Историко-правовой аспект развития прав несовершеннолетних
Исторически, Россия развивалась поэтапно, и по этапам решала вопросы, касающиеся несовершеннолетних. Так, спустя много лет, можно заметить, что ребенок, бывши бесправным, неодушевленным существом, становится, хоть и малозаметным, но членом общества.
Несовершеннолетние, в течение долгого времени были зависимы от семьи, общины, государства и не имели своего правового положения, которое в результате осуществлялось через институт семьи. Следовательно, при рассмотрении развития российского законодательства о детях, значительное место выделяется институту семьи, и как правовому, и как социальному. Но при этом, до сих пор, полностью не установлен правовой характер данного института.
С X века, детям легко мог наноситься физический и психический вред, поскольку ответственности за это не существовало. Согласно Русской Правде, пространной её редакции, тех или иных составов преступлений против несовершеннолетних не имелось, а также не было и запретов на применение насилия со стороны родителей, по отношению к ребенку. К тому же в данном источнике еще не существовало возрастного ограничения ответственности, вследствие чего, дети могли быть к ней привлечены[2].
В XVI веке, источник Семейного права заменял «Домострой», согласно которому, дети обязаны были слушаться отца и уж тем более не прекословить. В результате, ребенок никому не мог пожаловаться на своего родителя при том, что официально дозволялось наказывать их плетью, бить железом и т.п.
В дальнейшем, в развитии законодательства стало значимым, создание Соборного Уложения 1649 года. В данном законодательном акте впервые появляется понятие такое, как «незаконнорожденный». В нем, даже в случае брака родителей, запрещалось узаконение внебрачных детей, вследствие этого ребенок не был по праву связан со своим отцом, и к тому же, рождение вне брака, для обоих родителей, было деянием уголовно наказуемым. В итоге такие дети, очень часто, сразу после рождения были убиты.
В это же время, к детям-сиротам было неопределенное отношение. Их могли брать обеспеченные семьи, обучать всяческому ремеслу и отпускать, но при этом, к ним было и преступное отношение. Для того, чтобы подавить такое отношение, в 1682 году был подготовлен проект Указа, где выводился вопрос, с целью обучения, грамоте, ремеслам, и наукам таких детей, о создании для особых домов.
В эпоху становления абсолютной монархии, начали меняться отношения между родителями и детьми. Теперь, родители были обязаны обеспечивать содержание детям, соответственно в силу своих возможностей. Тем не менее, они могли подавать на непослушных детей жалобы в суд, и отдавать их в смирительные дома.
В 1715 году, Петр I велел создать в Москве и других городах госпитали для «зазорных младенцев» по правилам Артикула 176 Устава воинского, составленного им же. Впервые, государство решило взять незаконнорожденных детей под свою опеку.
Во времена правления Екатерины II были основаны воспитательные дома для детей, которые остались без попечения родителей и вследствие, отношение к незаконнорожденным поменялось. Таким образом, эти дети до совершеннолетия поступали в ведомство приказов общественных учреждений, затем становились свободными. Крестьянские же дети, оставшиеся без родителей, определялись на воспитание к родственникам или к посторонним людям, вкупе с наследством.
В 1763 г. и 1770 г. были учреждены воспитательные дома для детей, оставшихся без попечения родителей, которым предоставлялось образование и профессия. И только с согласия самой императрицы, можно было усыновить ребенка.
В 1775 году вводились Приказы общественного призрения, выступающие в виде определенных органов опеки, основной задачей которых, была организация и предоставление социальной помощи нуждающимся детям и подросткам.
В свою очередь, передача детей из одной семьи в другую была разрешена, при этом, нужно было соблюдать сословный принцип. Подобная система была изобретена для того, чтобы ребенок научился науке, промыслу или ремеслу, и ему был предоставлен способ стать добрым гражданином, согласно Указу «Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи» 1775 года[3].
И так, до начала XIX века отношения между родителями и детьми особо не изменились. Согласно Своду законов гражданских, «родители обязаны давать несовершеннолетним детям пропитание, одежду и воспитание, доброе и честное, по своему состоянию». Родители «должны обращать внимание на нравственное образование своих детей и стараться домашним воспитанием приготовить нравы их и содействовать видам правительства». Отец и мать сами решали, как и где им воспитывать ребенка. Либо это делалось дома, либо в общественных местах или же в учреждения правительства или частных лиц. По отношению к родителям дети «должны оказывать чистосердечное почтение, послушание, покорность и любовь; служить им на самом деле, отзываться о них с почтением, и сносить родительские увещевания и исправления терпеливо и без ропота»[4].
В 1902 году в силу вступил закон, заменивший понятие «незаконнорожденный» на «внебрачный». В свою очередь он отменял запрет на узаконение детей, рожденных в результате измены, но оно могло быть исключительно в случае заключения брака между родителями.
