Тема 11. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации

Становление системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Современная система органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ее нормативно-правовые основы, общие требования к организации и деятельности.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Виды и структура, основные полномочия законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Депутаты законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Общая характеристика. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. Основные функции, направления деятельности, полномочия и акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. Состав, компетенция и организация деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Тема 12. Конституционные основы местного самоуправления
в Российской Федерации

Местное государственное управление, земское и городское самоуправление в дореволюционной России. Организация местной власти
в советский период. Переход к системе местного самоуправления.

Основы местного самоуправления в Российской Федерации по Конституции Российской Федерации 1993 г. и Федеральному закону
2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации».

Взаимоотношения местного самоуправления и государства. Территориальная организация местного самоуправления.

Органы и должностные лица местного самоуправления. Контрольный орган муниципального образования. Избирательная комиссия муниципального образования. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Методика преподавания курса строится на сочетании лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов.

При проведении занятий используются активные и интерактивные формы занятий (творческие задания, работа в малых группах, приглашение специалистов, экскурсии, интерактивные лекции, работа с наглядными пособиями, обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем)
в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых
в интерактивных формах, составляет не менее 30% аудиторных занятий.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Контроль успеваемости студентов, изучающих дисциплину «Конституционное право», осуществляется в соответствии с требованиями Положения о рейтинговой системе знаний студентов, утвержденного приказом ректора РГППУ от 27.09.2007 № 604, и Положения РГППУ
о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся от 30.08.2010 № 01-р/448п.

В ходе изучения дисциплины предусматриваются следующие виды контроля успеваемости студентов: входной, текущий, а также виды аттестации: внутрисеместровая, промежуточная.

Входной контроль успеваемости проводится в начале изучения дисциплины (на первом аудиторном занятии) преподавателем, обучающим студентов по данной учебной дисциплине, с использованием контрольно-измерительных материалов, утвержденных на заседании кафедры,
по которой читается дисциплина.

В качестве основных форм входного контроля успеваемости используются:

· тестирование;

· письменный опрос;

· проверочная работа и др.

Текущий контроль успеваемости проводится в процессе изучения дисциплины преподавателем, обучающим студентов по данной учебной дисциплине. Организация текущего контроля успеваемости осуществляется
в соответствии с разработанной на кафедре шкалой рейтинговых баллов
по дисциплине, которая утверждается заведующим кафедрой.

Самостоятельная работа студентов (далее – СРС) – планируемая учебная и научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Целью СРС является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. СРС способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

СРС является обязательной для каждого студента. Объем СРС определяется учебным планом.

Конкретными формами СРС при изучении дисциплины «Конституционное право» могут быть:

· подготовка к лекциям, семинарским (практическим) занятиям;

· выполнение контрольных работ;

· написание тематических докладов, рефератов на проблемные темы;

· выполнение письменных домашних заданий;

· изучение тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия;

· выполнение исследовательских и творческих заданий;

· реферирование статей, отдельных разделов монографий;

· изучение учебных пособий;

· изучение и конспектирование хрестоматий и сборников документов;

· аннотирование монографий или их отдельных глав, статей;

· участие студентов в составлении тестов;

· составление библиографических списков;

· участие в научно-практических конференциях;

· занятия в библиотеке и др.

В качестве контроля СРС помимо указанных в пункте 4.1 настоящей рабочей программы используются следующие формы:

· проверка письменных домашних заданий;

· проверка рефератов и письменных докладов;

· тестирование;

· коллоквиумы;

· индивидуальные беседы и консультации с преподавателем;

· проверка конспектов практических занятий, источников, монографий и статей;

· внутрисеместровая аттестация по дисциплине и др.

Планы практических занятий

Тема 1. Общая характеристика конституционного права как отрасли права и как науки. (2 часа)

2. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права.

3. Конституционно-правовые отношения и их субъекты.

4. Источники конституционного права России.

5. Основные этапы развития конституционного права.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение отрасли конституционного права

2. Определите предмет и метод отрасли конституционного права.

3. В чем проявляется базовый характер отрасли конституционного права?

4. Охарактеризуйте предмет и пределы конституционного регулирования.

5. Каковы источники конституционного права Российской Федерации?

6. Раскройте содержание основных этапов развития конституционного права.

7. Каковы роль и перспективы конституционного права в современных условиях?

Тема 2. Конституция Российской Федерации(6 часов)

1. Понятие и функции Конституции.

