Тема 2 происхождение государства и права.
Теория государства и права.
Предмет и метод.
Теория государства и права относится к разряду общественных либо гуманитарных наук. Наука – это теоретическое отражение действительности, систематизированные представления о явлениях окружающего мира, закономерностях их возникновения, развития и уничтожения. Любая наука имеет свой объект и предмет исследования.
объект науки –это явления внешнего мира, на которое распространено познание и практическое воздействие исследователя.
Предмет науки –это часть, сторона объекта, исследуемая данной наукой.
Одно и то же явление выступает единым объектом исследования нескольких наук, предметы наук совпадать не могут.
Объектом науки ТГП выступает государство и право в целом.
Предмет науки ТГП – это
1. Основные закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права
2. Сущность, типы, формы, функции, механизмы действия государства и права. Система права.
3. Основные государственно-правовые категории система права.
Категории – наиболее общие понятия (закон, норма, обычай).
Презумпция – предположение о добропорядочности человека, пока не доказано обратное.
Особенностью предмета науки ТГП является то, что она разрабатывает основные коренные вопросы, характеризующие государство и право в целом.
Вопрос 2
Единство государства и права выражается в том, что
1. Государство и право возникают одновременно, в силу одних и тех же причин.
2. Они соответствуют одной и той же общественно-экономической формации. При изменении типа государства одновременно меняется и право.
3. Через право государство себя легитимирует
4. Право создается государством им обеспечивается
Вопрос 3.
Теория государства и права в системе юридических наук и ее соотношение с другими гуманитарными науками.
Система юридических наук
1. Историко-правовые науки
а) История государства и права зарубежных стран
б) История отечественного государства и права
в) История политических и правовых учений
2. Специальные, отраслевые юридические науки
а) Уголовное право
б) Гражданское право
в) Земельное право
г) Конституционное
д) Семейное право
3. Юридические науки тесно связанные со специально-отраслевыми, но имеющие свой предмет изучения
а) Правоохранительные органы
б) Криминология
в) И так далее
4. Технико-прикладные юридические науки
а) Судебная медицина
б) Судебная психиатрия
в) Психология
г) Криминалистика
5. Международное право
а) Международное частное право
б) Международное публичное право
6. Теория государства и права как общетеоретическая отрасль юридической науки
Теория государства и права выполняет по отношению к другим юридическим наукам роль общей исходной теоретической основы является методологической базой, вырабатывает общие категории
В свою очередь теория государства и права опирается на конкретный материал юридических наук используя, обобщая и анализируя их данные по различным вопросам.
Теория государства и права объединят со всеми гуманитарным науками общий объект познания, которым является человеческое общество.
Изучение ТГП тесно связано с философией, которая выступает в качестве ее методологической основы, с социологией, политологией, экономической теорией. Эти науки образуют теоретическую базу политико-правовых исследований. В свою очередь положения и выводы ТГП служат необходимой предпосылкой углубленного познания явлений, находящихся в сфере исследования всех гуманитарных наук.
Метод изучения ТГП
Метод науки – это система способов и приемов изучения предметов науки. Методы делятся на общефилософские, общенаучные и частные.
Общефилософские: диалектика (используется в ТГП – существует материальный мир данный нам в ощущениях, границы этого понимания раздвинулись, потому что мы не ощущаем некоторые вещи как физическое тело (радиация) мы можем увидеть последствия) и метафизика - божественное (идеалистический подход – я мыслю, значит я существую, бог создал землю воду, человека…)
Наука должна доказывать свои положения с очевидностью (поэтому диалектика)
Общенаучные:
1. Исторический – метод конкретных эмпирических исследований (метод наблюдений)
Логический – абстрактно-теоретический
2. Анализ – мысленное разложения объекта на составные части
Синтез – соединение частей в единое целое
3. Индукция – движение мысли от частного к общему
Дедукция – движение мысли от общего к частному
Частные методы:
1. Метод системно-структурного анализа – объект изучается как система
а) система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, которые образуют единство со средой.
б) Исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка
в) Элементы системы выступают как системы более низкого порядка
2. Функциональный метод – структурные части изучаемого явления рассматриваются с точки зрения их роли функций связи между ними.