Права ребенка начали считать наравне со взрослыми, только после выхода «Декларации прав ребенка» от 25 сентября 1917 года. Для Учредительного собрания, на ее основе был написан документ, названный «Отделение школы от государства и декларация ребенка[5]».
Во времена формирования советской власти, декретом «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» от 18 декабря 1917 года, был ликвидирован термин «родительская власть», в соответствии с которым, дети, рожденные не в браке, и наоборот, в семейных отношениях, приобрели равное правовое положение. С 1918 года все жители советской России, пребывавшие в возрасте от 8 до 50 лет, обязаны были учиться грамоте на русском или на родном языке. Для того, чтобы устранить техническую неграмотность на предприятиях, где не существовало фабрично-заводских школ для подростков, учебная повинность охватывала лиц старше 14-летнего возраста.
С 1922 года всем гражданам можно было учиться в высших учебных заведениях. В вузы был открыт доступ как мужчинам, так и женщинам, которые достигли 16 лет и прошедшие правила приема. К тому же, у детей, достигших 14 лет, появилось право совершать сделки, но при этом, с согласия своих законных представителей.
Декретом от 22 марта 1923 года предусматривалось, что круглые сироты освобождались от взимания платы за обучение, в учреждениях народного комиссариата просвещения. Также в 1926 году, слепые, глухонемые, умственно отсталые несовершеннолетние, приобрели право на обучение в специально созданных для них учреждениях. Вдобавок, теперь у ребенка официально появились: право на имя, фамилию, гражданство, заботу, воспитание, защиту интересов и содержание родителями.
Защита детей в дальнейшем развивалась, исходя из обеспечения условий труда будущей матери, женщины, имеющей детей. У государства сформировались обширные обязанности в отношении несовершеннолетних.
Оба родителя, с принятием Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 года, в отношении воспитания, защиты прав и интересов своих детей, имели равные права и обязанности, даже если между ними, в последствии, был расторгнут брак. За исключением тех прав, которыми уже обладал ребенок, он так же приобрел право на общение с родственниками, а также право на алиментные обязательства с родителей и других членов семьи.
Согласно Закону РСФСР «О народном образовании» от 2 августа 1974 года, граждане имели право на бесплатность всех видов образования: среднее образование молодежи, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, получение заочного и вечернего образования; предоставление государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатную выдачу школьных учебников; возможность обучения в школе на родном языке; создание условий для самообразования[6].
Немаловажные изменения в правах детей внесла Конституции РСФСР 1978 года. В основе этих прав, лежали моральная и материальная поддержка материнства и детства; охрана семьи и забота о здоровье несовершеннолетних, содержа в себе запрещение детского труда, не связанного с трудовым воспитанием и обучением; обязанность населения воспитывать своих детей достойными членами общества, подготавливать их к общественно полезному труду, а взамен, дети также обязаны, независимо от их возраста, оказывать помощь родителям и заботиться о них.
22 ноября 1991 года была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина. Она гарантировала наличие государственной защиты материнства и младенчества, и к тому же прав детей.
После распада СССР, первым нормативным документом, регулирующим деятельность Российской Федерации в отношении детей, стал Указ Президента РФ от 1 июня 1992 года № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». В соответствии с ним, предполагалось финансирование целевых мероприятий по проблемам детства; разработка неотложных мер, направленных на улучшение положения детей в РФ, а также он признавал проблему выживания, защиты и развития детей одной из главных[7].
На сегодняшний день, главным источником прав ребенка и детей стала Конституция Российской Федерации. С помощью нее обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
Также ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» изданный в 1998 году, определяет основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, ставя основной задачей, создание правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Закон устанавливает основные цели государственной политики в интересах детей, это:
1. Формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
2. Осуществление прав детей, предусмотренных конституцией российской федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случае нарушений;
3. Содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими конституции российской федерации и федеральному законодательству традициями народов российской федерации, достижениями российской и мировой культуры;
4. Защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Присоединившись к Международной Конвенции о правах ребенка и руководствуясь ею, Россия много сделала для разработки законов, реализующих и защищающих права детей в разнообразных слоях общества.
Начало возникновения и развития прав несовершеннолетних зародилось ещё в далеком прошлом, тем не менее, несмотря на такой длительный этап, настоящий вопрос остается актуальным. Значительное количество детей, в современном мире, лишены детства. Они могут не иметь полноценную семью, не получать надлежащего воспитания, образования, им может не хватать семейного уюта, заботы и тепла. Такие дети постоянно изнурены от трудностей, которые мучают их. Вследствие этого, можно сделать вывод о том, что каждое государство обязано улучшать положение несовершеннолетних в своей стране, чтобы каждый ребенок жил так, как он того заслуживает. Т.е. не зависимо от любых факторов, воздействующих на него, оставаться под охраной государства и в силу своей еще не возникшей полной правоспособности обладать защитой своих прав и интересов.