Тема 17. Правовое сознание и правовая культура.
1. Правовое сознание, его место и роль в правовой системе общества.
2. Структура правосознания.
3. Функции правосознания.
4. Виды правосознания.
5. Правовое воспитание: понятие, цели, содержание и формы.
6. Деформация правового сознания. Деформация профессионального правосознания, правовой нигилизм, правовой инфантилизм, правовой фетишизм.
7. Понятие, признаки и структура правовой культуры.
8. Виды правовой культуры.
Для текущего контроля можно использовать и написание студентом творческой работы – эссе.
Эссе (творческая работа) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов). Эссе – это относительно небольшая самостоятельная письменная работа студента, по предложенной преподавателем теме (при самостоятельном выборе темы студентом, её необходимо согласовать с преподавателем).
Цель эссе состоит в формировании у студентов навыком самостоятельного творческого анализа и способностей связного последовательного письменного изложения своих мыслей. Эссе учит студентов чётко и кратко формулировать свои мысли с использованием основных логических приёмов, выделять причинно-следственные связи между явлениями, связывать теоретический материал с фактическими данными.
Эссе представляет собой рассуждения студента по теме. Студент должен быть способен выделить основную проблему, провести её анализ с использованием научной терминологии, научных концепций и методов. Эссе должно содержать авторские выводы по решению установленной проблемы. При этом эссе не предполагает полное раскрытие темы. Эссе это творческая работа, которая не является рефератом и не должна носить описательный характер: значительную ее часть следует посвятить аргументированному представлению своей точки зрения обучающимися (с обязательными ссылками на первоисточники), критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что способствует раскрытию творческих и аналитических способностей обучающихся.
Основаниями для оценки эссе могут служить:
- актуальность проблемы исследования и степень раскрытия заявленной темы;
- креативность и творческий подход при решении поставленных задач;
- способность обучающегося кратко и грамотно изложить суть заявленной проблемы, отразить полемику, существующую в научном мире по данному вопросу, аргументировать свои выводы и суждения.
Объём эссе – 2-5 страниц стандартного текста (шрифт – 14, интервал – 1,5).
Структурно эссе состоит из титульного листа, введения, основной части и заключения. Титульный лист должен содержать чёткое определение темы и указание на автора. В введении кратко обосновывается выбор темы, автор должен кратко выразить собственное понимание проблемы. Основная часть содержит теоретические основы выбранной темы и её изложение. Ввиду особого характера и незначительного объёма эссе, его основная часть обычно не делится на параграфы, разделы, пункты. Но при необходимости автор может вводить заголовки и подзаголовки в основном тексте. Заключение должно содержать общие выводы по работе, отношение автора к проблеме (без эмоциональной окраски).
Эссе оценивается по семибальной шкале (в соответствии с п. 2 настоящего ФОС).
Эссе оценивается по семибальной шкале.
1. Подходы к систематизации методов теории государства и права.
2. Общие, специальные и частнонаучные методы теории государства и права.
3. Методы сбора и изучения единичных фактов.
4. Методы теоретического уровня.
5. Теоретико-правовая и политико-прикладное значение вопроса о возникновении государства и права.
6. Современная наука о происхождении государства.
7. Формационный подход о типологии государства и права.
8. Цивилизационный подход о типологии государства.
9. Типология права, её проблемы.
10. Проблемы народовластия как принципа современного государства.
11. Проблемы элементного состава нормы права.
12. Соотношение законов и подзаконных актов в России.
13. Проблемы действия нормативно-правовых актов во времени.
14. Виды правотворчества.
15. Основные проблемы использования юридической терминологии в российском правотворчестве.
16. Соотношение международного права и национального законодатедбства.
17. Общий правовой статус граждан и иностранцев в России.
18. Проблемы определения состава правоотношений.
19. Плюралистический подход к объектам правоотношений.
20. Особенности государства как субъекта правоотношений.
21. Дееспособность физических лиц, основания и порядок её ограничения.
22. Содержание правоотношений. Основные формы субъективных прав и юридических обязанностей.
23. Виды юридических фактов.
24. Стадии и элементы механизма правового регулирования.
25. Пробелы в праве и пути их преодоления.
26. Коллизии в праве, их виды и способы их разрешения.
27. Толкование права: понятие и необходимость.
28. Природа интерпретационных актов в России.
29. Понятие и основные виды доказательств по российскому законодательству.
30. Содержание правовой квалификации в процессе применения права.
