Проведения республиканского референдума (по инициативе граждан)

1.Образование инициативной группы по проведению рефе­
рендума (не менее 100 человек).

2. Передача заявления в Центральную комиссию о регистра­
ции инициативной группы и вопроса (проекта решения), пред­
лагаемого на референдум.

3. Направление документов, представленных инициативной
группой в Министерство юстиции Республики Беларусь и Про­
куратуру Республики Беларусь на соответствие вопроса (проек­
та решения) законодательству Республики Беларусь.

4. Регистрация вопроса (проекта решения), предлагаемого
на республиканский референдум с учетом заключения Министер­
ства юстиции Республики Беларусь и Прокуратуры Республики
Беларусь.

5. Выдача свидетельства о регистрации инициативной группы
и образца листа для сбора подписей граждан (подписного листа).

6. Сбор подписей граждан под предложением о проведении
референдума членами инициативной группы (в двухмесячный
срок).

7. Сдача подписных листов в районный, городской исполни­
тельный комитет, в райадминистрацию для проверки достовер­
ности подписей (в десятидневный срок и проверяется не менее
20% подписей).

8. Принятие решения райгорисполкома о результатах сбора
подписей и направление его в облисполком, Мингорисполком.

9. Проверка достоверности подписей облисполкомом, Мин-
горисполкомом (при необходимости в пятидневный срок).

10. Принятие решения облисполкома, Мингорисполкома об ито­
гах сбора подписей и направление его в Центральную комиссию.

11.Составление инициативной группой заключительного ак­
та о сборе подписей и представление его в Ценризбирком.

12. Проверка представленных документов в Центризбиркоме.

13. Передача Центризбиркомом Президенту Республики Бе­
ларусь заключительного акта инициативной группы вместе со
своим заключением и протоколом.

14. Издание Президентом Республики Беларусь Указа о назначе
нии референдума (согласно статье 117 ИК Республики Беларусь).

НОРМАТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с из­менениями и дополнениями, принятыми на республиканском рефе-

рендуме 24 ноября 1996 г.) // Национальный реестр правовых ак­тов Республики Беларусь. 1999. № 1. 1/0.

2. Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля
2000 г. (с изменениями и дополнениями от 4 июля 2000 г.) // Ве­
домости Национального собрания Республики Беларусь. 2000. № 6.
Ст. 47; Национальный реестр правовых актов Республики Бела­
русь. 2000. № 25. 2 / 145; № 64. 2/181.

3. Закон Республики Беларусь от 20 февраля 1991 г.«О местном
управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (в редакции
Закона от 10 января 2000 г. с изменениями и дополнениями от
16 июня 2000 г., 9 октября 2000 г., 16 мая 2001 г.) // Ведомости
Верховного Совета Республики Беларусь. № 11. Ст. 122; 1995.
№ 15-16. Ст. 167; Национальный реестр правовых актов Республи­
ки Беларусь. 2000. № 8. 2 / 137; № 59. 2 / 174; № 100. 2 /203;
2001. № 50. 2 / 765.

4. Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1996 г. «О респуб­
ликанском референдуме 24 ноября 1996 года в Республике Бела­
русь» // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь.
1996. № 35. Ст. 632.

5. Закон Республики Беларусь от 30 апреля 1998 г. «О Цент­
ральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению
республиканских референдумов» // Ведомости Национального
собрания Республики Беларусь. 1998. № 20. Ст. 218.

6. Декрет Президента Республики Беларусь от 11 сентября 2000 г.
№ 18 «О членах Центральной комиссии Республики Беларусь по
иыборам и проведению республиканских референдумов с правом
совещательного голоса при проведении выборов депутатов Палаты
представителей Национального собрания Республики Беларусь вто­
рого созыва» // Национальный реестр правовых актов Республи­
ки Беларусь. 2000. № 87. 1/1611.

