Президиума Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
В связи с созывом и проведением сессии, в целях координации и организации деятельности постоянных и временных комиссий, других органов, Президиум Совета Республики:
1) организует работу по подготовке сессии Совета Республики;
2) принимает решения о внесении проекта повестки дня и
проектов о дополнении повестки дня сессии Совета Республики
на рассмотрение Совета Республики;
3) определяет дату проведения очередного заседания Совета
Республики;
4) информирует членов Совета Республики о вопросах, ко
торые предполагается рассмотреть на очередном заседании Со
вета Республики;
5) контролирует подготовку и предоставление членам Сове
та Республики законопроектов, документов и материалов;
6) принимает меры к обеспечению присутствия членов Сове
та Республики на сессии;
7) решает другие вопросы, связанные с созывом и проведе
нием сессий Совета Республики;
8) заслушивает сообщения по вопросам работы постоянных
комиссий и других органов Совета Республики, принимает ме
ры по координации их работы;
9) дает поручения постоянным комиссиям и иным органам
Совета Республики по вопросам, относящимся к их компетенции;
10) в случае необходимости вносит в Совет Республики пред
ложения о создании или ликвидации постоянных и временных
комиссий Совета Республики;
11) осуществляет другие функции, предусмотренные Регламентом;
12) обеспечивает осуществление контроля за своевременным
рассмотрением запросов членов Совета Республики, высказан
ных на сессиях Совета Республики, к Премьер-министру, членам
Правительства Республики Беларусь, руководителям государст
венных органов, образуемых или избираемых Парламентом;
13) принимает решения о направлении членов Совета Респуб
лики, работников Секретариата Совета Республики в зарубеж
ные командировки;
14) утверждает отчеты членов Совета Республики о результа
тах их командировок, связанных с исполнением полномочий в
Совете Республики или его органах;
15) утверждает Положение о Секретариате Совета Республики;
16) заслушивает отчеты Начальника Секретариата Совета
Республики о деятельности Секретариата;
17) решает иные вопросы, отнесенные Регламентом к его ком
петенции.
НОРМАТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с из
менениями и дополнениями, принятыми на республиканском рефе
рендуме 24 ноября 1996 г.) // Национальный реестр правовых ак
тов Республики Беларусь. 1999. № 1. 1/0.
2. Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля
1ЮОО г. (с изменениями и дополнениями от 4 июля 2000 г.) // Ве
домости Национального собрания Республики Беларусь. 2000. № 6.
Ст. 47; Национальный реестр правовых актов Республики Бела
русь. 2000. № 25. 2 / 145; № 64. 2/181.
3. Закон Республики Беларусь от 20 февраля 1991 г. «О мест
ном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (в ре
дакции Закона от 10 января 2000 г. с изменениями и дополнения
ми от 16 июня 2000 г., 9 октября 2000 г., 16 мая 2001 г.) // Ведо
мости Верховного Совета Республики Беларусь. № 11. Ст. 122;
1995. № 15-16. Ст. 167; Национальный реестр правовых актов Рес
публики Беларусь. 2000. № 8. 2 / 137; № 59. 2 / 174; № 100.
2 /203; 2001. № 50. 2 / 765.
\. Закон Республики Беларусь от 30 марта 1994 г. «О Конституционном Суде Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями от 7 июля 1997 г. и 16 июня 2000 г. // Ведомости Верховно» Совета Республики Беларусь. 1994. № 15. Ст. 220; Ведомости Национальногособрания Республики Беларусь. 1997. № 25-26. ('т. 465; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 59. 2 / 176.
5. Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. «О Прези
денте Республики Беларусь» (в редакции Закона от 7 июля 1997 г.) //
1!едомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1995.
М» 17. Ст. 179; Ведомости Национального собрания Республики Бе-
ч;фусь. 1997. № 24. Ст. 463.
6. Закон Республики Беларусь от 7 июля 1998 г. «О Совете Ми
нистров Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями от
16 июня 2000 г., 31 января 2003 г.) // Ведомости Национального
собрания Республики Беларусь. 1998. № 29-30. Ст. 466; Нацио
нальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 59.
:• 176; 2003. № 17. 2/935.
