СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИИ 1. Преамбула (введение)

Например, Мы, народ Республики Беларусь (Белару­си), исходя из ответственности за настоящее и будущее Бе­ларуси:

сознавая себя полноправным субъектом мирового сооб­щества и подтверждая свою приверженность общечелове­ческим ценностям,

основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопре­деление,

опираясь на многовековую историю развития белорус­ской государственности,

стремясь утвердить права и свободы каждого граждани­на Республики Беларусь,

желая обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства,

принимаем настоящую Конституцию — Оспошюп Закон Республики Беларусь).

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО

СТРОЯ

В современной науке конституционного (государствен­ного) права все чаще используется понятие «конституци­онный строй».

Конституционный строй это отраженные в Конституции и реально существующие устои жизни обще­ства и государства, способ организации государства, кото­рый обеспечивает подчинение его (государства) праву и характеризует его как конституционное государство; это порядок, при котором соблюдаются права и свободы чело­века и гражданина, а государство действует в соответствии с Конституцией.

Конституционный строй Республики Беларусь включа­ет систему отношений, складывающихся в обществе и за­крепленных всеми отраслями национального права и зако­нодательства. Ведущую роль среди них играют нормы, закрепляющие главные устои Белорусского государства, в качестве которых выступают основы конституционного строя, которые призваны обеспечивать Республике Бела­русь характер конституционного государства. Под осно­вами конституционного строя понимаются главные устои государства, его основные принципы, которые при­званы обеспечить Республике Беларусь характер конститу­ционного государства.

В Конституции Республики Беларусь содержится отдельный раздел I, «Основы конституционного строя», он охватывает широкий спектр конституционно регулиру­емых Общественныхотношений.

Осночы ьонспиппуциинно/о строя, согласно Консти­туции !'(•( чп/о '///л// 1>1''И1/11/1'11, составляют:

=> демократ.|м (выражающийся в народном суверени­тете, разделении властей, идеологическом и политическом Многообразии,признании и гарантировании местного са-моуправления);

=> правовое тсударстш) (воплощением которого и явля­ется конституционное государство);

=> признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью;




=> социальное рыночное хозяйство (в его рамках в ос­новном осуществляется производство и распределение то­варов и благ).

В понятие основ конституционного строя входят за­крепленные Конституцией характеристики государства. Статья 1 Конституции Республики Беларусь устанавлива­ет, что Республика Беларусь есть унитарное демократичес­кое социальное правовое государство.

Унитарное государство (от лат. ишЬаз — единство): таким государством называют единое цельное государство, которое делится на административно-территориальные единицы. В отличие от федерации в унитарном государ­стве имеется одна конституция, один высший представи­тельный орган, одно правительство, один президент и т. д., что создает организационно-правовые предпосьшки для усиления центральной власти на территории всей страны.

Демократическое государство. Так называется государство, устройство и деятельность которого соответ­ствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство — важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и леги­тимации всех органов этого государства является сувере­нитет народа.

Важнейшие признаки демократического государства:

• реальная представительная демократия;

• обеспечение прав и свобод человека и гражданина,
Социальное государство. Характеристика государ­
ства как социального означает, что государство служит об­
ществу и стремится свести к минимуму общественные раз­
личия, создает такие условия, которые обеспечивают дос­
тойную жизнь и свободное развитие человека. Социаль­
ным обычно называется государство, которое берет на се­
бя обязанность заботиться о равной справедливой возмож­
ности для достижения благосостояния каждого человека,
благополучии своих граждан, их социальной защищеннос­
ти. Создает условия для полной занятости населения,
обеспечивает вопросы охраны труда; перераспределяет до­
ходы через государственный бюджет, обеспечивает людям

11 рожиточный минимум.

