Применение права как особый вид его реализации. Функции применения права
Применение права- это государственно-властная деятельность компетентных государственных органов (или иных лиц по специальному уполномочию государства), заключающаяся в вынесении индивидуальных конкретных предписаний, направленных на реализацию норм права.
Прежде всего применение права отличается от непосредственной реализации по субъекту - применение всегда осуществляется государственным органом.
Признаки применения права:
• является государственно-властной деятельностью. Для государственно-властной деятельности характерно:
• категоричность велений;
• их односторонний характер;
• обеспеченность государственным принуждением.
• субъектами правоприменительной деятельности являются компетентные государственные органы (судебные, правоохранительные, органы управления), должностные лица, а также иные лица, специально уполномоченные государством; ,
• с точки зрения содержания применение права представляет собой деятельность, связанную с вынесением индивидуально-конкретных предписаний;
• применение права носит процедурный характер. Это процессуальная деятельность, осуществляемая в специально установленных законом формах.
Применение права - это особый вид государственной деятельности, он необходим не всегда. Государство соизмеряет сферы, где необходимо его вмешательство и где граждане самостоятельно осуществляют реализацию своих прав.
Обобщенно можно выделить несколько сфер, где применение права необходимо (случаи применения права):
• когда необходимо ввести контроль государства за установлением отношений, т.е. те ситуации, в которых субъективные права и юридические обязанности не могут возникнуть без вмешательства компетентного государственного органа (например, право на жилище не может реализоваться без выдачи ордера на данную жилплощадь; получение пенсии не может осуществляться без вынесения органом социальной защиты решения о назначении пенсии конкретному человеку и т. д.);
• когда существует спор о праве, т. е. когда имеются препятствия к осуществлению субъективного права или отсутствует добровольное исполнение юридической обязанности (например, когда необходимо истребовать вещь из чужого незаконного владения либо когда разведенный супруг добровольно не выплачивает алименты на содержание ребенка);
• когда необходимо применить меры юридической ответственности. Функции применения права:
• правонаделительнаяфункция, которая проявляется в предоставлении лицам субъективных прав или наложении на них юридических обязанностей;
• правообеспечительнаяфункция, которая проявляется при неисполнении юридических обязанностей, когда необходимо устранить существующие препятствия и возложить меры юридической ответственности;
• функция индивидуального регулированияобщественных отношений. В рамках этой функции определяются объем и содержание субъективных прав и юридических обязанностей, объем и мера юридической ответственности. Эта функция проявляется только там, где есть возможность усмотрения правоприменителя; правоприменитель осуществляет выбор в пределах, установленных нормой права (т. е. эта функция носит поднормативный характер). Например, выбор конкретного виды и размера наказания из тех; что предусмотрены нормой права.
Стадии правоприменительного процесса. Требования правоприменительного процесса
Требования и стадии правоприменительного процесса жестко связаны между собой. Каждое требование реализуется на определенной стадии правоприменительного процесса.
Надлежащее применение права должно отвечать ряду требований, только в этом случае выносимые решения будут в полной мере реализовывать предписания правовых норм; индивидуально правовые акты будут соответствовать сущности и содержанию правовых предписаний, а, следовательно, проводить в жизнь волю законодателя; будет достигнута цель правового регулирования - упорядочение общественных отношений.
Требования надлежащего правоприменениятаковы:
• Обоснованность- означает, что применение норм права должно исходить из всех тех фактических (жизненных) обстоятельств, которые имеются в виду в гипотезе нормы права или предполагаются санкцией, т.е. тех обстоятельств, которые в силу действия нормы права могут и должны влечь возникновение изменение или прекращение данного конкретного правоотношения. Требование обоснованности означает, что:
• должны быть выявлены все относящиеся к делу факты;
• такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными;
• все недоказанные и сомнительные факты должны быть отвергнуты.
• Законность- означает, что при решении конкретного дела правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности), прямо относящейся к рассматриваемому случаю, строго и неукоснительно следовать ее точному смыслу, действовать в рамках своей компетенции. Помимо материальных требований законности необходимо соблюдать процедурные требования законности, т.е. строго следовать предусмотренному законом порядку рассмотрения дела и вынесения решения, неукоснительно придерживаться установленной формы акта применения права.
• Целесообразность- проявляется в двух аспектах:
• следование нормативному акту и есть целесообразное решение вопроса, т.к. сам нормативный акт с точки зрения законодателя целесообразен, содержит оптимальные требования по регулированию общественных отношений; недопустимо прикрывать нарушения законности ссылкой на целесообразность;
• целесообразность означает соответствие деятельности органов и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, выбор оптимального пути осуществления нормы права в конкретной жизненной ситуации. Норма права в силу своего общего характера не может предусмотреть все многообразие конкретных случаев, но она дает правоприменителю возможность учитывать их. Норма предусматривает определенные рамки для проявления усмотрения исполнителя, в пределах содержания нормы следует выбрать решение, которое наиболее полно и правильно отражает смысл закона и цели правового регулирования. Требование целесообразности приобретает решающее значение, когда норма права дает достаточно широкие рамки для проявления инициативы и самостоятельности субъекта.
• Справедливость- означает осознание правильности решения с точки зрения общества и государства, убежденность лица, применяющего право, а также окружающих, в том, что принятое решение согласуется с принципами морали, общечеловеческими ценностями, отвечает потребностям отдельных лиц и их общностей. Справедливость акта применения права предполагает его соответствие не только принципам права, но и общественному мнению, моральным убеждениям людей и общества в целом.
• Эффективность- означает, что результат, достигнутый в процессе применения нормы права, будет максимально полно соответствовать цели, которая ставилась законодателем в норме права. Кроме этого, эффективность предполагает необходимость воплощения в жизнь решения, принятого правоприменительным органом.
