Конституционные права несовершеннолетних детей: их реализация и защита

Кафедра государственно-правовых дисциплин
 
Выполнил: студент III курса очной формы обучения Быкова Василина Сергеевна
  Научный руководитель: преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Тищенко Алена Владимировна

Допущен к защите

«____» _____________ 2017 г.

Зав. кафедрой

государственно-правовых

дисциплин

__________________________

Агаджанов Андрей Азатович,

к.ю.н., доцент

Челябинск 2017 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. РОЛЬ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСТАНОВЛЕНИИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ  
§ 1. Историко-правовой аспект развития прав несовершеннолетних…………………………………………………..  
§ 2. Международно-правовой стандарт конституционных прав несовершеннолетних………………………………….……………….  
§ 3. Конституционные нормы, определяющие правовое положение несовершеннолетних и их реализация…….........................................  
ГЛАВА 2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ЗАЩИТУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ    
§ 1. Органы, осуществляющие защиту несовершеннолетних…………..
§ 2. Проблемы и пути решения осуществления защиты органами по делам несовершеннолетних………………………………………......  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………......  
ПРИЛОЖЕНИЯ…………..……………………..…………………………

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, в Российской Федерации конституционные права несовершеннолетних, установлены не так конкретно, как хотелось бы. Из этого, следует проблема реализации и защиты конституционных прав детей.

Теоретически, конституционные нормы, устанавливающие права несовершеннолетних, складываются из положений Конвенции о правах ребенка, и конкретизирующего отраслевого законодательства. Из этого следует, что Конституция Российской Федерации выступает стержнем, который вбирает в себя положения и принципы Конвенции с учетом своих не только национальных, но и социально-экономических, политических и идеологических особенностей современного периода. Конституция должна определить будущее подрастающего поколения, давая конкретные «задания» другим отраслям законодательства, или предложив единый нормативный акт, нормы которого регулировали бы отношения с участием несовершеннолетних[1].

Поскольку ключевые, определяющие права и свободы человека и гражданина, включая несовершеннолетнего, содержатся в конституционных нормах, то именно они имеют в определении правового положения ребенка решающее значение. С другой стороны, от конституционного закрепления наиболее общих принципиальных положений, касающихся защиты прав детей, зависит их дальнейшая конкретизация в отраслевом законодательстве.

Часть 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Тем самым в Конституции заложена основа конституционно-правового статуса несовершеннолетнего, а также основы государственных гарантий реализации конституционной защиты прав несовершеннолетних, а также гарантируются права детей с самого момента рождения. Так, гражданин Российской Федерации, которому не исполнилось 18 лет, может рассчитывать на распространение данных норм и на себя. Причем любое исключение из данного правила должно быть зафиксировано в законодательном порядке.

В ст. 38 Конституции РФ сказано, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Детям независимо от того, в какой семье, когда и где они родились, гарантируются равные права, в том числе право на имя, на получение квалифицированной медицинской помощи, на жилище, на воспитание родителями или лицами их заменяющими, а при их отсутствии –право на государственное обеспечение.

Для реализации прав ребенка, государство, гарантируя ему конституционные права и свободы, обязано максимально возможно создавать необходимые условия для этого, оказывать помощь, как детям, так и семьям, в которых они проживают, а также в полной мере осуществлять защиту их прав и интересов в обществе.

Действующее российское законодательство о защите прав и законных интересов несовершеннолетних, его реализация не позволяют в полной мере обеспечить решение проблем, связанных с безопасностью жизни и здоровья ребенка.

Настоящее демократическое общество в России не может существовать без дальнейшего совершенствования основных прав и свобод ребенка, гарантированности их реализации государством, а также приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества. Поэтому, на сегодняшний момент данная тема столь актуальна.

В России созданы и функционируют институты уполномоченных по правам ребенка. В частности, Указом Президента Российской Федерации от 09 сентября 2016 г. № 466 Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка назначена Анна Юрьевна Кузнецова. Задачами федерального и региональных уполномоченных по правам ребенка являются:

· обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

· правовое просвещение в области защиты прав ребенка;

· запросы и получение в установленном порядке необходимых сведений, документов и материалов от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

· беспрепятственное посещение федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и др.

Целью дипломной работы является комплексный общетеоретический анализ феномена прав ребенка, их нормативного закрепления в конституционном праве, эффективности механизма защиты конституционных прав несовершеннолетних.

Задачи, поставленные для выполнения цели:

1. Дать определения: «конституционный статус ребенка», «конституционные права и свободы ребенка», «реализация конституционных прав и свобод ребенка», выявить особенности и проблемы реализации ребенком своих конституционных прав и свобод;

2. Раскрыть содержание некоторых теоретических концепций о ребенке как специальном субъекте права, его правах в системе прав человека, их обеспечении и механизме защиты, правовом статусе;

3. Систематизировать конституционно-правовые нормы, определяющие правовой статус несовершеннолетнего, проанализировать их с учетом соответствия международным стандартам в области защиты прав ребенка и современным потребностям российского общества;

4. Исследовать историю развития правового регулирования прав, свобод и законных интересов ребенка за весь период становления российского государства;

5. Проанализировать полномочия государственных органов, которые обеспечивают реализацию конституционных прав и интересов ребенка в Российской Федерации.

Объектом исследованияявляется совокупность конституционно-правовых отношений, в которых прямым или опосредованным субъектом выступает несовершеннолетний, а также весь комплекс субъективных прав ребенка их реализации и механизмов их защиты.

Предметом исследованиявыступает система конституционных норм, определяющих основы правового положения несовершеннолетнего, особенности его конституционно-правового статуса в Российской Федерации, нацеленная на обеспечение и защиту прав ребенка.

Методологической основой исследованияслужит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы, сравнительно-правовой и формально-юридический.

Эмпирическую базу исследования составляют правовые акты, содержащие нормы и принципы международного права; положения Конституции РФ; нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие основы конституционного строя; результаты обобщения и анализа судебной и правоприменительной практики, а также электронные ресурсы удаленного доступа.

Теоретическая основа исследованиясоставили положения, сформулированные в работах отечественных ученых-специалистов по конституционному праву, таких как: Н.Г. Зайцева, М.В. Баглай, А.Х. Саидов, М.В. Шугуров и другие.

Структура дипломной работыпредопределена содержанием темы. Она состоит из введения, пяти параграфов, объединенных в две главы, заключения и списка нормативных актов, литературы по теме исследования и судебной практики.


Наши рекомендации