Основные правоохранительные органы РФ
Название органа | Его сущность | Структура | Основные направления деятельности |
Прокуратура РФ | Единая централизованная система федеральных органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением законов | — Генеральная прокуратура РФ. — Прокуратуры субъектов РФ. — Военные и специализированные прокуратуры. — Прокуратуры городов и районов | — Надзор за исполнением законов — Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. — Уголовное преследование в соответствии с полномочиями. — Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. — Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских, административных дел в качестве государственного обвинителя. — Опротестовывание противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений суда. — Осуществление расследования преступлений, предусмотренных законом |
Министерство внутренних дел РФ | Федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности | — Служба криминальной милиции. — Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям. — Служба милиции общественной безопасности. — Следственный комитет. — Федеральная миграционная служба. — Служба собственной безопасности. — Внутренние войска и др. | — Разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности. — Организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений (оперативно-розыскная и экспертно-криминалистическая деятельность). — Обеспечение исполнения уголовных наказаний. — Руководство органами внутренних дел и внутренними войсками. — Совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности. — Совершенствование работы с кадрами органов внутренних дел. — Развитие и укрепление материально-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск |
Министерство юстиции (Минюст) РФ | Федеральный орган исполнительной власти, проводящий и осуществляющий управление в сфере юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти | — Центральный аппарат. — Территориальные органы и учреждения Минюста РФ. — Территориальные органы и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста РФ. — Учреждения и организации, обеспечивающие деятельность Минюста РФ (например, Российский федеральный центр судебной экспертизы, Научный центр правовой информации и др.) | — Участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ (разработка проектов нормативных актов, экспертиза законов РФ и др.). — Создание необходимых условий проведения судебной реформы, функционирования судов общей юрисдикции и военных судов. — Государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти. — Регистрация уставов общественных и религиозных объединений. — Организация и развитие системы юридических услуг. — Повышение квалификации кадров учреждений и организаций юстиции. — Осуществление международно-правовой деятельности по охране прав и законных интересов граждан. — Организация уголовно-исполнительной системы, обеспечение исполнения законодательства РФ по вопросам деятельности данной системы |
6.9. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина
Общепризнанный в международном праве перечень прав и свобод человека и гражданина в совокупности составляет систему гражданских (личных), политических, социальных, экономических, культурных прав. В полном объеме они зафиксированы во второй главе Конституции Российской Федерации.
В группу гражданских (личных) прав и свобод входит большинство естественных прав человека, которые принадлежат каждому от рождения. Это прежде всего право на жизнь. Оно является предпосылкой всех остальных прав. Человек может быть лишен жизни только на основании должной судебной процедуры по приговору суда. Право на жизнь связано с другими правами человека и конституционными гарантиями (правом на благоприятную окружающую среду, правом на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь и т.д.).
Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Лишение свободы (тюремное заключение) возможно только по приговору суда. Физическая неприкосновенность человека защищена уголовным законодательством (уголовная ответственность за убийство, телесные повреждения и прочее), административным (ответственность за правонарушения в области охраны труда и здоровья населения, так, например, любое медицинское вмешательство — операция, укол и т.д. — допускаются только с согласия пациента), уголовно-процессуальным (запрет домогаться показаний обвиняемого, свидетелей путем насилия или угроз) и т.д.
Среди личных прав Конституция РФ называет достоинство личности, которое охраняется государством. «Ничто не может быть основанием для его умаления», — записано в Конституции. Это означает, что никакие обстоятельства, в том числе психическая болезнь, чрезвычайное положение, война и т.п., не могут служить основанием для умаления достоинства личности.
Каждый человек в Российской Федерации имеет право на неприкосновенность частной жизни, что означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера.
Конституция гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Помимо перечисленных личных прав и свобод человека Конституция Российской Федерации устанавливает, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность, имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, может свободно выезжать за пределы Российской Федерации, а гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Политические права и свободы — это права, принадлежащие человеку как члену политического сообщества, когда он выступает прежде всего в качестве гражданина государства. Это права и свободы граждан формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности, в управлении государством.
К политическим правамотносятся:
Свобода мысли и слова. Это означает, что каждый человек может излагать свое мнение публично как в устной, так и письменной форме. Обязанность соблюдать это положение распространяется на государство, любую партию, общественную организацию, отдельную личность.
Право на информацию является элементом свободы мысли и слова, это право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
К политическим правам также относятся:
· свобода ассоциаций (или право на объединение);
· свобода собраний, включая право на манифестации;
· право участвовать в управлении делами государства;
· право на равный доступ к государственной службе;
· право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления
Экономические правав своей основе связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг и включают в себя право на свободное осуществление экономической деятельности, право частной собственности, право на свободный труд.
