Конституционно-правовой статус политических институтов
15 политической философии и теории государства и пра-иа сложились три р;шшчмых подхода к исследованию по-ПЯП1Я п сущности государства.
Ис/ки.п'/ нч'дхо'д идет от античной традиции, сохранился п развивается по С6ГОДНЯШНИЙ день. Суть его выразил АрИСТЦТедь? и своих сочинениях. И соответствии с данным подходам государегко рассматрпкаетси как средство решения "общих дел» (к Республике) и средство регулирования отношений правителей (власти) и народа (общества), а
^•Аристотель (384 — 322 гг. до н. э.) — древнегреческий философ и ученый. Учился у Платона в Афинах. Воспитатель А. Македонского. Его сочинения охватывают все отрасли знаний того периода.
также как средство, обеспечивающее политическую жизнь самого народа и человека.
Второй подход носит, согласно марксистской трактовке, классовый характер: «Государство — есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы»1. Третий подход носит правовой и организационно-структурный характер. Государство в данном случае рассматривается как «юридическое государство», как источник права и закона, организующий жизнь общества и деятельность самого государства, его структур в системе политических и общественных отношений.
Термин «государство» в конституционном законодательстве и международном праве часто выступает как синоним понятия -«страна».
Каждое государство действует через систему органов и учреждений, которые в совокупности своей образуют государственный механизм. Государственный орган -:>то лицо или группа лиц, которые уполномочены государством на осуществление его функций, наделены правом принимать определенные властные решения. Государственное учреждение — это звено государственного механизма, выполняющее определенные властные функции. Конституционное право регулирует статус государственных органов и основы статуса государственных учреждений.
Конституционно-правовое регулирование государственного механизма основано на принципах народного суверенитета и разделения властей.
Одной из важнейших основ государственного устройства является федерализм. Свое научное обоснование федерализм находит в идее разделения властей «по вертикали», которая дополняет классическое разделение властей между парламентом и правительством. Если государство унитарное, то конституционные нормы устанавли-нают административно-территориальное деление, в соответствии с которым обычно строится система органов государственной власти.
Возрастание роли политических партий в жизни государства привело к правовой регламентации их деятельности. Наиболее актикно процесс институализации дея-
Ленин В. И. Полное собрание сочинении. 'Г. 3!). С. 7.'>.
тельности политических партий протекал после Второй мировой войны:
• определялось понятие политической партии, ее роль и
место в политической системе; закреплялся порядок созда
ния и прекращения деятельности политических партий;
• фиксировались основные принципы организационно
го построения и порядка деятельности политических пар
тий, определялась возможная финансово-экономическая
база партийной деятельности;
• устанавливались основы взаимоотношений политичес
ких партий с государственными органами (участие в изби
рательном процессе, в работе законодательных и предста
вительных органов) и органами местного самоуправления.
Одним из важных направлений регламентации деятельности партий являются законодательные требования, которые выдвигаются к их структуре и внутренней деятельности (членство, порядок принятия и содержание уставов, партийных программ, формирование руководящих органов).
В Республике Беларусь конституционной основой правового статуса политических партий являются несколько статей Конституции Республики Беларусь. Прежде всего следует выделить статью 4 Конституции, в которой закрепляется как возможность многообразия политических институтов, так и фактический запрет на установление обязательной идеологии политических партий и иных общественных объединений и социальных групп. В соответствии со статьей 5 Конституции Республики Беларусь политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституцию!, законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. Политические партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством.
15 конституции Республики Беларусь (часть 3 статьи 5) отмечено, что создание и деятельность политических партии, и ранио других общественныхобъединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды, запрещается.
Деятельность политических партий в Республике Беларусь регламентируется Законом от 5 октября 1994 г. «О политических партиях» (с изменениями и дополнения-
ми от 13 декабря 1999 г. и 22 июня 2001 г.)1. Согласно статье 1 указанного Закона «политической партией является независимое, образованное на основе индивидуального добровольного членства объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах».
Граждане Республики Беларусь имеют право на свободу объединения в политические партии. Принадлежность или не принадлежность гражданина к политической партии не может служить основанием для ограничения его прав и свобод либо для недопущения исполнения им установленных законом обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных статьей 12 вышеуказанного Закона «О политических партиях». Принадлежность или не принадлежность гражданина к политической партии не может служить основанием для предоставления либо не предоставления ему государством льгот и преимуществ. Не допускается требование об указании в официальных документах на членство в той либо другой политической партии, за исключением случаев, предусмотренных статьей 12 Закона «О политических партиях»2.
