Источниками науки конституционного права

являются:

• труды отечественных и зарубежных ученых в области
конституционного права;

• конституции и другие нормативные правовые акты;

• практика функционирования конституционно-право­
вых норм и институтов в различных странах.

Конституционное право как учебная дисципли­на изучает:

=> основы действующего конституционного права;

=^> основы конституционного права как науки.

Конституционное право как учебная дисциплина рас­сматривается в комплексе: введение в конституционное право; отечественное конституционное право; конституци­онное право зарубежных стран.

При изучении конституционного права как учебной дисциплины используются следующие методы:

• исторический;

• логический;

• анализ;

• синтез;

• индукция (умозаключение от фактов к некоторой ги­
потезе; взаимодействие процессов возбуждения и торможе­
ния);

• дедукция (вывод по правилам логики, цепь умозаклю­
чений, основное средство доказательства);

• метод сравнительного правоведения и т. п.

АТА

СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

9. Финансовое право 10. Бюджетное право 11.Налоговое право 12. Таможенное право 13. Хозяйственное прано

1.Конституционное право 8. Земельное право

2. Гражданское право

8. Административное право

4. Трудовое право

5. Уголовное прапо

6. Экологическое право

7. Аграрное право

ИЕРАРХИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

• Конституция;

• конституционные законы;

• программные законы;

• нормы международного права, международные договоры и др.;

• кодексы;

• законы;

• декреты Президента Республики Беларусь;

• указы Президента Республики Беларусь;

• постановления палат Национального собрания Республики Бе­
ларусь;

• постановления Правительства — Совета Министров Республики
Беларусь;

• решения высших органов судебной власти;

• акты иных республиканских органов государственного управле­
ния;

• акты органов местного управления и самоуправления.

НОРМАТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с измене­
ниями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме
24 ноября 1996 г.) //Национальный реестр правовых актов Республи­
ки Беларусь. 1999. № 1. 1/0.

2. Конституция (Основной Закон) БССР 1919г. //Сборник норма­
тивных актов по советскому государственному праву. М., 1984.

3. Конституция (Основной Закон) БССР 1927 г. // Там же.

4. Конституция (Основной Закон) БССР 1937 г. // Там же.

5. Конституция (Основной Закон) БССР 1978 г. // Там же.

6. Декларация Верховного Совета Республики Беларусь от 27 июля
1990 г. «О государственном суверенитете Республики Беларусь» (с из­
менениями и дополнениями от 19 сентября 1991 г.) // Свод законов
БССР. 1990. № 22. Ст. 432; Ведомости Верховного Совета Республики
Беларусь. 1991. .№ .41. (т. :,.'!<;.

7. Закон 1><ЧТ от '.>'.> .им уста 1991 г. «О придании статуса консти­
туционного закона Декларации Игрхошюго Совета Белорусской Совет­
ской Социалистический Республики о государственном суверенитете Бе­
лорусской ('(тек-ком СоциалистическойРеспублики» // Ведомости
Верхом.... -о С..... га 11СГ1'. 1991. № 28. Ст. 425.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Рос­сийской Федерации. М., 1996.

2. Василевич Г. А. Конституционное право Республики Беларусь.
Мн„ 2003.

3. История государства и права БССР (1917 - 1936 гг.). Т. 1. Мн.,
1970.

4. Кистяковский Б. А. Государственное право (общее и русское).
М., 1909. С. 33- 46.

5. Конституционное право / Под ред. А. Е. Козлова. М., 1996.

6. Мухаев Р. Т. Теория государства и права. М., 2001.

7. Основы государства и права в схемах и таблицах/Под ред.
О. Е. Кутафина. М., 1996.

8. Проблемы теории государства и права/ Под ред. С. С. Алексе­
ева. М., 1979.

9. Сравнительное конституционное право/Под ред. В. Е. Чиркина.
М., 1996.

10. Тодыка Ю. Н, Конституционное право Украины: отрасль права,
наука, учебная дисциплина. Харьков, 1998.

11.Чиркин В. Е. Основы конституционного права. М., 1996.

ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О КОНСТИТУЦИИ

Конституции в современном значении важнейшего инс­титута демократии возникли в конце XVIII в. Первая конституция, действующая до настоящего времени, появи­лась в США в 1787 г. Затем были приняты конституции во Франции (1791-1793 гг.) и Польше (1793 г.). Сегодня конституции имеют большинство стран мира.

В общем виде конституцию можно определить как ос­новной закон государства, правовой акт (или совокупность правовых актов), обладающий наивысшей юридической силой и закрепляющий начала конституционного строя, регулирующий основы организации государства и взаимо­отношений государства и гражданина.

В современном демократическом государстве носителем суверенитета и единственным источником власти является народ. Только он обладает учредительной властью, поэтому конституции принимаются народом или от имени народа.

Важнейшей чертом и особенностью конституции является ее учредительный характер. Конституция учреждает:

1) основы государственного и общественногостроя;

2) механизм осуществления государственнойилагги.

Конституция носит учредительный характер еще и по­тому, что все ее предписания (установления) являются первичными и им не могут противоречить другие акты, из­даваемые государственными органами.