2. Классификация конституций.

3. Содержание и структура действующей Конституции РФ.

4. Основные черты и юридические свойства Конституции РФ.

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные черты конституции?

2. Определите причины появления новых конституций.

3. Назовите свойства и функции Конституции РФ.

4. Определите основные особенности содержания Конституции 1993 г.

5. Как Конституция Российской Федерации соотносится с иными нормативными актами?

6. Каков порядок пересмотра Конституции РФ?

7. Какие способы принятия новой Конституции существуют в Российской Федерации?

Тема 3. Основы конституционного строя РФ (6 часов)

1. Общая характеристика конституционного строя РФ: понятие и принципы.

2. Народный суверенитет, государственный суверенитет Российской Федерации как основа конституционного строя.

3. Институты непосредственной и представительной демократии в конституционном строе Российской Федерации.

4. Институты гражданского общества в системе конституционного строя России.

Контрольные вопросы:

1. Дайте понятие конституционных характеристик Российского государства, раскройте их.

2. Как соотносятся народный, государственный и национальный суверенитет?

3. Дайте определение понятию «демократическое государство», раскройте его отличительные черты.

4. Какова нормативно-правовая база, порядок подготовки
и проведения референдума?

5. Раскройте значение выборов как института непосредственной демократии.

6. Как реализуется в РФ народная правотворческая инициатива?

7. Каковы особенности конституционно-правового регулирования статуса политических партий?

8. В чем состоит значение деятельности Общественной палата Российской Федерации?

Тема 4. Конституционный статус личности в Российской Федерации (6 часов)

1. Конституционное положение человека и гражданина.

2. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина
в Российской Федерации.

3. Гражданство как конституционный (государственно-правовой) институт.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте принципы конституционно-правового положения человека и гражданина в Российской Федерации.

2. Как классифицируются основные права и свободы граждан Российской Федерации, каково их содержание и гарантии?

3. Каковы основания и порядок приобретения и прекращения российского гражданства?

4. Раскройте конституционные основы статуса беженцев, вынужденных переселенцев, иностранных граждан и лиц без гражданства.

5. Каковы основные права, свободы и обязанности иностранных граждан, их гарантии?

6. Действующее законодательство Российской Федерации о правовом статусе лиц без гражданства, беженцев и мигрантов.

Тема 5. Государственное устройство Российской Федерации
(6 часов)

1. Понятие, основные элементы и принципы государственного устройства. Формы государственного устройства.

2. Нормативно-правовая основа Российской Федерации. Основные характеристики Российской Федерации как федеративного государства.

3. Компетенция Российской Федерации и субъектов РФ.

4. Изменение состава субъектов Российской Федерации.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте исторические этапы российского федерализма с 1917 г. по 1993 г.

2. Раскройте особенности федеративного устройства России.

3. Каковы особенности конституционно-правового статуса различных субъектов Федерации?

4. Определите предметы ведения и полномочия Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, предметы ведения и полномочия субъектов РФ.

5. Как регламентируется принятие в состав Российской Федерации нового субъекта РФ, образование в составе Российской Федерации нового субъекта РФ?

Тема 6. Избирательная система Российской Федерации (6 часов)

1. Понятия «выборы», «избирательное право» и «избирательная система»; принципы избирательной системы.

2. Нормативно-правовая основа выборов в Российской федерации.

3. Избирательный процесс и его стадии.

4. Референдум как форма непосредственного волеизъявления российского народа: понятие, виды референдумов.

Контрольные вопросы:

1. В чем проявляется демократизм избирательного процесса
в Российской Федерации?

2. Каковы основные параметры, характеризующие выборы как подлинно свободные?

3. Мажоритарная и пропорциональной системы выборов: понятие
и содержание.

4. Как осуществляется организация и проведение выборов в РФ?

5. Каков порядок организации и проведения референдумов?

Тема 7. Президент Российской Федерации. Федеральное собрание Российской Федерации(2 часа)

1. Основы статуса Президента Российской Федерации. Место Президента РФ в системе органов государственной власти России.

2. Конституционные функции и полномочия Президента РФ.

3. Акты Президента Российской Федерации.

4. Органы при Президенте Российской Федерации. Администрация Президента Российской Федерации.

Контрольные вопросы:

1. Каков порядок занятия должности Президента и прекращение его полномочий?

2. Конституционные основы взаимоотношений Президента
с Федеральным Собранием, Правительством РФ и Государственными органами субъектов Российской Федерации.

