Правовое регулирование гражданского оборота и защита предпринимательства
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
юридический факультет
УТВЕРЖДАЮ:
Декан юридического факультета «_____» ____________ 2016 г. _____________ /В.И. Цыганов/
Рабочая программа дисциплины
«Проблемы теории государства и права»
Уровень высшего образования:
Магистратура
Направление подготовки:
Юриспруденция»
Направленность образовательной программы:
Правовое регулирование гражданского оборота и защита предпринимательства
Квалификация (степень):
Магистр
Форма обучения
Заочная
Нижний Новгород
1. Место и цели освоения дисциплины
Дисциплина «проблемы теории государства и права» входит в вариативную часть общенаучного цикла ОПОП по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция», обязательна для освоения в первом семестре.
На основе полученных на предыдущем этапе обучения общегуманитарных и специально-юридических знаний в рамках изучения проблем теории государства и права студент получает знания о наиболее важные категориях государственно-правовой действительности, составляющих основу юридического языка и мировоззрения и необходимых для изучения всех без исключения юридических дисциплин.
Целями освоения дисциплины «проблемы теории государства и права» являются:
углублённое усвоение студентами базовой юридической терминологии;
углублённое усвоение студентами знаний о основных закономерностях закономерностях развития всей государственно-правовой системы в целом;
уяснение студентами значения общетеоретических знаний для последующей практической деятельности;
формирование у студентов целостного юридического мировоззрения, ориентированного на признание права и государства как безусловных социальных ценностей.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения ООП (компетенциями выпускников)
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующей общекультурной компетенции: способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3); следующих профессиональных компетенций: способность разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1); способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2); способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7).
Формируемые компетенции | Планируемые результаты обучения по дисциплине, характеризующие этапы формирования компетенций |
ОК-3 | З1 (ОК-3) Знать: способы, методов и приемы совершенствования и развития интеллектуального и общекультурного уровня У1 (ОК-3) Уметь: применять способы, методы и приемы совершенствования и развития интеллектуального и общекультурного уровня В1 (ОК-3) Владеть: опытом использования интеллектуального и общекультурного потенциала |
ПК-1 | З 1 (ПК-1) Знать: место нормативных правовых актов в механизме правового регулирования; общепризнанные принципы и нормы международного права; основные приёмы и способы законодательной техники, сущность и содержание основных понятий, категорий российского права, общих правовых статусов субъектов права, основные особенности правоотношений в различных отраслях права У 1 (ПК-1) Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; правильно оформлять нормативные правовые акты, применять основные приёмы и способы законодательной техники В 1 (ПК-1) Владеть: юридической терминологией, приёмами юридической техники, навыками работы с правовыми актами, навыками анализа правовых норм и правоотношений; навыками применения основных приёмов и способов законодательной техники |
ПК-2 | З1 (ПК-6) Знать: систему права и систему законодательства в целом, основные особенности действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, способы преодоления пробелов в праве и разрешения коллизий в праве; требования к доказательствам; признаки и виды юридических фактов; механизм применения права У 1 (ПК-6) Уметь: анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения; толковать и правильно применять юридические нормы В1 (ПК-6) Владеть: навыками работы с правовыми актами, навыками анализа юридических фактов и правоотношений |
ПК-7 | З 1 (ПК-7) Знать: способы и приемы толкования нормативных правовых актов У 1 (ПК-7) Уметь: применять знания о приёмах и способах толкования права на практике В 1 (ПК-7) Владеть: навыками самостоятельного уяснения и разъяснения норм права |
3. Структура и содержание теории государства и права
Общая трудоёмкость дисциплины по заочной форме составляет 6 зачётных единиц, 216 часов, из которых 20 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (4 часа занятия лекционного типа, 16 часа занятия семинарского типа), 9 часов мероприятия промежуточной аттестации (экзамен), 189 час составляет самостоятельная работа обучающегося.
