СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИИ 1. Преамбула (введение)
Например, Мы, народ Республики Беларусь (Беларуси), исходя из ответственности за настоящее и будущее Беларуси:
сознавая себя полноправным субъектом мирового сообщества и подтверждая свою приверженность общечеловеческим ценностям,
основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопределение,
опираясь на многовековую историю развития белорусской государственности,
стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь,
желая обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства,
принимаем настоящую Конституцию — Оспошюп Закон Республики Беларусь).
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО
СТРОЯ
В современной науке конституционного (государственного) права все чаще используется понятие «конституционный строй».
Конституционный строй это отраженные в Конституции и реально существующие устои жизни общества и государства, способ организации государства, который обеспечивает подчинение его (государства) праву и характеризует его как конституционное государство; это порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с Конституцией.
Конституционный строй Республики Беларусь включает систему отношений, складывающихся в обществе и закрепленных всеми отраслями национального права и законодательства. Ведущую роль среди них играют нормы, закрепляющие главные устои Белорусского государства, в качестве которых выступают основы конституционного строя, которые призваны обеспечивать Республике Беларусь характер конституционного государства. Под основами конституционного строя понимаются главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Республике Беларусь характер конституционного государства.
В Конституции Республики Беларусь содержится отдельный раздел I, «Основы конституционного строя», он охватывает широкий спектр конституционно регулируемых Общественныхотношений.
Осночы ьонспиппуциинно/о строя, согласно Конституции !'(•( чп/о '///л// 1>1''И1/11/1'11, составляют:
=> демократ.|м (выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом Многообразии,признании и гарантировании местного са-моуправления);
=> правовое тсударстш) (воплощением которого и является конституционное государство);
=> признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью;
=> социальное рыночное хозяйство (в его рамках в основном осуществляется производство и распределение товаров и благ).
В понятие основ конституционного строя входят закрепленные Конституцией характеристики государства. Статья 1 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что Республика Беларусь есть унитарное демократическое социальное правовое государство.
Унитарное государство (от лат. ишЬаз — единство): таким государством называют единое цельное государство, которое делится на административно-территориальные единицы. В отличие от федерации в унитарном государстве имеется одна конституция, один высший представительный орган, одно правительство, один президент и т. д., что создает организационно-правовые предпосьшки для усиления центральной власти на территории всей страны.
Демократическое государство. Так называется государство, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство — важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.
Важнейшие признаки демократического государства:
• реальная представительная демократия;
• обеспечение прав и свобод человека и гражданина,
Социальное государство. Характеристика государ
ства как социального означает, что государство служит об
ществу и стремится свести к минимуму общественные раз
личия, создает такие условия, которые обеспечивают дос
тойную жизнь и свободное развитие человека. Социаль
ным обычно называется государство, которое берет на се
бя обязанность заботиться о равной справедливой возмож
ности для достижения благосостояния каждого человека,
благополучии своих граждан, их социальной защищеннос
ти. Создает условия для полной занятости населения,
обеспечивает вопросы охраны труда; перераспределяет до
ходы через государственный бюджет, обеспечивает людям
11 рожиточный минимум.
В Конституции Республики Беларусь характеристика государства как социального нашли отражение в статьях
13, 21, 41 и др. В статье 211 выделена главная цель социального государства: «достойный уровень жизни». В разделе II «Личность, общество, государство» дается расшифровка обязанностей государства:
• охрана труда и здоровья людей;
• установление гарантированного минимального разме
ра оплаты труда;
• обеспечение государственной поддержки семьи, материн
ства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
• развитие системы социальных служб;
• установление государственных пенсий, пособий;
• иные гарантии социальной защиты.
Правовое государство -• государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной целью ставит обеспечение прав и свобод человека. Правовое государство должно фактически сложиться как система гарантий от административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство — это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах.
Правовым государство называется тогда, когда не только его конституционные положения, но и реальная действительность характеризуется следующими чертами:
• во-первых, принципом верховенства демократической
конституции по отношению к другим законам;
• во-вторых, приоритетом норм международного права
перед нормами национального права;
• в-третьих, обязанностью государства, его органов, уч
реждений, должностных лиц и служащих действовать в
рамках конституции и законов;
• в-четвертых, признанием, соблюдением и защитой
прав человека;
• в-пятых, установлением основ механизма гарантий
прав и свобод;
• в-шестых, конституционным закреплением принципа
независимости суда.
1 «Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий».
