Послевоенное устройство Германии.
Вынудив гитлеровскую армию к капитуляции и оккупировав территорию Германии, союзники - СССР, США, Великобритания, Франция - выработали согласованную политику в отношении Германии. Было решено, что войска стран-победительниц займут каждая одну из четырех оккупационных зон; 5 июня 1945 г. было принято решение, что из четырех командующих образуют Союзный контрольный совет, призванный решать текущие вопросы, имеющие значение для всей Германии. Наконец, летом 1945 г. (17 июля - 2 августа) в Потсдаме, близ Берлина, состоялась конференция глав правительств: СССР (И.В. Сталин), США (Г. Трумэн) и Великобритании (У. Черчилль, с 27 июля К. Эттли). Союзники согласились установить в Германии временный оккупационный режим, для чего территория страны была разделена на четыре зоны: советскую на востоке, американскую, английскую и французскую на западе.
Было решено распустить немецкие вооруженные силы и ликвидировать генеральный штаб германской армии; арестовать и предать суду военных преступников: уничтожить монополистические союзы капиталистов - опору фашистского режима; произвести чистку немецкого государственного аппарата от военных преступников (денацификация); ликвидировать военно-промышленный потенциал Германии с тем, чтобы она больше никогда не могла производить оружие. Восстанавливалось действие демократических институтов: местного самоуправления, свободы собраний, слова, печати.
Управление оккупированной страной сосредоточилось в Союзном контрольном совете. Так продолжалось до декабря 1946 г., когда было создано сначала сепаратное управление двумя западными зонами (американской и английской), а затем и всеми тремя. Следствием этого стало разделение Германии, приведшее к возникновению двух германских государств - одного на западе - будущая Федеративная Республика Германии и другого на востоке -будущая Германская Демократическая Республика
Конституция ФРГ.
В 1949 г. с разрешения западных оккупационных властей три западные зоны соединились в единое государстве, под названием Федеративная Республика Германии. Новое государство получило утвержденную оккупационными властями новую конституцию, названную Боннской по столичному городу Западной Германии. Она восстановила демократические институты власти и управления и в ряде отношений походила на Веймарскую конституцию.
Новое германское государство построено на началах федерализма. Оно составилось из 10 земель, самостоятельных в своем бюджете и независимых друг от друга (ст. 109). Каждая земля имеет свой ландтаг и свое правительство, обладающее значительной автономией. Правительство каждой из земель (в настоящее время 14) назначает своих уполномоченных в верхнюю палату парламента -бундесрат. (Союзный совет). Нижняя палата (бундестаг) сохранила свою демократическую первооснову - она избирается народом. Голосование происходит по мажоритарной и пропорциональной системам. В первом случае достаточно получить относительное большинство голосов по сравнению с другими кандидатами в депутаты, во втором - по признаку партийных епископ (в парламент проходит именно то число кандидатов, которое определяется числом голосов, поданных за данный список).
Партия, собравшая менее 5% голосов, лишается всякого представительства. Главным законодательным органом является бундестаг, но его полномочия в определенной мере ограничиваются бундесратом. По некоторым вопросам -изменение конституции, передел территории, компетенция земельных властей и даже финансы - бундесрат наделяется правом абсолютного вето, с чем не может не считаться нижняя палата. В других случаях верхняя палата имеет право отлагательного вето. Таким образом, утверждался не фиктивный, но реальный федерализм Западной Германии.
Главой государства Конституция провозгласила президента, избираемого на пять лет. Президент предлагает на утверждение бундестага кандидата на пост главы правительства, которым во всех случаях становится лидер партии, победившей на выборах. Действительная власть сосредоточивается, как и повсюду, в правительстве государства и особенно в руках его председателя - канцлера. Правительство контролирует законодательство и все важное исходит от него, осуществляет всю предоставленную ему исполнительную власть и т.д.
Важными функциями наделен федеральный Конституционный суд, в первую очередь правом толкования Конституции и соответственно определения того, насколько принятый парламентом закон отвечает ее букве и духу. Этот суд также решает вопросы о пределах компетенции федерации в целом и каждой земли в отдельности в случаях, когда этот вопрос становится предметом спора между федерацией и землями. Судьи Конституционного суда назначаются пожизненно.