Наименование и краткое содержание разделов и тем дисциплины, форма промежуточной аттестации по дисциплине | Всего часов | В том числе | |||||
Контактная работа, часы из них | Самостоятельная работа, часы | ||||||
Занятия лекционного типа | Занятия семинарского типа | Занятия лабораторного типа | консультации | всего | |||
Тема 1. Теория государства и права в системе правоведения | |||||||
Тема 2. Происхождение и типология государства | |||||||
Тема 3. Проблемы определения сущности и понятия государства | |||||||
Тема 4. Функции государства | |||||||
Тема 5. Механизм государства | |||||||
Тема 6. Форма государства | |||||||
Тема 7. Понятие и сущность права | |||||||
Тема 8. Нормы права | |||||||
Тема 9. Источники права | |||||||
Тема 10. Система права | |||||||
Тема 11. Правотворчество и систематизация нормативно-правовых актов | |||||||
Тема 12. Юридическая техника | |||||||
Тема 13. Правоотношения | |||||||
Тема 14. Реализация и толкование права | |||||||
Тема 15. Правомерное поведение и правонарушение | |||||||
Тема 16. Юридическая ответственность, законность и правопорядок | |||||||
Тема 17. Правовое сознание и правовая культура | |||||||
Промежуточная аттестация | экзамен | ||||||
Итого |
Содержание дисциплины «Теория государства и права» по темам
Тема 4. Функции государства
Понятие функций государства. Их соотношение с целями и задачами государства. Функции государства и функции государственных органов.
Классификация функций государства. Постоянные и временные функции государства. Основные и неосновные функции государства. Внутренние и внешние функции государства. Экономическая, политическая, социальная, идеологическая, экологическая функции, функция развития научно-технического прогресса. Функции обороны страны, ведения захватнических войн, поддержания мирового порядка, сотрудничества с другими государства. Формы осуществления функций государства. Правовые формы осуществления функций государства: правотворческая, правоприменительная, правоохранительная. Неправовые формы осуществления функций государства: организационно-регламентирующая, организационно-хозяйственная, организационно-идеологическая.
Методы осуществления функций государства. Метод убеждение. Метод принуждения. Насилие. Подавление. Метод стимулирования. Договорной метод.
Тема 6. Форма государств
Понятие и элементы формы государства. Факторы, определяющие общие черты и особенности форм государства.
Формы правления современных государств. Понятие и признаки монархии. Абсолютные и ограниченные монархии. Дуалистические и конституционные монархии. Аристократия. Понятие и признаки республики. Президентские, парламентские и смешанные республики.
Формы государственного устройства современных государств. Понятие и признаки унитарных государств. Автономные образования. Понятие и признаки федеративных государств. Виды федераций по принципу построения, по способу образования, по степени централизации. Конфедерации. Содружества. Сообщества.
Политические (государственные) режимы современных государств. Понятие и признаки демократического политического режима. Понятие и признаки авторитарного политического режима. Понятие и признаки тоталитарного политического режима.
Тема 8. Нормы права
Понятие нормы права. Общеобязательность, формальная определённость, представительно-обязывающий характер, связь с государством, системность как признаки нормы права.
Структура нормы права. Логическая структура норм права. Понятие и виды гипотезы. Диспозиция: понятие и виды. Санкция: понятие и виды. Особенности структуры исходных норм. Нормативное предписание.
Соотношение нормы права и статьи нормативного акта как содержания и формы. Способы изложения норм права в статьях нормативного акта.
Виды правовых норм по характеру регулируемых отношений, по отраслевому признаку, по характеру содержащихся в них предписаний, по методу правового регулирования, по функциям в механизме правового регулирования, по времени действия, по месту действия. Исходные нормы и нормы-правила поведения.
Тема 9. Источники права
Соотношение понятий «форма» и «источник» права. Источник права в материальном смысле. Источник права в идеологическом смысле. Источник права в формально-юридическом смысле. Деятельность компетентных органов как источник права.
Виды форм (источников) права: правовые обычаи, правовые прецеденты, нормативно-правовые акты, договоры нормативного содержания, религиозные тексты, правовая доктрина, принципы права.
Система нормативно-правовых актов в России. Закон как разновидность нормативных правовых актов. Подзаконные нормативные правовые акты. Их соотношение с законами.
Действие нормативно-правовых актов во времени. Момент вступление нормативно-правового акта в силу. Момент утраты нормативно-правовым актом юридической силы. Обратная сила нормативно-правового акта. Переживание нормативно-правового акта. Действие нормативно-правовых актов в пространстве. Экстерриториальность. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц. Правовой иммунитет.
