Тема 1. Понятие и сущность права

ПРАВОВЕДЕНИЕ

Курс лекций

по Правоведению для студентов ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», обучающихся

по направлению 38.03.02 «Менеджмент».

Москва - 2015

Рекомендованы к изданию экспертно-методическим советом Гуманитарного института ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ»

Протокол №___ «___»______________201_г.

Байрамов С.В.

Правоведение: Курс лекций, задания и учебный материал для самостоятельных и практических занятий для студентов, обучающихся по направлению 38.03.02 «Менеджмент». – Москва, ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ». 2015- 127 с.

Рецензент:

Курс лекций для обучающихся по направлению 38.03.02 «Менеджмент»

Содержание:

Введение 4
Структура и содержание дисциплины 8
Курс лекций 9

Тема 1 Понятие и сущность права 9

Тема 2 Нормы российского права 18

Тема 3 Источники права 30

Тема 4 Правовые отношения 42

Тема 5 Правонарушения и юридическая ответственность 53

Тема 6 Конституционное право 67

Тема 7 Гражданское право 79

Тема 8 Семейное право 91

Тема 9 Трудовое право 102
Темы для рефератов 113
Вопросы к зачету 115
Задания для самостоятельной работы 117

Заключение 124
Список литературы 125

Введение

Дисциплина «Правоведение» относится к обязательным дисциплинам вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент». Изучение модуля Б1.В.ОД.2 Правоведение включает формирование основ правового сознания и правовой культуры. Учебная дисциплина излагает основы знаний о праве, но в ходе учебных занятий интерес к правовым явлениям и институтам может стать в дальнейшем основой для углубленного занятия.

Государство ставит одним из приоритетных направлений развития гражданского общества в Российской Федерации - зарождение и укрепление правовой культуры. Такая позиция может быть прослежена в п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования

Правовая культура личности предполагает:

1. наличие правовых знаний, правовой информации. Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез);

2. превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез);

3. готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, то есть поступать правомерно — в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез).

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нём как о социальной ценности, и главное — активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами, правовая культура личности — это её позитивное правовое сознание в действии. Она включает преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта.

Целями освоения дисциплины «Правоведение» являются приобретение и овладение студентами знаниями в области права, выработке позитивного отношения к нему, в рассмотрении права как социальной реальности, выработанной человеческой цивилизацией и наполненной идеями гуманизма, добра и справедливости, толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий, способность к самоорганизации и самообразованию, владение навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности, способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации; владение навыками поэтапного контроля реализации условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов, умения координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ; владение навыками документального оформления решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций при внедрении технологических, продуктовых инноваций или организационных изменений; владение навыками подготовки организационных и распорядительных документов, необходимых для создания новых предпринимательских структур; владение навыками поэтапного контроля реализации бизнес-планов и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов при функционировании, создании и развитии новых бизнес-организаций (направлений деятельности, продуктов), получения предшествующих знаний для освоения обязательных дисциплин профессионального цикла для студентов по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент».

Задачи курса лекций:

• раскрытие содержания учебной дисциплины;

• обеспечение студентов наиболее актуальной информацией по учебному курсу;

• управление познавательной деятельностью студентов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компетенциями:

ОК-6: способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

ОПК-1: владение навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности;

ППК-2: владение навыками поэтапного контроля реализации бизнес-планов и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов, умения координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ;

ППК-5: владение навыками документального оформления решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций при внедрении технологических, продуктовых инноваций или организационных изменений;

ППК-12: владение навыками подготовки организационных и распорядительных документов, необходимых для создания новых предпринимательских структур;

ППК-13: владение навыками поэтапного контроля реализации бизнес-планов и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов при функционировании, создании и развитии новых бизнес-организаций (направлений деятельности, продуктов).

Основные функции, выполняемые курсом лекций: информационно-познавательная; справочная; стимулирующая или мотивационная; самообразования; самоконтроля и закрепления знаний; воспитательная.

Особенностью авторского подхода в данном конспекте лекций является предоставления первоисточников т.е. нормативно-правовых актов в их практически первозданном виде, что особенно необходимо для полного понимания студентами формальной определенности и особой юридической технике и языку изложения материала, адаптации обучающихся к чтению нормативно-правовой базы Российской Федерации. Одним из основных методов изучения модуля является самостоятельная работа студентов. В ходе самостоятельной работы студент усваивает и осмысляет основные понятия и признаки правовых явлений.