Тесты закрытого типа:
№ п/п | Автор | Название учебно-методической литературы | Выходные данные | Количество экземпляров в библиотека ННГУ/наличие эл. Ресурса |
Цыганов В.И. | Теория государства и права. Словарь основных понятий и категорий | Н.Новгород, изд. «Вектор ТиС», 2006 | ||
Цыганов В.И. | Теория государства и права. Тезисы лекций. | Н.Новгород, изд. «Вектор ТиС», 2009 |
Вопросы к экзамену:
1. Предмет теории государства и права. Соотношение объекта и предмета теории государства и права. Соотношение теории государства и права с другими юридическими науками.
2. Структура теории государства и права как науки.
3. Функции теории государства и права.
4. Юридическая наука и юридическая практика.
5. Понятие метода и методологии теории государства и права.
6. Система методов теории государства и права.
7. Теоретико-правовая и политико-прикладное значение вопроса о возникновении государства и права.
8. Основные теории происхождения государства.
9. Современная наука о происхождении государства.
10. Современная наука о происхождении права.
11. Содержание и значение типологии государства.
12. Формационный подход к типологии государства.
13. Цивилизационный подход к типологии государства.
14. Власть как разновидность управления. Виды власти.
15. Государственная власть как сложная политическая власть
16. Сущность и социальное назначение государства.
17. Понятие и признаки государства.
18. Понятие, значение и объективный характер функций государства. Эволюция функций государства.
19. Классификация функций современного государства. Внутренние и внешние функции современного государства.
20. Формы и методы осуществления функций государства.
21. Понятие механизма государства. Государственный аппарат.
22. Структура механизма государства и государственного аппарата.
23. Орган государства: понятие, признаки и виды.
24. Принципы организации и деятельности аппарата современного государства.
25. Проблемы бюрократизма и коррупции в современном государственном аппарате.
26. Понятие и элементы формы государства. Проблемы формирования научной категории.
27. Форма правления: понятие и виды.
28. Форма государственного устройства: понятие и виды.
29. Политический режим: понятие и виды.
30. Факторы, определяющие форму государства. Проблема «идеальной» формы государства.
31. Основные методологические подходы к правопознанию.
32. Правопонимание в Древнем мире и Средневековой Европе.
33. Правопонимание Нового времени в Европе.
34. Правопонимание в советской юридической науке.
35. Правопонимание в современной российской юридической науке.
36. Сущность и социальное назначение права.
37. Современная наука о понятии права. Эффективность и ограниченность нормативного подхода к праву. Признаки права. Содержание права.
38. Принципы права.
39. Функции права.
40. Предмет и пределы правового регулирования.
41. Методы, способы и типы правового регулирования.
42. Понятие и признаки нормы права.
43. Логическая структура нормы права.
44. Проблемы определения структуры нормы права в советской и современной юридической науке.
45. Виды норм права.
46. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта.
47. Понятие и виды источников права.
48. Закон как нормативно-правовой акт: признаки, роль и виды.
49. Подзаконные нормативно-правовые акты в России.
50. Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
51. Понятие и элементы системы права. Предмет и метод правового регулирования как основания деления системы права на элементы.
52. Общая характеристика отраслей российского права.
53. Соотношение системы права и системы законодательства.
54. Национальное и международное право.
55. Процесс правообразования и правотворчество. Правотворческий процесс и его основные стадии.
56. Принципы правотворчества.
57. Виды правотворчества.
58. Понятие законодательства. Систематизация законодательства: понятие, необходимость и значение.
59. Виды систематизации законодательства.
60. Понятие юридической техники.
61. Виды юридической техники.
62. Юридическая терминология.
63. Технические средства.
64. Технические приёмы.
65. Законодательная стилистика.
66. Техника правоприменительных актов.
67. Понятие и признаки правоотношений. Структура правоотношений.
68. Субъекты правоотношений, их правосубъектность.
69. Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношений.
70. Объекты правоотношений.
71. Виды правоотношений.
72. Основания возникновения правоотношений. Юридические факты, их классификация.
73. Реализация права: понятие и формы.
74. Применение права как особая форма его реализации.
75. Стадии применения права.
76. Акты применения права: их признаки и виды.
77. Пробелы в праве и пути их преодоления.
78. Коллизии в праве, их виды и способы их разрешения.
79. Толкование права: понятие и необходимость.
80. Способы толкования права.
81. Толкование права по объёму.