Неотъемлемым атрибутом правового государства является гражданское общество. Понятие «гражданское общество» возникло еще в Древней Греции и вплоть до XVIII в. использовалось как синоним понятия «государство». Впервые упоминание о гражданском обществе можно найти в трудах Аристотеля. Он писал, что прежде чем определить, что есть государство, необходимо выяснить понятие «гражданин», ибо государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество1.
С процессом упрочения демократических ценностей, принципов и институтов в XX в. произошло возрождение интереса к проблемам гражданского общества. Гражданское общество добивается демократизации власти государства за счет ее передачи органам самоуправления, взаимодействия большинства и меньшинства на основе согласования позиций государственных и общественных институтов. Его развитие протекает более успешно, если государство создает для этого благоприятные условия. Для формирования гражданского общества необходима сильная государственная власть, которая основывается на демократизме, признании верховенства права и других принципах, лежащих в основе правового государства.
Гражданскому обществу присущи следующие существенные признаки:
• во-первых, это общество подлинной свободы и демо
кратии, в котором признается приоритет прав человека;
• во-вторых, это общество, построенное на основе прин
ципов самоуправления, свободной инициативы граждан и
их коллективов;
• в-третьих, это общество социального рыночного хо
зяйства, в котором обеспечена свобода экономической де
ятельности, предпринимательства, труда, разнообразие и
равноправие всех форм собственности и равная их защи
та, общественная польза и добросовестная конкуренция;
• в-четвертых, это общество, которое обеспечивает соци
альную защищенность граждан, достойную жизнь и разви
тие человека.
Важнейшими структурными элементами гражданского общества являются:
• добровольно сформировавшиеся первичные само
управляющиеся общности людей (семья, различные ассо-
1 Аристотель. Политика. М., 1965. Ч. 3. С. 5.
циации, хозяйственные корпорации и другие общественные объединения);
• совокупность негосударственных (т. е. неполитичес
ких) общественных отношений;
• производственная и частная жизнь людей, их обычаи,
нравы и традиции;
• сфера самоуправления свободных индивидов и их органи
заций, защищенная от вмешательства государственной власти.
В некоторых конституциях государств мира отсутствуют специальные разделы, посвященные гражданскому обществу. В других конституциях важнейшие институты гражданского общества закрепляются. Так, в раздел I «Основы конституционного строя» и в разделе II «Личность, общество, государство» Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.) зафиксированы основные условия и предпосылки, необходимые для развития новой экономической системы и гражданского общества: равенство всех форм собственности, единое экономическое пространство, широкий круг прав и свобод человека и гражданина, активность общественных объединений, содействие государства развитию институтов гражданского общества.
Важнейшим элементом фундамента гражданского общества является институт экономических отношений. Экономические отношения представляют собой экономический базис гражданского общества и складываются из отношений собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ. В своей основе экономические отношения возникают и развиваются объективно. В то же время общество и государство, используя законодательство и социальные нормы, могут оказывать на них существенное влияние.
Как система гражданское общество охватывает и социальные отношения, с помощью которых осуществляется социальная политика государства. Важнейшими направлениями социальной политики являются регулирование отношений между трудом и капиталом, регулирование межнациональных отношений, а также охрана окружающей среды, охрана жизни и здоровья человека, защита прав потребителя и др.
Основополагающие принципы социальных отношений нашли свое отражение в Конституции Республики Бела-
русь. Конституция Республики Беларусь в широком объеме зафиксировала все общепризнанные мировым сообществом социально-экономические права и свободы человека. Среди них:
• право на труд как наиболее достойный способ само
утверждения человека (статья 41);
• право на создание профсоюзов (статья 41);
• право частной собственности и свободы частной эко
номической деятельности (статья 13);
• право на отдых (статья 43);
• право на социальное обеспечение (статья 47);
• право на жилище (статья 48);
• право на охрану здоровья (статья 45);
• право на образование (статья 49) и др.
Государство принимает на себя обязанности по реализации этих прав.
Нормы конституционного права регулируют и сферу духовно-культурных отношений. Устанавливая важнейшие принципы, на базе которых обеспечивается доступность получения духовно-культурных благ, государство создает условия для оптимального развития духовно-культурной сферы личности.
Главным элементом данной сферы является образование. Оно является основой для развития духовно-культурных отношений. Именно образование создает условия для развития не только отдельной личности, но и всего общества.
В гражданском обществе образование является основой для развития науки и культуры, которые играют важ"-ную роль в развитии духовно-культурных отношений.
