Конституционно правовые нормы, особенности Конституционно-правовых норм, основания классификаций и виды.

Конституционно-правовая норма-это принятая народом на референдуме или исходящая от государства общеобязательная, формально-определенное правило поведения и регулирующая базовые основополагающие отношения во всех сферах жизни общества и государства.

Нормы права — это формально определенные правила поведения участников правовых отношений, имеющие общий характер, адресованные широкому кругу субъектов права и рассчитанные на многократное применение.

Нормы конституционного права России можно классифицировать по следующим основаниям.
Норма Пояснение
По территории действия По этому признаку нормы конституционного права делятся на действующие на всей территории РФ, на территориях группы субъектов РФ, одного субъекта, муниципального образования. К примеру, нормы Конституции РФ действуют на всей территории РФ, нормы конституции, устава субъекта РФ — на территории соответствующего субъекта, а устава муниципального образования — на его территории.
По времени действия Нормы конституционного права по данному признаку делятся на группы: а) нормы постоянного действия, т. е. не обусловленные сроком действия, иначе говоря, бессрочные; таких норм большинство в коституционном праве; б) нормы временного действия, т. е. рассчитанные на установленный срок (порой говорят «срочные», однако это слово имеет и другое значение — «неотложные» и поэтому здесь не совсем удачно). Срок может быть как назван в самом акте, так и не назван, и временность норм подчеркивается тем, что акт, в который они включены, называется временным — «временное положение», «временный регламент» и т. п. Если нормы (и содержащие их акты) являются временными, это не всегда означает краткосрочность. Известное в российском обиходе выражение «ничто не бывает таким постоянным, как временное» порой проявляется и в конституционном праве: акты (и, следовательно, нормы) действуют довольно долго (например, Временное положение об обеспечении деятельности членов Совета Федерации, принятое палатой в 1996 г., действует многие годы).
По правовой форме, используемой для установления норм Поэтому признаку нормы конституционного права делятся на содержащиеся в перечислявшихся ранее источниках права—в Конституции РФ, законах о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах, указах Президента РФ, конституцияхи уставах субъектов РФ и т. д. Как показано выше, в конституционном праве есть своеобразные правовые формы источников, содержащих нормы этой отрасли права,—декларации, внутри государственные договоры, регламенты, положения, утверждаемые законами, указами, постановлениями, и др.
По субъектам правотворчества. Нормы конституционного права могут исходить от народа (решения референдумов), парламента (законы государства, нормативные акты парламента или его палат), президента (указы и распоряжения), правительства (постановления и распоряжения), порой от министерств и ведомств, региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления.
По юридическому значению. По данному критерию, иначе говоря, по роли в регулировании общественных отношений нормы конституционного права можно подразделить на следующие группы: а) материальные — закрепляют статус, компетенцию, т. е. полномочия (правомочия, права и обязанности — в данном случае это равнозначные понятия) участников конституционных правоотношений; б) процессуальные (или процедурные) — устанавливают порядок реализации материальных норм. в) методические — определяют правила применения и материальных, и процессуальных норм (например, БК РФ устанавливает, как составляется проект бюджета, какие позиции в него включаются и т. д.; г) технико-юридические — отражают описание документов и параметров некоторых действий, имеющих конституционно-правовое значение (например, описание удостоверения и знака депутата, регламентация порядка оформления проездных документов депутата).
По характеру регулятивного воздействия. конституционном праве можно выделить: а) управомочивающие нормы, символизирующие дозволение (например, ч. 1 ст. 104 Конституции РФ определяет круг субъектов права законодательной инициативы, т. е. тех органов и лиц, которые имеют право внести проект федерального закона на рассмотрение Государственной Думы, следовательно, она управомочивает их на соответствующие действия); б) обязывающие нормы, более всего напоминающие предписания (например, п. «а» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ предусматривает, что Правительство представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; тем самым норма обязывает Правительство подготовить и представить в Думу соответствующий документ); в) запрещающие нормы (например, в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ говорится: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни»).
7. По степени обязательности предписания определенного поведения. По данному основанию можно выделить следующие нормы: а) категорические — предусматривают один вариант поведения (например, только Президент РФ имеет право представлять Совету Федерации кандидатуры на пост судьи Конституционного Суда РФ; только Государственная Дума вправе выдвинуть обвинение против Президента РФ, причем это может быть обвинение в государственной измене или ином тяжком преступлении, но никак не в другом правонарушении); б) диспозитивные — во-первых, норма дает несколько вариантов ее реализации (например, поступивший из Государственной Думы федеральный закон Совет Федерации может одобрить или не одобрить; в) рекомендательные—во-первых, такими являются нормы, которые что-либо предлагают, но не обязывают (например, можно предусмотреть или не предусмотреть должность главы муниципального образования;
По структуре. Классические подходы теории права предлагают находить в структуре правовой нормы три элемента — диспозицию, гипотезу и санкцию. Диспозиция — основное содержание нормы, правило поведения; гипотеза — условия, при которых правило применяется; санкция — неблагоприятное последствие, наступающее для тех, кто не следует правилу данной нормы.




Особенности конституционно-правовых норм:

1. Учредительный характер (не о самом гос-ве, а о его институтах)
2. Большое количество декларативных норм и норм-принципов
6. Большое количество норм требует отраслевого развития
3. Мало санкций
4. Много обще регулятивных (действующих на всех) норм  
5. Приоритетное положение по отношению к нормам других отраслей

Виды конституционно-правовых норм:

Дефинитивные нормы Дающие определение. Положения содержащиеся в преамбуле Конституции.
Императивные нормы Требующие безусловного исполнения.
Декларативные нормы Объявляющие о чём-то(об устройстве государства) Статья2- «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»
Диспозитивные нормы Предполагающие возможность выбора правил поведения
Коллизионные нормы Нормы разрешающие противоречие между другими нормами. Статья 76 часть5- «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.
Оперативные нормы Нормы вводящие (прекращающие) в действие других норм.
Обще регулятивные нормы конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Статья 3 часть3- Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Список Литературы:

1)Козлова Е.И.,Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1998.

2)Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1999.

3)Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. М., 1999.

4) Авакьян С.А Конституционное право России. М., 2014.

5)Дмитриев Ю.А., Мухачев И. В. Понятие, предмет и метод конституционного права Российской Федерации — от исторических истоков к современности. М., 1998.

6)Лекции, старшего преподавателя кафедры конституционного и муниципального права, Домниной Анастасии Валерьевны.

7) Конституция Российской Федерации

Наши рекомендации