82. Толкование права по субъектам.
83. Интерпретационные судебные акты.
84. Понятие и виды юридически значимого поведения.
85. Понятие и признаки правомерного поведения.
86. Виды правомерного поведения.
87. Понятие и признаки правонарушения.
88. Состав правонарушения.
89. Виды правонарушений.
90. Причины правонарушений в современном обществе.
91. Понятие и признаки юридической ответственности.
92. Цели и задачи юридической ответственности.
93. Принципы юридической ответственности.
94. Виды юридической ответственности.
95. Юридическая ответственность и иные меры государственного принуждения по российскому законодательству.
96. Понятие законности и его содержание.
97. Принципы законности.
98. Гарантии законности.
99. Понятие, принципы правопорядка. Структура правопорядка. Соотношение правопорядка и общественного порядка.
100. Правовое сознание, его место и роль в правовой системе общества. Функции правосознания.
101. Структура правосознания.
102. Виды правосознания.
103. Правовое воспитание: понятие, цели, содержание и формы.
104. Деформация правового сознания. Деформация профессионального правосознания, правовой нигилизм, правовой инфантилизм, правовой фетишизм.
105. Понятие, признаки и структура правовой культуры.
106. Виды правовой культуры.
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Проблемы теории государства и права».
6.1. Перечень компетенций выпускников образовательной программы с указанием результатов обучения (знаний, умений, владений), характеризующих этапы их формирования
Карта компетенций
Шифр и название компетенции:
ОК-3: способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень.
Индикаторы компетенции | Критерии оценивания (дескрипторы) | ||||||
плохо | неудовлетворительно | удовлетворительно | хорошо | Очень хорошо | отлично | превосходно | |
Отсутствие знаний | Фрагментарные знания о способах, методах и приемах совершенствования и развития интеллектуального и общекультурного уровня | Общие, но не структурированные знания о способах, методах и приемах совершенствования и развития интеллектуального и общекультурного уровня | Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания о способах, методов и приемах совершенствования и развития интеллектуального и общекультурного уровня | Сформированные, но содержащие отдельные погрешности знания о способах, методах и приемах совершенствования и развития интеллектуального и общекультурного уровня | Сформированные систематические знания о способах, методах и приемах совершенствования и развития интеллектуального и общекультурного уровня | Сформированные систематические и обширные знания о способах, методах и приемах совершенствования и развития интеллектуального и общекультурного уровня | |
Отсутствие умений | Частичное освоенное умение применять способы, методы и приемы совершенствования и развития интеллектуального и общекультурного уровня | В целом успешное, но не систематическое умение применять способы, методы и приемы совершенствования и развития интеллектуального и общекультурного уровня | Сформированное, но содержащее отдельные пробелы умение применять способы, методы и приемы совершенствования и развития интеллектуального и общекультурного уровня | Сформированное, но содержащее отдельные погрешности умение применять способы, методы и приемы совершенствования и развития интеллектуального и общекультурного уровня | Сформированное систематическое умение применять способы, методы и приемы совершенствования и развития интеллектуального и общекультурного уровня | Сформированное систематическое умение применять способы, методы и приемы совершенствования и развития интеллектуального и общекультурного уровня | |
Отсутствие навыков | Фрагментарное владение опытом использования интеллектуального и общекультурного потенциала | В целом успешное, но не систематическое владение опытом использования интеллектуального и общекультурного потенциала | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы владение опытом использования интеллектуального и общекультурного потенциала | В целом успешное, но содержащее отдельные погрешности владение опытом использования интеллектуального и общекультурного потенциала | Успешное и систематическое владение опытом использования интеллектуального и общекультурного потенциала | Всестороннее владение опытом использования интеллектуального и общекультурного потенциала | |
Шкала оценок по проценту правильно выполненных контрольных заданий | 0-20 % | 20-50 % | 50-70 % | 70-80% | 80- 90 % | 90-99 % | 100% |
ПК-1: способность разрабатывать нормативные правовые акты.