Другими важнейшими чертами и особенностями консти­туции являются:

1) легитимность;

2) стабильность;

3) реальность;

4) верховенство.

Сущность конституции заключается в том, что она:

• является основным законом государства;

• обладает наивысшей юридической силой;

• является политическим и идеологическим документом.

Каждая конституция выполняет следующие основные функции:

1) юридическую;

2) политическую;

3) идеологическую.

Юридическая функция конституции заключается в том, что конституция является главным источником нрава: нормы конституции обладают наивысшей юридической си­лой и лежат в основе всей системы национального права.

Политическая функция основного закона состоит в значении конституции как политического документа, оп­ределяющего государственный строй на основе правил, ус­тановленных конституцией.

Идеологическая функция конституции в ее идео­логическом воздействии: устанавливая основы взаимоотно­шений государства и человека, государства и общества, она играет определенную воспитательную роль.

Важнейшей особенностьюи характерной чертой конс­титуции янляпгя ее прнмос действие, что означает:

• нормы конституции обязательны для органов законо­
дательной, исполнительнойи судебной власти, органов
местного управления п самоуправления;

• каждый гражданин, который считает свои права нару­
шенными, ссылаясь на соответствующую статью конститу­
ции, может обратиться в суд.

Форма конституции — это способ организации за­ключенного в ней материала. Обычно конституция состо-

ит из одного или нескольких нормативных актов. Конституции большинства стран мира представляют собой единый нормативный правовой акт наивысшей юридичес­кой силы. Их называют консолидированными. Такими (едиными) актами являются Конституции Республики Бе­ларусь, Российской Федерации, Италии; Политическая Конституция Мексиканских Соединенных Штатов, Основ­ной закон ФРГ и т. д.

В ряде стран конституция представляет совокупность нормативных актов, обладающих высшей юридической силой. Так, Конституцию Финляндии составляют четыре органических закона: «Форма правления Финляндии» (1919 г.), «Акт о праве парламента контролировать закон­ность деятельности Государственного Совета и канцлера юстиции» (1922 г.), «Акт о государственном суде» (1922 г.), «Акт об Эдускунте» (1928 г.). Конституция Швеции сос­тоит из трех нормативных актов. Конституцию Канады также образуют несколько нормативных актов. Такие конституции называют неконсолидируемыми .

Структура конституции — это ее организационное строение, внутренняя последовательность, расположения ее составных частей. По своей структуре конституции раз­личны, что объясняется формой правления государства, политическим режимом, территориальным устройством, историческими условиями принятия конституции, ее фор­мой и т. д.

Структуры большинства конституций имеют общие ха­рактерные черты:

1.Преамбулу (введение);

2. Основную часть;

3. Заключительные и переходные положения;

4. Приложение.

Как и любая классификация, классификация конститу­ций носит условный характер. Нет конституций, которые были бы идентичны по всем признакам, поэтому за осно­ву классификации берут отдельные общие признаки.

Действующие конституции можно разделить на консти­туции старого п нового поколения.

Конституции старого поколения — это конституции, принятые и период с XVIII в. по XX в. (до начала Второй мировой войны): США (1793 г.), Франция (1791-1793 гг.), Польша (1793 г.), Порнсгия (1814 г.), Бельгия (1831 г.), Люксембург (1868 г.), Швейцария (1874 г.).

Конституции нового поколения -- это конституции, принятые после окончания Второй мировой войны: Ита­лия (1947 г.), Япония (1947 г.), ФРГ (1949 г.). К этой же группе относятся конституции стран, получивших незави­симость в результате распада колониальных империй.

Действующие конституции подразделяются на писаные и неписаные. Такая классификация появилась в науке в XIX в., когда в большинстве стран еще не фиксировались основные законы. К началу XXI в. в абсолютном больши­нстве стран (кроме Великобритании и Новой Зеландии) имеются писаные конституции.

Конституции классифицируют на постоянные (имею­щие неограниченный срок действия) и временные (прини­мающиеся на определенное время).

В ряде стран (Боливия, Венесуэла) принималось за всю историю более 20 постоянных конституций. История Франции знает 16 конституций: монархических, республи­канских, демократических и реакционных.

Некоторым конституциям вменяется их постоянство, неотменяемость. Так, Конституция Мексики (1917 г.), со­гласно статье 136, является нерушимой. Согласно статье 120 Конституции Греции (1975 г.), греки правомочны ока­зывать сопротивление всеми средствами любой попытке отменить конституцию.

Конституции разделяются по форме правления на: мо­нархические (Конституция Японии 1947 г.) и республи­канские (Конституция Франции 1958 г.).

В зависимости от политического режима конститу­ции бывают: демократическими; авторитарными; тотали­тарными.

Демократические конституции не только декла­рируют, по и гарантируют обеспечение прав человека и гражданина,

Авторитарные конституции ограничивают опреде­ленные ираиа, прежде нггт политические и гражданские.

Тоталитарные конституции утверждают одну идео­логию и качптнс государственной и общеобязательной.