Раздел 13. Правоотношения.
Понятие и признаки правоотношений. Правоотношение как форма и разновидность общественных отношений. Виды правоотношений. Состав правоотношений: субъекты, объект и содержание.
Понятие и виды субъектов правоотношений. Индивидуальные и коллективные субъекты. Физические и юридические лица. государство как особый субъект правоотношений. Правосубъектность. Правоспособность и дееспособность субъектов права.
Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношений. Понятие структура субъективных прав и юридических обязанностей. Проблема выделения материального содержания правоотношений.
Объекты правоотношений: понятие и виды. Монистический и плюралистический подходы к объектам правоотношений. Основные объекты в различных видах правоотношений.
Предпосылки возникновения правоотношений. Юридические факты, их классификация. Фактический состав. Сроки как юридические факты. презумпции в праве. Юридические фикции. Преюдициальные факты.
Образовательные технологии
В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекционных и семинарских занятий. Важнейшей задачей, реализуемой в процессе проведения аудиторных занятий, является формирование компетентностного подхода.
Образовательные технологии, способствующие формированию компетенций
используемые на занятиях лекционного типа:
- лекции-беседы с использованием мультимедийных средств поддержки образовательного процесса;
- лекции с проблемным изложением учебного материала;
используемые на занятиях практического типа:
- регламентированная самостоятельная деятельность студентов;
- частично-поисковая деятельность при выполнении методических разработок частей занятия;
- решение проблемных ситуаций в малых группах для реализации технологии коллективной мыслительной деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 40.04.01 «Юриспруденция» реализация компетентностного подхода в ходе преподавания дисциплины «Проблемы теории государства и права» предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых игр, разбор конкретных ситуаций, тематические дискуссии, презентации с использованием мультимедийных технологий и др.).
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа по данной дисциплине составляют по очной форме – 14,2% по заочной – 22,2%, по очно-заочной – 25% от аудиторных.
5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся
К самостоятельной работе студента относится деятельность, которую он осуществляет без участия преподавателя, но по его заданию, под его руководством и наблюдением.
Самостоятельная работа проводится с целью углубления и расширения теоретических знаний, систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений, формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу, развитие познавательных способностей и активности (творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности), формирование самостоятельного мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
К видам самостоятельной работы студента относится аудиторная и внеаудиторная работа. Аудиторная работа выполняется на учебных занятиях по заданию и под руководством преподавателя. Внеаудиторная работа выполняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Аудиторная самостоятельная работа студента возможна при использовании активных и интерактивных форм занятий. Традиционная пассивная форма предполагает простые ответы студентов на поставленные вопросы и исключает самостоятельную работу, студент просто воспроизводит знания, которые он получил либо от преподавателя в результате пассивного восприятия, либо в результате внеаудиторной самостоятельной работы.
Формы и виды внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся:
· чтение основной и дополнительной литературы, изучение информации, полученной в системе Интернет;
· конспектирование источников;
· подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций, эссе;
· выполнение творческих работ, учебных проектов, учебно-исследовательских работ;
· самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, тесты и т.д.);
· подготовка к промежуточной аттестации, в том числе путём самостоятельного выполнения практических заданий репродуктивного типа.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся по содержанию может быть разделена на нижеследующие блоки.
Изучение понятийного аппарата дисциплины
Вся система индивидуальной самостоятельной работы должна бытьподчинена усвоению понятийного аппарата, поскольку одной из важнейших задач подготовки современного грамотного специалиста является овладение и грамотное применение профессиональной терминологии. Лучшему усвоению и пониманию дисциплины помогут различные энциклопедии, словари, справочники и другие материалы, указанные списке литературы.
Изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану
Особое место отводится самостоятельной проработке студентами отдельных разделов и тем по изучаемой дисциплине. Такой подход вырабатывает у студентов инициативу, стремление к увеличению объема знаний, выработке умений и навыков всестороннего овладения способами и приемами профессиональной деятельности.
Изучение вопросов очередной темы требует глубокого усвоения теоретических основ, раскрытия сущности основных категорий государственно-правовой системы, проблемных аспектов темы и анализа фактического материала.