Политические партии в Республике Беларусь действуют на основе принципов свободы ассоциаций, демократизма, самоуправления, законности, гласности и равноправия всех политических партий. Политические партии основывают свою деятельность согласно своим уставам и программам. Деятельность политических партий не должна препятствовать органам государственной власти и управле-
' Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 63. 2 / 779.
'Данная статья гласит: «...политические партии имеют фиксированное членство. Членами политических партий могут быть только граждане Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь, члены Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов приостанавливают членство в политических партиях на весь срок полномочий. Не могут быть членами политических партии на весь период своих ПОЛНОМОЧИЙ судьи, прокурорские работники, сотрудники органом мнутрепннх дел, Комитета государ-| темного контроля РеспубликиНеларугь и ею территориальных орга-
... |, органов безопасности, военнослужащие и другие лица, па которых
распространяется статус военнослужащих».
ния, предприятиям, организациям и учреждениям в осуществлении ими своих функций.
Государство гарантирует защиту прав и законных интересов политических партий, создание условий для выполнения ими своих уставных целей и задач, в том числе путем пользования государственными средствами массовой информации. Органам государственной власти и управления, предприятиям, организациям, учреждениями их должностным лицам запрещается вмешиваться во внутренние дела политических партий либо препятствовать в той или иной форме их деятельности, если она осуществляется в соответствии с законом и их уставами.
На территории Республики Беларусь не могут создаваться и действовать политические партии других государств и их территориальные единицы. Запрещается создание и деятельность политических партий, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, национальной, религиозной и расовой вражды. Идеология политических партий не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.
За нарушения Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О политических партиях» и других актов законодательства политические партии несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Политическая партия, нанесшая незаконными действиями материальный или моральный ущерб гражданам, государству или юридическим лицам, обязана возместить его в порядке, предусмотренном законодатель-си юм Республики Беларусь. В отношении политических партии могут быть применены следующие виды взысканий:
• письменное предупреждение;
• лпкппдация политической партии.
I! случае соиершсппя политической партией действий, нарушающих Конституцию Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь -О политических партиях», другие акты законодатели-та Республики Беларусь и (или) ус-гаи, Министерством юстиции Республики Беларусь выносится письменное предупреждение руководящему органу :>топ политической партии. Предупреждение выдается либо направляется по почте руководящему органу политической партии не позднее чем в трехдневный срок после его вынесения. Письменное предупреждение Министерства
юстиции Республики Беларусь может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь.
Политическая партия ликвидируется по решению Верховного Суда Республики Беларусь в случаях:
1) совершения партией действий, предусмотренных
частью второй статьи б Закона Республики Беларусь
«О политических партиях»1;
2) повторного в течение года совершения действий, за
которые было вынесено письменное предупреждение;
3) если при регистрации политической партии со сторо
ны ее учредителей были допущены такие нарушения Зако
на Республики Беларусь «О политических партиях», а
также иных актов законодательства, которые носят непо
правимый характер.
Партийные системы, сложившиеся в различных странах, отличаются друг от друга по отдельным параметрам, и прежде всего своей организационной структурой и характером членства. В соответствии с этим можно выделить:
• массовые партии;
• кадровые партии.
Массовые партии по своему характеру близки к социальным или религиозным массовым движениям. Они отличаются высокой степенью идеологизированное™ своей программы, требованием активного участия каждого члена и делах партии, а также наличием членских взносов. Кад-1>овые партии видят свою главную задачу в привлечении к ходе избирательной кампании максимально большого числа избирателей различных социальных слоев.
Отдельные партии могут существовать в форме объединения нескольких партий, например Союз за французскую демократию (СФД) состоит из коалиций пяти партий и группировок.
Различаются партии, имеющие прямое и косвенное членство. При прямом членстве кандидат в члены партии принимается в индивидуальном порядке, при косвенном -человек может стать членом партии в силу того, что связан с организацией, которая входит в какую-либо партию.
'Запрещаетсясоздание и деятельность политических партии, имеющих целью насильственное изменение конституционною строя либо ведущих пропаганду войны, национальной, религиозном и рапшои вражды.
Так, например, членами лейбористской партии в Великобритании являются лица, входящие в профсоюз, поддерживающий это общественное объединение.
Политические партии действуют в большинстве стран. В то же время существуют государства, где создание политических партий запрещено законом (Иордания, Саудовская Аравия).
Сложившиеся партийные системы можно классифицировать на:
• многопартийные;
• двухпартийные;
• однопартийные.
В современном обществе различные запросы и интересы людей не ограничиваются политической сферой. Часть из них реализуется в социально-экономической и социально-культурной сферах -- это участие в общественных объединениях: профсоюзах, различных движениях и обществах, союзах предпринимателей, потребителей, куль турных и национальных обществах, фондах и др.
