Выбор и анализ юридической нормы
На этой стадии происходит юридическая квалификация содеянного.Юридическая квалификация - это деятельность уполномоченных на то субъектов по сопоставлению и юридической констатации реально происходивших фактических обстоятельств и их типовой модели, зафиксированной в правовой норме. Для этого правоприменитель первоначально устанавливает отрасль права, нормы которой регулируют данный случай, затем в рамках отрасли выявляет необходимый институт, а потом и конкретную норму права. При этом осуществляется «критика» данной нормы (действует ли она в настоящее время, распространяется ли она на данную территорию и данных субъектов и т. д.), устраняются возможные коллизии и устанавливается точный смысл предписания, толкуется его содержание и сопоставляется с другими функционально связанными нормами.
Вынесение и документальное оформление правоприменительного решения
Это — основная стадия, так как все предшествующие лишь готовят необходимый материал для вынесения правоприменительного акта. На этой стадии объединяются три основных потока информации:
· информация о реальных фактических обстоятельствах, требующих юридической оценки;
· юридическая информация, зафиксированная в нормах права (юридический состав деяния) и выражающая отношение к такого рода ситуациям со стороны компетентных правотворческих органов и государства в целом;
· социальная информация, выраженная в различных социальных нормах (религиозных, политических, моральных и т. д.), содержащих оценку такого рода деяний со стороны общества.
54. Пробелы в праве: понятие и способы преодоления.
Пробел в праве — это полное или частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел. Отличительная черта пробела в праве в том, что те фактические обстоятельства, в отношении которых отсутствует конкретное нормативное предписание, в общем и целом правом урегулированы: законодатель выразил здесь свою волю через урегулирование аналогичных обстоятельств, через общие нормы права, общие и отраслевые правовые принципы. Пробелы могут быть различными. Прежде всего, выделяют пробелы по времени выявления:первичные (первоначальные), проявившиеся в период опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов, как правило, это результат упущения правотворческих органов.Вторичные (последующие), появившиеся после издания нормативных правовых актов в процессе правоприменения и развития общественных отношений.
В принципе пробелы в праве, как и случаи полной правовой неурегулированности, должны устраняться законодателем по мере их обнаружения. Однако в силу системности права, тесного взаимодействия элементов системы права пробел в праве можно преодолеть еще в процессе реализации права, а именно в процессе правоприменения.
В юриспруденции выделяют три способа преодоления (устранения) пробелов:
· аналогия закона;
· субсидиарное применение права;
· аналогия права.
Аналогия закона - это способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе конкретной нормы конкретного закона, регулирующего сходные с рассматриваемыми отношения.
Субсидиарное применение права - это способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе нормы из другой отрасли права.
Это та же аналогия закона, но закона, относящегося к другой, родственной отрасли. Такое возможно, например, между нормами гражданского и семейного права.
Аналогия права - это способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе общего смысла и духа законодательства.
Аналогия права представляет собой менее точный прием решения юридического дела по аналогии и предполагает соблюдение следующих условий: наличие общей правовой урегулированности данного случая; отсутствие адекватной юридической нормы; отсутствие аналогичной нормы.
55. Толкование норм права: понятие и виды.
Толкование права — это интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по уяснению и разъяснению смысла норм права, выражающаяся в особом юридическом акте. Объектом толкования являются нормативные правовые акты и их совокупность. Предметом толкования выступает воля законодателя, выраженная в законе или ином нормативном правовом акте.
Толкование права имеет универсальное значение, так как осуществляется во всех видах правовой деятельности. Оно обеспечивает правильное, единообразное понимание и применение права на всей территории страны. Толкование выступает в качестве активного средства правового воспитания, действенного рычага повышения правовой культуры граждан и должностных лиц.
В зависимости от субъекта, дающего разъяснение, выделяют виды толкования-разъяснения. По этому признаку оно может быть официальным и неофициальным.
Официальное толкование-разъяснение: дается уполномоченным на то органом; формулируется в специальном акте; формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы.
Официальное толкование-разъяснение может быть нормативным и казуальным (индивидуальным).
Нормативное толкование-разъяснение не связывается с конкретным случаем, а распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой как типовым регулятором поведения. Нормативное разъяснение не содержит и не должно содержать новых юридических норм, оно только разъясняет смысл уже действующих. Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения и полностью разделяют судьбу толкуемого акта: его отмена или изменение должны, как правило, приводить и к отмене или соответствующему изменению официального нормативного разъяснения.