Индикаторы компетенции | Критерии оценивания (дескрипторы) | ||||||
плохо | неудовлетворительно | удовлетворительно | хорошо | Очень хорошо | отлично | превосходно | |
Знать: место нормативных правовых актов в механизме правового регулирования; основные приёмы и способы законодательной техники, сущность и содержание основных понятий, категорий российского права, общих правовых статусов субъектов права, основные особенности правоотношений в различных отраслях права | Отсутствие знаний | Фрагментарные знания о месте нормативных правовых актов в механизме правового регулирования; о основных приёмах и способах законодательной техники, сущности и содержания основных понятий, категорий российского права, общих правовых статусов субъектов права, основных особенностях правоотношений в различных отраслях права | Общие, но не структурированные знания о месте нормативных правовых актов в механизме правового регулирования; о основных приёмах и способах законодательной техники, сущности и содержания основных понятий, категорий российского права, общих правовых статусов субъектов права, основных особенностях правоотношений в различных отраслях права | Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания о месте нормативных правовых актов в механизме правового регулирования; о основных приёмах и способах законодательной техники, сущности и содержания основных понятий, категорий российского права, общих правовых статусов субъектов права, основных особенностях правоотношений в различных отраслях права | Сформированные, но содержащие отдельные погрешности знания о месте нормативных правовых актов в механизме правового регулирования; о основных приёмах и способах законодательной техники, сущности и содержания основных понятий, категорий российского права, общих правовых статусов субъектов права, основных особенностях правоотношений в различных отраслях права | Сформированные систематические знания о месте нормативных правовых актов в механизме правового регулирования; о основных приёмах и способах законодательной техники, сущности и содержания основных понятий, категорий российского права, общих правовых статусов субъектов права, основных особенностях правоотношений в различных отраслях права | Сформированные систематические и обширные знания о месте нормативных правовых актов в механизме правового регулирования; о основных приёмах и способах законодательной техники, сущности и содержания основных понятий, категорий российского права, общих правовых статусов субъектов права, основных особенностях правоотношений в различных отраслях права |
Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; правильно оформлять нормативные правовые акты, применять основные приёмы и способы законодательной техники | Отсутствие умений | Частичное освоенное умение оперировать юридическими понятиями и категориями; правильно оформлять нормативные правовые акты, применять основные приёмы и способы законодательной техники | В целом успешное, но не систематическое умение оперировать юридическими понятиями и категориями; правильно оформлять нормативные правовые акты, применять основные приёмы и способы законодательной техники | Сформированное, но содержащее отдельные пробелы умение оперировать юридическими понятиями и категориями; правильно оформлять нормативные правовые акты, применять основные приёмы и способы законодательной техники | Сформированное, но содержащее отдельные погрешности умение оперировать юридическими понятиями и категориями; правильно оформлять нормативные правовые акты, применять основные приёмы и способы законодательной техники | Сформированное систематическое умение оперировать юридическими понятиями и категориями; правильно оформлять нормативные правовые акты, применять основные приёмы и способы законодательной техники | Сформированное систематическое умение оперировать юридическими понятиями и категориями; правильно оформлять нормативные правовые акты, применять основные и дополнительные приёмы и способы законодательной техники, умение |
Владеть: юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками анализа правовых норм и правоотношений; навыками применения основных приёмов и способов законодательной техники | Отсутствие навыков | Фрагментарное владение терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками анализа правовых норм и правоотношений; навыками применения основных приёмов и способов законодательной техники | В целом успешное, но не систематическое владение терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками анализа правовых норм и правоотношений; навыками применения основных приёмов и способов законодательной техники | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы владение терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками анализа правовых норм и правоотношений; навыками применения основных приёмов и способов законодательной техники | В целом успешное, но содержащее отдельные погрешности владение терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками анализа правовых норм и правоотношений; навыками применения основных приёмов и способов законодательной техники | Успешное и систематическое владение терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками анализа правовых норм и правоотношений; навыками применения основных приёмов и способов законодательной техники | Всестороннее владение терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками анализа правовых норм и правоотношений; навыками применения основных приёмов и способов законодательной техники |
Шкала оценок по проценту правильно выполненных контрольных заданий | 0-20 % | 20-50 % | 50-70 % | 70-80% | 80- 90 % | 90-99 % | 100% |
Шифр и название компетенции:
ПК-2: способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности.
