Гражданское право. Том 3. Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого.
[1] Ведомости РФ. 1993. № 32. Ст. 1242; СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2866.
[2] Ведомости РФ. 1992. № 42. Ст. 2325. В настоящее время выполнение функций указанного Агентства возложено на Роспатент.
[3] СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4473.
[4] См., напр.: Гаврилов Э. П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. М., 1984. С. 59; Егоров Н. Д. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений. Л., 1988. С. 147, и др.
[5] Раздел IV Основ гражданского законодательства 1991 г. признан не действующим на территории РФ со дня введения в действие Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» (п. 10 постановления Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»« от 9 июля 1993 г.); раздел IV ГК 1964 г., хотя формально и не признан утратившим силу, фактически утратил ее в своей основной части еще тогда, когда на территории РФ вступили в действие Основы гражданского законодательства 1991 г.
[6] Собрание актов РФ. 1994. № 13. Ст. 994.
[7] СЗ РФ. 1996. № 21. Ст. 2529.
[8] Собрание актов РФ. 1993. № 34. Ст. 3182; СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 98.
[9] Собрание актов РФ. 1993. № 18. Ст. 1607.
[10] БНА. 1993. №11. С. 58.
[11] Нормативные материалы по издательскому делу: Справочник. М., 1987. С. 163.
[12] См., напр.: Нормативные материалы по издательскому делу: Справочник. М., 1982.
[13] Бюллетень Верховного Суда СССР. 1986. № 3. С. 19.
[14] Собрание актов РФ. 1994. № 6. Ст. 434.
[15] См., напр.: О правовой природе программ теле- и радиопередач, публикуемых в периодических изданиях: Рекомендация Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ от 19 мая 1994 г. № 2 // Российская газета. 1994. 28 мая; О правовой природе материалов ИТАР-ТАСС: Рекомендация Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ от 19 октября 1994 г. № 4 // Российская газета. 1994. 22 окт. и др.
[16] См.: Указ Президиума Верховного Совета СССР «О ратификации Стокгольмского акта Парижской конвенции по охране промышленной собственности и Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности» от 19 сентября 1968 г. // Ведомости СССР. 1968. № 40. Ст. 363.
[17] СП СССР. 1973. № 24. Ст. 139.
[18] Тексты некоторых соглашений см.: Авторское право: Сборник нормативных актов. М., 1985. С. 63-80.
[19] Бюллетень по авторскому праву. ЮНЕСКО. Т. XXVII, 1994. № 1. С. 11.
[20] Например, Советский Союз так и не подписал Парижскую редакцию Всемирной конвенции об авторском праве, которая значительно повысила уровень авторско-правовых гарантий, и поэтому данная Конвенция действовала для него в своей первоначальной редакции 1952 г.
[21] Права на результаты интеллектуальной деятельности: Сборник нормативных актов/Сост. В.А. Дозорцев. М., 1994. С. 318.
[22] СЗ РФ. 1994. № 29. Ст. 3046. Тексты указанных Конвенций см.: Права на результаты интеллектуальной деятельности: Сборник нормативных актов / Сост. В. А Дозорцев М., 1994.
Патентное законодательство.Основным источником патентного права России является Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г.[1] Как следует из ст. 1 указанного Закона, им регулируются имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Объединение в одном Законе правовых норм, посвященных трем, хотя и схожим, но вполне самостоятельным объектам промышленной собственности, является особенностью российского Патентного закона. Данный опыт можно признать вполне удачным. Четыре пятых норм закона действует в отношении всех трех объектов промышленной собственности. Это позволило в значительной степени сократить объем нормативного материала, устранив его дублирование в различных нормативных актах. Особенности, обусловленные спецификой отдельных объектов охраны, в достаточной степени отражены в нормах, посвященных условиям патентоспособности и оформлению на каждого из них патентных прав.
Патентный закон РФ представляет собой комплексный нормативный акт, регулирующий патентные отношения различной отраслевой принадлежности. При этом по сравнению с ранее действовавшим законодательством значительно возрос удельный вес гражданско-правовых норм, которые в настоящее время регулируют практически все ключевые вопросы изобретательской деятельности. Сейчас к их числу могут быть отнесены, к примеру, нормы, регламентирующие подачу и рассмотрение заявок на объекты промышленной собственности, которым ранее традиционно приписывался административно-правовой характер. Как следует из Закона, Патентное ведомство РФ не пользуется по отношению к заявителям никакими властными полномочиями. Гражданско-правовые начала внедрены и в такую важную сферу, как регулирование отношений между работником и работодателем, возникающих в связи с созданием и использованием служебных разработок (п. 2 ст. 8 Патентного закона РФ), и т. д.
Наряду с гражданско-правовыми Патентным законом РФ регламентируются и некоторые административно-правовые (ст. 26, 33, 34) и процессуальные (ст. 31) отношения, в нем содержатся отсылки к уголовному, налоговому и иному законодательству.
Патентный закон РФ относительно невелик по объему, он состоит всего из 37 статей, большинство из которых, в свою очередь, включает несколько самостоятельных норм. Подавляющая часть из них является нормами прямого действия, бланкетный характер имеют лишь 13 норм. Сравнительно небольшой объем Патентного закона РФ объясняется несколькими причинами. Прежде всего сказалось отсутствие опыта патентно-правовой охраны разработок в нашей стране, в силу чего многие вопросы оказались неурегулированными. Далее, для создания полноценного Патентного закона требовалось, конечно, большее время, чем то, которым располагали его разработчики. Между тем реально складывавшаяся ситуация требовала скорейшего