По форме гогударгтжчшо территориального устройства конституции делятся па: федеративные (Российская Фе­дерация); унитарное (Республика Беларусь, Греция).

15 федеральных государствах конституции делятся на федеральные и на конституции субъектов федера­ции (штатов, земель, провинций, республик, областей).

По порядку изменения и дополнения конституции под­разделяются на гибкие и жесткие.

Гибкими конституциями называются конституции, которые изменяются и дополршются в том же порядке, что и текущее законодательство (Саудовская Аравия, Княже­ство Монако и др.).

Жесткие имеют сложную процедуру внесения измене­ний и дополнений в текущие законы, которые осуществля­ются:

• требованием голосования квалифицированным боль­
шинством голосов в парламенте (Италия, Япония, Респуб­
лика Беларусь (ст. 140));

• принятием поправок на референдуме (Франция, Рес­
публика Беларусь — разделы I, II, IV и VIII: «Основы
конституционного строя»; «Личность, общество, государст­
во»; «Президент, Парламент, Правительство, суд»;
«Действие Конституции Республики Беларусь и порядок
ее изменения»);

• утверждением поправок субъектами федерации (Гер­
мания, Российская Федерация, США);

• повторным принятием поправок парламентом следую­
щего созыва (Греция).

В ряде стран отдельные положения конституций имеют не одинаковую степень жесткости (Индия, Российская Фе­дерация).

Кроме того, наука конституционного права подразделя­ет конституции на юридические и фактические.

Юридическая конституция закрепляет основы госу­дарственного и общественного строя на момент ее принятия.

Развивающиеся общественные отношения нередко опе­режают конституционные нормы, регулирующие эти отно­шения. В таких условиях конституция может стать тормо­зом общественного развития. Возникает проблема отраже­ния в нормах конституции реально сложившихся факти­ческих конституций, что ведет к изменению или приня­тию новой конституции. Большинство конституций госу­дарств мира претерпели существенные изменения со вре­мени их принятия. Так, в самую старую Конституцию США внесено 27 попраиок. В Конституцию Финляндии существенные ноир.чнкн шюгились в 1926 г., 1930 г., 1943 г., 1950 г. Серия поправок была принята к Конституции Гре ции 1975 г. в 1986 г. В целом же лини, немногие копстп-

туции мира сохранили свой первоначальный текст ввиду жесткости их изменения или в связи с гибкостью своих формулировок.

Существует несколько способов принятия консти­туций: октроирование1; принятие учредительным (конс­титуционным) собранием; принятие парламентом; приня­тие путем всенародного голосования (референдума).

Октроирование - это дарованные, пожалованные властью монарха конституции. Октроирование было ха­рактерно в прошлом для абсолютных монархий. При этом в самих конституциях указывалось на их октроированный характер. В современной практике конституционализма октроирование конституций практически не встречается.

Сегодня конституции чаще всего принимаются учре­дительным (конституционным) собранием. Но при этом порядок избрания, организация деятельности и ком­петенция определяются самой конституцией или специаль­ным законом.

Принятие конституции парламентом предусмотре­но Основными законами ряда стран в порядке, предусмот­ренном для принятия обычных законов, но путем квали­фицированного большинства голосов.

В практику входит принятие конституции путем все­народного голосования (референдума) (Италия — 1947 г., Португалия — 1976 г., Испания — 1978 г., Румыния — 1991 г., Республика Беларусь — 1996 г.). В 1993 г. граждане Рос­сийской Федерации одобрили на референдуме новую Конституцию Российской Федерации, разработанную конституционным совещанием. В Республике Беларусь на республиканском референдуме, состоявшемся 24 ноября 1996 г., также были приняты и внесены изменения и до­полнения в Конституцию от 15 марта 1994 г.

Изменение конституций производится:

• решением парламента;

• путем всенародного голосования (референдума).

Как прнни.по, и|>а1ш инициативы пересмотра конститу­ции принадлежит тем же субъектам, что и в законодатель­ном процессе. Такое право в некоторых странах предостав­лено [-.папам государстк (Бельгия, Россия, Франция). В конс­титуциях некоторых государств предусматривается воз­можность пересмотра конституции в виде законопроекта

^Октроирование — (от франц. ос^гуег — даровать).

народной инициативы. В Италии законопроект народной инициативы по пересмотру конституции может быть вне­сен 50 тысячами избирателей (ст. 71 Конституции), в Австрии —100 тысячами избирателей (ст. 120).

В силу статьи 138 Конституции Республики Беларусь вопрос об изменении и дополнении Конституции рассмат­ривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, об­ладающих избирательным правом.

Закон об изменении и дополнении Конституции Рес­публики Беларусь может быть принят после двух обсуж­дений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев. Изменения и дополнения Конституции Пар­ламентом не производятся в период чрезвычайного поло­жения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.

Изменения и дополнения Конституции Республики Бе­ларусь могут быть произведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референду­ма считается принятым, если за него проголосовало боль­шинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Разделы I, II, IV, VIII Конституции Республики Бела­русь могут быть изменены только путем референдума.

АТА

Наши рекомендации