Применение права представляет собой не разовое действие, а процесс, протекающий во времени. Для него характерна последовательность совершения определенных действий, которые следуют друг за другом в установленном порядке. Эта поэтапность носит объективно обусловленный характер, не может быть нарушена и позволяет характеризовать применение права как процесс. Правоприменительное решение только тогда будет правомочным и эффективным, если соблюдена поэтапность его вынесения. Группа действий, совершаемых в определенной последовательности и с определенной целью, и составляет стадиюпроцесса применения.права.
Выделяют три основных стадииприменения права: установление фактических обстоятельств дела, выбор и анализ нормы права, принятие решения и его документальное оформление. Однако для более полной характеристики правоприменительного процесса необходимо рассмотреть и факультативные стадии, т.к. они указывают на некоторые весьма важные характеристики применения права и раскрывают значимость некоторых требований надлежащего правоприменения.
Стадии применения права:
• установление фактических обстоятельств дела.Применять нормы права можно только к конкретным фактическим обстоятельствам, требующим юридического вмешательства. Без фактического основания применение права невозможно. Прежде всего устанавливается круг фактов, необходимых для решения дела. При этом необходимо установить юридическое значение фактов (т.к. некоторые фактические обстоятельства не имеют юридического значения и не повлияют на суть выносимого решения). Исследование фактических обстоятельств чаще всего должно проводиться с помощью определенных юридических средств, в установленных законом формах и порядке. Например, на этой стадии используются такие средства, как осмотр места происшествия, исследование вещественных доказательств, документов, показаний свидетелей и др. На этой стадии реализуется такое требование правоприменительного процесса, как обоснованность.
• Выбор и анализ нормы права.На этой стадии осуществляется юридическая квалификация, т.е. решается вопрос о том, какая норма будет положена в основу рассматриваемого дела. Это стадия подразделяется на. несколько подстадий (этапов):
• выбор юридической нормы, которая подлежит применению к данным фактическим обстоятельствам, наиболее соответствует данному случаю, отражает эти обстоятельства в своем содержании (в гипотезе нормы); это собственно юридическая квалификация;
• проверка подлинности и юридической действительности нормы; здесь оценивается с точки зрения подлинности сам акт, содержащий норму; он должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к акту правотворчества (быть изданным уполномоченным на то органом, опубликованном в официальном издании, иметь необходимые реквизиты и
т. д.);
• проверка юридического действия нормы с точки зрения временных, пространственных и субъектных пределов действия нормы права;
• толкование нормы права, т. е. прежде всего уяснение подлинного содержания нормы самим правоприменителем, а в необходимых случаях - обращение к актам официального толкования.
На этой стадии реализуется такое требование надлежащего правоприменения как законность.
• Вынесение решения и его документальное оформление.На этой стадии достигается цель правоприменительной деятельности. Именно в принятии на основе нормы права официального индивидуального акта властного характера проявляется применение права в собственном смысле слова. Все предшествующие стадии лишь подготавливают условия для окончательного решения, а все последующие - создают условия для его проведения в жизнь. Вынесение решения - это акт, который связывает нормы права с конкретным случаем, властно распространяет на него действие нормы, устанавливающей права и обязанности конкретных субъектов. Вынесение решения - это творчески организующая деятельность, поэтому оно не ограничивается формальным подведением жизненных обстоятельств под общие предписания нормы. Именно на этой стадии реализуются такие требования надлежащего применения права, как целесообразность и справедливость.
Документальное оформление решения - важнейшее условие его юридической действительности. Нарушение правил оформления правоприменительных актов, несоблюдение требований юридической техники ведет к юридической ничтожности акта, когда он не может применяться и порождать юридических последствий.
• Доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц.Обнародование решения может осуществляться или сразу после его вынесения, или позже. Но оно обязательно должно иметь место. Субъекты должны знать обо всех правовых решениях, прямо касающихся их. Необнародованные правоприменительные решения в подавляющем большинстве случаев не могут быть реализованы (например, при вынесении приказа о наложении дисциплинарного взыскания лица должны быть ознакомлены с ним под роспись; судебный приговор должен быть оглашен, после чего лица, которых он касается, получают копии приговора).
Не во всех случаях правоприменительная деятельность заканчивается вынесением решения. Иногда требуется принять меры по проведению этого решения в жизнь. В этом случае мы имеем дело с еще одной - факультативной - стадией применения права:
• исполнение принятого решения.Эта стадия позволяет провести в жизнь такое требование надлежащего правоприменения как эффективность.
Акты применения права
Юридическая характеристика актов применения права дана в теме "Правовые акты". Однако нерассмотренным остался вопрос о структуре правоприменительного акта.
Любой акт применения права должен содержать определенные части, без чего он будет неправомочным. Соблюдение формы правоприменительного акта является необходимым условием его правильного документального оформления.
По своей структуре акты применения права содержат следующие части:
• вводная часть- эта часть должна содержать наименование акта, название органа, его принявшего, место и время издания акта и т.д.
• описательная часть- в этой части излагается фабула дела, описывается существо вопроса; здесь излагаются обстоятельства, установленные на первой стадии правоприменительного процесса;
• мотивировочная часть- в этой части дается анализ доказательств, их оценка, обосновывается выбор юридических норм, излагаются выводы, сделанные при анализе юридических норм и фактических обстоятельств и т.д.;
• резолютивная часть- в этой части излагается само решение по делу, содержатся конечные выводы, властные веления, адресованные конкретным лицам.
Акт применения права представляет собой официальный документ, следовательно, он должен иметь все атрибуты документа: печати, подписи должностных лиц, в некоторых случаях требуется особое заверение акта. Только при выполнении всех этих условий акт применения права имеет юридическую силу, влечет юридические последствия.
Пробелы в праве.