается по соглашению родителей, а фамилия определяется фамилией родителей, если они носят общую фамилию, и присваивается по соглашению отца и матери, когда каждый из них носит свою фамилию, а при отсутствии соглашения относительно имени и (или) фамилии ребенка, возникшие разногласия решаются органом опеки и попечительства.
4. Определение вопросов организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п.2 ст.121 СК) также отнесено на региональный уровень. Например, в ряде регионов, таких, как Москва, Новгородская, Читинская, Мурманская, Пензенская области, Красноярский край уже приняты соответствующие законы.
5. Определение форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п.1 ст. 123 СК).
Семейный кодекс расширил возможности по устройству в семью детей, лишившихся родительского попечения, предусмотрев такой правовой институт, как приемная семья.
6.Законодательными актами субъектов Российской Федерации устанавливается размер оплаты труда приемных родителей, а также льгот, предоставляемых приемной семье (п.1 ст.152 СК).
Ко второй группе относятся те вопросы, которые самим Кодексом не урегулированы, в связи с чем субъектам Федерации разрешено восполнить пробелы федерального законодательства своими законодательными актами (п.2 ст.3 СК).
Однако непременным требованием к законам и иным правовым актам субъектов Федерации и в первом, и во втором случае, является то, что содержащиеся в них нормы права, должны соответствовать Кодексу, а при наличии других федеральных законов, регулирующих семейные отношения, - и этим федеральным законам. Данное требование основано на положении Конституции РФ (п.5 ст.76) о том, что законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, а в случае такого противоречия приоритет отдается последним. Поэтому в случае противоречия действуют нормы Семейного кодекса.
Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации,отраженные в мотивировочной части его решений, занимают особое место среди оценочных категорий, используемых в правоприменении, так как дают толкование конституционных норм либо выявляют конституционный смысл отдельных положений отраслевого законодательства.Более того, интерпретационные положения, сформулированные в виде правовых позиций в решениях, принимаемых в ходе осуществления конституционного судопроизводства, в дальнейшем находят закрепление в законодательстве в виде правовых норм. Так, к 2006 году сложилась противоречивая практика применения п. 2 ст. 117 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) и возник вопрос, из какой суммы минимального размера оплаты труда следует исходить при индексации алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме. Приведенный пример свидетельствует об особом месте правовых позиций Конституционного Суда как юридического основания выносимых им решений среди оценочных категорий, используемых в правоприменении. Правовые позиции Верховного Суда также являются результатом анализа материалов о споре, аргументах и выводах судов нижестоящих инстанций, однако являются обязательными лишь для соответствующих судов и дают толкование норм отраслевого законодательства для обеспечения единообразия правоприменительной практики.
Кроме того, рассматривая жалобы граждан на нарушение их конституционных прав нормами СК РФ и принимая итоговое решение по существу вопроса (Постановление) либо Определение об отказе в принятии обращения к рассмотрению, Конституционный Суд излагает сущность семейно-правового спора и дает истолкование конституционного смысла примененных при его рассмотрении положений семейного законодательства.
Правовые позиции Конституционного Суда отличает единство доктринальных и нормативных начал, столь важное для семейного права как науки и как отрасли права.Так, не принимая к рассмотрению жалобу гражданина Рязапова Н.Г. на отказ в регистрации брака одновременно с двумя женщинами (невестами), Конституционный Суд отмечает, что п. 1 ст. 12 СК РФ, согласно которому для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, гарантируя тем самым как мужчине, так и женщине равные права и возможности для вступления в брак, корреспондирует статье 12 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статье 23 Международного пакта о гражданских и политических правах, признающих за мужчинами и женщинами право вступать в брак и создавать семью в соответствии с национальным законодательством, регулирующим осуществление этого права. Российская Федерация – светское государство, поэтому религиозные установления и правила, допускающие полигамию брачных союзов, не могут оказывать влияния на государственную политику в сфере семейных отношений, основные начала которой характеризуются, в частности, принципом единобрачия (моногамией), исходящим из отношения к браку как биологическому союзу только одного мужчины и одной женщины, что не допускает одновременного состояния в нескольких браках
Выводы. Правовые позиции Конституционного Суда, высказанные в принятых в ходе осуществления конституционного судопроизводства Определениях об отказе в рассмотрении жалоб, инициированных спорами, связанными с реализацией семейных прав, должны занять особое место среди оценочных категорий, используемых в правоприменении. Как и правовые позиции, содержащиеся в мотивировочной части постановлений Конституционного Суда, они отличаются единством доктринальных и нормативных начал,базируются на ранее выработанных общеправовых позициях и потому приобретают общеправовоезначение, обладают надотраслевым праворегулирующим потенциалом и должны непосредственно учитываться в правоприменительной деятельности в целях обеспечения конституционализации судебной практики.
