Виды правового статуса личности
1) общий или конституционный статус человека и гражданина;
2) специальный или родовой статус определенной категории
граждан;
3) индивидуальный статус, характеризующий пол, возраст,
семейное положение и т. д.;
4) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным
и тройным гражданством;
5) отраслевые правовые статусы (уголовно-процессуальный,
административно-процессуальный и др.);
6) статус физического лица.
СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИОННОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ
1) гражданство;
2) правосубъектность, включающая правоспособность и дее
способность;
3) основные права, свободы, законные интересы и обязан
ности;
4) правовые принципы;
5) гарантии правового статуса, в числе которых особое зна
чение имеет юридическая ответственность.
ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ
1) равноправие;
2) неотчуждаемость прав и свобод;
3) непосредственное действие прав и свобод;
4) гарантированность прав, свобод и обязанностей;
5) признание общепризнанных принципов и норм междуна
родного права и международных договоров Республики Бела
русь составной частью ее правовой системы;
6) запрещение злоупотребления правами и обязанностями;
7) запрещение на незаконное ограничение конституционных
прав и свобод.
НОРМАТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с из
менениями и дополнениями, принятыми на республиканском рефе
рендуме 24 ноября 1996 г.) // Национальный реестр правовых ак
тов Республики Беларусь. 1999. № 1. 1/0.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г.
(с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости На
ционального собрания Республики Беларусь. 1999. № 79. Ст. 101;
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003.
№ 74. 2/960.
3. Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля
2000 г. (с изменениями)! дополнениями от 4 июля 2000 г.) // Ве
домости Национального собрания Республики Беларусь. 2000. № 6.
Ст. 47; Национальный реестр правовых актов Республики Бела
русь, 2000. № 25. 2 / 145; № 64. 2
Верховного Совета Республики Беларусь. № 11. Ст. 122; 1995.
21. Тодыка Ю. Н. Основы конституционного строя Украины.
Харьков, 1999.
22. Туманов В. А. Учения о праве // Общая теория права. Ниж
ний Новгород, 1993. С. 11—21.
23. Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. Ч. 1. Общее го
сударственное право. М., 1894.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВА.
ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Гражданство является важнейшим условием, предпосылкой и элементом правового статуса личности.
Гражданство — это устойчивая политико-правовая связь человека с государством, в соответствии с которой на него распространяется суверенная государственная власть как в пределах государства, так и вне его границ.
В настоящее время все отношения по поводу гражданства регулируются конституциями государств и законами о гражданстве. В Республике Беларусь вопросы гражданства регулируются Конституцией, Законом Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. «О гражданстве Республики Беларусь», Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. № 209 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, и образовании при Президенте Республики Беларусь Комиссии по вопросам гражданства».
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» гражданство Республики Беларусь — это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство Республики Беларусь является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета Республики Беларусь.
Иными словами, гражданство создает взаимные права и обязанности для человека и государства.
В силу значимости института гражданства Конституция Республики Беларусь включила этот институт в содержание раздела I «Основы конституционного строя». В статье 10 Конституции Республики Беларусь записано: «Гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами. Никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство. Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь. Приобретение и утрата гражданства осуществляются в соответствии с законом».
Кроме этих положений, согласно статье 30 Конституции Республики Беларусь, «граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно».
Впервые в отечественной практике в статье 10 Конституции Республики Беларусь установлен запрет на лишение гражданина Республики Беларусь его гражданства. Никакой государственный орган, никакое должностное лицо не могут сделать это ни при каких обстоятельствах, так как лишение гражданства противоречит естественным правам человека и является антигуманным.
Гражданами Республики Беларусь являются:
• лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь
на день вступления в силу Закона Республики Беларусь
«О гражданстве Республики Беларусь»;
• лица, которые приобрели гражданство Республики
Беларусь в соответствии с данным Законом.
Гражданами Республики Беларусь по рождению признаются лица, родившиеся в пределах современной территории Республики Беларусь, граждане бывшего СССР по рождению и получившие гражданство Республики Беларусь до вступления в силу Закона от 1 августа 2002 г. «О гражданстве Республики Беларусь».