7. Закон Республики Беларусь от 4 ноября 1998 г. «О статусе
депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Нацио
нального собрания Республики Беларусь» (с изменениями и допол
нениями от 29 июня 2000 г.) // Ведомости Национального собра
ния Республики Беларусь. 1998. № 35. Ст. 516; Национальный ре-
219
9. Положение об Администрации Президента Республики Беларусь: Утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 23 января 1997 г. № 97 (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1997. № 3. Ст. 103; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 31. 1/3564.
10. Постановление Палаты представителей Национального собра
ния Республики Беларусь от 2 октября 1997 г. «Об утверждении
Положения о Секретариате Палаты представителей Национального
собрания Республики Беларусь» // Ведомости Национального соб
рания Республики Беларусь. 1997. № 30. Ст. 591.
11.Постановление Палаты представителей Национального собра
ния Республики Беларусь от 4 декабря 1997 г. «О Регламенте Па
латы представителей Национального собрания Республики Бела
русь» // Национальный реестр правовых актов Республики Бела
русь. 1999. № 32. 4/71.
12. Постановление Палаты представителей Национального собра
ния Республики Беларусь от 22 ноября 2000 г. «Об образовании
постоянных комиссий Палаты представителей Национального соб
рания Республики Беларусь» // Национальный реестр правовых
актов Республики Беларусь. 2000. № 113. 4/1416.
13. Постановление Совета Республики Национального собрания
Республики Беларусь от 2 апреля 1998 г. «О Регламенте Совета
Республики Национального собрания Республики Беларусь» (в ре
дакции постановления Совета Республики Национального собрания
Республики Беларусь от 29 июня 2001 г.) // Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 66. 4/2547.
14. Решение Совета Палаты представителей Национального соб
рання Республики Беларусь от 21 апреля 1997 г. «О перечне основ
ных вопросов, относящихся к компетенции постоянных комиссий
Палаты представителей Национального собрания Республики Бела
русь» // Ведомости Национального собрания Республики Бела
русь. 1997. № 19. Ст. 344.
15. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от
3 февраля 1999 г. «О реализации отдельных статей Закона Респуб
лики Беларусь «О статусе депутата Палаты представителей, члена
Совета Республики Беларусь Национального собрания Республики
Беларусь» (с изменениями и дополнениями от 30 марта 2002 г.) //
Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правитель
ства Республики Беларусь. 1999. № 14. Ст. 405; Национальный ре
естр правовых, актов Республики Беларусь. 2002. № 41. 5/10191.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федера ции. М., 1997.
2. Василевич Г. А. Конституционное право Республики Бела
русь. Мн., 2003.
3. Василевич Г. А. Органы государственной власти Республики
Беларусь. Мн., 1998.
4. Василевич Г. А. Парламент Республики Беларусь. Мн., 1995.
5. Демичев Д. М. Законодательные органы в механизме реали
зации функции преодоления последствий чернобыльской катастро
фы // Чернобыльская катастрофа: государственно-правовые проб
лемы преодоления последствий. Мн., 1997. С. 90-134.
6. Депутат парламента в зарубежных государствах. М., 1995.
7. Конституционный строй России. Выпуск второй. Вопросы
парламентского права. Сборник статей. М., 1995.
8. Очерки парламентского права. Сборник статей. М., 1993.
9. Парламенты мира. М., 1991.
10. Роберт Г. М. Азы парламентской культуры. Нью-Йорк, 1992.
11.Соколов К. Н. Парламентаризм: опыт правовой теории пар-
Ч.1МОНТСКОГО строя. СПб., 1912.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Законодательный процесс — это процесс принятия парламентом законопроекта к рассмотрению, его обсуждения, а также принятия, промульгации (подписания и обнародования) закона.
Законодательные полномочия образуют главную часть и ом потенции парламентов, поскольку законодательная де-•мглыюсть является их основной функцией. Реализация данной функции занимает зачастую наибольшее место в деятельности законодательных органов, ибо исключительно .иконами в большинстве стран определяются основные мрака и свободы человека и гражданина, государственное у тройство, упорядочиваются важнейшие блоки общест-нпшых отношений, регламентируется юридический режим ( поп ценности и т. д.