Для объединений характерны следующие особенности. Во-первых, они не преследуют в своей деятельности получение коммерческой прибыли, т. е. имеют некоммерческий характер, что обеспечивает им поддержку со стороны государства: упрощенный порядок их создания, а также налоговые и финансовые льготы. Во-вторых, объединения не считают участие в политической жизни страны главным средством достижения своих целей.
В основе правового статуса таких общественных объединенийлежит конституционное право на объединение, свободу создания союзов и ассоциаций. Конституции устанавливают для всех видов союзов (ассоциаций) одинаковым правовой режим и дают возможность создать любое объединение в рамках требованиязакона. Запрещается создание таимых общественных объединений или военизированных организации, выступающих против конституционною строя, разжигающих социальную или религиозную
Рознь.
Важным условием для создания общественных объединений является их обязательная регистрация, о чем иногда прямо указывается в текстах конституций. Если же это требование не будет выполнено, то общественному объединению не будет придан статус юридического лица и оно не
сможет участвовать в гражданско-правовых, административно-правовых и других правоотношениях. Устав объединения должен предусматривать последствия при роспуске или самороспуске организации. Возможность принудительного роспуска общественных объединений в демократических странах связывается с нарушением положений конституции и законодательства только на основе судебного решения.
Согласно Закону Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях» (с изменениями и дополнениями от 22 июня 2001 г.)1 в связи с реализацией права граждан на объединение в Республике Беларусь могут создаваться общественные объединения. Общественным объединением, в силу статьи 1 указанного Закона, является добровольное формирование граждан, которое они образовали на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, экономических, социальных и культурных прав. Действие Закона «Об общественных объединениях» не распространяется на политические партии, профессиональные союзы и религиозные организации, организации, созданные органами государственного управления, органы территориального общественного самоуправления, другие общественные формирования, порядок создания и деятельности которых определяется отдельными законодательными актами.
Согласно статье 2 Закона «Об общественных объединениях» граждане Республики Беларусь имеют право по своей инициативе создавать общественные объединения и вступать в действующие общественные объединения. Иностранные граждане и лица без гражданства могут вступать в действующие общественные объединения, если :»то предусмотрено уставами общественных объединений. 11е допускается создание общественных объединений, деятельность которых направлена на свержение либо насильственное изменение конституционного строя, нарушение-целостности и безопасности государства, пропаганду войны, насилия, разжигание национальной, религиозной и расовой вражды, а также общественных объединений, деятельность которых может отрицательно влиять на физическое и психическое здоровье граждан.
'Национальный реестр праноиых актов Республики Беларусь. 2001. N.. 63. 2 / 779.
Общественныеобъединения создаются и действуют на основе принципов добровольности, самостоятельности и гласности. Они основывают свою деятельность согласно уставу и осуществляют ее в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом «Об общественных объединениях» и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Государство обеспечивает сохранение и защиту нрав и законных интересов общественных объединений. Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность государственных органов и должностных лиц не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Государство может оказывать в установленном законодательством порядке помощь общественным объединениям в осуществлении ими уставной деятельности (статья 5 Закона «Об общественных объединениях»).
Законодательство многих стран допускает создание разнообразных общественных объединений предпринимателей. Организации предпринимателей могут существовать как на общенациональном, так и на региональном уровне. Различается несколько видов объединений предпринимателей: экономические союзы, союзы работодателей, различные торгово-промышленные палаты. Экономические союзы и ассоциации выражают интересы предпринимателей и их объединений в сфере экономики, союзы работодателей представляют последних в области социальной и тарифной политики, проводят переговоры с профсоюзами, осуществляют представительство в органах социальною страхования. Различные торгово-промышленные па./кипы обеспечивают местные и отраслевые интересы предпринимателей вгосударственных органах и на международной арене, иногда па них возлагается функция сертификации юкарок и услуг, профессиональнойподготовки.
Важнейшим видом общественных объединений являются профессиональные союзы. Главная задача, которую признаны выполнять данные общественные объединения, -защита интересов работников наемного труда. В настоящее время возможность создавать профсоюзы признается законодательством всех демократических государств, что отражается в соответствующих конституционных статьях. Профсоюзы наделяются правом заключать коллективные
трудовые договоры с обязательной силой для всех лиц, принадлежащих к тем категориям трудящихся, к которым относится данный договор.