3. Статистический метод
4. Метод моделирования – мысленное воспроизведение исследуемых объектов
5. Метод экспериментов – практическая проверка целесообразности и эффективности проектирования государственно-правового института путем внедрения его в жизнь в рамках отдельного региона, либо на конкретный срок.
6. Сравнительно-правовой – сравниваются правовые явления одного государства в разные периоды времени, либо разных государства, но в один временной промежуток.
7. Формально-юридический метод – в основном базируется на теории государства и права.
Формы государства.
Понятие и структура формы государства.
Категория «формы государства» показывает особенности внутренней организации государств. Порядок образования и структуру органов государственной власти. Специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением и методы осуществления государственной власти.
Структура формы государства состоит из 3 элементов:
1. Форма правления
2. Форма национально- государственного устройства
3. Государственно-правовой режим.
Форма правления – это порядок образования высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением.
Виды: монархия и республика
Формы национально-государственного устройства – это территориальная структура государства, соотношение между государством и его территориальными единицами.
Государственно-правовой режим – это система средств и способов осуществления государственной власти.
Виды: авторитарный, демократический.
Существует понятие - политический режим. Он шире государственно-правового, поскольку включает в себя помимо последнего так же осуществление политической власти партиями, движениями и иными элементами политической организации общества.
Формы правления:
Монархия – это такая форма правления, при которой монарх получает высшую государственную власть по наследству, осуществляет ее пожизненно и концентрирует в своих руках высшую законодательную, исполнительную и судебную власть.
Виды монархий:
1. Раннефеодальные – империи – монархии создавшиеся насильственным путем, территориальные единицы которой не были связаны между собой экономически (Александра Македонского, Карла Великого, Ченгизхана, Наполеона)
2. Монархии периода феодальной раздробленности – здесь монарх = первый среди равных
3. Сословно-представительная монархия, где монарх получает поддержку от всех сословий
4. Абсолютная монархия – власть суверенна, никем и не чем не ограничена.
5. Ограниченная монархия – власть монарха ограничена законодательными органами.
Республика – это такая форма правления, при которой власть делегируется народом на определенный срок единоличному, либо коллегиальному органу и осуществляется соответственно с принципом разделения властей.
Классическая президентская республика (США)
Президента избирает народ. Он является главой исполнительной власти назначает министров. Парламент не может отправить правительство в отставку.
Классическая парламентская республика(германия, италия) – президента избирает парламент, президент исполнят представительские функции, правительство назначается парламентом, оно может быть однопартийным (Германия), выбирает партия, имеющая большинство в парламенте (коалиция) в него входит представители всех партий, представленных в парламенте. Россия относится к смешанной республике.
Конфедерация –союз суверенных государств, созданный для решения внешнеполитических зада. Признаки конфедерации:
1. Создание конфедерации по договору
2. Общий управляющий орган
3. Каждое государство, входящее в конфедерацию сохраняет свой суверенитет
4. Конфедерация не имеет общей границы, гражданства, денежной системы
5. Каждое государство, входящее в конфедерацию обладает правом нуллификации решений конфедераций на своей территории. Государство может не исполнять решения конфедерации не выходя из нее.
Лекция.
более устойчивы федерации основанные на территориальном принципе. Субъектами являются государства и государственные образования. В состав Российской Федерации входят республики, края, области, 2 города федерального значения, автономные округа, 1 автономная область. Законодательный орган федерации состоит из 2 палат. Территория федерации состоит из территорий субъектов федерации. Правом выхода из федерации они не обладают (принцип неделимости государства).
Признаки федерации:
1.Федерация наряду с федеративными органами государственной власти существуют органы субъектов федерации
2.Существует федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации.
Административно-территориальное деление – разделение территории государства на административно-территориальные единицы с целью наилучшего управления.
Принципы деления:
1.Географический подразумевает четко очерченные границы, компактность, непрерывность, экономическую целостность территории, возможность для населения формировать ораны государственной власти и местного самоуправления.
2.Экономический - производится учет производственных особенностей территории, численности и плотности населения, наличие путей сообщения, размещение производительных сил.