Широкий диапазон общественных отношений, которые /и п| ж мы быть урегулированы именно законами, подчерки-мшт особый статус законодательных органов, в том числе и Парламента — Национального собрания Республики Бе-<|аруп> как представительного и законодательного органа. 1мц«' Дж. Локк отмечал, что законодательная власть по не-моходлмости должна быть «верховной, и все остальные
власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей»1.
К законодательным полномочиям парламента, закрепленным, как правило, в конституциях, можно отнести право законодательной инициативы. В большинстве стран это право принадлежит парламентариям, правительству, главе государства. Реализация права законодательной инициативы парламента осуществляется как членами палат, так и группами парламентариев.
Первоначальной стадией законодательного процесса является осуществление права законодательной инициативы соответствующим органом или лицом и внесение в парламент законопроекта. Согласно статье 99 Конституции Республики Беларусь право законодательной инициативы принадлежит:
• Президенту;
• депутатам Палаты представителей;
• Совету Республики;
• Правительству;
• гражданам, обладающим избирательным правом, в ко
личестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Пала
те представителей.
Законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату нредстави-телей лишь с согласия Президента Республики Беларусь либо по его поручению — Правительства. Президент либо по его поручению Правительство имеют право вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Палата представителей и Совет Республики в этом случае должны рассмотреть данный проект в течение 10 дней со дня внесения на их рассмотрение.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 июля 1997 г. № 407 «О создании Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями от 7 июля 1998 г., 10 мая 1999 г.) на Администрацию Президента Республики Беларусь возложена координация деятельности государственных органов Республики Беларусь по вопросам подготовки проектов нормативных актов и
Дж. Избранные произведения. М., 1962. Т. 2. С. 86.
обеспечения единства государственной правовой политики и данной области. Этим же Указом в целях повышения уровня подготовки проектов нормативных правовых актов и создания единой республиканской системы законопроект-поп деятельности при Президенте Республики Беларусь создан Национальный центр законопроектной деятельности. Данный Центр в установленном порядке вносит Президенту на утверждение государственные программы подготовки проектов правовых актов, ежегодные планы подготовки проектов правовых актов в Республике Беларусь, а также контролирует реализацию указанных программ и планов. Кроме того, Центр осуществляет: методическое руководство подготовкой проектов правовых а кто» в Республике Беларусь; затем подготавливает проекты правовых актов, за исключением проектов, подготовка которых возложена на другие государственные органы, а |,1кж<> проекты международных договоров, подготовка ко-юрых возложена на Центр; принимает меры по приведению законодательства Республики Беларусь в соответствие ( Конституцией Республики Беларусь и решениями Главы Iогударства.
Па Центр возложена подготовка заключений по проек-1.1м законов, вносимых в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, а также по изменениям и дополнениям, вносимым в такие проекты. Центр проводит аналитические и научные исследования в целях обеспечения законотворческой деятельности, взаимодейст-пуст с государственными органами, научными учреждени-нмн, другими юридическими и физическими лицами, ик'почая международные организации, по вопросам, входящим в его компетенцию. По заказам государственных .органон зарубежных стран Центр имеет право подготавли-и,. проекты правовых актов.
//.'/я осуществления своей деятельности Центр име-1чп право:
• запрашивать и получать в установленном порядке от
югу дарственных органов, юридических и физических лиц
/нжумеиты, необходимые для осуществления своей дея
тельности;
ч • использовать государственные (в том числе и прави-
и.... ственные) средства связи и коммуникации;
• заключать в пределах компетенции договоры с госу-
;|.|рсти('||11ыми органами, юридическими и физическими
' ни!,.1мп;
• формировать при Центре аналитические и другие
группы для проведения научных исследований и реализа
ции иных полномочий.