Основные принципы гражданства, как правило, определяются в конституциях и регулируются обычными законами:
-. , -
1.«Гражданство Республики Беларусь является
равным для всех граждан Республики Беларусь
независимо от оснований его приобретения (статья 3
закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики
Беларусь»). Этот принцип означает, что гражданство Рес
публики Беларусь не может быть предоставлено против
воли лица. Никто не может быть лишен гражданства Рес
публики Беларусь или права изменить гражданство;
2. Доступность и свободный характер граждан
ства Республики Беларусь подразумевает, что, во-пер
вых, каждый человек Республики Беларусь, включая
граждан иностранных государств и лиц без гражданства,
имеет право на гражданство независимо от каких бы то ни
было условий; во-вторых, наличие достаточно простого и
легкого пути приобретения гражданства; в-третьих, в зап
рете на лишение гражданства и наличие права его изме
нять: «Гражданин Республики Беларусь не может
быть лишен гражданства Республики Беларусь
или права изменить гражданство») (статья 3 Закона
Республики Беларусь «О гражданстве Республики Бела
русь»); в-четвертых, в допустимости двойного граждан
ства; в-пятых, в сокращении количества лиц без граждан
ства; в-шестых, в праве граждан Республики Беларусь из
менить гражданство;
3. Принцип приоритета норм международного
права и международных договоров по вопросам
гражданства над национальным законодатель
ством означает, что национальное законодательство не
вправе нарушить нормы международного права;
4. Неотъемлемость гражданства выражается, во-
первых, в несвязанности гражданства с мерами наказания
гражданина за совершенные правонарушения; во-вторых,
в сохранении за гражданами Республики Беларусь, про
живающими за ее пределами, гражданства Республики Бе
ларусь, ибо их проживание на территории иностранного
государства само по себе не ведет к утрате белорусского
гражданства; в-третьих, в недопустимости высылки граж
данина Республики Беларусь за пределы Республики Бе
ларусь;
5. Защита и покровительство граждан Респуб
лики Беларусь как на территории Республики Бе
ларусь, так и за ее пределами. Это значит, что госу
дарственные органы Республики Беларусь, ее дипломати-
ческие и консульские учреждения, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Республики Беларусь была создана возможность в полном объеме использовать все права и свободы, установленные законодательством государства, международными договорами Республики Беларусь и международными обычаями, а при необходимости принимать меры по восстановлению нарушенных прав граждан Республики Беларусь. В случае отсутствия дипломатического представительства и консульских учреждений нашей страны в государстве пребывания граждан Республики Беларусь защита прав и законных интересов граждан может осуществляться в соответствии с международными договорами Республики Беларусь соответствующими органами других государств. Гражданин Республики Беларусь не может быть выслан за пределы белорусского государства или выдан другому государству. Нормы законодательства о гражданстве по предмету регулирования можно объединить в т р и группы:
• нормы, регулирующие порядок приобретения граждан
ства;
• нормы, регулирующие порядок прекращения граждан
ства;
• нормы, регулирующие порядок разрешения дел о
гражданстве.
Приобретение гражданства. В соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» гражданство Республики Беларусь приобретается:
1) по рождению;
2) в результате приема в гражданство Республики Бе
ларусь;
3) в порядке регистрации;
4) по иным основаниям, предусмотренным Законом Рес
публики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь».
Ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:
• родители (единственный родитель) ребенка состоят в
гражданстве Республики Беларусь независимо от места
рождения ребенка;
• один из родителей ребенка состоит в гражданстве Рес
публики Беларусь, а другой является лицом без граждан
ства или признан безвестно отсутствующим, или место его
нахождения неизвестно, независимо от места рождения ребенка;
• один из родителей ребенка состоит в гражданстве Рес
публики Беларусь, а другой является иностранным граж
данином, — по совместному заявлению родителей незави
симо от месторождения ребенка. При отсутствии такого за
явления ребенок приобретает гражданство Республики Бе
ларусь, поскольку перед этим ребенком существовала бы
угроза стать лицом без гражданства;
• родители (единственный родитель) ребенка, постоян
но проживающие на территории Республики Беларусь, яв
ляются лицами без гражданства при условии, что ребенок
родился на территории Республики Беларусь;
• родители (единственный родитель) ребенка, постоян
но проживающие на территории Республики Беларусь, яв
ляются иностранными гражданами при условии, что ребе
нок родился на территории Республики Беларусь, а госу
дарства, гражданами которых являются его родители, не
предоставляют ему своего гражданства;
• находящийся на территории Республики Беларусь ре
бенок, родители которого неизвестны, становится гражда
нином Республики Беларусь.