Структура и содержание дисциплины «Правоведение»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

Очная форма:

Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации
        Лек Сем СРС ЗаО.    
Понятие и сущность права     Презентации. Тестирование. Рефераты.  
Нормы российского права     Рефераты. Тестирование
Источники права     Рефераты. Тестирование
Правовые отношения     Тестирование. Рефераты.
Правонарушения и юридическая ответственность     Тестирование. Презентации.
Конституционное право       Тестирование. Рефераты.  
  Гражданское право           Презентации. Тестировани
Семейное право     Тестирование текущей успеваемости Подготовка и защита реферата
Трудовое право     Тестирование текущей успеваемости Подготовка и защита реферата
  Всего       Зачет с оценкой

Курс лекций

Понятие и признаки права

Теории происхождения права

Функции права

Понятие и признаки права

Право — один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения, регулирующих общественные отношения.

Конкретное определение права зависит от типа правопонимания, которого придерживается тот или иной учёный (то есть его представлений о праве), поэтому для развития правовой науки особенно важен плюрализм.

В некоторых определениях или контекстах право может сливаться с системой права (объективным правом или просто с законодательством), либо с правовой системой. При этом право как система права находит выражение в источниках права, а её правовое содержание определяется нормами права. Когда мы рассуждаем о праве как о правовой системе, то помимо системы права обычно подразумеваются и другие правовые явления: правовая культура, правосознание и правореализация.

Право можно разделить на объективное и субъективное. В объективном смысле право – это юридические нормы, выраженные в определенных формах. В субъективном смысле право – это конкретные юридические возможности, которые возникают в пределах права объективного. По своему происхождению право связано с понятиями «правда» и «справедливость».

Различные учёные выделяют различные признаки права, например, В. М. Корельский и В. Д. Перевалов в своем труде «Теория государства и права» считают, что право обладает следующими признаками:

Нормативность (устанавливает правила поведения общего характера) Право имеет нормативную природу, она выражается в установлении в нормах права общих правил поведения, который определят границы дозволенного, запрещенного, обязательного.

Общеобязательность (действие распространяется на всех, либо на большой круг субъектов) Общеобязательный характер норм права выражается в обязанности всех членов общества выполнять их требования, для чего в руках государства есть аппарат государственного принуждения;

Гарантированность государством (подкреплено мерами государственного принуждения). Этот признак выражается в том, что государство не только целенаправленно создает нормы права, но и обеспечивает реализацию их требований с помощью правоохранительных органов.

Интеллектуально-волевой характер (право выражает волю и сознание людей);

Формальная определённость (нормы права выражены в официальной форме);

Системность (право — это внутренне согласованный, упорядоченный организм).

Теории происхождения права

Теологическая теория. Так же как и теологическая теория происхождения государства, эта теория целиком связывает происхождение права с Божественной волей.

По древнеегипетскому мифу правду, справедливость и правосудие олицетворяет богиня Ма-ат. Судьи носили изображение этой богини на своей одежде и считались ее жрецами. Считалось также, что земная власть и официально одобренные правила поведения соответствуют или должны соответствовать маат — естественно-божественному порядку справедливости. Древнеегипетское понятие ма-ат имеет аналоги в других языках и у других народов: рта (рита) у индоариев, дао — у древних китайцев, дике — у древних греков, правда — в древнерусском правосознании. Речь во всех этих случаях идет о правде-справедливости, которая в позднейшее время стала пониматься как естественное право.

Согласно маат, все люди равны по природе и наделены богами равными возможностями; нарушение такого равенства в человеческих отношениях является отступлением людей от Божественного закона. Существенным фактором и мотивом, поддерживающим божественно освященные устои официального порядка, был страх перед наказанием — при жизни или неминуемо после смерти за те или иные прегрешения или проступки.

По древнееврейским (иудейским) представлениям еврейскому народу закон дал сам Бог через Моисея. Приняв этот закон, евреи вступили в особые отношения с Богом, заключили с ним договор, который обеспечивал им Божественное покровительство в случае соблюдения всех его предписаний. В Библии об этом сказано буквально следующее: «Моисей возошел к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода стала сладкой. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его». Поскольку Библия признается и главной книгой христианства, то такие воззрения присущи и христианским теориям происхождения права.