Казуальное толкование как вид официального толкования представляет собой официальное разъяснение нормативного правового акта применительно к конкретному случаю и имеет основной целью правильное решение именно данного дела.
Неофициальное толкование не является юридически обязательным, а по форме выражения может быть как устным (разъяснение адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях). Оно подразделяется:
· на обыденное (даваемое гражданами в быту, в повседневной жизни);
· профессиональное (дается сведущими в праве людьми, специалистами: прокурорами, адвокатами, юрисконсультами и др.);
· доктринальное, осуществляемое учеными в статьях, монографиях, комментариях, учебниках и т. п.
По типу официального толкования можно выделить акты нормативного и казуального толкования.
Актами нормативного толкования являются руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и акты разъяснения Конституционного Суда РФ.
Актами казуального толкования являются разъяснения судов и административных органов по конкретным делам.
По юридической природе выделяют интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения.
Интерпретационные акты правоприменения представляют собой правовые акты, которые разъясняют практику применения ранее изданных нормативных правовых актов.
По юридической силе различают акты официального и неофициального толкования.
Актами официального толкования являются указы, постановления, разъяснения государственных органов, обязательные для правоприменительных органов.
Актами неофициального толкования являются юридические учебники, монографии, комментарии к кодексам и другие акты доктринального толкования. Все виды актов неофициального толкования не имеют юридической силы.
56. Способы и объем толкования правовых норм.
Способ толкования – это совокупность однородных приемов, а также средств толкования, которые направлены на установление содержания правовых норм и уяснение выраженной в них воли законодателя для практической реализации правовых норм.
Главными способами толкования считают следующие:
1) грамматический;
2) систематический;
3) историко-политический;
4) логический;
5) специально-юридический;
6) телеологический;
7) функциональный.
Все эти способы действуют в тесной взаимосвязи, дополняют друг друга.
Грамматический (языковой, текстовый) способ толкования состоит в уяснении смысла правовых норм на основе анализа текста нормативно-правового акта. При его использовании определяют значение отдельных понятий (например, «конституционный строй», «правосубъектность», «правопорядок» и т. д.) и оценочных понятий («существенный вред», «если необходимо», «если целесообразно» и т. п.). С помощью этого способа проводят синтаксический или стилистический анализ текста нормативно-правовых актов.
Систематический способ толкования состоит в уяснении содержания и смысла правовых норм в их взаимосвязи с иными нормами. При этом учитывается их место и роль в законном нормативном акте, отрасли, праве в целом. Таким образом, чтобы узнать действительное содержание правовых норм, нужно установить их логическую связь с другими нормами, прежде всего теми, которые являются близкими по содержанию толкуемым и характеризующим ее. Данный способ толкования также способствует выявлению юридических коллизий.
Историко-политический способ толкования учитывает при уяснении смысла правовой нормы историческую и политическую обстановку, в которой она принималась, задачи и цели, которые ставил законодатель при ее издании. Большое значение в историческом толковании имеют альтернативные проекты, вносимые поправки, публикации в печати при обсуждении проекта, протоколы заседаний законодательного органа и т. д. Они становятся источниками, из которых можно почерпнуть информацию об обстановке, а также причинах, которые вызвали принятие нормативного акта.
Историко-политический способ используют в тех случаях, когда толкованию подвергается нормативно-правовой акт, действующий в течение длительного времени.
Логический способ толкования применяется с использованием правил формальной логики для уяснения смысла, а также содержания нормы права, ее соотношения с иными нормами, устранения неясностей, возникших при грамматическом толковании норм права.
При этом применяются разные логические приемы: логический анализ понятий, доведения до абсурда, выводы по аналогии и т. д. Как и при грамматическом толковании, юристы используют материал самой правовой нормы, не выходя за пределы текста закона.
Телеологический (целевой) способ – это уяснение целей издания нормативно-правового акта и с позиций выявленных целей уяснение смысла нормы права, толкование недостаточно ясных, нечетких предписаний нормативно-правового акта. Функциональный способ толкования основан на необходимости учета в процессе уяснения смысла нормы определенных условий и факторов, в которых действует и применяется конкретная норма права.
По объему толкование норм права разделяют:
1) на буквальное;
2) расширенное;
3) ограниченное.
57. Понятие, виды и способы разрешения юридических коллизий.
Юридические коллизии — это противоречия или расхождения между действующими источниками права, регулирующими одни и те же общественные отношения. Причины правовых коллизий, так же как и пробелов права, носят как объективный, так и субъективный характер.
Кобъективным, в частности, относятся противоречивость, изменчивость регулируемых правом общественных отношений.