3.Политический – применяется с целью приближения органов власти и управления к населению.
4.Национальный – используется например в Дагестане, районы выделены по национальности коренного населения.
В Российской Федерации имеются: районы, города, села и поселки.
Механизм государства.
Понятие и структура механизма государства.
Механизм государства – это система государственных органов призванных выполнять задачи и функции государства.
Существует 2 подхода к определению соотношения механизма государства и государственного аппаратаъ1. Механизм и аппарат государства – это одно и то же – это система государственных органов, призванных только управлять.
Кроме аппарата управления в механизм государства так же входят так называемые материальные придатки: полиция, тюрьмы и так далее.
Структура механизма государства:
1. Государственные органы
2. Должностные лица
3. Материальные придатки
4. Государственные учреждения, организации выполняющие общесоциальные, образовательные, культурные и иные функции в лице их администраций (музей СГЮА)
Сущность права
Естественно-правовая теория
В основе естественно-правовой теории лежат идеи Сократа, Цицерона, Аристотеля и других древнегреческих и древнеримских юристов и философов. Как фундаментальное учение о правее теория была разработана в период подготовки и проведения буржуазных революций 17-18 веков. Шарль Монтескье, Г. Гроце, Томас Бонс, Джен Локк, Ж.Ж. Руссо и так далее.
Существует 2 системы права:
1. Позитивное – созданное государством
2. Естественное – вытекающее из природы человека и всеобщих нравственных принципов. Оно разумно и справедливо, распространяется на все народы и не зависит от государственных границ. Оно вечно и неизменно.
Естественные права человека: право на свободу, равенство, безопасность, частную собственность, сопротивление угнетению и так далее.
Позитивное право, противоречащее естественному должно быть отменено. Задача позитивного права – защита естественных прав человека.
Историческая школа права.
Сложилась в начале 19 века в феодально-раздробленной Германии и выразило реакцию философской мысли на поражение великой французской революции. Согласно этой теории не существует единого для всех народов права, есть право отдельно взятой страны, в его основе лежит народный дух, общие убеждения. Оно передается из поколения в поколение с молоком матери, складывается в обществе подобно правилам игры. Позитивное право существует, но народ его не знает. В своей повседневной практике люди пользуются обычаями, сложившимися исторически. Утверждение, что государство создает право – это «юридическое суеверие», основной источник права – обычай. Под ним понимают фактически сложившийся распорядок жизни, любой сложившийся государственно-правовой институт (рабство)признается правомерным в силу своего фактического существования.
Социологическая школа права: начало 20 века. Авторы: Дьюди, Паунт, Френк и другие. В ее основе лежат идеи Эрлиха и Муромцева, они утверждали, что существует живое право народа, которое основывается не на законе, а на свободном усмотрении судей (прецедент)
Согласно этой теории право- это судебные решения, приговоры, административные акты, обычай, правоотношения и правосознание судей, право признается только в действии. В процессе его реальной реализации.
Джен Дьюди писал: право есть деятельность посредством которой можно осуществлять вмешательство в другую деятельность. норма права это «клочок бумаги», «класс вопиющего в пустыне», который наполняется содержанием посредством издания соответствующего правоприменительного акта. Право творят судьи в процессе правоприменительной деятельности. Право – это то, что психически переживают судьи.
Нормативистская теория права – абстрактно-нормативная – сложилась в 19 веке в Германии. Начало этой теории заложил Э. Кант, он предложил так называемый категорический императив. Право – это чистая воля независимая от каких либо внешних явлений. Ганс Скинзан разработал чистое ученее о праве. Право – это мир должного, который противостоит миру сущему, то есть в реале жизни. Право – это пирамида норм, где каждое нижестоящее черпает свою юридическую силу из вышестоящей. Наверху пирамиды располагается суверенная главная норма, в основании пирамиды находятся акты применения права. Наличие права ставит люде в формально равное положение перед законом. Создается правопорядок, необходимый для нормального существования государства. Хельзон утверждал, что право создается государством и его сила проистекает из государственного авторитета. Он выводил государство из прав и понимал под ним организацию и воплощение правопорядка.
