Конституционные формы народовластия
В зависимости от субъекта, осуществляющего власть, различают понятия народовластия и государственной власти.
Народовластие — это принадлежность всей полноты власти народу. Принцип народовластия нашел отражение в целом ряде статей Конституции Республики Беларусь. Так, в статье 3 Конституции Республики Беларусь записано, что «единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией».
Итак, власть осуществляется:
• народом в целом;
• частью народа, проживающей на соответствующей тер
ритории;
• избранными народом представителями;
• сформированными народом органами и производны
ми от последних органами.
Власть народа в Республике Беларусь — это публичная власть. Ее цель — общественное благо. Она обращена ко всему обществу, каждому его члену и доступна всем.
В Республике Беларусь можно выделить три основные формы власти народа (публичной власти):
/. Государственную власть, суть которой выражается в принятии актов (совершении действий), имеющих государственно-обязательную силу, обеспечиваемых авторитетом, организационными мероприятиями и принуждением со стороны государства. В отличие от общественной власти государственная власть распространяется на всех граждан. Она осуществляется непосредственно народом или органами государственной власти. Государственную власть в Республике Беларусь осуществляют Президент,
Парламент -- Национальное собрание, Правительство — Совет Министров, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд, иные суды.
2. Общественнаую власть как объединение отдель
ных групп граждан, общественных организаций и движе
ний, религиозных общин, семьи, трудовых коллективов,
при проведении совместных акций. Члены и участники об
щественных формирований, совместных акций доброволь
но подчиняются коллективно установленным правилам,
опираются на методы общественного воздействия.
3. Смешанную общественно-государственную
форму в виде власти органов местного самоуправления в
областях, районах, городах, поселках и других регионах.
Местное самоуправление следует рассматривать как фор
му народовластия, обеспечивающую населению возмож
ность самостоятельно и под свою ответственность решать
вопросы местного значения, т. с. управлять своими дела
ми на соответствующей территории. Местное самоуправле
ние реализуется на собраниях, сходах граждан по месту
жительства либо на местных референдумах. Вопросы
местного характера могут решаться избранными предста
вительными органами местного самоуправления и должно
стными лицами местного самоуправления.
В зависимости от форм волеизъявления народа наука конституционного права и конституционно-правовая практика обычно различают непосредственную (прямую) демократию и представительную демократию.
Непосредственная демократия — это совокупность форм и средств (институтов) непосредственного осуществления народом в государстве принадлежащей ему власти; это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения.
Основу непосредственной демократии составляет Конституция Республики Беларусь, статья 3 которой гласит, что только народ является единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь. Народ осуществляет свою власть непосредственно через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдумы и свободные выборы. Кроме того, институтами непосредственной демократии являются народные обсуждения проектов важнейших государствен-
ных и территориальных решений и законов, народные инициативы, собрания граждан по месту работы и месту жительства.
В науке конституционного права принято делить институты непосредственной демократии на две группы:
• институты императивного характера;
• институты консультативного характера.
Особенность императивных форм непосредственной
демократии состоит в окончательности и обязательности принимаемых народом решений. Данные решения никакому последующему утверждению государственным органом или органом местного самоуправления не подлежат. Императивными формами непосредственной демократии являются императивный референдум, выборы депутатов и должностных лиц населением.
Особенность консультативных форм непосредственной демократии выражается в том, что выявленная с их помощью воля народа отражается в решении соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления. Консультативными формами непосредственной демократии принято считать консультативные референдумы (опросы), народные обсуждения, инициативы (в том числе и правотворческие).
В то же время следует учитывать, что решения собраний (сходов) граждан в одних случаях носят императивный характер (например, при выборах органов общественного самоуправления, выдвижении кандидатов в депутаты), в других -- консультативный характер (например, при выражении своего мнения по вопросам строительства нового объекта и т. п.).
Понятие «непосредственная демократия» идентично зачастую употребляющимся понятиям «прямая демократия», « непосредственное н ародовластие ».