Подготовка проектов правовых актов осуществляется Центром на основании заказов государственных органов, уполномоченных на издание нормативных актов или внесение проектов таких актов в другие государственные органы. Заказы принимаются и исполняются в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь. При этом не принимаются заказы, исполнение которых не соответствует Конституции Республики Беларусь и решениям Главы государства.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 4 марта 1998 г. № 99 «О некоторых вопросах законопроектной деятельности в Республике Беларусь» (с последующими изменениями и дополнениями) к проекту закона, вносимому в Палату представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, прилагаются следующие сопроводительные документы:
• письмо с обоснованием необходимости принятия зако
на,'информацией о назначении докладчика по законопро
екту в Палате представителей и направлении в Националь
ный центр правовой информации Республики Беларусь
этого проекта и предусмотренных законодательными акта
ми сопроводительных документов к нему для включения в
компьютерный банк данных проектов законов Республики
Беларусь;
• информация о согласовании (визировании) проекта
закона;
• заключение по проекту закона Национального центра
законопроектной деятельности при Президенте Республи
ки Беларусь, а также иные экспертные заключения, если
они давались;
• согласие Президента Республики Беларусь или его со
ответствующее поручение Совету Министров Республики
Беларусь и согласие Правительства Республики Беларусь
на внесение законопроекта, если следствием принятия со
ответствующего законопроекта может быть сокращение го
сударственных средств, создание или увеличение расходов;
• документ, подтверждающий соответствующее поручение
Президента Республики Беларусь Совету Министров внес
ти предложение в Палату представителей и Совет Респуб
лики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным;
• документ, подтверждающий согласие Президента Рес
публики Беларусь, если Совет Министров потребовал,
чтобы Палата представителей и Совет Республики приня
ли решение, голосуя в целом за весь внесенный Президен
том или Советом Министров проект либо его часть, сохра
ни и лишь те поправки, которые предложены или приняты
Президентом либо Советом Министров;
• документ, подтверждающий, что Президенту Респуб
лики Беларусь направлены копии законопроекта и сопро
водительных документов к нему.
Проект закона, внесенный без указанных документов, может быть рассмотрен по решению Президента Республики Беларусь или Палаты представителей.
К законодательным полномочиям парламентов можно отнести также принятие законов, которое проводится либо сразу по проекту в целом, либо сначала по статьям и I ктам, а затем по проекту в целом. В двухпалатных парламентах закон считается принятым, если он одобрен в идентичной редакции обеими палатами. На случай рас-хождсчТия между палатами конституции часто предусматривают особые согласительные процедуры.
Согласно статье 100 Конституции Республики Беларусь любой законопроект, если иное не предусмотрено Консти-(уцисй, вначале рассматривается в Палате представителей, л затем в Совете Республики. Обсуждение законопроектов предполагает работу над законопроектом как на пленарных заседаниях палат, так и в комитетах и комиссиях.
Поступившие в Палату представителей проекты зако-1ЮН и постановлений направляются в управление Секретариата Палаты представителей, осуществляющее экснертно-прановую деятельность, для подготовки заключения о со-п| иетствии законопроекта требованиям, предусмотренным Регламентом Палаты представителей (наличие сопроводи-к'.'п.ных документов). Законопроект, внесенный в Палату представителей без указанных документов, может быть возвращен Председателем Палаты представителей или его иместителем субъекту права законодательной инициативы, внесшему проект, с предложением выполнить требова-^шя Регламента.
Проект закона, внесенный в Палату представителей без | опроводительных документов, может быть рассмотрен по решению Президента Республики Беларусь или Совета •Палаты представителей, за исключением случаев, преду-
Н 1.|к. 1955
смотренных Конституцией Республики Беларусь. Решение Совета Палаты представителей о рассмотрении такого проекта закона принимается на основании заключения соответствующей постоянной комиссии.
Затем Председатель Палаты представителей (или его заместитель) назначает головную комиссию для предварительного рассмотрения законопроекта и подготовки по нему заключения. Если головная комиссия заявляет о своей некомпетентности по проекту или имеются разногласия между двумя или более комиссиями, Председатель Палаты представителей или его заместитель после консультаций с председателями этих комиссий при недостижении согласия вносит на рассмотрение Совета Палаты представителей предложение о создании специальной комиссии для работы с проектом. Совет Палаты представителей утверждает председателя и состав специальной комиссии.