Каучуковое определение права – право есть совокупность норм абстрактного долженствования.
Психологическая теория права – Л. Петрожицкий, начало 20 века. Существует два вида права:
1. Позитивное – создает государство.
2. Интуитивное – коренящаяся в психике людей. Право – это то, что люди переживают как право.
Позитивное право, выраженное в законе мало доступно людям, а то, что она думают о праве это «фантазмы». То, что подвигает людей на действие это импульсивные эмоции: они бывают 2 видов:
а) Императивные (нравственные эмоции) одностороннее переживание людей совершать какие либо действия, они не сопровождаются переживаниями другого лица потребовать исполнения этого действия (прохожий – нищий)
б) Императивно-атрибутивные – это правовые эмоции, двустороннее переживание, одно лицо переживает обязанность совершить какое-либо действие, а другое лицо переживает право истребовать исполнение этого действия (налоги).
Из этих эмоций складываются интуитивное или психическое право. Сколько людей, столько и прав.
Право и правовая система.
Правовая система – это совокупность внутренне согласованных взаимосвязанных юридических средств с помощью которых государство оказывает регулятивно-организующее воздействие на общественные отношения.
Структура:
1. Право
2. Источники права
3. Правоотношения.
4. Законность
5. Правопорядок
6. Правосознание. И все что называется правовой, законной.
Право это часть правовой системы, но часть определяющая, изменяется право, изменяется вся правовая система.
Правовая культура общества:
1) Уровень законодательства
2) Состояние законности и правопорядка
3) Деятельность правоприменительных и правоохранительных органов, эффективность работы судов
4) Уровень юридического образования в стране
5) Общественное правосознание
Правовая культура личности
1) Уровень правосознания – зависит от жизненного опыта
2) Знание действующих законов
3) Соблюдение исполнения и использования законов, правовая активность личности
4) Уважение закона
Правовая культура юристов
1) Знание действующего законодательства
2) Уважение и защита прав и свобод граждан
3) Соблюдение исполнения и использования законов
4) Убежденность в необходимости и целесообразности законов, согласие с их требованиями
5) Ответственное отношение к исполнению своих обязанностей
Правовой нигилизм
В любом обществе существуют люди с деформированным сознанием (асоциальный тип – человек, который не может ужиться в социуме).
В правовой сфере это выражается в следующих явлениях:
1) Правовой инфантилизм: человек не ориентируется в правовой действительности, не желает знать свои права, законодательство, и живет в соответствии с конформистским (конформизм – как все, так и я) принципом
2) Правовой идеализм – это переоценка возможностей права, убеждение, что достаточно принять хороший закон, и все негативные явления будут искоренены
3) Отрицательное отношение к праву – имеет 2 формы – пассивные и активные
Пассивная форма нигилизма – это неверие в возможности права, непризнание его позитивной роли в обществе
Активная форма – это враждебное отношение к закону. Люди еще не нарушают законы, но уже пропагандируют своё негативное к ним отношение (например, шансон).
Причины правового нигилизма
1) Несовершенство законодательства
2) Плохая работа правоохранительных органов
3) Высокий уровень преступности, в том числе коррупционности власти
4) Неисполнение решения суда
5) Неумение пользоваться законодательством
6) Негативное влияние средств массовой информации
7) И другие
Пути преодоления правового нигилизма
Следуют из причин.
Нормы права
1. Социальные и технические нормы, их понятия, роль и соотношение
Что такое норма права?
Социальные связи между людьми (права и обязанности) – это и есть общественные отношения. Они регулируются огромным количеством норм правил поведения.
Все нормы, то есть правила поведения, действующие в обществе, подразделяются на технические и социальные. Технические нормы регулируют отношение человека с предметами окружающей среды, техникой и природой, и опосредуют отношения по их целесообразному использованию, служат решению производственных задач
Признаки
1) Наличие только одного субъекта отношений.
2) Отсутствует социальная ответственность.
Некоторые технические нормы затрагивают интересы людей настолько, что появляется необходимость их закрепления юридическими средствами. Тогда вводится юридическая ответственность за их нарушения, нормы становятся технико-правовыми. Например, это правила дорожного движения – нельзя переходить дорогу на красный свет, за нарушения идет юридическая ответственность.
Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми.
Признаки
1) Наличие двух субъектов отношений
2) За их нарушение наступает социальная ответственность (социальная ответственность – не только юридическая может быть)
Виды социальных норм
1) Правовые и юридические
2) Нормы морали – это правило поведения, регулирующее поведение людей с точки зрения добра и зла, справедливости, и других моральных требований.
3) Обычные – это устойчивые, исторически сложившиеся правила поведения людей, передающееся из поколения в поколение и охраняемые силой общественного мнения
4) Корпоративные нормы– это правила поведения, установленные определенной корпорацией либо профессией, и регулирующие отношения между их представителями
5) Организационные правила – они связаны с производственными и организационными отношениями, и обеспечивают слаженную работу управленческого аппарата. Например, методические указания
6) Политические,
7) религиозные,
8) семейные
9) Этикет
10) И другие
Соотношение права и морали:
Единство, различие, взаимодействие и противоречие
Единство права и морали:
1) Они представляют собой разновидности социальных норм, образующих систему нормативного регулирования общественных отношений.
2) У них одни и те же цели и задачи: упорядочение и совершенствование общественной жизни,
3) общий объект регулирования
4) Определяют границы должных и возможных поступков (нормы)
5) Они выражают единство личных и общественных интересов
6) Они являются надстроечными категориями, социально однотипны
7) Они являются культурно-историческими ценностями и выполняют как воспитательные, так и социально-ориентирующие функции
Различие права и морали
1) Право и мораль различаются по способам их формирования. Юридические нормы создаются либо санкционируются государством, нормы морали – обществом
2) Право едино для всего общества, мораль не однородна. Она зависит от характера социальных групп, к которым принадлежит (нации, коллективы, религиозные конфессии и др.)
3) Они различаются по методам их обеспечения. Право охраняется государством, мораль охраняется обществом, общественным мнением.
4) Они различаются по форме выражения. Юридические нормы закрепляются в нормативно-правовых актах и систематизируются. Мораль закреплена в сознании.
5) Они различаются по характеру и способам воздействия на сознание и поведение людей. Право регулирует взаимоотношение между людьми с точки зрения их юридических прав и обязанностей (любое поведение человека определяем с точки зрения правомерности, законности, наказуемости). Мораль оценивает поступки с точки зрения совести, честности, благородства и других.
6) Они различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушения. Противоправные действия влекут за собой юридическую ответственность, то есть, особую реакцию государства. Порядок ее возложения строго регламентирован. За нарушение моральных норм наступает порицание в форме выговора, замечания, отказа от общения.
7) Уровень требований морали выше. Она не терпит никакого антиобщественного поведения.
8) Они различаются по сферам действия. Границы действия морали значительно шире
9) С философской точки зрения мораль – это форма общественного сознания. В том же ряду стоит искусство, идеология, политика, а право – нет. В правовой системе формой общественного сознания, соответствующей морали, является правосознание.
10) Они имеют разные исторические судьбы. Мораль появилась раньше права, она более динамична.
Виды.
1) В зависимости от их строения:
Делятся на простые – то есть содержащие одно условие, сложные –при которых имеется несколько условий, или альтернативные – здесь имеется 2 или более условий. (простая гипотеза – безбилетный проезд в транспорте, сразу порождает юридические последствия, сложная гипотеза – при поступлении в институт, сколько нужно условий – наличие аттестата, сертификата и т.д. Для вступления в брак – возраст, не нахождение в другом браке, дееспособность, согласие сторон).
Санкции
Смертая казнь, пожизенное заключение, продажа в рабство, штраф, изгнание.