Индикаторы компетенции | Критерии оценивания (дескрипторы) | ||||||
плохо | неудовлетворительно | удовлетворительно | хорошо | Очень хорошо | отлично | превосходно | |
Знать: систему права и систему законодательства в целом, основные особенности действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, способы преодоления пробелов в праве и разрешения коллизий в праве; требования к доказательствам; признаки и виды юридических фактов | Отсутствие знаний | Фрагментарные знания о системе права и системе законодательства в целом, основных особенностях действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, способах преодоления пробелов в праве и разрешения коллизий в праве; требованиях к доказательствам; признаках и видах юридических фактов | Общие, но не структурированные знания о системе права и системе законодательства в целом, основных особенностях действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, способах преодоления пробелов в праве и разрешения коллизий в праве; требованиях к доказательствам; признаках и видах юридических фактов | Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания о системе права и системе законодательства в целом, основных особенностях действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, способах преодоления пробелов в праве и разрешения коллизий в праве; требованиях к доказательствам; признаках и видах юридических фактов | Сформированные, но содержащие отдельные погрешности знания о системе права и системе законодательства в целом, основных особенностях действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, способах преодоления пробелов в праве и разрешения коллизий в праве; требованиях к доказательствам; признаках и видах юридических фактов | Сформированные систематические знания о системе права и системе законодательства в целом, основных особенностях действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, способах преодоления пробелов в праве и разрешения коллизий в праве; требованиях к доказательствам; признаках и видах юридических фактов | Сформированные систематические и обширные знания о системе права и системе законодательства в целом, основных особенностях действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, способах преодоления пробелов в праве и разрешения коллизий в праве; требованиях к доказательствам; признаках и видах юридических фактов |
Уметь: анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения; толковать и правильно применять юридические нормы | Отсутствие умений | Частичное освоенное умение анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения; толковать и правильно применять юридические нормы | В целом успешное, но не систематическое умение анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения; толковать и правильно применять юридические нормы | Сформированное, но содержащее отдельные пробелы умение анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения; толковать и правильно применять юридические нормы | Сформированное, но содержащее отдельные погрешности умение анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения; толковать и правильно применять юридические нормы | Сформированное систематическое умение анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения; толковать и правильно применять юридические нормы | Сформированное систематическое умение анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения; толковать и правильно применять юридические нормы, умение чётко устанавливать законодательную основу анализируемых фактов и правоотношений |
Владеть: навыками работы с правовыми актами, навыками анализа юридических фактов и правоотношений | Отсутствие навыков | Фрагментарное владение навыками работы с правовыми актами, навыками анализа юридических фактов и правоотношений | В целом успешное, но не систематическое владение навыками работы с правовыми актами, навыками анализа юридических фактов и правоотношений | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы владение навыками работы с правовыми актами, навыками анализа юридических фактов и правоотношений | В целом успешное, но содержащее отдельные погрешности владение навыками работы с правовыми актами, навыками анализа юридических фактов и правоотношений | Успешное и систематическое владение навыками работы с правовыми актами, навыками анализа юридических фактов и правоотношений | Всестороннее владение навыками работы с правовыми актами, навыками анализа юридических фактов и правоотношений |
Шкала оценок по проценту правильно выполненных контрольных заданий | 0-20 % | 20-50 % | 50-70 % | 70-80% | 80-90 % | 90-99 % | 100% |
Шифр и название компетенции:
ПК-7: способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты.
Индикаторы компетенции | Критерии оценивания (дескрипторы) | ||||||
плохо | неудовлетворительно | удовлетворительно | хорошо | Очень хорошо | отлично | превосходно | |
Знать: способы и приемы толкования нормативных правовых актов | Отсутствие знаний | Фрагментарные знания о способах и приёмах толкования нормативных правовых актов | Общие, но не структурированные знания способах и приёмах толкования нормативных правовых актов | Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания о способах и приёмах толкования нормативных правовых актов | Сформированные, но содержащие отдельные погрешности знания о способах и приёмах толкования нормативных правовых актов | Сформированные систематические знания о системе права и способах и приёмах толкования нормативных правовых актов | Сформированные систематические и обширные знания о способах и приёмах толкования нормативных правовых актов |
Уметь: применять знания о приёмах и способах толкования права на практике | Отсутствие умений | Частичное освоенное умение применять знания о приёмах и способах толкования права на практике | В целом успешное, но не систематическое умение применять знания о приёмах и способах толкования права на практике | Сформированное, но содержащее отдельные пробелы умение применять знания о приёмах и способах толкования права на практике | Сформированное, но содержащее отдельные погрешности умение применять знания о приёмах и способах толкования права на практике | Сформированное систематическое умение применять знания о приёмах и способах толкования права на практике | Сформированное систематическое умение применять знания о приёмах и способах толкования права на практике |
Владеть: навыками самостоятельного уяснения и разъяснения норм права | Отсутствие навыков | Фрагментарное владение навыками самостоятельного уяснения и разъяснения норм права | В целом успешное, но не систематическое владение навыками самостоятельного уяснения и разъяснения норм права | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы владение навыками самостоятельного уяснения и разъяснения норм права | В целом успешное, но содержащее отдельные погрешности владение навыками самостоятельного уяснения и разъяснения норм права | Успешное и систематическое владение навыками самостоятельного уяснения и разъяснения норм права | Всестороннее владение навыками самостоятельного уяснения и разъяснения норм права |
Шкала оценок по проценту правильно выполненных контрольных заданий | 0-20 % | 20-50 % | 50-70 % | 70-80% | 80-90 % | 90-99 % | 100% |
Описание шкал оценивания.