Головная комиссия по законопроекту направляет законопроект в постоянные комиссии и структурные подразделения Секретариата Палаты представителей, самостоятельно определяет других субъектов, привлекаемых к предварительному рассмотрению проекта, и сроки для представления замечаний и предложений по проекту, которые должны быть, как правило, не менее 10 дней. Если в заключении головной комиссии указывается, что внесенный законопроект после принятия может повлечь сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов и этот законопроект внесен не Президентом либо по его поручению — Правительством, то законопроект возвращается Председателем Палаты представителей или его заместителем субъекту права законодательной инициативы, внесшему этот законопроект, для получения согласия Президента на рассмотрение законопроекта в Палате представителей. После получения такого согласия законопроект вносится в Палату представителей в обычном порядке.
Если субъектом права законодательной инициативы являются депутаты Палаты представителей, такой проект закона направляется Президенту Республики Беларусь Председателем Палаты представителей или его заместителем для получения согласия Президента на рассмотрение законопроекта в Палате представителей.
Порядок работы над проектом закона определяется головной комиссией в соответствии с Регламентом Палаты представителей. Для работы над проектом закона головная
комиссия может создать рабочую группу. В ее состав мо-I vi иключаться депутаты Палаты представителей, не входящие в состав головной комиссии, а также специалисты и ученые. В работе группы вправе принимать участие субъект нрава законодательной инициативы, внесший законопроект, или его представитель. Альтернативные проекты иконов Республики Беларусь рассматриваются вместе.
В случае внесения в Палату представителей субъектами иIона законодательной инициативы двух и более законопроектов о внесении изменений и дополнений в один и тот же закон головной комиссией с согласия субъектов права .шкоподательной инициативы они могут быть объединены и один законопроект.
Работа комиссий над законопроектом проводится открыто и гласно. Головная комиссия вправе предложить пронести предварительное обсуждение подготавливаемого проекта в форме парламентских слушаний или вынесение проекта на народное обсуждение.
Урегулирование разногласий, возникших между посто-яппмми комиссиями Палаты представителей, принимавшими участие.в работе над законопроектом, осуществляется 11редседателем Палаты представителей, его заместителем пни по их предложению — Советом Палаты представите-мей. Вопросы, по которым не достигнуто согласия, выно-еятся на рассмотрение Палаты представителей.
После завершения работы над законопроектом головная комиссия выносит заключение в письменной форме и вмес-|г с законопроектом и другими материалами в соответ-| т п и с требованиями Регламента направляет его в Совет Палаты представителей для предварительного рассмотрения вопроса о включении законопроекта в повестку дня сессии Палаты представителей.
При несогласии субъекта права законодательной иници-.нш!ы, внесшего законопроект, с изменениями и дополнениями законопроекта, предлагаемыми головной комиссией, другими субъектами права законодательной инициативы, законопроект рассматривается в авторской редакции.
Рассмотрение проектов законов, внесенных в Палату представителей, осуществляется, как правило, в двух чтениях. Текст проекта закона, подготовленного к первому мтению и включенного в повестку дня сессии, материа-'м.| к нему, заключение головной комиссии по проекту на-мр;шляются Секретариатом Палаты представителей депу-
г
татам Палаты представителей, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, а также заинтересованным органам не позднее чем за 3 дня до его рассмотрения в первом чтении.
При рассмотрении законопроекта в первом чтении Палата представителей заслушивает доклад субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, или его представителя и содоклад головной комиссии. При наличии альтернативных проектов Палата представителей решает, какой проект принимается за основу для подготовки ко второму чтению. По результатам обсуждения Палата представителей голосованием принимает или отклоняет законопроект. Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, принимается, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей, и оформляется постановлением Палаты представителей.
После принятия законопроекта в первом чтении Палата представителей передает его на доработку в ту же или другую комиссию, либо расширяет число комиссий, либо поручает доработку законопроекта специальной комиссии, устанавливает сроки для доработки и представления проекта ко второму чтению. По решению Палаты представителей законопроект может направляться для внесения предложений и замечаний Президенту Республики Беларусь, в Совет Республики, Совет Министров и другим государственным органам.
По решению Палаты представителей законопроект между первым и вторым чтением может быть вынесен на народное обсуждение.
Подготовленный для рассмотрения во втором чтении законопроект с заключением головной комиссии направляется депутатам Палаты представителей, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, не позднее чем за 7 дней до рассмотрения законопроекта во втором чтении. Проект направляется с указанием количества принятых поправок и приложением таблицы отклоненных поправок.