Деятельность профсоюзов в Республике Беларусь регламентируется Законом Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. «О профессиональных союзах» (в редакции Закона от 14 января 2000 г. и с изменениями и дополнениями от 14 июля 2000 г.)1. В силу статьи 1 данного Закона профессиональный союз является добровольной общественной организацией, объединяющей граждан, в том числе обучающихся в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов, вытекающих из общепризнанных принципов международного права и установленных Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, конвенциями Международной организации труда и иными ратифицированными в установленном порядке международными договорами Республики Беларусь.
Граждане имеют право добровольно создавать по своему выбору профсоюзы, а также вступать в профсоюзы при условии соблюдения их уставов (положений). Профсоюзы могут создавать на добровольной основе республиканские и иные объединения, обладающие правами профсоюзов, а также вступать в них. Республиканские объединения профсоюзов могут создавать в порядке, предусмотренном уставными документами, территориальные (областные, городские, районные) и иные организационные структуры, обладающие правами профсоюзов. Профсоюзы (объединения профсоюзов) и их организационные структуры (подразделения) в соответствии с законодательством Республики Беларусь и их уставами (положениями) являются юридическими лицами.
Согласно статье 3 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» профсоюзы осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики
'Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. М" 69. 2/191.
Беларусь, указанным Законом и иными актами законода-тельства. Деятельность профессиональных союзов может быть ограничена в случаях, которые предусмотрены законодательными актами Республики Беларусь в интересах национальной безопасности, общественного порядка или обеспечения прав и свобод других лиц. Профсоюзы самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы (положения), определяют структуру, избирают руководящие органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, пленумы, съезды. Профсоюзы (объединения профсоюзов), их символика, а также изменения и дополнения, вносимые в устав, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Профсоюзы в соответствии со своими уставными целями и задачами имеют право сотрудничать с профсоюзами других стран, по своему выбору вступать в международные и другие профсоюзные объединения и организации.
В борьбе за интересы трудящихся профсоюзы часто используют крайнюю меру разрешения социального конфликта — забастовку. В связи с этим многие государства в своих конституциях признают право на стачку. Однако при этом разрабатываются специальные законодательные акты, обеспечивающие социальный мир и согласие в обществе.
В соответствии со статьей 22 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» профсоюзы имеют право на организацию и проведение забастовок в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Но при этом при проведении забастовок по инициативе профсоюзов запрещается выдвижение политических требований.
Взаимоотношения между церковью и государством во многом определяются уровнем социально-экономического развития страны, историческими традициями, сложившимися в обществе.
В демократическом I-осударстве обычно признается на конституционном уровне п в повседневной практике равноправие всех религии и церквей, свобода совести и вероисповедания. При этих условиях церковь отделена от государства, а вжола — от церкви, запрещена дискриминация на религиозной почве, отсутствуют привилегии, связанные с исповедованием той или иной религии. Церковь в этих условиях является хранителем культурных, исторических и нравственных традиций народа.
Статус религиозных объединений регулируется конституционным и текущим законодательством. Большинство конституций фиксирует отделение церкви от государства, признает религию исключительно частным делом человека. Вместе с тем в отдельных странах (Греция, Болгария, Великобритания) отмечается особое положение религии и церкви. Англиканскую церковь в Англии и пресвитерианскую — в Шотландии возглавляет британский монарх, который осуществляет назначение на высшие церковные должности и оказывает влияние на церковную политику.
Во Франции, согласно специальному закону об отделении церкви от государства, государство не признает и не субсидирует церковь, не оплачивает ее служителей. В местах, предназначенных для религиозных служб, запрещается проведение политических собраний.
В практике отдельных государств существуют договорные отношения между государством и церковью. Так, в Италии отношения между государством и церковью основываются на нормах конституции и специальном соглашении. Конституцией признается независимость и суверенность государства и церкви, каждого в своей сфере, а их отношения регулируются Лютеранскими соглашениями 1929 г.
В ряде государств существует практика финансовой поддержки церкви из государственного бюджета, а на религиозные объединения распространяется статус общест-иснных объединений.
В Республике Беларусь права граждан на определение своего отношения к религии, беспрепятственное исповедование религии, распространение убеждений, связанных с отношением к религии, исполнение религиозных обрядов, а также права на социальную справедливость и равенство, независимо от отношения к религии, сами отношения, связанные с деятельностью религиозных организаций, гарантируются Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. «О свободе совести и религиозных организациях» (в редакции Закона от 31 октября 2002 г.)*- Данный Закон регулирует возникающие в этой области общественные отношения в целях единообразного осуществления на всей
'Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 2. ('т 18; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. ЛЮ2. № 123. 2/886.