Социальные праватесно связаны с экономическими правами. К ним относятся право на отдых, право на жилище, право на социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь и др.
Культурные права,зафиксированные в Конституции, связаны со свободой доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.
Конституционные обязанностичеловека и гражданина тесно связаны с правами и свободами.
Конституция РФ закрепляет следующие основные обязанности:
· обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации (ст. 15);
· уважение прав и свобод других лиц (ст. 17);
· забота о детях и нетрудоспособных родителях (ст. 38);
· получение основного общего образования (ст. 43);
· забота о памятниках истории и культуры (ст. 44);
· уплата установленных налогов и сборов (ст. 57);
· сохранение природы и окружающей среды (ст. 58);
· защита Отечества (ст. 59).
6.10. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних
Права ребенка и их защита
Ребенок располагает ровно тем же объемом прав и свобод, что и взрослый. И все-таки между ними есть различия, причем в пользу ребенка. И это понятно: ведь каждый ребенок «ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специфической охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту». Так было записано в Декларации прав ребенка, принятой ООН в 1959 г. Можно считать, что этот короткий документ (всего 10 статей-принципов) открыл «эпоху прав ребенка». Первый его принцип гласит, что «права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства...».Однако данная Декларация — это лишь заявление о намерениях. Поэтому в 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка. Ее немедленно подписали представители многих стран. Из содержания Конвенции очевидно, что здесь поставлены две главные цели:
- Закрепить правовой статус ребенка путем введения международного каталога его прав.
- Закрепить обязанности государств-участников.
Согласно первой цели, Конвенция прежде всего обозначила возрастные границы детства: ребенком является каждое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста.Далее излагался каталог прав ребенка. Нормы Конвенции объединены в отдельные группы по общности содержания:
· базисные, основные: на жизнь, на равенство в осуществлении прав и др.;
· семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях, государство — помогать детям, оставшимся без родителей и т.д.);
· обеспечивает свободное развитие личности ребенка (право свободно выражать свое мнение, объединяться в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и религии);
· обеспечивает здоровье детей (право на пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения и т.д.);
· обеспечивает образование детей и их культурное развитие (право на бесплатное образование, пользование достижениями культуры и т.п.);
· призвана защитить ребенка от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы и др.
Свидетельство о рождении ребёнка , выдаваемое ЗАГСом, является доказательством происхождения ребёнка от указанных в нём родителей.К личным правоотношениям относятся: право ребёнка на имя, отчество и фамилию, право на получение воспитания от родителей, право детей на защиту своих прав. К имущественным правоотношениям относятся: право ребенка на приобретаемую родителями одежду, обувь, книги, другие вещи. Ребенок имеет право на обеспечение всем необходимым для жизни, на получение алиментов, на посещение дошкольных учебных учреждений, на получение бесплатного основного образования и полного среднего, право на защиту чести и достоинства и т.д. Что касается государств-участников, Конвенция обязала их принять все необходимые меры, чтобы защитить ребенка от любых форм дискриминации, физического и психического насилия, грубого обращения и эксплуатации, создать условия для наилучшего обеспечения интересов ребенка.
6.11. Механизм защиты прав и свобод человека - это установленная и гарантированная законом система обеспечения правового статуса личности, которая включает в себя упорядоченную деятельность органов публичной власти, негосударственных правозащитных организаций и самостоятельную реализацию субъективных прав и свобод, направленную на предупреждение, пресечение и восстановление нарушенных прав и свобод при соблюдении надлежащего баланса публичных и частных интересов.
В любом случае всякий правозащитный механизм включает следующие компоненты:
1. нормативный (совокупность иерархически соподчиненных нормативно-правовых актов);
2. институциональный (органы, организации, учреждения, должностные лица, относящиеся к системе органов правосудия и правоохраны);
3. инструментальный (совокупность правовых и неправовых средств и способов, используемых различными органами в целях обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина).
Следует еще раз заметить, что все три компонента органично связаны между собой, их невозможно рассматривать в отрыве друг от друга, без учета их взаимообусловленности и взаимодействия.
Несмотря на всю значимость различных механизмов защиты прав человека, особое место в любом современном демократическом государстве все же занимает механизм конституционного контроля.
В настоящее время механизм защиты прав и свобод человека достаточно сложен, и в него ученые обычно включают:
Ø внутригосударственные (или национальные) учреждения и институты защиты прав и свобод человека;
Ø международные учреждения и институты защиты прав и свобод человека, включая, естественно, европейские.
В России создана система органов и должностных лиц, ответственных за обеспечение и защиту прав человека и гражданина:
система государственных правоохранительных и правозащитных организаций (таких как уполномоченный по правам человека, суд, милиция, прокуратура и т.д.);
система общественных правозащитных организаций (таких, например, как комитет по защите прав потребителя, адвокатура, различные общественные объединения и движения).
Существуют также общественные советы (палаты), комитеты, комиссии и другие подобные образования, создаваемые как при Президенте РФ, так и в органах исполнительной власти в субъектах Федерации, и другие. Но как государственные, так и общественные правозащитные организации объединяет общая цель – защита прав человека и гражданина.
Международно-правовой механизм защиты прав человека принято называть контрольным, поскольку основная функция органов, действующих в рамках этого механизма, - это контроль за выполнением государствами своих обязательств по международному праву, касающихся прав человека. Поэтому одним из важнейших процессов в механизме защиты прав человека является сближение различных правовых систем, национальных законодательств с нормами международного права.
6.12. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
Международное гуманитарное право – это совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности для их реализации и защиты.
Необходимость гуманитарного права была осознана международным сообществом, когда мировая история первой половины XX века продемонстрировала, что право войны оставалось решающим в международных отношениях.
Рис. 1. Лагерь беженцев (Источник)
Международное гуманитарное право состоит из двух разделов, именуемых «правом Гааги» и «правом Женевы». Исторически первичным является «право Гааги», или «право войны», закрепленное в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг. Эти международные соглашения устанавливают законы и обычаи войны, права и обязанности нейтральных стран, а также порядок мирного разрешения международных споров. Также они закрепляют права и обязанности воюющих сторон при проведении боевых операций и ограничивают методы и средства нанесения ущерба противнику во избежание чрезмерных страданий, излишних и неоправданных человеческих жертв и разрушений.
Данные конвенции являются действующими международно-правовыми нормами, признанными большинством стран мира. Они были первой попыткой сформулировать принципы и нормы международного права, касающиеся войны на суше и на море. Несоблюдение Гаагских конвенций квалифицируется международным правом как военное преступление, подлежащее наказанию.
Новый этап в развитии международного гуманитарного права наступил после принятия Устава ООН в 1945 г. Среди принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН, которые создали фундамент современного международного права, можно выделить следующие:
1. Принцип равноправия и самоопределения народов;
2. Принцип уважения прав человека;
3. Принцип мирного разрешения международных споров;
4. Принцип ответственности государств за агрессию и другие международные преступления;
5. Принцип международной уголовной ответственности индивидов и т.д.
Фактически Устав ООН поставил войну как средство разрешения международных конфликтов вне закона и первым из международных правовых документов обратил внимание на права отдельной личности, сделав принцип уважения прав человека общепризнанным.
На этот же период приходится становление «права Женевы», которое является развитием международно-правовых норм о защите жертв войны, ранее закрепленных в Гаагских конвенциях, и берет свое начало с Женевской конвенции 1864 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях во время сухопутной войны. Этим документом в международное право вводился новый принцип нейтральности медицинского персонала, по которому помощь должна оказываться всем пострадавшим участникам военных действий независимо от того, на чьей стороне они воевали.
Рис. 2. В зоне конфликта (Источник)
Впоследствии право Женевы было дополнено Женевскими конвенциями 1949 г. о защите жертв войны, о защите гражданского населения во время войны, об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях и об обращении с военнопленными. Эти документы закрепили основной принцип современного международного права: войны ведутся против вооруженных сил противника; военные действия против гражданского населения, больных, раненых, военнопленных и т. д. запрещаются.
Женевские конвенции применяются в случае объявленной войны или любого вооруженного конфликта, даже если одна из воюющих сторон не признает состояния войны, и в случае оккупации территории, даже если эта оккупация не встретит вооруженного сопротивления. Положения данных конвенций обязательны и для нейтральных стран.
Женевские конвенции также устанавливают механизм привлечения к ответственности военных преступников, нарушающих положения данных документов. Такие лица предаются суду страны, на территории которой они совершили преступления, или суду любой страны – участницы этих конвенций, если она имеет доказательства их виновности. Военными преступлениями считаются преднамеренное убийство раненых, больных, военнопленных и гражданского населения, пытки и бесчеловечное обращение с ними, включая биологические эксперименты, нанесение ущерба здоровью, принуждение военнопленных служить в армии неприятеля, взятие заложников, серьёзное разрушение имущества, не вызываемое военной необходимостью, и т. д. Лица, виновные в таких нарушениях, рассматриваются как военные преступники и должны привлекаться к уголовной ответственности.
Военные преступления наряду с действиями, направленными на развязывание или ведение агрессивной войны, и преступлениями против человечества относятся к международным преступлениям – самому тяжкому из всех возможных видов преступлений. Примерами таких преступлений являются геноцид, расовая дискриминация, апартеид и др. Субъектами международных преступлений могут выступать как государство, так и индивиды. Ответственность за международные преступления наступает независимо от места и времени их совершения, и к ним неприменим срок давности.
Рис. 3. Интерпол (Источник)
Таким образом, право Гааги и право Женевы закрепили следующие важнейшие положения:
1. систему мирных средств для разрешения споров между государствами;
2. военные действия должны направляться только против сражающихся армий;
3. мирное население, а также взятые в плен лица, не должны являться объектом военных действий;
4. обязанность заботиться о военнопленных, больных и раненых;
5. запрет на применение отравляющего оружия и методов ведения военных действий, способных причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания.
В современном виде международное гуманитарное право представляет собой систему принципов и норм, прямо направленных на защиту индивида в условиях вооруженных конфликтов международного и внутреннего характера. Оно предоставляет защиту тем, кто не принимает участия в военных действиях, то есть гражданскому населению и медицинскому персоналу. Под его защитой также находятся лица, прекратившие участие в военных действиях: раненые, потерпевшие кораблекрушение, больные и пленные (комбатанты). Женевское право запрещает нападать на лиц, находящихся под его покровительством, посягать на их физическую неприкосновенность, подвергать их оскорбительному и унижающему достоинство обращению. Разработаны нормы о предоставлении военнопленным и задержанным в ходе конфликта лицам необходимого питания, жилья, судебных гарантий.
С принятием новых документов в области прав человека международное гуманитарное право обогащается принципами и нормами, гарантирующими индивиду право пользоваться основными правами и свободами в период вооруженных конфликтов, минимизируя бедствия, причиняемые вооруженными действиями, и защищая человека от произвола и насилия.
Для защиты прав человека важное значение имеет также распространение действия международного гуманитарного права на вооруженные конфликты немеждународного характера, которые ограничены территорией одного государства и происходят между вооруженными силами и антиправительственными вооруженными группировками.
6.13. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей
Гражданское право — это отрасль права, включающая совокупность юридических норм, которые регулируют на началах равенства и автономии воли сторон имущественные и личные неимущественные отношения. Гражданское право регулирует два вида общественных отношений : имущественные и личные неимущественные. Имущественные отношения возникают, как вы знаете, по поводу имущества — материальных благ. К ним относятся вещи, работы, бытовые услуги. Личные неимущественные отношения возникают по поводу нематериальных благ: изобретений, произведений науки, литературы, искусства, права на честь и достоинство личности, права на неприкосновенность частной жизни и пр. Нормами гражданского права регулируются не все имущественные и личные неимущественные отношения, а только те, которые основаны на равенстве и автономии воли сторон. Равенство сторон означает отсутствие между ними властного подчинения, зависимости. Под гражданским правоотношением понимается урегулированное нормами гражданского права имущественное или личное неимущественное общественное отношение. Оно представляет собой юридическую связь между участниками, которая выражается в наличии у них юридических прав и обязанностей.Особенности гражданских правоотношений:
· превалирование имущественных отношений над отношениями личными неимущественными;
· участниками (субъектами) гражданских правоотношений являются физические лица (граждане) и юридические лица (предприятия, организации);
· гражданские правоотношения характеризуются и особыми объектами, т. е. тем, по поводу чего субъекты вступают в правоотношения;
· содержанием гражданских правоотношений являются закрепленные в гражданском законодательстве права и обязанности, выражающие юридическую связь участников;
· гражданские правоотношения возникают чаще всего на основе сделок (сделки — это действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Сделки бывают односторонними и двух- или многосторонними. Для заключения односторонних сделок достаточно воли одной стороны (завещание , т. е. распоряжение гражданина своим имуществом на случай смерти; выдача доверенности и пр.). Сделки, в которых выражается согласованная воля двух и более сторон, называются договорами . В Гражданском кодексе РФ фиксируется несколько десятков видов договоров (сделок).С какого же возраста человек признается дееспособным , т. е. способным своими действиями осуществлять юридические права и обязанности, нести гражданско-правовую ответственность ? Полная дееспособность наступает по достижении совершеннолетия — 18 лет. Полностью недееспособными являются дети в возрасте до 6 лет. Все сделки за них осуществляют родители.Дети в возрасте от 6 до 14 лет обладают частичной гражданской дееспособностью . Они вправе самостоятельно (без согласия родителей) совершать:
1. Мелкие бытовые сделки: покупку в магазине продуктов, книг, тетрадей и пр.;
2. Сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, скажем, принять в подарок компьютер;
3. Получать от родителей средства для определенных целей или для свободного распоряжения (карманные деньги).
Частичная дееспособность характерна и для детей от 14 до 18 лет, но объем ее значительно возрастает.
1. Кроме сделок, которые может совершать малолетний ребенок, подросток вправе самостоятельно распоряжаться своей стипендией, заработком, иными доходами. (Например,отец вручил 16-летнему сыну некоторую сумму денег на покупку в будущем мотоцикла. Эти деньги можно отнести к разряду «иных доходов» и лучше всего поместить в банк.)
2. Подросток вправе вносить вклады в банк и распоряжаться своими вкладами. Банк, принимая от вкладчика денежную сумму, обязан возвратить ее с процентами на условиях, предусмотренных договором. Договор оформляется выдачей клиенту сберегательной книжки.
3. Подросток может самостоятельно осуществлять и права автора произведений своей интеллектуальной деятельности. Многие талантливые дети уже в подростковом возрасте имеют опубликованные повести, стихи, произведения музыки и живописи. С 16 лет подростки вправе быть членами кооперативов. Все другие сделки совершаются подростками с письменного согласия родителей.
4. Вместе с тем (внимание!) несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, о которых сказано выше. За причиненный ими вред такие несовершеннолетние несут ответственность, предусмотренную ГК РФ.
В российском гражданском праве традиционным является представление о субъективном праве собственности как о совокупности, «триаде» трех правомочий: владения , пользования , распоряжения .Форма собственности — это экономические отношения, характеризующиеся двумя признаками: индивидуализации собственника и разновидностью имущества. В ч. 2 ст. 8 Конституции говорится, что «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».Каждый из нас, делая покупки, заказывая работы или услуги, выступает в гражданских правоотношениях как потребитель. Напомним, что потребитель согласно закону «О защите прав потребителей» — это гражданин, который приобретает и использует товары, заказывает услуги и работы либо имеет намерение приобрести, заказать или использовать их исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. «Защита прав потребителей» — исторически сложившееся понятие, введенное Законом «О защите прав потребителей» , который был принятым Верховным Советом РФ от 7 февраля 1992 года.Каковы основные права потребителей?
- Гражданский кодекс Российской Федерации закрепляет принцип свободы договора.
- Право потребителей на безопасность означает, что товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и не причинять вреда имуществу потребителя.
- Право потребителей на возмещение ущерба.
6.14. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей
Семейные правоотношения
Семья , основанная на браке или кровном родстве — малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.В юридическом смысле семья — это союз лиц, соединенных юридическими правами и обязанностями. В юридическом смысле брак представляет собой юридически оформленный добровольный и свободный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные, а также имущественные права и обязанности супругов.Брак может быть заключен только при соблюдении брачующимися ряда условий, установленных законом:
- Взаимное добровольное согласие вступающих в брак.
- Достижение брачного возраста, т. е. 18 лет; при наличии уважительных причин по просьбе брачующихся брачный возраст может быть снижен до 16 лет.
Обстоятельства, препятствующие заключению брака:
- Состояние в другом зарегистрированном браке хотя бы одного из лиц, вступающих в брак.
- Наличие близкого родства между лицами, вступающими в брак. Близкими родственниками признаются: родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), а также родные братья и сестры, причем это родство может быть как полным , так и неполным (когда сестра и брат имеют только общую мать или отца).
- Наличие отношений усыновления или удочерения между лицами, желающими вступить в брак.
- Признание судом недееспособности хотя бы одного из брачующихся вследствие психического расстройства.
Семейное законодательство устанавливает ряд оснований, при наличии которых брак может быть признан недействительным. К их числу относятся:
- Несоблюдение лицами, вступившими в брак, установленных законом условий его заключения.
- Сокрытие лицом, вступающим в брак, наличия венерической болезни или ВИЧ-инфекции.
- Заключение фиктивного брака , т. е. такого брака, в который супруги или один из них вступили без намерения создать семью.
Для заключения брака лицами, вступающими в брак, подается совместное письменное заявление в органы актов гражданского состояния, в котором они подтверждают взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака. Заключение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления. Однако законом предусмотрено, что при наличии уважительных причин месячный срок может быть сокращен или увеличен (в последнем случае — не более чем на 1 месяц), а при наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон и д.р.) брак может быть заключен в день подачи заявления. Решение о сокращении или увеличении срока заключения брака принимается органом записи актов гражданского состояния. Брак заключается при личном присутствии вступающих в