7. Указ Президента Республики Беларусь от 10 декабря 1996 г.
№ 530 «О полномочиях членов Центральной комиссии Республики
Беларусь по выборам и проведению республиканских референду­
мов» // Собрание декретов, указов Президента и постановлений
Правительства Республики Беларусь. 1996. № 35. Ст. 927.

8. Указ Президента Республики Беларусь от 28 октября 1996 г.
№ 442 «О мероприятиях по обеспечению подготовки и проведения
республиканского референдума 24 ноября 1996 г.» // Собрание
указов Президента и постановлений Кабинета Министров Респуб-
'/|пки Беларусь. 1996. № 30. Ст. 787.

9. Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь от
15 апреля 1997 г. «О пересмотре Заключения Конституционного
("уда Республики Беларусь от 4 ноября 1996 года «О 290.




 

 


СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Андрющенко Е. О. О некоторых принципах избирательного
процесса //' Народный депутат. 1990. № 3. С. 15>-24.

2. Белкин А. А. Избирательные ограничения // Правоведение.
1992. № 1. С. 3-14.

3. Василевич Г. А. Конституционное право Республики Бела­
русь. Мн., 2003.

4. Василевич Г. А. Конституционные основы избирательного
права в Республике Беларусь // Органы государственной власти в
Республике Беларусь. Мн., 1999. С. 231-262.

5. Головко А. А. Понятие и взаимодействие избирательной сис­
темы и избирательного права в СССР // Проблемы правового ста­
туса субъектов права. Калиниград, 1976. С. 75—81.

6. Коркунов Н. М. Пропорциональные выборы. СПб., 1896.

7. Лукашенко А. Г. Сильная и процветающая Беларусь должна
иметь прочный идеологический фундамент. Доклад Президента
Республики Беларусь на постоянно действующем семинаре руково
дящих работников республиканских и местных государственных
органов по вопросам совершенствования идеологической работы
27 марта 2003 г. // Рэспублжа. 2003. 29 сакавша. С. 1-7.

8. Лейзеров А. Т. Советская избирательная система. Мн., 1974.

9. Мейер Г. Избиральное право. В 2 т. М., 1905, 1906.

10. Михалева Н. А., Морозова Л. А. Новые республиканские за­коны о выборах народных депутатов // Знание. М., 1990. И. Постников А. Е. Избирательное право России. М., 1996.

12. Реформа индивидуальной системы в Италии и России: опыт
и перспективы. Сборник статей. М., 1995.

13. Тодыка Ю. Я. Основы конституционного строя Украины.
Харьков, 1999. 320 с.

бий1, Марсилий Падуанскии* и др.). Древние греки ис­пользовали этот принцип для того, чтобы укрепить государ­ственный строй, защитить от непредсказуемых изменений и потрясений.

Однако в качестве самостоятельного учения идея разде­ления властей как составная часть учения о демократиче­ском государстве была связана с революциями XVII—XVIII вв. и сформулирована в середине XVIII в. Дж. Локком (Ве­ликобритания) и Ш. Монтескье (Франция). Принцип раз­деления власти рассматривался этими авторами как важ­нейшая гарантия против концентрации и злоупотребления властью, которые были свойственны феодальным монар­хиям.

Уже в первых конституциях — США (1787 г.) и Фран­ции (1789 г.) — принцип разделения властей закрепляется как важный элемент равновесия трех основных ветвей го­сударственной власти для осуществления главной функ­ции государства — охраны свободы и прав человека.

Его суть заключается в том, что государственная власть исходит от народа, едина и неделима, самостоятельна и не зависит ни от какой другой власти. Вся полнота власти в демократическом государстве принадлежит народу, а он делегирует ее органам государственной власти, которые должны быть самостоятельными и существовать независи­мо друг от друга, ибо соединение законодательных, испол­нительных и судебных функций в одном государственном органе приводит к огромной концентрации власти в одних руках и создает основу для установления диктаторских ре­жимов.

Единая государственная власть функционально делится на три ветви:



Наши рекомендации