Если законопроект не нуждается в доработке и в ходе первого чтения к нему не поступили предложения и замечания, либо внесенные изменения и дополнения носили технический характер, то такой проект по решению Палаты представителей может быть рассмотрен во втором чтении без доработки в постоянных комиссиях.
Если при доработке проекта ко второму чтению или в ходе рассмотрения законопроекта во втором чтении изменяется концепция законопроекта, Палата представителей принимает решение об отмене ранее принятого постановления но этому проекту и о повторном рассмотрении проек-| . и первом чтении. Такое решение оформляется постанов-пением Палаты представителей.
Повторное рассмотрение проекта в первом чтении осуществляется в соответствии с Регламентом.
При рассмотрении проекта закона во втором чтении выступает председатель головной комиссии, его заместите/п. либо член головной комиссии. Голосование может п|)01)одиться по статьям, главам, разделам или по иным структурным частям проекта. Каждая поправка обсуждается, и голосование по ней проводится отдельно. Если поп-1>;шкн субъектов права законодательной инициативы внесены непосредственно в ходе обсуждения законопроекта во тором чтении и такие поправки не носят технического ха-р;**пера, председательствующий может перенести рассмотрение законопроекта на более поздний срок. Указанные поправки направляются головной комиссией Президенту Республики Беларусь, на заключение в Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь.
После того как проведено голосование по всем статьям, главам, разделам или иным структурным частям проекта, а также по всем поправкам, головная комиссия направляет проект закона с принятыми поправками, включенными и текст, Президенту Республики Беларусь для информации. Не ранее чем через 10 дней после направления законопроекта Президенту Республики Беларусь либо по согласованию с Президентом в более ранние сроки Палатой
представителей проводится голосование по проекту закона
в целом.
В результате второго чтения Палатой представителей может быть принято решение о (об):
• принятии проекта закона;
• отклонении проекта закона;
• повторном рассмотрении проекта закона в первом чте
нии и порядке, предусмотренном статьей 145 Регламента
II. 1/1 а ты представителей.
1
Указанное решение оформляется постановлением Палаты представителей.
Законопроект считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь. Проекты программных законов об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь считаются принятыми при условии, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.
Решение о принятии закона по требованию Президента либо по его поручению Правительства в соответствии с частью пятой статьи 100 Конституции Республики Беларусь считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.
В соответствии с Регламентом Совета Республики принятые Палатой представителей законопроекты в течение 5 дней передаются на рассмотрение в Совет Республики, где могут рассматриваться не более 20 дней (если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь). При этом приоритетному рассмотрению в Совете Республики подлежат проекты законов, непосредственно направленные на реализацию положений Конституции Республики Беларусь. Первоочередному рассмотрению в Совете Республики подлежат законопроекты, подготовленные на основе нормативных правовых актов, принятых Парламентским Собранием Союза Беларуси и России и имеющих статус законодательной рекомендации, а также законопроекты, разработанные на основе модельных законодательных актов, принятых Межпарламентской Ассамблеей государств участников Содружества Независимых Государств и Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества.
Президент Республики Беларусь либо по его поручению Правительство Республики Беларусь имеют право вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Совет Республики в этом случае должен рассмотреть данный проект в течение 10 дней со дня внесения его на рассмотрение. Срок, в течение которого Совет Республики рассматривает поступивший из Палаты представителей законопроект, исчисляется со дня, следующего за
днем регистрации этого законопроекта в Секретариате Сонета Республики.
Председатель Совета Республики определяет одну или несколько постоянных комиссий, на рассмотрение которых передается поступивший законопроект. При этом ус-|.ш;и!ливается срок рассмотрения законопроекта и определяется комиссия, ответственная за его рассмотрение.
В течение 5 дней с момента регистрации поступивший и л Палаты представителей законопроект с прилагаемыми к нему документами и материалами направляется всем членам Совета Республики. При наличии замечаний и предложений по законопроекту члены Совета Республики направляют их в комиссию, ответственную за рассмотрение законопроекта.
И заключении постоянной комиссии дается оценка рас-матриваемого законопроекта и принимается одно из следующих решений:
• рекомендовать Совету Республики одобрить приня-тым Палатой представителей законопроект;
• рекомендовать Совету Республики отклонить принятый Палатой представителей законопроект, изложив в заключении мотивы, по которым постоянная комиссия считает необходимым его отклонение.