В гражданство Республики Беларусь на основании письменного заявления может быть принято любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, если оно;
1) берет на себя обязательство соблюдать и уважать
Конституцию Республики Беларусь и иные акты
законодательства Республики Беларусь;
2) знает один из государственных языков Республики
Беларусь в пределах, необходимых для общения;
3) постоянно проживает на территории Республики Бе
ларусь на протяжении последних 7 лет;
4) имеет законный источник средств существования;
5) не имеет гражданства либо утрачивает гражданство
иностранного государства в случае приобретения граждан
ства Республики Беларусь, либо обратилось в полномоч
ный орган иностранного государства с заявлением о выхо
де из гражданства (отказе от гражданства) этого государ
ства, за исключением случаев, когда выход (отказ) невоз
можен либо его нельзя обоснованно требовать.
Лица, признанные беженцами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, могут полу-
чить гражданство Республики Беларусь по истечении 7 лет после признания их беженцами (при условии, если беженец берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь; знает один из государственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения; имеет законный источник средств существования; не имеет гражданства либо утрачивает гражданство иностранного государства в случае приобретения гражданства Республики Беларусь).
Семилетний срок проживания, установленный статьей 14 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», может быть сокращен либо не применяться вовсе для:
• белорусов, а также лиц, идентифицирующих себя как
белорусы, и их потомков (кровные родственники по пря
мой линии: дети, внуки, правнуки), родившихся за преде
лами современной территории Республики Беларусь;
• лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Республи
кой Беларусь, высокие достижения в области науки, тех
ники, культуры и спорта либо обладающих профессией
или квалификацией, представляющими государственный
интерес для Республики Беларусь;
• лиц, имевших гражданство Республики Беларусь или
право на гражданство Республики Беларусь, родители
(усыновители) которых выбрали для них иное граждан
ство;
• лиц, являющихся иностранными гражданами или ли
цами без гражданства, ранее состоявших в гражданстве
Республики Беларусь.
Приобрести гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации могут:
1) лица, состоявшие в гражданстве бывшего СССР, при
условии, что они родились либо постоянно проживали на
территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991 г.1, а
также супруги таких лиц, состоявшие в гражданстве быв
шего СССР, и их потомки;
2) дети — по совместному заявлению родителей, один
из которых состоит в гражданстве Республики Беларусь,
либо ио заявлению одного из родителей, состоящего в
'До вступления в силу Закона Республики Беларусь от 18 октября 1991 г. «О гражданстве Республики Беларусь».
гражданстве Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя, являющегося иностранным гражданином, неизвестно, либо по заявлению единственного родителя, состоящего в гражданстве Республики Беларусь;
3) дети, находящиеся на территории Республики Беларусь, единственный известный родитель или оба родителя которых умерли, лишены родительских прав, отказались от воспитания ребенка или дали согласие на его усыновление, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, а также недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство, — по заявлению опекуна (попечителя), согласованному с органом опеки и попечительства.
В соответствии со статьей 16 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» заявление о приобретении гражданства Республики Беларусь может быть отклонено, если заявившее об этом лицо:
• осуждено за совершение преступления против мира и
безопасности человечества, военного преступления, прес
тупления против государства;
• имеет судимость за совершение тяжкого или особо
тяжкого преступления на территории Республики Бела
русь или за ее пределами, признаваемого таковым законо
дательством Республики Беларусь;
• является подозреваемым или обвиняемым и в отноше
нии его осуществляется уголовное преследование в Рес
публике Беларусь, а также в иностранном государстве за
преступления, признаваемые таковыми законодательством
Республики Беларусь, — до вынесения приговора или ино
го итогового решения по делу,
• осуждено и отбывает наказание в виде лишения сво
боды (до истечения срока наказания);
• депортировалось из Республики Беларусь (до истече
ния срока, позволяющего в соответствии с законодатель
ством Республики Беларусь повторно обращаться с прось
бой о въезде в Республику Беларусь);
• представило ложные сведения или подложные доку
менты;
• состоит на воинской службе, службе в полиции, орга
нах безопасности, юстиции или иных государственных ор
ганах иностранного государства.
Прекращение гражданства Республики Беларусь происходит:
1) вследствие выхода из гражданства Республики Бела
русь;
2) вследствие утраты гражданства Республики Бела
русь.
