Правовые основы осуществления полицией контроля в сферах негосударственной (частной) сыскной и охранной деятельности.
Правовую основу частной охранной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», другие законы и иные правовые акты Российской Федерации.
Из этого определения можно выделить два уровня правовых основ частной охранной деятельности в России:
Первый – это законодательное регулирование частной охранной деятельности. При изучении законодательства важное место занимает Конституция российской Федерации и законодательство в сфере государственной безопасности, частной охранной и детективной деятельности, собственности, предпринимательской политики, ответственности.
Второй уровень – это регулирование охранной деятельности нормативными, правовыми актами, которые призваны дополнять и расширять законодательную базу.
К третьему уровню можно отнести локальные нормативные акты, разрабатываемые на основе и в соответствии с требованиями законодательства о частной охранной деятельности.
44. Виды и содержание контрольных мероприятий, осуществляемых полицией в сфере частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности.
Контроль ОВД за частной детективной и охранной деятельностью представляет собой процесс, при помощи которого сотрудники ОВД наблюдают за соблюдением всеми субъектами установленных правовыми актами норм, стандартов, правил, обязанностей, ограничений, требований, направленных на регламентацию общественных отношений в сфере деятельности частных охранно-сыскных предприятий. Что касается направлений контрольной деятельности органов внутренних дел в сфере частной детективной и охранной деятельности, то к ней следует отнести:1)лицензирование частных детективных и охранных структур;2)контроль за соблюдением порядка осуществления частной детективной и охранной деятельности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование - это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензии, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании. После получения лицензии на осуществление частной детективной и охранной деятельности, физическое или юридическое лицо становится объектом контроля со стороны компетентных государственных органов, главная цель которого заключается в обеспечении безопасности личности, общества и государства в сфере функционирования разрешительной системы.
Согласно ст. 20 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, иные федеральные органы исполнительной власти и подчиненные им органы и подразделения. К контролирующим органам частных охранно-сыскных предприятий относятся:
1)Отдел организации лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью МВД, в состав которого входят: Отделения по организации методического обеспечения деятельности органов внутренних дел по выполнению Закона РФ «Об оружии», Отделения по организации методического обеспечения деятельности органов внутренних дел по выполнению Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности»;
2)Отдел лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью МВД ;
3)Подразделения лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью.
Основными задачами контроля за частной детективной и охранной деятельностью следует считать:
1)обеспечение неукоснительного соблюдения порядка приобретения, учета, хранения огнестрельного оружия и специальных средств охранными предприятиями и их персоналом;
2)проведение целенаправленных мероприятий по выявлению и пресечению незаконно действующих охранных структур и принятию мер к их ликвидации как потенциальных очагов формирования преступных группировок;
3)выявление нарушений при подготовке кадров для частных детективных и охранных структур негосударственными образовательными учреждениями, в то числе при проведении огневой подготовки;
4)проверка соответствия частной детективной и охранной деятельности, осуществляемой ее субъектами, видам этой деятельности, установленным статьей 3 и соблюдения требований статьи 7 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;
5)выявление нарушений законодательных, иных правовых актов при заключении договоров между частными детективными и охранными предприятиями (объединениями) и клиентами;
6)периодическая проверка работников предприятий, организаций и учреждений с особыми уставными задачами на пригодность к действиям, связанным с применением огнестрельного оружия и специальных средств .