территории Республики Беларусь принципов свободы совести и вероисповеданий, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, а также реализацию права граждан на пользование этой свободой. В соответствии с правом на свободу вероисповеданий каждый гражданин самостоятельно определяет свое отношение к религии, вправе единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии. Родители или лица, их заменяющие, по взаимному согласию вправе воспитывать своих детей в соответствии со своим собственным отношением к религии. Не допускается какое-либо принуждение при определении гражданином своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, в обучении религии.
Осуществление свободы исповедовать религию или выражать убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые необходимы для охраны общественной безопасности и порядка, жизни, здоровья, морали, а также прав и свобод других граждан. В силу статьи 5 Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» каждый имеет право свободно выбирать, иметь, менять, выражать и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться какому-либо принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию той или иной религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных организаций.
Законодательствомпредусмотрено наказание за оскорбление религиозных чувств граждан, равно как и за оскорбление почитаемых и данной религии священных предметов, культовых сооружении, мест паломничества и захоронений.
Республика Беларусь характеризуется активным формированием новой системы общественных объединений, организаций, созданных на основе гражданских инициа-тии и общественной самодеятельности с учетом разнообразных интересов различных слоев общества.
Переходный этап сказывается и на развитии законодательства, регулирующего деятельность общественных объединений.
Конституция Республики Беларусь посвятила деятельности общественных объединений несколько статей. Так, в статье 4 Конституции Республики Беларусь закрепляются основы правового статуса политических партий и общественных объединений. В ней говорится, что демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений, а идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.
Статья 5 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. Политические партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством.
Опираясь на нормы международного права, Конституция Республики Беларусь (часть третья статьи 5) запрещает создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.
Кроме Конституции Республики Беларусь в настоящее время важнейшими актами, регулирующими деятельность общественных объединений, являются: Гражданский кодекс Республики Беларусь, ..законы: «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О свободе совести и религиозных организациях», «О профессиональных союзах», «О государственной поддержке молодежных п детских общественных объединений в Республике Беларусь»; Декрет Президента Республики Беларусь от 26 ян-наря 1999 г. № 2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений»1; постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 1 декабря ','000 г. № 22 «Об утверждении Правил оформления и рассмотрения документов, представляемых для государствен-
' Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. N.. 9. 1 / 65.
ной регистрации политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, а также постановки на учет и государственной регистрации их организационных структур»1 и некоторые иные нормативные акты.
В новом Гражданском кодексе Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. впервые в Белорусском законодательстве (Раздел I «Общие положения», подраздел 2 «Лица», § 5 «Некоммерческие организации») было дано понятие «некоммерческой организации», рассматривались их виды.
В число некоммерческих организаций вошли:
=> потребительские кооперативы;
=> общественные и религиозные организации (объединения);
=> фонды;
=> учреждения;
=> объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, что можно признать важным свидетельством развития демократических начал в нашей общественной жизни. Государство может предоставлять налоговые льготы, осуществлять целевое финансирование отдельных общественно-полезных программ, на конкурсной основе распределять социальный заказ на выполнение различных государственных программ и др.
Законодательством устанавливается принцип невмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений.
11ад;юр и контроль за деятельностью общественных объединений осуществляют прокуратура, а также орган регистрации объединения, финансовые и иные органы в пределах своей компетенции.
Юридическое признание общественного объединения осуществляется путем официальнойрегистрации Министерством юстиции Республики Беларусь или его органами на местах. Обязательным условием для этого является наличие Устава объединения. В нем кроме указания на цели, задачи, структуру и территорию действия должны содержаться права и обязанности участников объединения; компетенция и порядок образования руководящих органов;
1 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 14. 8/ 4711.
сроки полномочий; источники получения средств и имущества; порядок прекращения деятельности и т. д.
Отказ в регистрации общественного объединения может быть обжалован в суде и рассмотрен в порядке гражданско-процессуального производства.
Закон об общественных объединениях наделяет данные структуры рядом прав:
=> свободно распространять информацию о своей деятельности;
=> участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;
=> осуществлять издательскую деятельность;
=> защищать законные интересы своих членов и участников.
Достаточно важны полномочия общественных объединений и в осуществлении народовластия. Им предоставлено право выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти; участвовать в избирательной кампании, если это зафиксировано в уставе, и т. д.
В то же время общественные объединения обязаны соблюдать законодательство Республики Беларусь, общепризнанные принципы и нормы международного права, а также устав. Они должны ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества, предоставлять по запросу в органы регистрации определенную отчетность, допускать представителей органов администрации на проводимые мероприятия.
Таким образом, в Республике Беларусь уже созданы и действуют необходимые правовые основы для развития системы общественных объединений.
АТА