В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» прекращение гражданства Республики Беларусь не допускается, если гражданин Республики Беларусь:
• является обвиняемым либо в отношении его имеется
вступивший в законную силу и подлежащий исполнению
обвинительный приговор суда;
• имеет задолженность по налогам или другие непога
шенные долги и обязательства перед Республикой Бела
русь, ее юридическими и физическими лицами;
• не имеет иного гражданства или гарантий его приоб
ретения.
Выход из гражданства Республики Беларусь осуществляется в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, и при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 20 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь».
Гражданство Республики Беларусь утрачивается вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 20 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь».
В силу статьи 21 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» решение о приобретении или прекращении гражданства Республики Беларусь отменяется, если оно было принято на основании представленных заведомо ложных сведений или подложных документов. Отмена решения о приобретении или прекращении гражданства Республики Беларусь производится Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им органом, принявшим это решение. Отмена решения по вопросам гражданства Республики Беларусь возможна в течение 7 лет со дня его принятия. Решение о приобретении или прекращении гражданства Республики Беларусь в случае его отмены считается недействительным со дня его принятия.
4 Зак. 1955
Разрешение дел о гражданстве. Решения о приеме в гражданство Республики Беларусь и его прекращении принимаются Президентом Республики Беларусь в соответствии с Положением о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. № 209. Государственными органами, принимающими участие в решении вопросов гражданства Республики Беларусь, являются:
• Президент Республики Беларусь;
• органы внутренних дел;
• органы дипломатической службы Республики Бела
русь за рубежом.
В системе органов государства, решающих вопросы гражданства, основными полномочиями обладает Президент Республики Беларусь (пункт 17 статьи 84 Конституции Республики Беларусь). Полномочия Президента в сфере решения вопросов о приеме в гражданство и его прекращении установлены также статьей 30 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», в соответствии с которой Глава государства:
1) определяет порядок приобретения гражданства Рес
публики Беларусь и его прекращения;
2) издает указы о приеме в гражданство и выходе из
гражданства Республики Беларусь;
3) издает распоряжения в случаях отклонения заявле
ний о приеме в гражданство и выходе из гражданства Рес
публики Беларусь.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. № 209 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, и образовании при Президенте Республики Беларусь Комиссии по вопросам гражданства» (с последующими изменениями и дополнениями) при Президенте Республики Беларусь образована Комиссия по вопросам гражданства. Комиссия образуется на срок полномочий Президента в составе председателя, двух заместителей председателя и членов Комиссии. Комиссия обеспечивает единую государственную политику в области гражданства, контроль за исполнением решений по вопросам гражданства, рассматривает ходатайства о приобретении и прекращении гражданства, о приобрете-
нии двойного гражданства. Комиссией рассматриваются все заявления и представления по вопросам гражданства Республики Беларусь с заключениями Министерства внутренних дел, Министерства иностранных дел, Комитета государственной безопасности, а также другими необходимыми материалами.
Подготовка материалов по вопросам, связанным с гражданством, на рассмотрение Президенту Республики Беларусь и Комиссии возлагается на соответствующее структурное подразделение Администрации Президента Республики Беларусь (отдел по вопросам гражданства и помилования), которое обеспечивает анализ и обобщение сведений по вопросам гражданства Республики Беларусь, проверяет ход исполнения соответствующих решений Президента Республики Беларусь в министерствах, государственных комитетах и других республиканских органах государственного управления Республики Беларусь, а также проводит работу с обращениями, связанными с гражданством.
Комиссия вносит на рассмотрение Президента Республики Беларусь свое предложение по каждому заявлению. Решение Комиссии оформляется протоколом, подписанным всеми членами Комиссии, которые участвовали в заседании. Решения Президента Республики Беларусь о приеме в гражданство Республики Беларусь и выходе из гражданства Республики Беларусь оформляются указами. В них указываются фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого принимается решение, год и место рождения, а также фамилия, имена и возраст его несовершеннолетних детей, если одновременно изменяется их гражданство.