Промежуточная аттестация может проходить в традиционной форме устного зачёта и устного экзамена на основе билетов. Билеты для зачёта включают два теоретических вопроса. Билеты для экзамена включают два теоретических вопроса и практическое задание, оцениваемые по семибальной или пятибалльной системе.
На зачёте определяются:
· уровень усвоения студентами основного учебного материала по дисциплине;
· уровень понимания студентами изученного материала.
На экзамене определяются:
· уровень усвоения студентами основного учебного материала по дисциплине;
· уровень понимания студентами изученного материала
· способности студентов использовать полученные знания для решения конкретных задач.
Критерии оценивания для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).
Зачёт-незачёт | Пятибальня система | Семибальная система | Критерии оценивания |
Зачёт | Отлично | Превосходно | Высокий уровень подготовки, безупречное владение теоретическим материалом, студент демонстрирует творческий поход к решению нестандартных ситуаций. Студент дал полный и развернутый ответ на все теоретические вопросы билета, подтверждая теоретический материал практическими примерами из практики. Студент активно работал на практических занятиях. 100 %-ное выполнение контрольных экзаменационных заданий |
Отлично | Высокий уровень подготовки с незначительными ошибками. Студент дал полный и развернутый ответ на все теоретические вопросы билета, подтверждает теоретический материал практическими примерами из практики. Студент активно работал на практических занятиях. Выполнение контрольных экзаменационных заданий на 90% и выше | ||
Хорошо | Очень хорошо | Хорошая подготовка. Студент дает ответ на все теоретические вопросы билета, но имеются неточности в определениях понятий, процессов и т.п. Студент активно работал на практических занятиях. Выполнение контрольных экзаменационных заданий от 80 до 90%. | |
Хорошо | В целом хорошая подготовка с заметными ошибками или недочетами. Студент дает полный ответ на все теоретические вопросы билета, но имеются неточности в определениях понятий, процессов и т.п. Допускаются ошибки при ответах на дополнительные и уточняющие вопросы экзаменатора. Студент работал на практических занятиях. Выполнение контрольных экзаменационных заданий от 70 до 80%. | ||
Удовлетворительно | Удовлетворительно | Минимально достаточный уровень подготовки. Студент показывает минимальный уровень теоретических знаний, делает существенные ошибки при характеристике нормативно-правовой базы валютного регулирования, но при ответах на наводящие вопросы, может правильно сориентироваться и в общих чертах дать правильный ответ. Студент посещал практические занятия. Выполнение контрольных экзаменационных заданий от 50 до 70%. | |
Незачёт | Неудовлетворительно | Неудовлетворительно | Подготовка недостаточная и требует дополнительного изучения материала. Студент дает ошибочные ответы, как на теоретические вопросы билета, так и на наводящие и дополнительные вопросы экзаменатора. Студент пропустил большую часть практических занятий. Выполнение контрольных экзаменационных заданий до 50%. |
Плохо | Подготовка абсолютно недостаточная. Студент не отвечает на поставленные вопросы. Студент отсутствовал на большинстве лекций и практических занятий. Выполнение контрольных экзаменационных заданий менее 20 %. |
6.3. Критерии и процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине, характеризующих этапы формирования компетенций.
Для оценивания результатов обучения в виде знаний используются следующие процедуры и технологии: тестирование; индивидуальное собеседование; письменные ответы на вопросы.
Для оценивания результатов обучения в виде умений и владений используются следующие практические контрольные задания: практические задания, эссе, контрольные работы, презентации.
Для проведения итогового контроля сформированности компетенции используются: устный опрос, выполнение практических заданий.
6.4. Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки результатов обучения, характеризующих этапы формирования компетенций.