Уголовные
Гражданско-правовые
3) Дисциплинарные -выговор, отчисление
Административные
Финансовые
Штрафные (карательные)
ЛЕКЦИЯ У ДАНИЛЫ
СЛЕДУЮЩАЯ ЛЕКЦИЯ
Виды законов
По сфере действия
1) Общефедеральные
2) Законы субъектов федерации
По степени значимости (по юридической силе)
1) Конституционные – конституция РФ и законы, вносящие изменения и дополнения в конституцию
2) Органические – то есть кодифицированные
3) Текущие законы (обычные законы) и законы субъектов федерации (обратить внимания на разграничение предметов ведения)
По отраслям права
1) Гражданские
2) Административные
3) Земельные и тд
1) Временные (особое место – чрезвычайные законы – вступают в действие во время событий, зафиксированных там)
2) Постоянные
Действия во времени
Нормативно-правовые акты вступают в силу:
1) С момента принятия – локальные,
2) С момента опубликования («Российская газета»)
3) По истечении определенного срока с момента опубликования
4) С момента указанного в самом акте или специально принятом для этого акте
5) С момента получения адресатом
Действует принцип у нас – закон обратной силы не имеетозначает, что его действие не распространяется на отношения, возникшие до вступления его в юридическую силу. Исключения:
1. Когда об этом прямо указано в законе
2. Когда смягчается уголовная ответственность
3. Когда отменяется уголовная ответственность
Нормативно-правовой акт теряет силу
1. По завершению времени его действия (временный)
2. Юридическая отмена – когда его отменяет орган, его принявший
3. Фактическая отмена. Когда новый нормативно- принят, а старый еще не отменен
4. Когда изменяются условия, на которые был рассчитан нормативно-правовой акт – действует только у нас в России
Общие правила
Действие нормативно-правового акта распространяется на территорию, на которую распространяется действие полномочия органа, принявшего нормативно-правовой акт.
Принцип экстерриториальности означает суда, воздушные судна, территории консульств и посольств находятся под юрисдикцией той страны, которой они принадлежат. Континентальный шельф – 12 мильная зона – тоже территория государства.
ТЕМА НОВАЯ
ПРАВОТВОРЧЕСТВО
Признаки
Государственно-властный характер – осуществляется государством и санкционируется
Особый процедурный порядок
Наличие особых органов
Содержанием этой деятельности является создание, изменение и отмена юридических норм
Принципы правотворчества
Принцип демократизма – широкое участие народа в правотворческой деятельности государства –
Референдум,
выборы законотворческих органов,
обсуждение законопроектов,
непосредственно народ высказывает свою волю, что государство не может не принять его – закон о защиты прав потребителей
Принцип научности – проведение экспертиз лингвистической, финансовой (экономической), экспертиза коррупционная, антитеррористическая
Принцип законности – правотворческая деятельность должна осуществляться точным и неуклонным соблюдением закона. Не должно допускаться превышение полномочий, изменение сроков при голосовании и другие.
Лекция от 23 ноября 2011
Принцип властности
Виды правотворчества
Непосредственное правотворчество народа
Правотворчество государственных органов
Делегированное правотворчество (органы местного самоуправления, некоторые общественные организации - профсоюз)
Совместное правотворчество государственных органов и иных учреждений
Виды инкорпораций
Тематическое (лесное законодательство)
Хронологическое (собрание законодательства Российской Федерации)
Делится также на официальную (по тому, кто занимается этой работой – собрание законодательства Российской Федерации) и неофициальную (любой студент может, берет текст и печатает)
Консолидация – собрание объединенного нормативно-правового акта, в который входит нормативно-правовые акты или их части, как правило по предмету правового регулирования (Кодекс об административных правонарушениях).
Кодификация – это создание объединенного НПА правотворческими органами.
Признаки акта
1.Внутреннесогласованный,
2.Полученный в результате переработки действующего законодательства
3.Нормы, вошедшие в кодекс, приобретают единую юридическую силу
4.Нормативно-правовые акты, из которых были изъяты нормы права, вошедшие в кодекс, теряют свою юридическую силу
5.Кодификация бывает только официальная и осуществляется законодательными органами
Виды кодексов
Основы законодательства
Сами кодексы
3. Уставы, положения (устав железных дорог)
Юридическая техника
Юридическая техника –это система средств, приёмов и правил, используемых при создании, оформлении и упорядочивании (систематизации) правовых актов
К средствам юридической техники относятся:
1. юридические термины – это словесные выражения, юридически значимых понятий: общеупотребительные (клевета), специально-юридические (пролангация – автоматическое продление договора на срок ), специально-технические.