Наиболее распространенной формой непосредственной демократии являются выборы. Под выборами в конституционном праве обычно понимают участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления функций по осуществлению власти. С помощью выборов формируются или избираются различные органы государственной власти — парламенты, президенты, губернаторы, судебные органы, а также органы мест-
ного самоуправления. Таким образом, избирательное право и выборы являются важнейшим элементом политической жизни, поскольку с их помощью происходит легитимация власти.
Как правило, Конституции закрепляют главные принципы избирательного права, определяют круг субъектов избирательного права, основные начала, на которых должно строиться право, условия предоставления и лишения избирательного права. Причем объем материала, отражающего конституционное регулирование, довольно различен: одни конституции ограничиваются отдельными разрозненными статьями, а другие вводят специальные главы или разделы о выборах.
Важнейшей формой прямого народовластия является референдум. Референдум —это голосование всего народа или населения какой-либо территории, всенародный опрос, в котором принимают участие все граждане, имеющие избирательные права.
Согласно статье 73 Конституции Республики Беларусь «...для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы». До принятия Конституции Республики Беларусь вопросы, связанные с проведением референдумов в Республике Беларусь, регулировал Закон от 13 июня 1991 г. «О народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь»1, который утратил силу в связи с принятием 11 февраля 2000 г. Избирательного кодекса Республики Беларусь^. Согласно статье 111 указанного Кодекса референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.
На республиканский референдум выносятся важнейшие вопросы государственной и общественной жизни Республики Беларусь.
На местный референдум вопросы, имеющие важнейшее значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц и отнесенные к
'Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1991. № 25. Ст. 364.
^Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 25. 2/145.
компетенции соответствующих местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.
Право инициативы на проведение республиканского референдума в соответствии со статьей 113 Избирательного кодекса Республики Беларусь принадлежит Президенту Республики Беларусь, Палате представителей и Совету Республики, гражданам Республики Беларусь. Инициатива граждан на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, внесенного не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тыс. граждан от каждой из областей и города Минска.
Правовую основу избирательной системы и референдума составляют Конституция Республики Беларусь, Избирательный кодекс и иные акты законодательства Республики Беларусь, а также постановления Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Избирательный кодекс Республики Беларусь регулирует отношения, возникающие при подготовке и проведении выборов Президента Республики Беларусь, выборов и отзыва депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь, а также при подготовке и проведении референдума (народного голосования), и устанавливает гарантии, обеспечивающие свободное волеизъявление граждан Республики Беларусь.
Основным принципом проведения референдума, как и проведения выборов, является всеобщее, свободное, равное и тайное голосование (статья 76 Конституции Республики Беларусь).
Под представительной демократией обычно понимают свободу народа выдвигать своих представителей для управления государством, т. е. для принятия решений, выражающих волю народа или населения, проживающего на определенной территории. В науке конституционного права этой форме правления уделяется особое внимание.
Концепция национального (народного) представительства сложилась еще в XVIII—XIX вв. и представляет собой совокупность следующих принципов:
1) национальное (народное) представительство учреждается Конституцией;
2) нация (народ), являясь носителем суверенитета,
уполномочивает парламент осуществлять от его имени за
конодательную власть;
3) нация (народ) избирает в парламент своих предста
вителей -- депутатов, сенаторов, представителей (парла
ментариев) — для осуществления законодательной власти;
4) депутат (член) парламента является представителем
всей нации (а не только тех, кто его избрал).
Современная представительная демократия позволяет осуществлять власть в государстве непрерывно, а представительные органы формулируют и выражают волю народа в принимаемых ими законах либо иных решениях. Кроме того, представительные органы являются связующим звеном между народом и государственным аппаратом.
Основной целью осуществления народовластия в Республике Беларусь является создание такого механизма власти, который может обеспечить нормальное функционирование органов представительной демократии, а также непосредственное принятие самим народом решений по важнейшим вопросам жизни государства и общества.
АТА