В Конституции Республики Беларусь характеристика государства как социального нашли отражение в статьях

13, 21, 41 и др. В статье 211 выделена главная цель соци­ального государства: «достойный уровень жизни». В раз­деле II «Личность, общество, государство» дается расшиф­ровка обязанностей государства:

• охрана труда и здоровья людей;

• установление гарантированного минимального разме­
ра оплаты труда;

• обеспечение государственной поддержки семьи, материн­
ства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

• развитие системы социальных служб;

• установление государственных пенсий, пособий;

• иные гарантии социальной защиты.

Правовое государство -• государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной целью ставит обеспечение прав и свобод человека. Право­вое государство должно фактически сложиться как систе­ма гарантий от административного вмешательства в само­регулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство — это высо­кий уровень авторитета государственности, реальный ре­жим господства права, обеспечивающий все права челове­ка и гражданина в экономической и духовной сферах.

Правовым государство называется тогда, когда не толь­ко его конституционные положения, но и реальная действительность характеризуется следующими чертами:

• во-первых, принципом верховенства демократической
конституции по отношению к другим законам;

• во-вторых, приоритетом норм международного права
перед нормами национального права;

• в-третьих, обязанностью государства, его органов, уч­
реждений, должностных лиц и служащих действовать в
рамках конституции и законов;

• в-четвертых, признанием, соблюдением и защитой
прав человека;

• в-пятых, установлением основ механизма гарантий
прав и свобод;

• в-шестых, конституционным закреплением принципа
независимости суда.

1 «Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая дос­таточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий».

Неотъемлемым атрибутом правового государства явля­ется гражданское общество. Понятие «гражданское об­щество» возникло еще в Древней Греции и вплоть до XVIII в. использовалось как синоним понятия «государство». Впер­вые упоминание о гражданском обществе можно найти в трудах Аристотеля. Он писал, что прежде чем определить, что есть государство, необходимо выяснить понятие «гражданин», ибо государство есть не что иное, как сово­купность граждан, гражданское общество1.

С процессом упрочения демократических ценностей, принципов и институтов в XX в. произошло возрождение интереса к проблемам гражданского общества. Граждан­ское общество добивается демократизации власти государ­ства за счет ее передачи органам самоуправления, взаимо­действия большинства и меньшинства на основе согласова­ния позиций государственных и общественных институтов. Его развитие протекает более успешно, если государство создает для этого благоприятные условия. Для формирова­ния гражданского общества необходима сильная государ­ственная власть, которая основывается на демократизме, признании верховенства права и других принципах, лежа­щих в основе правового государства.

Гражданскому обществу присущи следующие сущест­венные признаки:

• во-первых, это общество подлинной свободы и демо­
кратии, в котором признается приоритет прав человека;

• во-вторых, это общество, построенное на основе прин­
ципов самоуправления, свободной инициативы граждан и
их коллективов;

• в-третьих, это общество социального рыночного хо­
зяйства, в котором обеспечена свобода экономической де­
ятельности, предпринимательства, труда, разнообразие и
равноправие всех форм собственности и равная их защи­
та, общественная польза и добросовестная конкуренция;

• в-четвертых, это общество, которое обеспечивает соци­
альную защищенность граждан, достойную жизнь и разви­
тие человека.

Важнейшими структурными элементами граждан­ского общества являются:

• добровольно сформировавшиеся первичные само­
управляющиеся общности людей (семья, различные ассо-

1 Аристотель. Политика. М., 1965. Ч. 3. С. 5.





циации, хозяйственные корпорации и другие обществен­ные объединения);

• совокупность негосударственных (т. е. неполитичес­
ких) общественных отношений;

• производственная и частная жизнь людей, их обычаи,
нравы и традиции;

• сфера самоуправления свободных индивидов и их органи­
заций, защищенная от вмешательства государственной власти.