Главное требование юридической техники: один термин-одно значение, второе правило – единый юридический язык.
2. Юридические конструкции – типовые модели, структурные организации правового явления (все составы преступления уголовного кодекса написано по одной схеме)
Приемы изложения правовых предписаний:
1. Прямой, отсылочный, Бланкетный, способы изложения правовых предписаний в статьях нормативно-правового акта
2. Абстрактный и казустический – изложение гипотез
Приемы организации текста
НПА состоит из частей, разделов, глав, статей,
Приемы оформления официальных реквизитов
Название акта, орган его принявший, место и время принятия, подпись, печать, регистрационный номер, …все что касается оформления
Правила юридической техники:
1. Доступность языка
2. Полнота
3. Лаконичность
4. Непротиворечивость
5. Официальность стиля
Система права
Понятие и структурные элементы системы права
система права – это внутренняя структура права, совокупность и взаимосвязь входящих в не элементов.
Элементы системы права:
1. Отрасль (подотрасль)
2. Институт (субъинститут)
3. Норма права
Подотрасль и субинститут автономны (могут быть и не быть)
Признаки системы права:
1. Объективность (не зависит от воли и желания людей) следует за развитием общественных отношений (раньше не было компьютеров)
2. Единство и согласованность правовых норм.
3. Динамизм – меняются общественные отношения, меняется система права
4. Дифференциация и интеграция (разделение и соединение юридических норм)
Отрасль права – это обособившаяся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений (УК РФ, СК РФ)
Некоторые отрасли права содержат в своей структуре подотрасли (авторского, жилищного, наследственного права, в гражданском праве).
Подотрасль права- совокупность юридических норм, опосредующих определенную область общественных отношений методом правового регулирования основной отрасли права.
Виды отраслей права по учебнику:
1. Конституционное
2. Административное
3. Гражданское
4. Уголовное
5. Трудовое
6. Семейное
Правовой институт – это обособленный комплекс юридических норм, регулирующих с помощью специфических приемов и способов однородный вид или сторону общественных отношений (семейное право – заключение или расторжение брака).
Виды правовых институтов
1) По предмету правового регулирования:
1. Отраслевые (трудовое, семейное)
2. Смешанное – относится одновременно к 2 отраслям права (раздел имущества супругов – гражданское и семейное право), (институт приемной семьи на условии оплаты труда родителей – семейное и трудовое право).
2) Материальные и процессуальные
3) Общие и специальные пр. инст.
Общие – регулирует сторону общественных отношений (сроки, дееспособность, принципы)
Специальные- вид общественных отношений (прием на работу, увольнение, перевод, отпуск).
4) Учредительные (конституционное право), регулятивные, охранительные
5) Простые и сложные – состоят из субъинститутов. Субъинститут – это совокупность правовых норм внутри правового института, регулирующая специфику видовых общественных отношений (институт купли-продажи состоит из оптовой, розничной, комиссионной купли-продажи).
Законность – это такой режим общественной жизни, который основан на системе требований по строгому и неуклонному соблюдению законодательства всеми государственными органами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями и гражданами.
Принципы законности- это обусловленная закономерностями общественного развития система основополагающих идей, определяющих основное содержание режима законности в стране.
Принципы законности:
1. Единство законности- означает единообразие правового регулирования однородных общественных отношений на всей территории государства.
2. Всеобщность законности – означает равное требование ко всем без исключения субъектам исполнять закон.
3. Верховенство закона – означает, что только закон как акт высшего представительного органа власти обладает высшей юридической силой.
4. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Целесообразность в праве означает соответствие содержания правовых актов современным потребностям, интересам и складывающимся жизненным ситуациям.
5. Связь законности и культуры. Уровень культуры и образования населения прямо и непосредственно влияют на состояние законности и наоборот уровень законности влияет на состояние культуры и образования в стране.
Формы законности:
1. Как принцип организации социальной действительности, состоящий в объективной необходимости правовой организации всякого общества.
2. Как режим общественно-политической жизни. Устанавливает такой порядок взаимоотношений всех субъектов правой действительности, в котором господствует закон, воплощающ