Заключение постоянной комиссии, ответственной за рассмотрение законопроекта, принятого Палатой предста-иптелей, представляется в Совет Республики.
По результатам рассмотрения принятого Палатой представителей законопроекта председательствующий на заседании Совета Республики ставит на голосование вопрос пг> одобрении законопроекта Советом Республики. Поста-И1 тление Совета Республики об одобрении законопроекта принимается большинством голосов от полного сос-тава Совета Республики, если иное не предусмотрено Конс-ппуцней. Постановления Совета Республики об одобрении проекта Конституции, законопроектов о внесении изменении и дополнений в Конституцию, о введении в действие указанных законов, актов о толковании Конституции, а также законопроектов об основных направлениях внутренней и внешней политики, о военной доктрине считаются принятыми при условии, если за них проголосовало не менее двух фетеп от полного состава Совета Республики.
Если в течение 20 дней, а при объявлении законопроек-1,1 срочным -- 10 дней со дня внесения на рассмотрение
Совета Республики законопроект не был рассмотрен Советом Республики, то закон считается одобренным. Законопроект считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Республики. Решение об отклонении законопроекта оформляется постановлением Совета Республики.
В постановлении Совета Республики об отклонении законопроекта может содержаться перечень разделов, глав, статей, частей и пунктов статей данного законопроекта, по которым необходимо преодолеть разногласия между Советом Республики и Палатой представителей, а также предложение о создании на паритетной основе согласительной комиссии д-ля выработки согласованного текста законопроекта.
Принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики закон вместе с постановлением Совета Республики в десятидневный срок представляется Президенту Республики Беларусь на подпись. При этом Председатель Совета Республики удостоверяет своей подписью аутентичность принятого Палатой представителей и одобренного Советом Республики закона, направляемого на подпись Президенту Республики Беларусь.
Постановление Совета Республики об отклонении принятого Палатой представителей законопроекта вместе с этим законопроектом либо постановление Совета Республики об одобрении принятого Палатой представителей законопроекта в пятидневный срок направляются в Палату представителей.
Для преодоления разногласий, возникших по законопроекту, принятому Палатой представителей и отклоненному Советом Республики, и выработки согласованного текста законопроекта может быть создана согласительная комиссия, которая создается как по инициативе Совета Республики, поддержанной Палатой представителей, так и по инициативе Палаты представителей, поддержанной Советом Республики. Данная комиссия создается на паритетных началах из представителей Совета Республики и Палаты представителей в порядке, установленном Регламентом Совета Республики и Регламентом Палаты представителей. Решение о создании согласительной комиссии принимается на заседании Совета Республики большинством голосов от полного состава Совета Республики. Решения согласительной комиссии принимаются путем раздельного голосования представителей Совета Республики и Палаты
представителей. Члены Совета Республики в согласительной комиссии принимают решения открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосо-иало большинство членов Совета Республики и большинство депутатов Палаты представителей, входящих II согласительную комиссию.
По результатам работы согласительная комиссия составляет протокол, в котором фиксируются предложения по преодолению возникших разногласий или обосновывается невозможность их преодоления согласительной комиссией. Текст законопроекта, выработанный согласительной комиссией, представляется на одобрение обеих палат.
Коли согласительной комиссией не принят согласованный текст законопроекта и Президент Республики Беларусь или по его поручению Правительство Республики Бе-парусь не потребовали, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение по законопроекту, то доработка законопроекта осуществляется в соответствии с Регламентом Палаты представителей.
Ч5акон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, либо принятый Палатой представителей в порядке, предусмотренном статьей 100 Конституции Республики Беларусь (по требованию Президен-га .либо по его поручению — Правительства), представлялся в десятидневный срок Президенту на подпись. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает. Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии.
При несогласии с текстом закона Президент Республики Беларусь возвращает его со своими возражениями в Па-мату представителей. Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее двух третей голо-(с II! от полного состава, он вместе с возражениями Президента Республики Беларусь в пятидневный срок направляется в Совет Республики, который также должен рассмотрен, его повторно не позднее