3. Каковы полномочия Президента РФ в области обеспечения конституционного статуса личности?

4. Какова роль Президента РФ в законодательном процессе Федерального Собрания?

5. В чем состоят полномочия органов при Президенте РФ при организации его деятельности?

Тема 8. Федеральное собрание Российской Федерации (6 часов)

1. Положение парламента в системе государственных органов.

2. Структура Федерального Собрания Российской Федерации, состав палат.

3. Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации и порядок их осуществления.

4. Федеральный законодательный процесс.

Контрольные вопросы:

1. Как формируются палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Каковы полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации?

3. Каковы полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации?

4. Охарактеризуйте конституционно-правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы?

5. Основные этапы законодательного процесса.

6. Каков порядок опубликования и вступления в силу актов Федерального Собрания, Совета Федерации, Государственной Думы.

Тема 9. Конституционные основы организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти (6 часов)

1. Система федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации.

2. Состав и структура Правительства РФ.

3. Полномочия и акты Правительства Российской Федерации.

4. Формирование Правительства России. Основания и порядок отставки.

Контрольные вопросы:

1. Дайте понятие системы исполнительных органов государственной власти.

2. Каково место Правительства РФ в системе органов государственной власти?

3. Как осуществляется законодательное регулирование статуса Правительства Российской Федерации?

4. Как формируется Правительство России?

5. Охарактеризуйте организацию деятельности Правительства Российской Федерации?

6. Как обеспечивается деятельность Правительства Российской Федерации?

7. Каковы основания и порядок отставки Правительства Российской Федерации?

Тема 10. Конституционные основы статуса судебной власти и прокуратуры в РФ(6 часов)

1. Конституционно-правовые основы судебной системы Российской Федерации.

2. Основы статуса судей в Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации.

4. Конституционные основы статуса прокуратуры
в Российской Федерации.

Контрольные вопросы:

1. Конституционно-правовая природа и сущность судебной власти.

2. Каковы конституционные принципы правосудия в РФ?

3. Конституционный Суд Российской Федерации в системе судебной власти.

4. Нормативно-правовые основы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.

5. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

6. Порядок назначения на должность и статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

7. Срок полномочий судей Конституционного Суда Российской Федерации.

8. Гарантии статуса и деятельности судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

9. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

10. Охарактеризуйте систему органов прокуратуры.

11. Каковы конституционно-правовая природа и назначение прокуратуры
и прокурорского надзора.

Тема 11. Органы государственной власти субъектов РФ (6 часов)

1. Нормативно-правовые основы организации и деятельности системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ.

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.

Контрольные вопросы:

1. Каковы общие требования к организации и деятельности системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации?

2. В чем заключаются основные полномочия законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской Федерации?

3. Каковы основы деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации?

4. Какова компетенция конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации?

5. Охарактеризуйте состав и организацию деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации?

6. Дайте характеристику органам государственной власти Свердловской области.

Тема 12. Конституционные основы местного самоуправления
в Российской Федерации(6 часов)

1.Сущность и правовые основы организации местного самоуправления.

2. Взаимоотношения местного самоуправления и государства.

3. Компетенция муниципальных образований.

4. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении.

Контрольные вопросы:

1. Как закрепляют правовое положение местного самоуправления Конституция Российской Федерации 1993 г. и Федеральный закон
2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации»?

2. Каковы порядок образования и компетенция представительных органов местного самоуправления в РФ?

3. Глава муниципального образования (порядок избрания, компетенция, акты).

4. Местная администрация (порядок образования, структура, полномочия, акты).

5. Какова экономическая основа местного самоуправления?

6.2. Темы докладов, рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям

1. Конституционное право – ведущая отрасль права национальной правовой системы.

2. Наука конституционного права в России: история развития
и современность.

3. Основные тенденции развития отрасли конституционного права
в Российской Федерации.

4. Понятие и виды источников конституционного права России.

5. Высшая юридическая сила и прямое действие Конституции РФ.

6. «Жесткие» и «гибкие» конституции.

7. Народное представительство, его значение, основные черты, конституционные формы и оценки.

8. Гарантии стабильности конституции.

9. Государственно-правовое регулирование функционирования политических партий.

10. Основы правового статуса личности в Российской Федерации.

11. Закон в системе источников конституционного права.

12. Законотворческая деятельность субъектов РФ.

13. Идея разделения властей: содержание, сочетание с принципом единства власти, разнообразие конституционных моделей.