Один из крупнейших христианских мыслителей Фома Аквинский (1225-1274) выстроил свою пирамиду права, на вершине которой стоит вечный закон — Божественное провидение. Бог создал мир с определенной целью, но строительство мира еще не закончено. Людям недоступен план Творца, но он проявляется во Вселенной по мере ее развития в соответствии с Божьим замыслом. Ограниченному человеческому разуму вечный закон в его целостности недоступен. Часть вечного закона — это Божественный закон, выраженный в Библии. Он уже доступен пониманию человека. Если человеческий закон противоречит Божественному закону, выраженному в Библии, то он не должен соблюдаться в любом случае. Поэтому Ф. Аквинский одобрял сопротивление тиранам, вплоть до восстания, если они создают нормы, противоречащие вере.

Естественно-правовая теория. Эта теория получила широкое распространение в Новое время, одновременно с договорной теорией происхождения государства, и в значительной степени перекликается с ней, в том числе имеет одних и тех же представителей (Г. Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Эта теория чрезвычайно популярна и в наши дни. Зачатки же естественно правовой теории возникли еще в античном мире.

Так, Аристотель не отождествлял закон с правом. Закон, по его мнению, условное, воле установленное право. Закон может быть справедливым и несправедливым. Тем не менее даже несправедливые законы имеют обязательную силу, иначе в обществе не будет порядка. Иное дело, что законы необходимо совершенствовать. Задача законодателя — создавать законы, соответствующие праву, а не подгонять право к придуманным законам.

В Новое время одним из первых естественноправовую теорию развил Г. Гроций. Его основной труд, в котором изложена эта теория, — «О праве войны и мира» — три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. Г. Гроций заимствовал у Аристотеля его деление права на естественное и волеустановленное и определял естественное право как предписание здравого разума. Согласно этому предписанию, то или иное действие признается либо морально необходимым, либо морально позорным в зависимости от его соответствия или противоречия самой разумной природе человека, а не в зависимости от какого-либо волеустановленного (людьми или Богом) предписания (дозволения или запрета).

Естественное право, по Г. Гроцию, — есть право в собственном узком смысле. Источником такого права служит сама разумная природа человека. Г. Гроций различал также право в широком смысле — это не только естественное, но и волеустановленное право, которое является правом лишь до тех пор, пока не станет противоречить разумной природе человека и естественному праву.

Вождь и идеолог английской буржуазной революции Джон Лилберн (1614-1657) считал, что свобода человека, право собственности, свобода печати и совести, свобода предпринимательства, равенство всех перед законом и судом — это прирожденные права человека. Они возникли раньше государства и раньше всякого позитивного закона. Поэтому никакие власти и никакие органы не вправе нарушать эти права.

Т. Гоббс не только делил право на естественное и волеустановленное (позитивное), но и понимал его в другом аспекте, а именно как право субъективное — свободу человека и право объективное — как закон (норму) свободы. В соответствии с этим он выделял естественное субъективное право — свободу и естественный закон и позитивное субъективное право — свободу и позитивный закон. Т. Гоббс считал, что в естественном состоянии, от природы, все люди одинаковы и свободны. Субъективное право — есть свобода каждого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной жизни. Но безграничная свобода каждого и всех в естественном состоянии оборачивается высшей несвободой, поскольку каждый человек имеет право на все, включая жизнь другого человека. Разум и инстинкт самосохранения подсказывают ему, что его абсолютное субъективное право (свобода) должно быть ограничено естественным законом, а все естественные законы, по мнению Т. Гоббса, должны быть резюмированы в одном простом правиле, доступном пониманию и самого неспособного человека: не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе. В юридическом аспекте, по Т. Гоббсу, естественные законы конкретизируются в форме позитивного (гражданского) законодательства, издаваемого государственной властью.

Д. Локк особо подчеркивал, что такие права человека, как право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство, человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые права есть окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему заказано.

Естественноправовая теория занимает значительное место в трудах деятелей французского Просвещения. Но в некоторых случаях французские мыслители подчеркивали наибольшую ценность других естественных прав. Например, для Вольтера (1694-1778) — это свобода личности, частная свобода, стержнем которой служат свобода слова и свобода печати. Ж.-Ж. Руссо, в отличие от Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка и др., не считал естественным право частной собственности, а, наоборот, полагал, что это безусловное социальное зло.

В любом случае, пафос всех естественноправовых воззрений в том, что позитивное (человеческое, писаное, позитивное, волеустановленное) право, чаще всего выраженное в законе, не должно противоречить естественному праву. Только тот позитивный закон, который соответствует этим требованиям, относится к праву вообще.