Важное место в гражданском обществе отводится духовно-культурной жизни, и в частности такому важнейшему институту, как религия. На протяжении многовековой истории человечества религия традиционно объединяла людей, оказывала прямое или косвенное влияние на жизнь государства и воспитание молодого поколения. Ее влияние ощущается не только в духовной, но и в политической жизни общества.
Согласно статье 16 Конституции РеспубликиБеларусь «религии и вероисповедания равны перед законом. Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния па формирова-
I
ние духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
Запрещается деятельность религиозных организаций, их органон и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности ».
Развитию культурных отношений в Республике Беларусь способствует закрепление в статье 51 Конституции право на свободу художественного, научного, технического творчества, а также право каждого на участие в культурной жизни. Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений. Государство содействует развитию культуры, научных и технических исследований на благо общих интересов.
С этим правом неразрывно связана обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Политические отношения — это взаимодействие субъектов политики и власти; это отношения, возникающие в ходе осуществления политической власти в обществе. С помощью политической власти происходит управление делами гражданского общества, т. е. в осуществлении управления принимают участие государство и институты, образующие политическую систему общества (политические партии и движения).
Политическая власть в обществе реализуется особым политическим механизмом — политической системой. Нормы конституции обычно фиксируютне только важнейшие элементы политическойсистемы (государство, политические партии, общественные объединенияи др.), но и закрепляю: порядок деятельности политическойсистемы, основы взаимоотношениймежду ее элементами. Таким образом, конституционное законодательство определяет основы политического процесса в обществе, т. е. формы, способы и направления политической деятельности ее субъектов.
Среди важнейших видов политического процесса можно отметить:
=> избирательный; => законодательный; => бюджетный и др.
Государственная власть занимает главенствующее место среди других проявлений власти. Это объясняется спецификой государственной власти, механизмом ее осуществления и возникающих на ее основе отношений. Особенностями государственной власти являются:
• всеохватывающий характер;
• суверенность;
• единство.
Всеохватывающий характер государственной власти проявляется в том, что она объединяет всех членов общества в единое целое.
Суверенность государственной власти выражается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости. В условиях гражданского общества суверенность государственной власти вытекает из суверенитета народа.
Единство государственной власти выражается в ее концентрации в одном субъекте — народе.
Политическая власть в любом государстве осуществляется с помощью особой системы приемов, методов, способов и форм. Закрепление приемов, методов, способов и форм в конституции позволяет судить о характере политического режима, который установлен в стране. Политический режим представляет собой совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, применяемых властью средств и методов, сложившихся отношений государственной власти и общества. Политический режим дает возможность определить форму правления государства, уровень политической свободы, которой обладают его граждане.
Для развитого гражданского общества присущ демократический политический режим правления, который характеризуется активным участием граждан в политической жизни: наличием форм прямой и представительной демократии; широкой системой прав и свобод граждан, реализация которых гарантирована.
Демократический политическийрежим способствует разрешению конфликтных ситуации правовыми способами при помощи судебных органон либо специальных процедур. Он исключает возможность использования силовых методов управления.
2 Зак. 1955
7. Иасилевпч Г. А. Правовые основы взаимоотношений личнос
ти, общества и государства. Мн., Право и экономика, 1999.
8. Головко А. А. Советы народных депутатов. Мн., 1979.
9. Гражданское общество и правовое государство: предпосылки
формирования. Сб. статей. М., 1991.
10. Козлова Е. Я., Кутафин О. Е. Конституционное право Рос
сии. М., 1996.
11.Консппуционныйстатус общественных организаций в СССР / Под
ред. А. И. Щиглик. М., 1983.
12. Лукашенко А. Г. Сильная и процветающая Беларусь должна
иметь прочный идеологический фундамент. Доклад Президента
Республики Беларусь на постоянно действующем семинаре руково
дящих работников республиканских и местных государственных
органов по вопросам совершенствования идеологической работы
27 марта 2003 г. // Рэспублша. 2003. 29 марта. С. 1-7.
13. Матусевич А. В. Политическая система. Состояние и разви
тие. Мн., 1992.
14. Оболонский А. В. Какую политическую систему мы унасле
довали? // Советское государство и право. 1990. № 10. С. 59—71.
15. Пал1тычныяпарты! 1 грамадска-палггычныя рух! Беларуа /
Тэматычны зборшк (беларуастыка). Мн., 1992. № 17.
16. Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России: по
нятие, содержание, вопросы становления. М., 1994.
17. Тодыка Ю.И. Основы конституционного строя Украины.
Харьков: Факт, 1999.
18. Черниловскш 3. М. Гражданское общество: опыт исследова
ния // Государство и право. 1992. № 6.