14. Изменение состава и наименований субъектов РФ.

15. Институт Уполномоченного по правам человека в России.

16. Институты конституционного надзора и контроля, их роль в обеспечении конституционной законности и верховенства конституции.

17. Исторические этапы российского федерализма с 1917 г. по 1993 г.

18. Источники и субъекты конституционно-правовой ответственности.

19. Компетенция законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

20. Конституционные основы взаимоотношений Российской Федерации и субъектов РФ: формы влияния, взаимодействия, возможности и механизмы разрешения споров

21. Конституционная поправка: понятие, процедуры внесения
и принятия.

22. Конституционно-правовая основа социального государства.

23. Конституционно-правовая ответственность в сфере избирательного процесса.

24. Конституционно-правовая ответственность государства, высших органов и должностных лиц государственной власти в Российской Федерации.

25. Конституционно-правовая ответственность политических партий
и общественных объединений.

26. Конституционное Собрание: назначение, состав, конституционные полномочия и процедуры деятельности.

27. Конституционные институты непосредственной демократии.

28. Конституционный статус Президента Российской Федерации.

29. Место Федерального Собрания в системе органов государственной власти

30. Особенности приобретения и прекраще­ния гражданства в РФ

6.3. Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к ее выполнению

Выполнение контрольной работы следует начинать с определения ее варианта. Вариант контрольной работы определяется по начальной букве Вашей фамилии: А – В – 1 вариант; Г – Е – 2 вариант; Ж – И – 3 вариант;
К – М – 4 вариант; Н – П – 5 вариант; Р – Т – 6 вариант; У – Х – 7 вариант;
Ц – Щ – 8 вариант; Э – Я – 9 вариант.

Каждый вариант контрольной работы включает 3 задания.

Первое задание требует проведение анализа нормативных правовых актов.

Второе задание представляет собой юридическую задачу, решение которой предполагает привлечение действующего законодательства.

Третье задание предполагает анализ и систематизацию материала
в виде таблицы или схемы.

К контрольной работе предъявляются следующие требования:

1. Работа должна содержать подробные и обоснованные ответы
на поставленные вопросы, ссылки на конкретные правовые нормы и судебную практику, подтверждающие каждый применяемый Вами аргумент.

2. Все используемые правовые нормы необходимо обосновать, раскрыть порядок их применения и толкования.

3. На титульном листе работы следует указать:

Ø Название дисциплины, по которой выполняется работа;

Ø Номер выполняемого варианта;

Ø ФИО, номер группы, курс, форму обучения.

4. В конце работы должен быть представлен перечень использованной литературы и правовых актов.

5. Работа должна быть представлена в печатном виде (набрана
на компьютере в редакторе Microsoft Word шрифтом Times New Roman 14
с полуторным междустрочным интервалом).

ВАРИАНТ 1

1. На основе Конституции РФ, Закона РСФСР от 22 марта 1991 г.
№ 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ
«О защите конкуренции» проанализируйте ограничения для реализации права граждан на экономическую деятельность.

2. Администрация г. Екатеринбурга обратилась в суд с заявлением
о признании противоречащими федеральному законодательству,
не действующими и не подлежащими применению отдельные нормы Закона Свердловской области «Об особенностях муниципальной службы
на территории Свердловской области» от 29 октября 2007 г. № 136-ОЗ, ссылаясь на то, что данные нормы предусматривают ограничение граждан
в поступлении на муниципальную службу в Свердловской области в случае их близкого родства, если их муниципальная служба связана
с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Эта норма противоречит Трудовому кодексу РФ и Федеральному закону «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», которые не предусматривают ограничения совместной муниципальной службы близких родственников.

Вправе ли муниципальное образование оспаривать в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, затрагивающие права и законные интересы местного самоуправления?

Подлежит ли удовлетворению исковое заявление администрации
г. Екатеринбурга?

3. Составьте таблицу общих черт и особенностей в правовом статусе Конституционного суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.

ВАРИАНТ 2

1. Используя Конституцию РФ, федеральные законы «О языках народов Российской Федерации» от 25 октября 1991 г. № 1807-I
«Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ,
«О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ, раскройте государственные гарантии права на выбор языка воспитания, обучения и гарантии изучения языков народов РФ.