Историческая школа права. Эта теория возникла в Германии в конце XVII в. Виднейшими представителями исторической школы права были Густав Гуго (1764-1844), Фридрих Карл Савинъи (1779-1861), Георг Пухта (1798-1846).

Главная мишень нападок исторической школы права — естественноправовые доктрины. Теоретики исторической школы права взяли под обстрел прежде всего тезис о позитивном праве как об искусственной конструкции, создаваемой нормотворческой деятельностью органов законодательной власти. Они утверждали, что действующее в государстве право вовсе не сводится к совокупности тех предписаний, которые навязываются обществу как бы извне, даются «сверху» людьми, облеченными на то специальными полномочиями. Право (и частное и публичное) возникает спонтанно. Акты законодательной власти дополняют позитивное право, но «сделать» его целиком не могут. Позитивное право производно от права обычного, а последнее происходит из недр «национального духа», «народного духа», глубин «народного сознания» и в нем находится.

Историческая школа права понимала право как составную часть единой культуры народа наряду с языком, нравами и т. д. Представители исторической школы пытались истолковать право, становление его норм и институтов как объективный ход вещей.

Эволюция права, по мнению Г. Гуго, совершается непроизвольно, приноравливаясь сама собой к потребностям и запросам времени. Поэтому людям лучше всего не вмешиваться в нее, держаться исстари заведенных и освященных опытом столетий порядков.

К. Ф. Савинъи считал, что с движением национального духа стихийно эволюционирует и право. Динамика права всегда есть органический процесс. Она сродни развитию организма из своего зародыша. Вся история права — медленное, плавное раскрытие той субстанции, которая, как зерно, покоится в почве национального духа. На первом этапе своего развития право выступает в форме обычаев, на втором — предметом обработки со стороны ученых-правоведов, не теряя связи со своим корнем — общим убеждением народа.

С точки зрения Г. Пухты, бесцельно искусственно конструировать и предлагать людям ту или иную придуманную правовую систему. Созданная отдельно от самой истории жизни народного духа, не наполненная им, она не может привиться обществу.

Психологическая теория. Наиболее выдающимся представителем психологической теории происхождения права был русский ученый Л. И. Петражицкий (1867-1931). Его взгляды изложены в основном в книге «Теория права и государства в связи с теорией нравственности».

Л. И. Петражицкий понимал право как явление индивидуальной психики. Сравнивая право с нравственностью, он считал, что нравственность обладает чисто императивным характером, а характер права — императивно-атрибутивный. Императивность Л. И. Петражицким понималась как индивидуально-личностное сознание долга и обязанности, а атрибутивность — это сознание своего права, выступающее вовне как притязание. Для нравственности важен императив и момент добровольности в исполнении обязанностей, тогда как для права основное сосредоточено в моменте атрибутивности, т. е. в непременном исполнении обязанности и в связанном с этим удовлетворении. Если в нравственном общении психика участников довольно мирно реагирует на неисполнение обязанностей, то в правовом общении неисполнение обязанностей вызывает гнев, влечет оправданные требования принудительного исполнения.

Марксистско-ленинская теория. По этой теории право возникает одновременно с возникновением частной собственности, разделением общества на классы и государством. Право вытеснило собой родовые обычаи и стало отражать и закреплять общественное неравенство.

В рамках этой теории утверждалось, что право ничто без аппарата, способного принудить к исполнению его норм. Важнейшими функциями права признавалась принудительная, репрессивная, карательная функции. Марксистско-ленинская теория всегда подчеркивала неразрывную связь права и государства.

Функции права

Функции права –направления воздействия права на личность, ее воздействия с другими людьми, органами государства

Основные функции права:

а) регулятивная – состоит в обеспечении четкой организации и стабильного функционирования общественных отношений.

б) охранительная – осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, направленные на охрану положительных и вытеснения вредных, опасных для общества отношений.

Понятие и признаки

Структура нормы права

Норма права — это закреплённое в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определённый круг общественных отношений — отрасль права. Внутри отраслей нормы группируются по институтам и субинститутам.

Признаки правовых норм:

1) Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение и отношения людей, организаций, представляют собой правила поведения.

2) Многократность применения. Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

3) Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

4) Связь с государством. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, обеспечиваются государственным принуждением.

5) Формальная определённость. Нормы права отражаются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты.

6) микроСистемность. Нормы права взаимосвязаны и не противоречат друг другу.