Изменения в гражданстве считаются правомочными со дня издания Указа Президента Республики Беларусь. Все другие органы, связанные с решением вопросов гражданства, в том числе органы внутренних дел, выполняют вспомогательную работу. Полномочия органов внутренних дел Республики Беларусь по вопросам гражданства заключаются в следующем:
• принимать от лиц, постоянно проживающих в Республике Беларусь, заявления по вопррсам гражданства, проверять факты и документы, представленные в обоснование таких заявлений; направлять материалы по заявлениям о приеме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь на рассмотрение Президента Республики Беларусь;
• определять принадлежность лиц, находящихся на тер
ритории Республики Беларусь, к гражданству Республики
Беларусь;
• решать вопросы приобретения гражданства Республи
ки Беларусь в порядке регистрации лицами, постоянно
проживающими в Республике Беларусь;
• решать в соответствии с законодательством Республи
ки Беларусь иные вопросы, связанные с гражданством
Республики Беларусь.
Полномочия органов дипломатической службы Республики Беларусь по вопросам гражданства сводятся к следующему:
1) принимать от лиц, постоянно проживающих за гра
ницей, заявления по вопросам гражданства, проверять
факты и документы, представленные в обоснование таких
заявлений;
2) направлять материалы по заявлениям о приеме в
гражданство и выходе из гражданства Республики Бела
русь на рассмотрение Президента Республики Беларусь;
3) определять принадлежность лиц, находящихся за
границей, гражданству Республики Беларусь;
4) решать вопросы приобретения гражданства Респуб
лики Беларусь в порядке регистрации лицами, постоянно
проживающими за границей;
5) решать в соответствии с законодательством Респуб
лики Беларусь иные вопросы, связанные с гражданством
Республики Беларусь.
Заявления по вопросам гражданства Республики Беларусь подаются на имя Президента Республики Беларусь через органы внутренних дел Республики Беларусь по месту постоянного жительства заявителя, а лицами, постоянно проживающими за границей, в соответствующий орган дипломатической службы Республики Беларусь. Данные заявления подаются заявителем лично в письменной форме. Требования к форме заявления и перечень прилагаемых к нему документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Республики Беларусь определяются Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. № 209 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, и образовании при Президенте Республики Беларусь Комиссии по вопросам гражданства» (с последующими изменениями и дополнениями). К ходатайствам по вопросам граждан-
ства заявители прилагают следующие документы: заявление-анкету в двух экземплярах; пять фотографий; автобиографию в двух экземплярах; копии свидетельств о рождении заявителя, а при необходимости и других лиц; документы об уплате государственной пошлины или освобождении от ее уплаты; документ о выходе из иностранного гражданства или о непринадлежности к гражданству другой страны; справку с места жительства с указанием состава семьи. К заявлению могут быть приложены иные документы, имеющие отношение к делу. Если заявитель не может подписать заявление вследствие неграмотности или физических недостатков, заявление по его просьбе подписывается другим лицом, о чем органом внутренних дел, а за границей — дипломатическим представительством или консульским учреждением Республики Беларусь производится соответствующая запись на заявлении.
Заявления по вопросам гражданства детей и недееспособных лиц подаются их родителями или другими законными представителями. При невозможности личного обращения заявителя заявление и прилагаемые к нему документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте.
'Л Срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Республики Беларусь не должен превышать 1 года, о выходе из гражданства — не более 6 месяцев, о приобретении гражданства в порядке регистрации — не свыше 2 месяцев.
Лицо приобретает гражданство Республики Беларусь:
• в соответствии со статьей 13 Закона Республики Бела
русь «О гражданстве Республики Беларусь» (приобретение
гражданства по рождению) — со дня рождения ребенка;
• в соответствии с частью первой статьи 27 Закона Рес
публики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь»
(гражданство ребенка при усыновлении) — со дня усынов
ления ребенка;
• в остальных случаях — со дня вступления в силу Ука
за Президента Республики Беларусь или со дня принятия
решения уполномоченным им органом.
Гражданство Республики Беларусь прекращается со дня вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь или принятия решения уполномоченным им органом.
Повторные заявления лица о приеме в гражданство Республики Беларусь или выходе из гражданства принимаются не ранее чем через год после принятия предшествующего решения. В случае возникновения существенных для дела обстоятельств, которые не были и не могли быть известны заявителю, повторное заявление может быть рассмотрено и ранее.
Решения по вопросам гражданства в отношении лиц, проживающих в Республике Беларусь, исполняются органами внутренних дел, а в отношении лиц, проживающих за границей, — органами дипломатической службы Республики Беларусь. Органы внутренних дел, дипломатические представительства или консульские учреждения вручают лицам, которые получили в установленном порядке гражданство Республики Беларусь, паспорта граждан Республики Беларусь. В документах детей, не достигших 16 лет, производится запись об их принадлежности к гражданству Республики Беларусь.