В некоторых конституциях государств мира отсутству­ют специальные разделы, посвященные гражданскому об­ществу. В других конституциях важнейшие институты гражданского общества закрепляются. Так, в раздел I «Основы конституционного строя» и в разделе II «Лич­ность, общество, государство» Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, приня­тыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.) зафиксированы основные условия и предпосылки, необхо­димые для развития новой экономической системы и граж­данского общества: равенство всех форм собственности, единое экономическое пространство, широкий круг прав и свобод человека и гражданина, активность общественных объединений, содействие государства развитию институтов гражданского общества.

Важнейшим элементом фундамента гражданского обще­ства является институт экономических отношений. Эконо­мические отношения представляют собой экономичес­кий базис гражданского общества и складываются из отно­шений собственности, производства, обмена, распределе­ния и потребления материальных и духовных благ. В сво­ей основе экономические отношения возникают и развива­ются объективно. В то же время общество и государство, используя законодательство и социальные нормы, могут оказывать на них существенное влияние.

Как система гражданское общество охватывает и соци­альные отношения, с помощью которых осуществляет­ся социальная политика государства. Важнейшими направ­лениями социальной политики являются регулирование от­ношений между трудом и капиталом, регулирование меж­национальных отношений, а также охрана окружающей среды, охрана жизни и здоровья человека, защита прав потребителя и др.

Основополагающие принципы социальных отношений нашли свое отражение в Конституции Республики Бела-

русь. Конституция Республики Беларусь в широком объ­еме зафиксировала все общепризнанные мировым сообще­ством социально-экономические права и свободы человека. Среди них:

• право на труд как наиболее достойный способ само­
утверждения человека (статья 41);

• право на создание профсоюзов (статья 41);

• право частной собственности и свободы частной эко­
номической деятельности (статья 13);

• право на отдых (статья 43);

• право на социальное обеспечение (статья 47);

• право на жилище (статья 48);

• право на охрану здоровья (статья 45);

• право на образование (статья 49) и др.

Государство принимает на себя обязанности по реализа­ции этих прав.

Нормы конституционного права регулируют и сферу духовно-культурных отношений. Устанавливая важ­нейшие принципы, на базе которых обеспечивается дос­тупность получения духовно-культурных благ, государ­ство создает условия для оптимального развития духовно-культурной сферы личности.

Главным элементом данной сферы является образова­ние. Оно является основой для развития духовно-куль­турных отношений. Именно образование создает условия для развития не только отдельной личности, но и всего об­щества.

В гражданском обществе образование является основой для развития науки и культуры, которые играют важ"-ную роль в развитии духовно-культурных отношений.

Важное место в гражданском обществе отводится ду­ховно-культурной жизни, и в частности такому важ­нейшему институту, как религия. На протяжении много­вековой истории человечества религия традиционно объе­диняла людей, оказывала прямое или косвенное влияние на жизнь государства и воспитание молодого поколения. Ее влияние ощущается не только в духовной, но и в поли­тической жизни общества.

Согласно статье 16 Конституции РеспубликиБеларусь «религии и вероисповедания равны перед законом. Взаи­моотношения государства и религиозных организаций ре­гулируются законом с учетом их влияния па формирова-

I

ние духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

Запрещается деятельность религиозных организаций, их органон и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с наруше­нием прав и свобод граждан, а также препятствует испол­нению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности ».

Развитию культурных отношений в Республике Бела­русь способствует закрепление в статье 51 Конституции право на свободу художественного, научного, техни­ческого творчества, а также право каждого на участие в культурной жизни. Это право обеспечивается общедос­тупностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений. Государство содействует развитию культуры, научных и технических исследований на благо общих интересов.

С этим правом неразрывно связана обязанность забо­титься о сохранении исторического и культурного насле­дия, беречь памятники истории и культуры.

Политические отношения — это взаимодействие субъектов политики и власти; это отношения, возникаю­щие в ходе осуществления политической власти в общест­ве. С помощью политической власти происходит управле­ние делами гражданского общества, т. е. в осуществлении управления принимают участие государство и институты, образующие политическую систему общества (политиче­ские партии и движения).

