Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры. Формы правового воспитания
Правовая культура формируется в результате правового воспитания.
Правовое воспитание- это система мер воздействия, направленных на выработку высокого уровня правосознания и правовой культуры.
Цель правового воспитания - дать человеку необходимые юридические знания и научить его уважать законы. Эта общая цель предопределяет задачи правового воспитания. Задачами правового воспитанияявляются:
• формирование знаний о системе действующего права, а также правильного понимания и уяснения смысла правовых предписаний;
• формирование глубокого внутреннего уважения к праву;
• формирование умения самостоятельно применять правовые знания на практике;
• формирование привычки поведения в точном соответствии с законом;
• формирование установки на правомерное поведение и отрицательного отношения к совершению любых нарушений правовых норм.
Правовое воспитание может пониматься в двух смыслах - широком и узком. Правовое воспитание в широком смысле (правовое формирование личности) - весь многогранный процесс формирования правовой культуры и правового сознания под влиянием самых различных факторов. Правовое воспитание в узком смысле -целенаправленный, управляемый и преднамеренный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокой правовой культуры.
В зависимости от форм воспитания, применяемых в качестве воздействия на личность, можно выделить два вида правового воспитания:
• общее - имеется в виду правовое воспитание населения в целом, проведение лекториев правовых знаний, тематические вечера по правовым вопросам, общественные консультации, деятельность средств массовой информации и т.д.;
• специальное - имеется в виду целенаправленное обучение основам правовых знаний (специальные курсы в общеобразовательных и высших учебных заведениях), а также профессиональное юридическое образование как специальная подготовка и обучение в высших и средних учебных заведениях юридического профиля.
К формам правового воспитанияотносят.
Правовое обучение- целенаправленное специализированное обучение юридическим знаниям в целях их дальнейшего практического применения;
Правовую пропаганду- деятельность по внедрению основ правовых знаний в сознание населения, ознакомление с правовыми предписаниями, а также разъяснение их значимости и целей принятия в деятельности СМИ;
Самовоспитание- личностно-индивидуальная деятельность субъекта по ознакомлению с действующими правовыми предписаниями, а также и со специальной литературой юридического характера;
Юридическую практику- деятельность правоприменительных органов (а также и накопленный в ее ходе юридический опыт) оказывает мощное воспитательное воздействие на субъектов, формируя у них установку на соблюдение требований законности и правопорядка, либо же, наоборот, вырабатывая пренебрежительное, недоверчивое отношение к правовым возможностям. При этом большое значение имеет и собственная деятельность субъектов в юридической сфере, разрешение возникающих в жизни юридически значимых вопросов, что позволяет получить необходимые знания законодательства и приобрести опыт его практического применения.
Правовое обучение(как основную форму правового воспитания) также можно подразделить на общее и специальное. Общее правовое обучение производится в рамках школьного образования (курсы по основам права, введению в правоведение и т.д.), а также в рамках среднего и высшего профессионального образования в виде специальных обучающих курсов по основам правовых знаний для студентов неюридических специальностей. Специальное правовое обучение представляет собой подготовку специалистов с юридическим образованием в рамках среднего и высшего профессионального образования.
Примечание.. При изложении материала, помимо авторских разработок, использованы следующие издания: Бабаев В. К., Баранов В. М., Толстик В. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 1998. - С. 64, 66; Общая теория права /Под ред. Пиголкина А. С. - М., 1995. - С. 149; Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. - М., 1998. - С. 278; Комаров С. А. Общая теория права. - М., 1997. -С. 333-335.