Международно-правовой стандарт конституционных прав несовершеннолетних
Права несовершеннолетних, и их защита зафиксированы во многих международных конвенциях. Непосредственно в нашей стране, хоть и законодательство основывается на этих конвенциях, актуальны проблемы реализации прав и законных интересов детей. Как пример, некоторые права и свободы они не могут осуществлять самостоятельно, а только лишь через своих родителей, усыновителей, опекунов, попечителей и иных законных представителей. Поэтому международное сообщество, чтобы сократить численность таких проблем, установило специальные гарантии осуществления прав и свобод детей.
Количество обнаруживаемых детей-сирот и детей, находящихся без родительского попечения т.е. являющихся социальными сиротами, с каждым годом увеличивается. Такое положение детей, непосредственно может быть связано с высоким уровнем безработицы родителей. В частности, из-за этого ослаблена роль семьи, как наилучший выбор для ребенка, материального и духовного обеспечения. Вынужденная, утомляющая загруженность родителей, которая связанна с поиском дохода, стабильно психологически тяжелая атмосфера, которые непосредственно влияет и существенно осложняет взаимоотношения родителей и детей, снижает воздействие семьи, как социального института на воспитание и авторитет родителей на подрастающее поколение.
Как справедливо отмечает О.Зубарева, в сложившейся ситуации необходимо пристальное внимание государства и общества к проблемам воспитания детей родителями, внутрисемейных отношений. Решение этих проблем возможно в первую очередь законодательным путем[8].
Следует обратить внимание на то, что российское законодательство в сфере защиты детей формируется и развивается принимая во внимание международные нормы и стандарты. К ним относятся и документы ООН, которые содержат в себе основные критерии государственной политики в отношении несовершеннолетних.
К ним, преимущественно, можно причислить:
1. Декларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года);
2. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 года);
3. Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (принята резолюцией 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 года);
4. Конвенция ООН о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года).
В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН опубликовала Декларацию прав ребенка. В ней было оглашено десять главнейших принципов, которые обязаны соблюдать все родители, как мужчины, так и женщины, также отдельные лица, добровольные организации, местные власти и национальные правительства.
Обозначим эти принципы:
1) Ребенку должны принадлежать все права, провозглашенные Декларацией, во всей их полноте. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и различии или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национальности, социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.
2) Специальная защита прав ребенка, предоставление ему возможности развития во всех отношениях, издание государствами своих национальных законов должны определяться главным соображением наилучшего обеспечения интересов ребенка.
3) Ребенок имеет право на имя и гражданство с момента рождения.
4) Ребенок должен обладать социальными и экономическими правами: на социальное обеспечение, на здоровый рост и развитие, на специальный уход и охрану ребенка и его матери, на надлежащее питание, жилище, необходимые развлечения и медицинское обслуживание.
5) Особой защитой должны пользоваться неполноценные дети.
6) Ребенок имеет право на обеспечение и защиту своих интересов его семьей и родителями; малолетний ребенок не должен, за исключением особых случаев, быть разлучаем со своей матерью. В тех случаях, если дети лишены родителей либо они не имеют достаточных средств к существованию, соответствующие обязанности возлагаются на общество и государство.
7) Все дети должны иметь равные возможности развивать свои способности. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для лиц, на которых возложена ответственность за его образование, прежде всего для его родителей.
8) Ребенок должен пользоваться первоочередной защитой во всех случаях.
9) Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации; он не может быть объектом торговли, при его трудоустройстве необходимо учитывать возраст и иные особенности его развития и состояния.
10) Ребенок должен быть защищен от практики, поощряющей дискриминацию[9].
При этом в ст. 25, ч. 2 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, обозначено, что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой[10]. На тот момент, было довольно очевидным, что указанных положений в сфере защиты прав ребенка недостаточно. В связи с этим 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. Этот международно-правовой акт стал наиболее важным и известным, который закрепил в себе самые важные нормы международного права в сфере защиты прав несовершеннолетних. Она заняла место Декларации прав ребенка, и тем самым более широко раскрыла десять, вышеуказанных, правовых принципов защиты детей.
Подобные меры охраны прав и интересов, содержат действенные операции для производства социальных программ, задачей которых, является оказание необходимой помощи детям и субъектам, о них заботящихся, и для реализации других форм предотвращения и обнаружения, извещения, передаче на анализ, расследования предстоящих негативных событий, из-за случаев жестокого обращения с детьми. К тому же, это необходимо, для возбуждения судебной процедуры.
Государства, участвующие в Конвенции, заменяют нуждающимся детям уход, в зависимости от их национальных законов.
Подобный уход включает в себя, предоставление усыновления или, в случае крайней необходимости, отправление в надлежащие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык[11].
Следовательно, Конвенция о правах ребенка, предполагает не только их права, но и способы их обеспечения и предотвращение беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
Для решения проблемы, имеющей всемирный характер, а именно, создание условий для соответствующего развития жизнедеятельности детей, 30 сентября 1990 года, была принята Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы.
Саидов А. Х. подмечает, что сложилось четкое представление относительно общепризнанных прав человека, накоплен основной массив международных стандартов, создана сеть международных механизмов и процедур в области защиты прав человека, широкое распространение получила практика привлечения неправительственных организаций к обсуждению в системе ООН вопросов, связанных с правами человека[12].
Основным достижением, в сфере международной системы защиты прав несовершеннолетних, является то, что ребенок, несмотря на его физическую и умственную незрелость, стал наравне со взрослым человеком – самостоятельным субъектом права, и также нуждается в специальной заботе и охране, содержа в себе соответствующую правовую защиту, как до, так и после его рождения.
Шугуров М.В. считает, что более многообещающим в деятельности механизмов обеспечения защиты прав несовершеннолетних, является «не замыкание прав человека на национальном уровне, а разработка более эффективных мер по оптимизации взаимодействия международных, региональных и национальных усилий в деле поощрения и развития уважения к ним. Многоуровневое обеспечение и развитие прав человека будет содействовать их утверждению в качестве реального стержня современного миропорядка» [13].
Подводя итог, можно сказать, что на международном уровне, охрана прав ребенка может реализовываться в разнообразных формах, с помощью разнообразных механизмов и разнообразных органов, и организаций. В этой сфере, главной проблемой, является то, что большая часть принимаемых решений носит рекомендательный характер и деятельность многих органов не соответствует реальной жизни и реальным правам конкретных лиц.
Впрочем, растущий интерес общества к проблемам защиты и охраны прав детей, есть непосредственно та движущая сила, способствующая повышению эффективности, имеющихся на сегодняшний день механизмов защиты прав несовершеннолетних.