Политическая власть в обществе реализуется особым по­литическим механизмом — политической системой. Нор­мы конституции обычно фиксируютне только важнейшие элементы политическойсистемы (государство, политичес­кие партии, общественные объединенияи др.), но и закреп­ляю: порядок деятельности политическойсистемы, основы взаимоотношениймежду ее элементами. Таким образом, конституционное законодательство определяет основы по­литического процесса в обществе, т. е. формы, способы и направления политической деятельности ее субъектов.

Среди важнейших видов политического процесса можно отметить:

=> избирательный; => законодательный; => бюджетный и др.

Государственная власть занимает главенствующее место среди других проявлений власти. Это объясняется специ­фикой государственной власти, механизмом ее осу­ществления и возникающих на ее основе отношений. Осо­бенностями государственной власти являются:

• всеохватывающий характер;

• суверенность;

• единство.

Всеохватывающий характер государственной власти проявляется в том, что она объединяет всех чле­нов общества в единое целое.

Суверенность государственной власти выража­ется в ее верховенстве, самостоятельности и независимос­ти. В условиях гражданского общества суверенность госу­дарственной власти вытекает из суверенитета народа.

Единство государственной власти выражается в ее концентрации в одном субъекте — народе.

Политическая власть в любом государстве осуществля­ется с помощью особой системы приемов, методов, спосо­бов и форм. Закрепление приемов, методов, способов и форм в конституции позволяет судить о характере полити­ческого режима, который установлен в стране. Полити­ческий режим представляет собой совокупность харак­терных для определенного типа государства политических отношений, применяемых властью средств и методов, сло­жившихся отношений государственной власти и общества. Политический режим дает возможность определить форму правления государства, уровень политической свободы, которой обладают его граждане.

Для развитого гражданского общества присущ демокра­тический политический режим правления, который харак­теризуется активным участием граждан в политической жизни: наличием форм прямой и представительной демок­ратии; широкой системой прав и свобод граждан, реализа­ция которых гарантирована.

Демократический политическийрежим способствует разрешению конфликтных ситуации правовыми способами при помощи судебных органон либо специальных проце­дур. Он исключает возможность использования силовых методов управления.



2 Зак. 1955




7. Иасилевпч Г. А. Правовые основы взаимоотношений личнос­
ти, общества и государства. Мн., Право и экономика, 1999.

8. Головко А. А. Советы народных депутатов. Мн., 1979.

9. Гражданское общество и правовое государство: предпосылки
формирования. Сб. статей. М., 1991.

10. Козлова Е. Я., Кутафин О. Е. Конституционное право Рос­
сии. М., 1996.

11.Консппуционныйстатус общественных организаций в СССР / Под
ред. А. И. Щиглик. М., 1983.

12. Лукашенко А. Г. Сильная и процветающая Беларусь должна
иметь прочный идеологический фундамент. Доклад Президента
Республики Беларусь на постоянно действующем семинаре руково­
дящих работников республиканских и местных государственных
органов по вопросам совершенствования идеологической работы
27 марта 2003 г. // Рэспублша. 2003. 29 марта. С. 1-7.

13. Матусевич А. В. Политическая система. Состояние и разви­
тие. Мн., 1992.

14. Оболонский А. В. Какую политическую систему мы унасле­
довали? // Советское государство и право. 1990. № 10. С. 59—71.

15. Пал1тычныяпарты! 1 грамадска-палггычныя рух! Беларуа /
Тэматычны зборшк (беларуастыка). Мн., 1992. № 17.

16. Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России: по­
нятие, содержание, вопросы становления. М., 1994.

17. Тодыка Ю.И. Основы конституционного строя Украины.
Харьков: Факт, 1999.

18. Черниловскш 3. М. Гражданское общество: опыт исследова­
ния // Государство и право. 1992. № 6.

Наши рекомендации