Законодательством предусмотрено, что решения по вопросам гражданства, принятые Президентом Республики Беларусь, могут быть обжалованы в Верховный Суд Республики Беларусь, который рассматривает такие дела в качестве суда первой инстанции. Решения по вопросам гражданства, принятые государственными органами, уполномоченными Президентом Республики Беларусь, могут быть обжалованы в областные и Минский городской суды. Кроме того, в суд могут быть обжалованы необоснованный отказ в приеме заявлений по вопросам гражданства, нарушение сроков рассмотрения заявлений, а также другие неправомерные действия должностных лиц.
Документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Республики Беларусь, сохраняют свою юридическую силу, если они надлежащим образом оформлены и считаются действительными на день вступления в силу Закона Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. «О гражданстве Республики Беларусь», который применяется к правоотношениям, возникшим после вступления его в силу. До 1 января 2004 г. при определении принадлежности к гражданству Республики Беларусь по правоотношениям, возникшим до вступления в силу Закона Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. «О гражданстве Республики Беларусь», применяются положения Закона РеспубликиБеларусь от 18 октяб-
ря 1991 г. «О гражданстве Республики Беларусь» и постановления Верховного Совета Республики Беларусь от 18 октября 1991 г. «О введении в действие Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь».
В соответствии со статьей 11 Конституции Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами. Они обязаны выполнять Конституцию и законодательство Республики Беларусь, с уважением относиться к обычаям и традициям народа Республики Беларусь.
Согласно статье 12 Конституции Республики Беларусь наша страна может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность.
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется Законом Республики Беларусь от 3 июня 1993 г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» (с изменениями и дополнениями от 18 июля 2000 г.), а беженцев — Законом от 22 февраля 1995 г. «О беженцах» (в редакции Закона от 16 июня 1999 г.). Правовое положение иностранных цэаж-дан в Республике Беларусь может определяться также на основании международных договоров Республики Беларусь.
Иностранными гражданами в Республике Беларусь, согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства», признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.
Иностранные граждане, имеющие гражданство двух или более государств, считаются в Республике Беларусь гражданами того государства, по документам которого они въехали на территорию Республики Беларусь. Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.
Беженец — это лицо, которое не является гражданином Республики Беларусь и находится на ее территории в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой пресле-
довании в государстве своей гражданской принадлежности по признаку расы, религии, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и которое не может либо не желает вследствие таких опасений пользоваться защитой этого государства; или лицо, которое, не имея определенного гражданства и находясь на территории Республики Беларусь вследствие подобных обстоятельств, не может или не-желает вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства в силу таких опасений.
Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Осуществление иностранными гражданами и лицами без гражданства в Республике Беларусь своих прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Республики Беларусь, правам и законным интересам граждан Республики Беларусь и других лиц. Ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства могут устанавливаться только в случаях, если это необходимо для защиты прав и основных свобод граждан Республики Беларусь, обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения.
Положения Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» в отношении иностранных граждан, находящихся в Республике Беларусь, применяются на взаимной основе. В случае, если другое государство ограничивает или нарушает общепризнанные нормы правового положения иностранных граждан в отношении граждан Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь могут быть установлены ответные ограничения в отношении прав и свобод граждан этого государства.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут проживать в Республике Беларусь постоянно либо временно. Они считаются постоянно проживающими в Республике Беларусь, если имеют выданное органами внутренних дел разрешение на постоянное жительство.
Разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь иностранным гражданам и лицам без гражданства выдается, если они:
• находятся в близком родстве с гражданами Республи
ки Беларусь;
• заключили брак с гражданином Республики Беларусь.
Вид на жительство1 в Республике Беларусь лицам, получившим разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь, оформляется согласно Положению о видах на жительство иностранного гражданина и лица без гражданства в Республике Беларусь, утвержденному Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 октября 1999 г. № 1660.
Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Республике Беларусь по иным основаниям, считаются временно проживающими в Республике Беларусь. Условия их пребывания на территории Республики Беларусь определяются постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 октября 1999 г. № 1654 «Об утверждении Правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь».
Иностранные граждане и лица без гражданства, считающиеся временно проживающими в Республике Беларусь, должны выбыть из Республики Беларусь по истечении <