Структура нормы права

1. гипотеза (условие) – указывает на конкретные условия, наличие которых позволяет осуществить правило поведения

2. диспозиция (правило поведения) –само правило поведения, согласно которому должны действовать субъекты правоотношения

3. санкция (последствия) – указывает на неблагоприятные последствия, наступающие у нарушителя

Например: Ст. 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

п. 8. Студенты ВУЗов (гипотеза) обязаны…..соблюдать устав высшего учебного заведения, правила внутреннего распорядка и правила общежития (диспозиция).

п.9. За нарушение …. к нему (студенту ВУЗа) могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из ВУЗа (санкция).

Тема 3. Источники права

Иные источники права

Появление норм права в нашей жизни проходит через правотворчество, в процессе которого нормы права находят закрепление и выражение в особых юридических формах, называемых источниками права.

В соответствии с главой 5 «Федеральное Собрание» Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Давая разъяснение понятия "общее число депутатов Государственной Думы", следует исходить из того, что согласно статье 3 (часть 1) Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Часть 2 этой статьи устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В свою очередь, статья 32 (часть 1) Конституции Российской Федерации предусматривает, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Представительным и законодательным органом Российской Федерации, представляющим весь многонациональный народ России и все субъекты Российской Федерации, является Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы (статья 94 и часть 1 статьи 95 Конституции Российской Федерации).

Определяя численный состав Совета Федерации (по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации) и Государственной Думы (450 депутатов), Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на законодательную власть и главу государства обязанность создать условия для замещения мандатов представителей субъектов Российской Федерации в Совете Федерации и депутатских мандатов в Государственной Думе (пункт "а" статьи 84, часть 2 статьи 96 Конституции Российской Федерации). Конституционное требование о численном составе палат Федерального Собрания Российской Федерации должно быть обеспечено.

Конституционная характеристика Федерального Собрания как органа народного представительства предполагает, что возможная неполнота состава его палат не должна быть значительной, ибо в противном случае его представительный характер может быть поставлен под сомнение. Акты парламента должны воплощать интересы большинства в обществе, а не только самого парламентского большинства. Конституция Российской Федерации не установила требований к численному составу избранных парламентариев, при котором палаты Федерального Собрания вправе осуществлять свои конституционные полномочия. В этих условиях представительный характер Государственной Думы (и Совета Федерации) и легитимность принимаемых законов могут быть гарантированы только истолкованием понятия "общее число депутатов" как конституционного их числа - 450 депутатов Государственной Думы (178 членов Совета Федерации). При определении порядка принятия законов и постановлений палатами Федерального Собрания Конституция Российской Федерации исходит из названного общего числа депутатов Государственной Думы (общего числа членов Совета Федерации). Принятые большинством от данного числа решения во всех случаях учитывают волю представителей не менее чем половины избирательного корпуса, вследствие чего наличие вакантных мандатов депутатов не может сказаться на итогах голосования. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

В юридической науке термин "источник права" относится к источникам, официально устанавливающим и выражающим действующие в государстве нормы права.

Источником права признаются официальные формы закрепления, установления и выражения правовых норм, действующих в данном государстве.

Правовые системы современных государств различаются, в частности, тем, какой из источников права занимает центральное место в национальной правовой системе. Например, в англосаксонских странах основной особенностью правовой системы является использование судебного прецедента, т. е. решений судов, приобретающих общеобязательное значение для последующих решений. В Европе, в том числе и в России, основным видом источников права являются нормативные правовые акты. В странах Азиатского континента важную роль в развитии права играет религия наряду с законами и другими актами государственных органов, а также традиции общинного строя. Традиционное право наряду с государственными актами характерно также для государств Африки.

Источники права в Российской Федерации образуют весьма сложную систему источников права, характерную для федеративного государства европейской континентальной правовой системы. В России нет судебного прецедента, хотя судебная практика оказывает достаточное влияние на применение законодательства (важно не путать, например, с Постановлениями Пленума Верховного Суда). Правовой обычай имеет очень ограниченное значение и применяется только при прямом указании закона.

Иные источники права.

В качестве источников российского права выступают также нормативные договоры, к которым относятся договоры о разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы, Москва, 16 июня 1998, Заключен сроком на 10 лет, Вступил в силу со дня опубликования, Подписали: Президент РФ Б. Ельцин, Мэр Москвы Ю. Лужков. Опубликован: Российская газета, 23 июня 1998.

А также источником права являются коллективные договоры между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации в которые на основании ст. 41 Трудового кодекса Российской Федераци

Наши рекомендации