Планы семинарских занятий
Тема 6. Форма государства.
1. Понятие и элементы формы государства. Проблемы формирования научной категории.
2. Форма правления: понятие и виды.
3. Форма государственного устройства: понятие и виды.
4. Политический режим: понятие и виды.
5. Факторы, определяющие форму государства. Проблема «идеальной» формы государства.
Тема 8. Нормы права.
1. Понятие и признаки нормы права.
2. Логическая структура нормы права.
3. Проблемы определения структуры нормы права в советской и современной юридической юридической науке.
4. Виды норм права.
5. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта.
Тема 9. Источники права.
1. Понятие и виды источников права.
2. Правовой обычай как форма (источник) права.
3. Нормативно-правовой акт как форма (источник) права.
4. Закон как нормативно-правовой акт: признаки, роль и виды.
5. Подзаконные нормативно-правовые акты в России.
6. Судебный прецедент как форма (источник) права.
7. Нормативный договор как форма (источник) права.
8. Религиозные тексты как источники права.
9. Правовая доктрина и иные формы (источники) права.
10. Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
Тема 10. Система права.
1. Понятие и элементы системы права.
2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления системы права на элементы.
3. Общая характеристика отраслей российского права.
4. Соотношение системы права и системы законодательства.
5. Национальное и международное право.
Тема 13. Правоотношения.
1. Понятие и признаки правоотношений.
2. Структура правоотношений.
3. Субъекты правоотношений, их правосубъектность.
4. Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношений.
5. Объекты правоотношений.
6. Виды правоотношений.
7. Основания возникновения правоотношений. Юридические факты, их классификация.
Тема 14. Реализация права.
1. Реализация права: понятие и формы.
2. Применение права как особая форма его реализации.
3. Стадии применения права.
4. Акты применения права: их признаки и виды.
5. Пробелы в праве и пути их преодоления.
6. Коллизии в праве, их виды и способы их разрешения.
7. Толкование права: понятие и необходимость.
8. Способы толкования права.
9. Толкование права по объёму.
10. Толкование права по субъектам.
11. Интерпретационные судебные акты.
Карта компетенций
Шифр и название компетенции:
ОК-3: способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень.
Индикаторы компетенции | Критерии оценивания (дескрипторы) | ||||||
плохо | неудовлетворительно | удовлетворительно | хорошо | Очень хорошо | отлично | превосходно | |
Отсутствие знаний | Фрагментарные знания о способах, методах и приемах совершенствования и развития интеллектуального и общекультурного уровня | Общие, но не структурированные знания о способах, методах и приемах совершенствования и развития интеллектуального и общекультурного уровня | Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания о способах, методов и приемах совершенствования и развития интеллектуального и общекультурного уровня | Сформированные, но содержащие отдельные погрешности знания о способах, методах и приемах совершенствования и развития интеллектуального и общекультурного уровня | Сформированные систематические знания о способах, методах и приемах совершенствования и развития интеллектуального и общекультурного уровня | Сформированные систематические и обширные знания о способах, методах и приемах совершенствования и развития интеллектуального и общекультурного уровня | |
Отсутствие умений | Частичное освоенное умение применять способы, методы и приемы совершенствования и развития интеллектуального и общекультурного уровня | В целом успешное, но не систематическое умение применять способы, методы и приемы совершенствования и развития интеллектуального и общекультурного уровня | Сформированное, но содержащее отдельные пробелы умение применять способы, методы и приемы совершенствования и развития интеллектуального и общекультурного уровня | Сформированное, но содержащее отдельные погрешности умение применять способы, методы и приемы совершенствования и развития интеллектуального и общекультурного уровня | Сформированное систематическое умение применять способы, методы и приемы совершенствования и развития интеллектуального и общекультурного уровня | Сформированное систематическое умение применять способы, методы и приемы совершенствования и развития интеллектуального и общекультурного уровня | |
Отсутствие навыков | Фрагментарное владение опытом использования интеллектуального и общекультурного потенциала | В целом успешное, но не систематическое владение опытом использования интеллектуального и общекультурного потенциала | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы владение опытом использования интеллектуального и общекультурного потенциала | В целом успешное, но содержащее отдельные погрешности владение опытом использования интеллектуального и общекультурного потенциала | Успешное и систематическое владение опытом использования интеллектуального и общекультурного потенциала | Всестороннее владение опытом использования интеллектуального и общекультурного потенциала | |
Шкала оценок по проценту правильно выполненных контрольных заданий | 0-20 % | 20-50 % | 50-70 % | 70-80% | 80- 90 % | 90-99 % | 100% |
ПК-1: способность разрабатывать нормативные правовые акты.