2. Заместитель Генерального прокурора в РФ Н. внес
в Квалификационную коллегию судей Свердловской области представление о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении председателя Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга В.К. Безбородова. Руководствуясь п. 3 ст. 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей
в Российской Федерации» от 26 июня 1996 г. № 3132-1, Квалификационная коллегия судей Свердловской области своим решением от 26 ноября 2009 г. признала «невозможным выразить согласие на возбуждение
в отношении В.К. Безбородова уголовного дела» и отказала
в удовлетворении этого представления.

Полагая, что п. 3 ст. 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» противоречит ст. 17 и 19 (ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации и существенно нарушает его права, Н. обратился
с жалобой в Конституционный суд РФ.

Соответствует ли Конституции РФ п. 3 ст. 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»?

Можно ли обжаловать в судебном порядке решение квалификационной коллегии судей об отказе в возбуждении в отношении судьи уголовного дела?

3. Перечислите общие конституционные признаки и особенности правового статуса республики и области как субъектов Российской Федерации.

ВАРИАНТ 3

1. Используя Конституцию РФ, федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, раскройте государственные гарантии реализации права человека на образование.

2. Семья Сидоровых проживает в квартире на основании договора найма, который заключен с хозяйкой квартиры Петровой. Хозяйка квартиры Петрова, под предлогом «контроля за чистотой» регулярно приходит
в квартиру, причем в отсутствие Сидоровых. Сидоровы попытались объяснить Петровой, что таким образом она нарушает их право
на неприкосновенность жилища. На это Петрова ответила, что жилище это принадлежит ей, приходить она может в любое время, т.к. не полностью доверяет новым жильцам и, таким образом, проверяет, поддерживают ли они в квартире должный порядок.

Имеет ли значение для конституционно-правовой защиты жилища правовая форма отношения к этому жилищу? Нарушается ли право Сидоровых в данной ситуации?

3. Внимательно изучите Федеральный закон от 4 марта 1998 г.
«О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» и Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 12-П. Схематично изобразите порядок принятия Закона РФ о поправке
к Конституции РФ. Поясните, чем отличается процедура принятия поправок к главам 3 – 8 Конституции РФ от процедуры принятия федерального конституционного закона.

ВАРИАНТ 4

1. На основании Конституции РФ и федерального закона N 19-ФЗ
от 10 января 2003 года "О выборах Президента Российской Федерации" проанализируйте каждый этап процесса выдвижения кандидата в депутаты от политической партии.

2. С., будучи депутатом Государственной Думы Федерального собрания РФ, при голосовании за проект Федерального закона
«О федеральном бюджете Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» подал голос против данного законопроекта. Тем самым он нарушил решение, принятое на заседании депутатской фракции ЛДПР, о консолидированном голосовании за данный законопроект.
На заседании депутатской группы было принято решение о лишении депутата Государственной Думы С. депутатских полномочий.

Правомерно ли решение депутатской фракции о лишении С. депутатских полномочий в данной ситуации?

3. Дайте анализ реформы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти по Указу Президента Российской Федерации № 636 от 21 мая 2012 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

ВАРИАНТ 5

1. Используя Конституцию РФ, федеральные законы "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ,
"О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-1, "О полиции" от 7 февраля 2011 N 3-ФЗ, "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ, назовите виды государственной службы и проанализируйте государственные гарантии равного доступа граждан к государственной службе.

2. Гражданин В. Владимиров пришел на избирательный участок, чтобы проголосовать. Однако, при проверке его паспорта, выяснилось, что он недействителен, так как истек срок его действия. Участковая избирательная комиссия отказалась выдавать избирательный бюллетень гражданину Владимирову. Владимиров обратился в суд, поскольку считал, что его избирательные права были нарушены.

Правомерны ли действия комиссии? Какое решение по данному делу вынесет суд? Составьте заявление в суд от имени гражданина В.Владимирова, подобрав необходимые аргументы.

3. Составьте полный перечень документов, необходимых для выезда ребенка из Российской Федерации на отдых, если он:

— выезжает в сопровождении обоих родителей;

— выезжает в сопровождении одного из родителей. При этом родители находятся в разводе;

— выезжает в сопровождении одного из родителей. При этом родители состоят в браке;

— выезжает в составе группы школьников в сопровождении классного руководителя.

ВАРИАНТ 6

a. На основании Конституции РФ, федерального закона
«О политических партиях» от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ, устава любой политической партии определите правовой статус члена политической партии.

