Поставка для государственных или муниципальных нужд
Государственные и муниципальные нужды - это потребности соответствующего публичного образования в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления его функций, обеспечиваемые за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с расходными обязательствами данного публичного образования. Государственные нужды обеспечиваются, кроме того, за счет внебюджетных источников финансирования.
Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании государственного или муниципального контракта для государственных или муниципальных нужд (далее - контракт / государственный или муниципальный контракт). В необходимых случаях наряду с контрактом может заключаться договор поставки для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК РФ).
Государственный или муниципальный заказчик действует от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Заказчиками могут выступать соответственно федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также получатели бюджетных средств, уполномоченные указанными органами.
Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, местонахождения и места происхождения капитала или индивидуальный предприниматель (ч. 1 ст. 8 ФЗ).
По общему правилу размещение заказа осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона (в том числе аукциона в электронной форме).
Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта.
Торги могут быть открытыми и закрытыми. Закрытые торги могут проводиться исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, сведения о которых составляют государственную тайну.
Заказчик в течение трех дней со дня проведения торгов передает победителю торгов один экземпляр протокола и окончательный проект контракта, который включает в себя условия контракта, приложенного к конкурсной документации (документации об аукционе), а также условия, предложенные победителем торгов.
Размещение заказа без проведения торгов осуществляется тремя способами.
I. Запрос котировок характеризуется следующими признаками:
1) информация о потребностях в товарах (работах, услугах) для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок;
2) победителем признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Использование этого способа допускается, если: 1) производство товаров осуществляется не по конкретным заявкам заказчика; 2) для данных товаров сложился функционирующий рынок; 3) цена контракта не превышает 250 тыс. руб. либо если аукцион был признан несостоявшимся и начальная цена контракта не превышала 250 тыс. руб.
Результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом, который должен быть размещен на официальном сайте и в течение пяти дней со дня его подписания опубликован в официальных печатных изданиях.
В течение двух дней со дня подписания заказчик передает победителю в проведении запроса экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены, предложенной победителем в котировочной заявке.
II. Размещение заказа у единственного поставщика означает направление заказчиком предложения заключить контракт только одному поставщику. Использование данного способа допускается в случаях, предусмотренных ст. 55 Федерального закона (например, когда поставки товаров относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий).
III. Размещение заказов на товарных биржах (ст. 56 Федерального закона) может применяться, если: 1) предметом заказа являются биржевые товары (не изъятые из оборота товары определенного рода и качества, допущенные биржей к биржевой торговле в установленном порядке); 2) сумма заказа превышает 5 млн. руб.
Контракт заключается по правилам, установленным законодательством о товарных биржах и биржевой торговле, с учетом требований Федерального закона о размещении заказов.
Заключение контракта при размещении заказа у единственного поставщика, а также в случаях, когда цена сделки не превышает предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 528 ГК РФ. Заказчик разрабатывает проект контракта и направляет его поставщику. Поставщик обязан в 30-дневный срок подписать контракт и возвратить один экземпляр заказчику, либо составить протокол разногласий и направить его вместе с подписанным контрактом другой стороне, либо уведомить об отказе от заключения контракта.
В свою очередь государственный заказчик, получивший контракт с протоколом разногласий, должен в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
Контрактом может быть предусмотрено, что поставка товаров осуществляется не заказчику, а указанному им лицу на основании договора поставки. В этом случае заказчик не позднее 30-дневного срока со дня подписания контракта направляет поставщику и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику, которое и является основанием заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
При отказе покупателя от договора поставщик должен незамедлительно уведомить об этом заказчика и вправе требовать от него прикрепления к другому покупателю. В этом случае заказчик в 30-дневный срок обязан либо выдать извещение о прикреплении к поставщику другого покупателя, либо принять обязанности покупателя на себя (т.е. сообщить о согласии самому принять товары или направить поставщику отгрузочную разнарядку с указанием конкретного получателя товаров). В результате этих действий происходит либо заключение договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, либо непосредственная поставка товаров на основании контракта.
При поставке товаров покупателям по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд оплата товаров производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с контрактом, если иной порядок определения цен и расчетов не предусмотрен контрактом. При оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд государственный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя.
Договор контрактации
По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (п. 1 ст. 535 ГК РФ).
Договор контрактации является возмездным, двусторонним, консенсуальным.
Договор контрактации заключается с сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими и фермерскими хозяйствами и т.п., которые являются непосредственными производителями сельскохозяйственной продукции. Второй стороной данного договора выступают заготовители, т.е. любые лица, осуществляющие закупки такой продукции для переработки или продажи.
Предметом договора является продукция в сыром виде или прошедшая первичную, только самую необходимую обработку. Если же сырье прошло промышленную обработку, речь уже идет о продовольственном товаре, который выступает в качестве предмета договора поставки или купли-продажи.
Договор контрактации должен заключаться в письменной форме.
Обязанности заготовителя. Заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз.
В случае, когда принятие сельскохозяйственной продукции осуществляется в месте нахождения заготовителя или ином указанном им месте, заготовитель не вправе отказаться от принятия сельскохозяйственной продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной заготовителю в обусловленный договором срок.
Договором контрактации может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, возвращать производителю по его требованию отходы от переработки сельскохозяйственной продукции с оплатой по цене, определенной договором (ст. 536 ГК РФ).
Обязанности производителя сельскохозяйственной продукции. Производитель сельскохозяйственной продукции обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации (ст. 537 ГК РФ).
Ответственность производителя сельскохозяйственной продукции. Производитель сельскохозяйственной продукции, не исполнивший обязательство либо ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несет ответственность при наличии его вины (ст. 538 ГК РФ).
Договор энергоснабжения
Договор энергоснабжения - это соглашение сторон, по которому энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 539 ГК РФ).
Для заключения данного договора у абонента должно быть установлено отвечающее установленным техническим требованиям энергопринимающее устройство, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации, и другое необходимое оборудование, обеспечивающее учет потребления энергии.
Предметом данного договора является энергия (электрическая, тепловая).
Сторонами по договору выступают энергоснабжающая организация - юридическое лицо и абонент, которым может быть как гражданин, так и юридическое лицо.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут. Если же договор заключается с организацией, то необходимо заключить договор в письменной форме, закрепив в нем все необходимые условия. Договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором.
При данном договоре на энергоснабжающую организацию возлагается ряд обязанностей.
1. Подача энергии в должном количестве и с соблюдением должного режима. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве (ст. 541 ГК РФ).
2. Энергоснабжающая организация должна подавать энергию определенного качества. Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (ст. 542 ГК РФ).
В свою очередь на абонента возлагаются обязанности:
1. По содержанию и эксплуатации сетей, приборов и оборудования. Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами (ст. 543 ГК РФ).
2. По оплате энергии. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 ГК РФ).
Особо нужно рассмотреть изменение и расторжение договора энергоснабжения. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке в случае неоднократного нарушения сроков оплаты энергии и неоднократной невыборки энергии (ст. 546 ГК РФ).
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.