Критерии деления права на отрасли
Основным элементом системы права является отрасль права. Разделение единого права на отрасли проводится по двум критериям,являющимся основаниями деления права на отрасли:
• предмет правового регулирования;
• метод правового регулирования.
Предмет правового регулированияотрасли права - это качественно однородные общественные отношения, обладающие юридическим своеобразием.
Признакиобщественных отношений, являющихся предметом регулирования отрасли права:
• это значительная, большая по объему группа общественных отношений;
• эти отношения должны обладать юридическим своеобразием, что проявляется в наибольшей в особенностях положения участников общественных отношений. Чаще всего значение имеют два момента: либо участники общественных отношений находятся в равном положении, либо же состоят в отношениях власти и подчинения;
• эти отношения должны нуждаться в правовом урегулировании;
• эти отношения объективно поддаются правовому регулированию.
Исходя из указанных признаков, юридически значимые общественные отношения объединяются в группы, что и составляет предмет правового регулирования той или иной отрасли права. Например, имущественные и тесно связанные с ними личные неимущественные отношения составляют предмет гражданского права; общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности составляют предмет административного права и т.д.
В зависимости от предмета правового регулирования определяется метод правового регулирования. Метод правового регулирования- это совокупность способов воздействия права на поведение участников общественных отношений.
Метод правового регулирования включает в себя следующие элементы:
• Характер общего юридического положения субъектов. Этот элемент показывает, как участники общественных отношений относятся друг к другу (находятся в равном положении или соподчиненном). Эта характеристика переносится в метод из существующих жизненных реалий.
• Основания возникновения прав и обязанностей субъектов. Этот элемент показывает способы определения содержания прав и обязанностей сторон, каковыми могут быть закон, властный односторонний акт, договор.
• Виды и характер санкций, применяемых в той или иной отрасли права. Этот элемент показывает государственно-принудительные меры за нарушение требований норм права и порядок их применения. Здесь важны такие характеристики, как жесткость санкций, процедура применения, направленность на личность нарушителя или только на его имущество.
Все эти элементы в комплексе, в совокупности определяют метод правового регулирования отрасли права.
В зависимости от того, какой способ регулирования используется (является ведущим), выделяют три вида методов правового регулирования:
• императивный (в основе лежит связывание как способ правового регулирования);
• диспозитивный (в основе лежит дозволение как способ правового регулирования);
• охранительный (в основе лежит запрет как способ правового регулирования). Все эти методы отличаются друг от друга сочетанием и характеристиками элементов,
образующих метод правового регулирования.
Например, охранительный метод характеризуется, во-первых, соподчиненным положением субъектов, во-вторых, основанием возникновения прав и обязанностей является закон, в-третьих, жесткими санкциями, касающимися непосредственно личности правонарушителя (лишение свободы, ограничение свободы) и налагаемыми в рамках судебной процедуры. Диспозитивный метод характеризуется равным юридическим положением субъектов, наличием договора как специфического основания возникновения прав и обязанностей и достаточно мягкими санкциями, которые носят исключительно имущественный характер и не затрагивают личность нарушителя. Императивный метод с точки зрения общего юридического положения субъектов (первый элемент метода) характеризуется соподчиненным положением субъектов; с точки зрения второго элемента метода ведущим основанием возникновения прав и обязанностей является властный односторонний акт; с точки зрения санкций характерна средняя жесткость воздействия; направленность санкций как на имущество, так и на личность нарушителя, но в большей мере - на имущество; процедура применения мер юридической ответственности в большинстве случаев носит внесудебный характер, т. е. санкции применяются в административном порядке.