2. Прокурор Верх-Исетского района г. Екатеринбурга обратился в суд
с заявлением о ликвидации религиозной организации «Библейский Центр Свердловской области христиан веры евангельской (пятидесятников» (далее – Библейский Центр), сославшись на то, что эта религиозная организация,
не являясь образовательным учреждением, в нарушение законодательства Российской Федерации ведёт образовательную деятельность без создания соответствующего образовательного учреждения и при отсутствии необходимой лицензии, что в силу абз. 3 п. 1 ст. 14 Федерального закона
«О свободе совести и о религиозных объединениях» является основанием для её ликвидации. Библейский Центр осуществлял образовательную деятельность в созданном им Уральском Библейском колледже, который
в качестве юридического лица не был зарегистрирован и необходимой лицензии на такую деятельность не имел.

Каким должно быть решение суда? По каким основаниям могут быть ликвидированы религиозные организации? Для ответа на эти вопросы проанализируйте Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ, его статьи 14 и 19.

3. Проведите сравнительный анализ двух федеральных законов
№ 95-ФЗ от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» и № 82-ФЗ 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях». Результаты оформите в виде таблицы (общие черты, различия в определении понятия, организационно-правовых формах, учредителях (участниках), порядке регистрации, правах
и обязанностях, основаниях приостановления и прекращения деятельности).

ВАРИАНТ 7

1. Используя федеральные законы от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ
"Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", № 95-ФЗ от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» и Указ Президента РФ от 27 декабря 2004 г. № 1603 "О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации", проанализируйте основные этапы процесса наделения гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ.

2. Общественная организация инвалидов «Помощь» имеет мастерскую по ремонту инвалидной техники и протезов. В этой мастерской оказывают услуги по соответствующему ремонту не только членам данной общественной организации, но и любому обратившемуся в мастерскую гражданину.

Является ли такая деятельность законной? На каких условиях общественные объединения могут осуществлять общественную деятельность?

3. Проведите сравнительный анализ устройства и компетенции Федерального Собрания Российской Федерации и законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, в котором Вы официально зарегистрированы по месту проживания. Результаты сравнения оформите в виде таблицы.

ВАРИАНТ 8

1. Используя Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ
«О свободе совести и религиозных объединениях», приведите классификацию религиозных объединений по различным основаниям, определите и проанализируйте основные этапы регистрации религиозных объединений.

2. В г. Алапаевске состоялся митинг жителей, на котором публично осуждалась политика действующих властей города, звучали призывы
к отставке главы города, а также привлечению к уголовной ответственности коррумпированных чиновников.

Допустимо ли проведение публичного мероприятия, в ходе которого звучат подобные призывы?

3. Используя Федеральный закон от 19 февраля 1993 N 4528-1
"О беженцах" и Закон РФ от 19 февраля 1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", сравните правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. Результаты сравнительного анализа оформите в табличной форме.

ВАРИАНТ 9

1. Сформулируйте понятие «достоинство человека». Используя Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1987 г., Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ, постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 августа 1992 г. № 10 "О выполнении судами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации
по применению законодательства об ответственности за вымогательство" определите государственные гарантии соблюдения права человека
на достоинство.

2. Кандидат в депутаты К. представил в окружную избирательную комиссию по регистрации кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ подписные листы для регистрации кандидатом
в депутаты. Подписные листы имели недостатки (не сброшюрованы и
не до конца пронумерованы). Кроме того, в окружную избирательную комиссию К. не представил надлежащим образом оформленные избирательные документы, необходимые для регистрации: протокол
об итогах сбора подписей избирателей в 2 экземплярах; сведения
об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных; первый финансовый отчет.

Регистрация кандидатов в депутаты закончилась 22 октября 2003 г.
До истечения указанного законом времени эти недостатки кандидатом
в депутаты К. так и не были устранены, и прием документов от него был прекращен.
В регистрации К. было отказано на основании «отказа в приеме документов»

Представляет ли Федеральный закон право окружной избирательной комиссии отказать кандидату в депутаты в принятии документов
по мотиву отсутствия каких-либо необходимых для регистрации документов?

Основанием для принятия какого решения может быть факт установления такого обстоятельства?

3. Изучите Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г.
«О референдуме Российской Федерации». Схематично изобразите процедуру подготовки и проведения референдума РФ с указанием субъектов и сроков процессуальных действий.

6.4. Вопросы для подготовки к зачету,экзамену

2. Понятие и предмет конституционного права.

3. Конституционно-правовые нормы и институты.

4. Конституционно-правовые отношения, их виды, содержание, субъекты.

5. Источники конституционного права РФ.

6. Система конституцио<

Наши рекомендации