(см еше по этому- http://www.jurvestnik.psu.ru/index.php/vypusk-1192013/22-2010-12-01-13-31-58/-1-19-2013/387-gladkovskaya-o-znachenii-pravovyx-poziczij-konstituczionnogo-suda-rossijskoj-federaczii-dlya-primeneniya-semejnogo-zakonodatelstva)
Основания и принципы применения к семейным отношениям гражданского законодательства Российской Федерации. Разграничение сфер применения семейного и гражданского законодательства. Применение исковой давности в семейных правоотношениях.
Две категории правовых отношений наиболее близко примыкают одна к другой: гражданские и семейные. Особенно сближает их сходство по некоторым субъективным и объективным признакам. И те, и другие возможны как отношения между гражданами. И те, и другие в своей основе могут иметь как имущественные, так и неимущественные блага.
Но сходство этих отношений лишь внешнее. Без личных (лично-доверительных) отношений не было такого образования как семья, остались бы только имущественные отношения - остались бы в стороне такие понятия как семья и брак, связанные только с лично-доверительными отношениями. По существу же здесь имеются две разновидности общественных отношений, каждая из которых существует каксамостоятельная категория.
Подтверждают высказанные обстоятельства, следующие положения: во-первых, что само семейное законодательство в нашей стране с самого начала существования семейного права развивалось как самостоятельная отрасль. Так, например, в статье 2 ГК РСФСР 1964 г. было указано, что семейные отношения регулируются только семейным законодательством.
Во-вторых, общественные отношения, урегулированные нормами семейного права преимущественно складываются на другой основе — на почве кровнородственных связей[6]. Не обладание теми или иными конкретными имущественными предметами предопределяет характер общественных отношений людей в данной области социальной деятельности, а связь одного с другим на почве происхождения одного от другого. Личные отношениялюдей в этой сфере правоотношений являются главными, преобладающими. Именно об этом говорит СК РФ (абз.2 п.1 ст.1) - семейные правоотношения – отношения, построенные на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи.
Будучи урегулированы правовыми нормами, эти общественные отношения составили особую самостоятельную область правовых отношений. Главное в данной сфере деятельности составляет регулирование заключения брака, отношений между супругами и детьми, отношений развода, взаимоотношений между родственниками и других отношений лично-родственного характера
О различии гражданских и семенных правоотношений говорит и тот факт, что цели и задачи семейных правоотношений, в отличие от гражданских правоотношений, таковы, что они вообще не могут быть достигнуты в результате одного акта, подобно, например, договору купли-продажи, мены, дарения в гражданском праве. Немыслимо создание семьи, заключение брака, воспитание детей как акта подобного однократного действия. Напротив, целевой характер любого из семейных правоотношений обязательно предполагаетдлительность во взаимоотношениях участников семейного правоотношения.
Таким образом, российское законодательство рассматривает семейные правоотношения как особый вид правоотношений, которые следует отличать от гражданских правоотношений.
Раздельное существование гражданского и семейного законодательства предполагает разграничение сфер их применения. Кодекс о браке и семье РСФСР допускал возможность применения гражданского законодательства к регулируемым им семейным отношениям только в отдельных, прямо указанных в КоБС, случаях. В статье 4 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК) законодатель позволяет применять гражданское законодательство к семейным отношениям, не ограничивая такое применение прямо указанными в кодексе случаями. При этом речь идет о субсидиарном применении гражданского законодательства: следует установить наличие семейных правоотношений, не урегулированных семейным законодательством, а затем с учетом их существа решить вопрос о возможности применения гражданского законодательства. В правоприменительной практике нередки затруднения с применением отраслевого законодательства к отношениям, участники которых наделены и гражданскими и семейными субъективными правами; при этом их правовой статус может быть различно определен семейным и гражданским законодательством. Основным критерием применения семейного законодательства является наличие семейно-правового статуса, утрата которого влечет утрату правовых оснований для применения семейного законодательства.
Например- Расторжение брака не прекращает режим общей совместной собственности, но положения семейного законодательства – правила статьи 35 СК по распоряжению совместной собственностью супругов – после расторжения брака применению не подлежат; применяем нормы гражданского законодательства (ст. 253 ГК).СК РФ, Статья 35. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов. ГК РФ Статья 253. Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности.
Выводы. Если участники спорных правоотношений наделены и гражданскими и семейными субъективными правами, а их правовой статус различно определен семейным и гражданским законодательством, следует: 1) определить характер спорного правоотношения – семейно-правовое либо гражданско-правовое; в последнем случае применяем гражданское законодательство.Семейное законодательство регулирует личные неимущественные и связанные с ними личные имущественные отношения между членами семьи, в число которых супруг, дети и родители (усыновленные и усыновители) входят всегда; другие родственники и иные лица – в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством(ст. 2 СК). Утрата семейно-правового статуса влечет утрату правовых оснований для применения семейного законодательства; 2) определить, урегулировано ли семейное правоотношение нормами семейного законодательства. При наличии соответствующих норм семейного законодательства они и подлежат применению – с учетом установленных Семейным кодексом временных и иных пределов. При отсутствии норм семейного законодательства применяем соответствующие нормы гражданского законодательства постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений