Формы монополий и их основные признаки
· Картель - соглашение о ценах, распределении рынков, производственных и сбытовых квотах
· Синдикат - объединение, в котором участники сохраняют производственную, но теряют торговую самостоятельность
· Трест - полное объединение предприятий с потерей и торговой, и производственной самостоятельности
· Концерн - объединение предприятий разных отраслей, торговых фирм, банков на основе общей финансовой зависимости
· Консорциум - объединение монополий
· Конгломерат - гигантский промышленный комплекс со значительной децентрализацией управления
Конкуренция- состязание, соревнование между производителями (продавцами) товаров за лучшие результаты, в общем случае - между любыми экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта, товаров с целью получения более высоких доходов. 1
На рынке складываются различные соотношения конкуренции и монополии:
Рынок чистой (совершенной) конкуренции, когда на рынке существует много производителей однотипной продукции, например, производителей овощей, которые не могут диктовать другим производителям условия сбыта, цену товара. В этом случае достоинства и недостатки рыночной конкуренции проявляются наиболее полно.
Рынок монополистической конкуренции, когда на рынке существует много производителей, каждый из которых предлагает свой, отличный от других товар, например, продукт питания, предмет мебели или одежды, для удовлетворения одной и той же потребности, при этом каждый производитель обладает авторскими правами и имеет некоторую возможность влиять на цену своего товара. Каждый производитель имеет свой товарный знак, и никто не вправе пользоваться этим знаком без разрешения владельца. Нарушители этого закона обязаны возместить убытки владельцу этого знака.
Олигопольный рынок, где существует небольшое число крупных фирм, производящих одинаковые товары. В этих условиях фирмы могут оказывать значительное влияние на цену товара. Например, на автомобильном рынке США существует только трое производителей - «Форд», «Дженерал Моторс» и «Крайслер». Не случайно, что сегодня все эти производители оказались в тяжёлом финансовом положении, фактически на грани банкротства, т. к. делали ставку на производство больших престижных внедорожников, которые потребляют слишком много горючего. В начале 2008 г. цены на бензин выросли почти в 2 раза, что сделало облегчённые маленькие европейские, японские и корейские автомобили более конкурентоспособными на американском рынке, т. к. эти автомобили потребляют меньше горючего и стоят дешевле американских.
Рынок монополии, где существует только один главный производитель, где конкуренция отсутствует, производитель может назначить любую цену и покупатель будет вынужден покупать товар по этой цене, т. к. другого производителя просто не существует, поэтому для покупателя здесь складываются самые худшие условия. Производитель здесь может продавать товары по завышенным ценам и плохого качества. Такие экономические условия существовали в СССР до либерализации цен в 1992 г. В развитых странах тоже существовали подобные проблемы с монополистами в конце 19 - начале 20 в. 2
Товар- продукт труда, изготовленный для обмена путём купли-продажи на рынке.
Свойства товара:
· стоимость - сумма затрат на производство товара (абстрактный человеческий труд);
· потребительная стоимость - полезность товара.
При товарном производстве продукт частного производителя является продуктом общественного труда. Но затраты общественного труда не могут быть выражены в рабочем времени. Эти затраты выражаются через стоимость посредством обмена. Затраты труда принимают особую форму - форму стоимости. В этих условиях производители товаров вынуждены обменивать продукты своего труда в соответствии с их стоимостью. Эта объективная необходимость товарного производства выражена в законе стоимости.
Закон стоимости- это объективный экономический закон, согласно которому обмен товаров совершается в зависимости от количества воплощённого в них абстрактного общественно-необходимого труда. Это экономический закон товарного производства, закон эквивалентного обмена
Рыночный механизм:
· механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка;
· механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры и качества продукции;
· механизм распределения ресурсов и доходов на основе объективных экономических законов рынка (изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли).
Элементы рыночного механизма:
· субъекты (продавцы, покупатели, посредники, государственные учреждения и т. д.);
· объекты (различные виды рынка товаров);
· экономические связи между субъектами, которые могут проявляться в кооперации или конкуренции;
· наличие информации о принимаемых решениях для установления экономических связей;
· механизм ценообразования.
Взаимодействие спроса и предложения определяет, что и в каком количестве производить и по какой цене реализовать. Цены являются важнейшим инструментом рынка, так как они обеспечивают его участников необходимой информацией, на основе которой принимается решение об увеличении или сокращении производства того или иного товара.
Спрос:
· желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени;
· платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге.
Величина спроса- это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.
Виды спроса:
· индивидуальный спрос,
· рыночный спрос,
· спрос на факторы производства (спрос производства),
· потребительский спрос.
Факторы, влияющие на спрос:реклама, мода и вкусы, ожидания потребителей, изменения предпочтений окружающей среды, доступность товаров, величина доходов, полезность вещи, установленные цены на взаимозаменяемые товары, количество населения.
Предложение- это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.
Объем (величина) предложения- количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.
Неценовые факторы предложения:
· цены на ресурсы;
· налоги и дотации;
· цены на другие товары;
· технология производства;
· число продавцов на рынке;
· ожидания изменения цен.
На рынке формируются две цены: цена спроса(максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар) и цена предложения(минимальная цена, по которой производитель готов продать товар).
Закон спроса:чем выше цена товара, тем меньшее его количество люди готовы купить, и наоборот, чем ниже цена, тем большее количество товара люди готовы купить.
Закон предложения:при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает, и наоборот.
Цена, при которой величины спроса и предложения товара совпадают, называется равновесной.
3.7ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ФЕРМЕРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Согласно статье 34 Конституции Российской Федерации за каждым гражданином России закреплено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Бизнес- экономическая деятельность людей, целью которой является прибыль, доход или иные личные выгоды. Данная деловая активность направлена в конечном счете на совершение коммерческих операций по обмену товарами или услугами.
Предпринимательство -инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг.
Понятие бизнеса отличается от понятия предпринимательства именно тем, что к бизнесу относится совершение любых единичных разовых коммерческих сделок в любой сфере деятельности.
Не всякую хозяйственную деятельность можно считать предпринимательством, а ту, которая связана с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском.
В предпринимательстве выделяют субъекты и объекты.
· субъекты предпринимательства- частные лица, различные ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы), государство;
· объекты предпринимательства- любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами.
Субъекты предпринимательства:
Юридическое лицо- организация, учреждение, фирма, выступающие в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанностей.
Признаки юридического лица:
· независимость его существования от входящих в его состав отдельных лиц;
· наличие имущества;
· право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью;
· право осуществлять от своего имени экономические операции;
· самостоятельная имущественная ответственность;
· право выступать от своего имени в суде.
Виды юридических лиц:
· коммерческие - имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (предприятия связи и транспорта, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, организации бытового обслуживания);
· некоммерческие - не ставят в качестве основной цели извлечение прибыли (финансируемые из различных бюджетов учреждения (больницы, школы, институты), потребительские кооперативы, благотворительные фонды).
Отдельными видами деятельности (банковской, страховой) юридические лица вправе заниматься только на основании специального разрешения - лицензии.
Физическое лицо- человек, участвующий в экономической деятельности в качестве ее полноценного субъекта. Действует от собственного имени, может заниматься предпринимательством с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Применяются те правила, которые регулируют деятельность коммерческих организаций.
Виды предпринимательства:
· производственное предпринимательство - осуществляется производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей;
· коммерческое предпринимательство - состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров, услуг и не связано с производством продукции;
· финансовое предпринимательство - является разновидностью коммерческого предпринимательства. Объектом купли-продажи здесь выступают деньги, валюта, ценные бумаги;
· посредническое предпринимательство - проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны;
· страховое предпринимательство - особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая.
Формы предпринимательства
По признаку объектов предпринимательства:
· Малый бизнес (до 50 человек):
Франчайзинг - это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и своей деятельности на определенной территории и в определенной форме.
Венчурная фирма - это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют «прогореть», если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка.
· Средний бизнес (до 500 человек) - он непрочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и с мелким предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя.
· Крупный бизнес (до нескольких тысяч человек) - отличается большей прочностью, чем средний или мелкий. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию.
По типу фирм:
· Индивидуальное, или частное предпринимательство - бизнес, владельцем которого является один человек. Он несет неограниченную имущественную ответственность, и у него невелик капитал.
· Товарищество, или партнерство - бизнес, которым владеют два и более человек. Они принимают совместные решения и несут личную имущественную ответственность за ведение дела.
· Кооператив - похож на партнерство, но имеет большее число пайщиков.
· Корпорация - совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпораций называются держателями акции, а сама корпорация - акционерным обществом (АО).
Основные принципы, регулирующие предпринимательскую деятельность:
· свобода предпринимательской деятельности;
· инициативная и самостоятельная деятельность;
· получение прибыли как главная цель предпринимательской деятельности;
· юридическое равенство различных форм собственности;
· законность в предпринимательской деятельности;
· свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
· государственное регулирование:
· прямое (регистрация и лицензирование предприятий, сертификация продукции);
· косвенное (льготные кредиты, льготы по налогообложению).
Функции предпринимательства:
· ресурсная - соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое;
· организационная - использование предпринимателями своих способностей для получения высокого дохода;
· творческая - использование новаторства в деятельности.
3.8. Деньги
Деньги– особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента.
Как видим, деньги – это тоже товар. Почему? Мы их покупаем и продаем. Однако они являются особым товаром. Что в них особенного?
В древнейшие времена, когда торговля только зарождалась, денег еще не было, люди обменивали то, что имели в избытке на продукты, в которых нуждались. Это не всегда было удобно. Нельзя обменять корову на две курицы, обмен неравноценен, то есть неэквивалентен. Товаром, помогающим совершить эквивалентный обмен, стало золото, обладающее необходимыми для этого качествами: однородность, делимость, портативность, износостойкость, узнаваемость, стабильность. Как мы знаем, деньги вплоть до начала 20 века ходили в виде золотых и серебряных монет. Чуть позднее золото и серебро поменяли на бумажные денежные знаки.
Какие еще функции выполняют деньги? Российские экономисты выделяют пять функций.
Функции денег
1. мера стоимости
2. средство обращения (обмен денег на товар или товара на деньги осуществляется без временного и пространственного разрыва)
3. средство накоплении
4. средство платежа (совместное движение денег и товара рассогласовано во времени и пространстве, расчет происходит до или после получения товара или услуги)
5. мировые деньги.
Итак, первая функция, мера стоимости, определяет стоимость товара.
Вторая, средство обращения, осуществляется в самом процессе покупки или продажи товара, когда, мы непосредственно в данный момент обмениваем свои деньги на нужный нам товар, например, покупаем хлеб.
Третья функция, средство накопления, очень проста. Мы просто копим деньги для покупки товара или услуги в будущем.
Четвертая функция, средство платежа, имеет в виду плату не непосредственно в момент оказания услуги, а после, через некоторое время. Например, мы сначала пользуемся коммунальными услугами, а потом платим на них.
Пятая — мировые деньги — связана с расчетом за товары и услуги на мировом рынке.
Надо сказать, что зарубежные экономисты признают только первые три функции денег.
Ликвидность – способность товара с той или иной степенью быстроты обмениваться на деньги, то есть продаваться. Абсолютно неликвидным является просроченный или бракованный товар, поскольку такой товар покупать не будут.
Абсолютной ликвидностью обладают сами деньги.
Количества денег в стране должно быть примерно столько, сколько произведено товаров и услуг. Превышение определенного количества приводит к обесцениванию денег, то есть к необеспеченности денег товарами и услугами.
Контроль за количеством денег в обращении осуществляет Центральный банк. Это называется денежно-кредитной политикой государства.
3.9 ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА
Под заработной платойв современной экономической науке понимается цена, выплачиваемая за использование труда наемного работника.
Согласно ст. 129 Трудового кодекса, заработная платапредставляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Общий уровень заработной платы для конкретного рынка труда определяется пересечением кривых спроса и предложения труда.
Заработная плата представляет собой доход фактора «труд». Ее экономическое назначение состоит в обеспечении нормального воспроизводства работника. Человек продает свой труд для получения дохода, который создает ему нормальные условия жизнедеятельности. Роль и назначение заработной платы сводится не только к необходимости обеспечивать достойный уровень доходов и уровень жизни, но и к выполнению следующих функций:
· воспроизводственная функция определяет абсолютный уровень оплаты труда, необходимый для обеспечения жизненных потребностей работника и его семьи;
· стимулирующая функция сводится к: обеспечению трудовой отдачи наемного работника; созданию определенного стереотипа поведения работника в процессе производства; реализации физических и духовных способностей в процессе трудовой деятельности;
· статусная функция обеспечивает: соответствие статуса работника размеру заработной платы; соответствие работника трудовому статусу;
· регулирующая функция заключается в: регулировании доходности фактора труд; регулировании пропорций на рынке труда;
· учетно-производственная функция заработной платы определяет меру участия живого труда (через зарплату) в формировании цены товара (продукции, услуги), его долю в совокупных издержках производства и в издержках на рабочую силу;
· социальная функция способствует реализации принципа социальной справедливости.
Все функции заработной платы взаимосвязаны и проявляются в единстве. Например, такие функции, как учетно-производственная, воспроизводственная, стимулирующая, одновременно играют и социальную роль. В свою очередь в воспроизводственной функции реализуются стимулирующая и учетно-производственная функция заработной платы. Вместе с тем, при общем единстве одна из функций в определенной степени может быть противоположна другой или исключать другую, понижать эффект ее действия.
Факторы, определяющие величину заработной платы:
· минимальная граница заработной платы;
· уровень квалификации, знаний и опыта работника;
· конкуренция или монополия на рынке труда.
Различают номинальнуюи реальнуюзаработную плату.
Номинальная заработная плата- это сумма денежных средств, полученных работником за отработанный час, день, неделю, месяц.
Реальная заработная плата- это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату, т. е. покупательная способность номинальной заработной платы. Вполне очевидно, что реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги.
Заработная плата имеет тенденцию к дифференциации по странам, регионам, различным видам деятельности. Причинами различий в оплате труда отдельных работников, т. е. ее дифференциации по отраслям и профессиям, являются:
· уровень квалификации, знаний и опыта работника: чем более высокий уровень образования требуется для выполнения сложной работы, чем выше квалификация работника и его опыт, тем более высокую заработную плату он получает;
· спрос и предложение на рынке труда - снижение спроса в условиях экономического кризиса обусловливает и снижение уровня заработной платы;
· конкуренция или монополия на рынке труда: монополия со стороны фирмы, нанимающей труд, - монопсония (с греч. - один покупатель) ведет к снижению заработной платы, монополист-профсоюз преследует цель повышения заработной платы своих членов.
3.10 НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
Доходы отдельного человека и общества формируются из нескольких источников: заработной платы, банковских процентов от внесенного вклада, дивидендов на имеющиеся акции, денежные средства, выигранные в лотерею и т.д. Размеры доходов, их надежность и стабильность влияют на поведение человека в условиях рыночной экономики. В любом государстве люди делятся на богатых и бедных. Причиной имущественного неравенства являются прежде всего различия в социальном положении различных групп населения. Как определяется бедность? В этих целях фиксируется прожиточный минимум, согласно которому устанавливается минимум средств, с помощью которых возможно поддержание жизнедеятельности человека. Границей бедности признается стоимость минимально необходимых ежемесячных расходов на потребление, позволяющих поддерживать здоровье человека и его жизнедеятельность.
Черта бедности- это официально устанавливаемый минимальный уровень дохода на семью, необходимый для приобретения продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами, а также удовлетворения минимальных потребностей людей в одежде, обуви, жилье и т.д. Лица, получающие доходы ниже этого уровня, относятся к категории бедных.
На прожиточный минимум должны ориентироваться устанавливаемые государством минимальный размер оплаты труда, пенсии, стипендии. Поэтому с каждым годом все большее значение в социальной политике имеет «адресная помощь» государства наиболее нуждающимся людям - социально незащищенным слоям населения. 1
Перераспределение доходов
Проблема бедности в той или иной степени касается всех стран. Но если различие в доходах становится очень большим или растет слишком быстро, возникает реальная угроза для стабильности общества. Бедные могут выйти на улицы протестовать, могут начать вооруженную борьбу. Обострение проблемы бедности может сказаться на росте преступности в стране и т.д.
Правительства большинства стран, озабоченные поддержанием социального мира и политической стабильности, осуществляют меры по смягчению различий в доходах населения и обеспечению своим гражданам достойного уровня жизни.
Идея перераспределить доходы путем изъятия их части у богатых и передачи бедным не раз возникала и в древности, и в Средневековье.
В наше время в развитых странах мира создан государственный механизм регулирования неравенства доходов. Он заключается, во-первых, во взимании налогов с производителей (фирм) и с личных доходов граждан. Во-вторых, происходит передача части полученных доходов государства беднейшим группам населения. Для этого создаются различные социальные фонды (например, пенсионный фонд) и разрабатываются программы социальной поддержки населения.
Государство за счет своих средств стремится снизить разницу в доходах различных групп населения и обеспечить социальную защиту малоимущих. 2
Борьба с бедностью в России осуществляется по следующим направлениям:
· обеспечение равных возможностей в получении образования и доступа к профессиям независимо от национальности, пола и возраста людей;
· создание специальных центров переподготовки, финансируемых из средств государственного бюджета;
· квотирование рабочих мест для инвалидов;
· льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг для слабозащищенных категорий граждан (многодетные семьи, инвалиды и пр.);
· ежемесячные денежные выплаты ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, труженикам тыла, ветеранам труда и т.д.;
· компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф;
· льготное лекарственное обеспечение и льготный проезд для отдельных малообеспеченных категорий населения;
· выплаты государственных и муниципальных социальных стипендий студентам вузов из малообеспеченных семей и т.д.
3.11 НАЛОГИ, УПЛАЧИВАЕМЫЕ ГРАЖДАНАМИ
Налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц государству.
Уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан. Налогообложению подлежат:
· прибыль;
· доходы;
· стоимость определенных товаров;
· стоимость, добавленная обработкой;
· имущество;
· передача собственности (дарение, продажа, наследование);
· операции с ценными бумагами;
· отдельные виды деятельности.
Налогоплательщики:
· физические лица - работники, непосредственно своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
· юридические лица - хозяйствующие субъекты.
Налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги- обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц. 1
· подоходный налог с населения
· налог на прибыль с фирм;
· на имущество;
· на недвижимость;
· на дарение;
· на наследство;
· на финансовые операции. 2
Косвенные налоги- устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на экспорт). 3
· акцизные сборы;
· налог с продаж;
· налог на добавленную стоимость (НДС);
· таможенные пошлины;
· налог на экспорт. 4