Индикаторы компетенции | Критерии оценивания (дескрипторы) | ||||||
плохо | неудовлетворительно | удовлетворительно | хорошо | Очень хорошо | отлично | превосходно | |
Знать: место нормативных правовых актов в механизме правового регулирования; основные приёмы и способы законодательной техники, сущность и содержание основных понятий, категорий российского права, общих правовых статусов субъектов права, основные особенности правоотношений в различных отраслях права | Отсутствие знаний | Фрагментарные знания о месте нормативных правовых актов в механизме правового регулирования; о основных приёмах и способах законодательной техники, сущности и содержания основных понятий, категорий российского права, общих правовых статусов субъектов права, основных особенностях правоотношений в различных отраслях права | Общие, но не структурированные знания о месте нормативных правовых актов в механизме правового регулирования; о основных приёмах и способах законодательной техники, сущности и содержания основных понятий, категорий российского права, общих правовых статусов субъектов права, основных особенностях правоотношений в различных отраслях права | Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания о месте нормативных правовых актов в механизме правового регулирования; о основных приёмах и способах законодательной техники, сущности и содержания основных понятий, категорий российского права, общих правовых статусов субъектов права, основных особенностях правоотношений в различных отраслях права | Сформированные, но содержащие отдельные погрешности знания о месте нормативных правовых актов в механизме правового регулирования; о основных приёмах и способах законодательной техники, сущности и содержания основных понятий, категорий российского права, общих правовых статусов субъектов права, основных особенностях правоотношений в различных отраслях права | Сформированные систематические знания о месте нормативных правовых актов в механизме правового регулирования; о основных приёмах и способах законодательной техники, сущности и содержания основных понятий, категорий российского права, общих правовых статусов субъектов права, основных особенностях правоотношений в различных отраслях права | Сформированные систематические и обширные знания о месте нормативных правовых актов в механизме правового регулирования; о основных приёмах и способах законодательной техники, сущности и содержания основных понятий, категорий российского права, общих правовых статусов субъектов права, основных особенностях правоотношений в различных отраслях права |
Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; правильно оформлять нормативные правовые акты, применять основные приёмы и способы законодательной техники | Отсутствие умений | Частичное освоенное умение оперировать юридическими понятиями и категориями; правильно оформлять нормативные правовые акты, применять основные приёмы и способы законодательной техники | В целом успешное, но не систематическое умение оперировать юридическими понятиями и категориями; правильно оформлять нормативные правовые акты, применять основные приёмы и способы законодательной техники | Сформированное, но содержащее отдельные пробелы умение оперировать юридическими понятиями и категориями; правильно оформлять нормативные правовые акты, применять основные приёмы и способы законодательной техники | Сформированное, но содержащее отдельные погрешности умение оперировать юридическими понятиями и категориями; правильно оформлять нормативные правовые акты, применять основные приёмы и способы законодательной техники | Сформированное систематическое умение оперировать юридическими понятиями и категориями; правильно оформлять нормативные правовые акты, применять основные приёмы и способы законодательной техники | Сформированное систематическое умение оперировать юридическими понятиями и категориями; правильно оформлять нормативные правовые акты, применять основные и дополнительные приёмы и способы законодательной техники, умение |
Владеть: юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками анализа правовых норм и правоотношений; навыками применения основных приёмов и способов законодательной техники | Отсутствие навыков | Фрагментарное владение терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками анализа правовых норм и правоотношений; навыками применения основных приёмов и способов законодательной техники | В целом успешное, но не систематическое владение терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками анализа правовых норм и правоотношений; навыками применения основных приёмов и способов законодательной техники | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы владение терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками анализа правовых норм и правоотношений; навыками применения основных приёмов и способов законодательной техники | В целом успешное, но содержащее отдельные погрешности владение терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками анализа правовых норм и правоотношений; навыками применения основных приёмов и способов законодательной техники | Успешное и систематическое владение терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками анализа правовых норм и правоотношений; навыками применения основных приёмов и способов законодательной техники | Всестороннее владение терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками анализа правовых норм и правоотношений; навыками применения основных приёмов и способов законодательной техники |
Шкала оценок по проценту правильно выполненных контрольных заданий | 0-20 % | 20-50 % | 50-70 % | 70-80% | 80- 90 % | 90-99 % | 100% |
Шифр и название компетенции:
ПК-2: способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности.