Ксубъективным причинам коллизий относятся такие, которые зависят от воли и сознания людей — политиков, законодателей, в результате действий которых, а иногда и в результате политической и идеологической конфронтации возникают коллизии.
Виды юридических коллизий
В юридической практике встречаются следующие виды юридических коллизий:
1. между конституцией и другими актами. В этом случае коллизия разрешается в пользу конституции в силу ее правовых свойств — она обладает высшей юридической силой;
2. между законами и подзаконными актами. Действует тот же принцип приоритета актов большей юридической силы. Коллизия решается в пользу закона;
3. между федеральными актами и актами субъектов Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральному законодательству. Но при этом нужно принимать во внимание, в чьем ведении находится вопрос правового регулирования — в ведении федерального центра или субъекта Российской Федерации;
4. между актами одного и того же органа, но изданными в разное время. В этом случае применяется позже принятый акт;
5. между актами, принятыми разными органами. Применяется акт, обладающий более высокой юридической силой.
В случае коллизии между общим и специальным актом, если они приняты одним органом, действует второй, а если они приняты разными органами, то действует первый.
В юридической практике существует несколько способов разрешения коллизий: принятие нового акта; отмена старого акта; внесение изменений в действующий акт; систематизация законодательства; использование коллизионной нормы; референдум; деятельность судов; толкование.
Основные способы устранения этих коллизий:
· предварительная юридическая экспертиза;
· принятие нового акта;
· отмена старого акта;
· внесение изменений в действующие акты;
· обжалование в административном порядке или опротестование прокуратурой;
· обращение в суд с просьбой устранения коллизии в судебном заседании или с помощью толкования закона;
· создание согласительных комиссий;
· систематизация законодательства и т. д.
58. Правовые отношения: понятие, признаки и виды правоотношений. Структура правоотношений.
Правовые отношения - выгодные или допускаемые государством, урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых своими осознанными волевыми действиями способны реализовать принадлежащие им взаимные права и юридические обязанности.
Состав правовых отношений - совокупность элементов, необходимых для существования правовых отношений: субъекты; содержание правовых отношений (юридическое, фактическое (материальное)), объекты.
Признаки правовых отношений:
1) это общественные отношения, т.е. возникают только между людьми или группами людей;
2) они носят волевой характер, т.е. возникают, изменяются, прекращаются в результате осознанного, волевого поведения людей;
3) носят определенный характер, т.е. круг участников правовых отношений и их поведение строго определены;
4) урегулированы нормами права, т.е. предусмотрены все элементы правовых отношений, в том числе основания возникновения, круг участников;
5) участники правовых отношений обладают взаимными правами и обязанностями, т.е. праву одного участника правовых отношений всегда соответствует обязанность другого, и наоборот;
6) выгодны государству, либо им допускаются, но в любом случае им охраняются.
Виды правовых отношений:
По отраслевой принадлежности:
· - уголовно-правовые,
· - государственно-правовые,
· - административно-правовые и др.;
По функциональному назначению:
· - регулятивные,
· - охранительные;
По степени индивидуализации:
· - Относительные — в них определены все участники правовых отношений;
· - Абсолютные — в них определена одна сторона правовых отношений;
В зависимости от принадлежности к стороне правовой системы:
· - материальные,
· - процессуальные,
· - публичные,
· - частные;
В зависимости от количества участников:
· - простые — складываются между двумя субъектами;
· - сложные — между несколькими субъектами.
Правоотношение имеет определенную структуру, т.е. внутреннее строение. Оно состоит из четырех элементов: субъекты правоотношения, субъективное право, субъективная юридическая обязанность и объект правоотношения.
Субъекты правоотношения – это те, кто вступил в данную правовую связь, являются ее стороной, участником.
Юридическое содержание правоотношения составляют два элемента: субъективное право и юридическая обязанность, которыми связаны субъекты правоотношения. Причем субъективное право – это возможность определенного поведения, а юридическая обязанность – это поведение должное, необходимое.
Объектом правоотношения являются те материальные и нематериальные блага, по поводу которых субъекты права вступают в данное правоотношение.
59. Субъекты правоотношений: понятие и виды. Понятие и элементы правосубъектности.
Субъекты правоотношений — это участники правовых отношений, которые имеют определенные субъективные права и несут те или иные юридические обязанности. Понятие субъекта правового отношения тесно связано с понятием субъекта права. Субъекты права — это потенциальные участники правоотношений, это лица, которые лишь могут быть носителями юридических прав и обязанностей. Субъект правоотношения — это субъект права, который реализовал свою правосубъектность и стал участником конкретного правового отношения.