Индикаторы компетенции | Критерии оценивания (дескрипторы) | ||||||
плохо | неудовлетворительно | удовлетворительно | хорошо | Очень хорошо | отлично | превосходно | |
Знать: систему права и систему законодательства в целом, основные особенности действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, способы преодоления пробелов в праве и разрешения коллизий в праве; требования к доказательствам; признаки и виды юридических фактов | Отсутствие знаний | Фрагментарные знания о системе права и системе законодательства в целом, основных особенностях действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, способах преодоления пробелов в праве и разрешения коллизий в праве; требованиях к доказательствам; признаках и видах юридических фактов | Общие, но не структурированные знания о системе права и системе законодательства в целом, основных особенностях действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, способах преодоления пробелов в праве и разрешения коллизий в праве; требованиях к доказательствам; признаках и видах юридических фактов | Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания о системе права и системе законодательства в целом, основных особенностях действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, способах преодоления пробелов в праве и разрешения коллизий в праве; требованиях к доказательствам; признаках и видах юридических фактов | Сформированные, но содержащие отдельные погрешности знания о системе права и системе законодательства в целом, основных особенностях действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, способах преодоления пробелов в праве и разрешения коллизий в праве; требованиях к доказательствам; признаках и видах юридических фактов | Сформированные систематические знания о системе права и системе законодательства в целом, основных особенностях действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, способах преодоления пробелов в праве и разрешения коллизий в праве; требованиях к доказательствам; признаках и видах юридических фактов | Сформированные систематические и обширные знания о системе права и системе законодательства в целом, основных особенностях действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, способах преодоления пробелов в праве и разрешения коллизий в праве; требованиях к доказательствам; признаках и видах юридических фактов |
Уметь: анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения; толковать и правильно применять юридические нормы | Отсутствие умений | Частичное освоенное умение анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения; толковать и правильно применять юридические нормы | В целом успешное, но не систематическое умение анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения; толковать и правильно применять юридические нормы | Сформированное, но содержащее отдельные пробелы умение анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения; толковать и правильно применять юридические нормы | Сформированное, но содержащее отдельные погрешности умение анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения; толковать и правильно применять юридические нормы | Сформированное систематическое умение анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения; толковать и правильно применять юридические нормы | Сформированное систематическое умение анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения; толковать и правильно применять юридические нормы, умение чётко устанавливать законодательную основу анализируемых фактов и правоотношений |
Владеть: навыками работы с правовыми актами, навыками анализа юридических фактов и правоотношений | Отсутствие навыков | Фрагментарное владение навыками работы с правовыми актами, навыками анализа юридических фактов и правоотношений | В целом успешное, но не систематическое владение навыками работы с правовыми актами, навыками анализа юридических фактов и правоотношений | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы владение навыками работы с правовыми актами, навыками анализа юридических фактов и правоотношений | В целом успешное, но содержащее отдельные погрешности владение навыками работы с правовыми актами, навыками анализа юридических фактов и правоотношений | Успешное и систематическое владение навыками работы с правовыми актами, навыками анализа юридических фактов и правоотношений | Всестороннее владение навыками работы с правовыми актами, навыками анализа юридических фактов и правоотношений |
Шкала оценок по проценту правильно выполненных контрольных заданий | 0-20 % | 20-50 % | 50-70 % | 70-80% | 80-90 % | 90-99 % | 100% |
Шифр и название компетенции:
ПК-7: способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты.
Индикаторы компетенции | Критерии оценивания (дескрипторы) |