ТЕМА 13. Усыновление – приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Понятие утраты родительского попечения. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей. Формы принятия детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семью.
Понятие, основания и значение усыновления. Субъекты отношений по усыновлению. Учет детей, и лиц, желающих усыновить детей. Условия и порядок усыновления, согласия на усыновление. Особенности усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства. Особенности рассмотрения судами дел об установлении усыновления. Правовые последствия усыновления. Тайна усыновления и способы ее обеспечения. Тайна усыновления и права ребенка жить и воспитываться в семье и знать своих родителей. Отмена усыновления, основания и порядок. Правовые последствия отмены усыновления ребенка.
ТЕМА 14. Опека и попечительство над детьми
Понятие, условия и цели опеки и попечительства над детьми. Виды опеки и попечительства. Дети, над которыми устанавливается опека или попечительство. Опекуны и попечители, требования к личности опекунов и попечителей, их права и обязанности.
Права детей, находящихся под опекой (попечительством). Органы опеки и попечительства их функции и полномочия. Основные положения федерального закона «Об опеке и попечительстве» в отношении детей.
Прекращение опеки (попечительства) над детьми.
Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ТЕМА 15. Приемная семья
Понятие приемной семьи. Основания возникновения приемной семьи. Приемные родители. Требования, предъявляемые к приемным родителям и их статус. Порядок создания приемной семьи. Дети, которые передаются на воспитание в приемную семью.
Договор о приемной семье: субъекты, содержание, форма. Обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемной семье.
Права детей, находящихся на воспитании в приемной семье.
Основания и последствия прекращения договора о приемной семье.
ТЕМА 16. Правовое регулирование семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства
Особенности правового регулирования брака и развода с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
Особенности правового регулирования личных неимущественных и имущественных отношений супругов с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
Особенности правового регулирования отношений родителей и детей и других членов семьи с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
Особенности правового регулирования усыновления с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 22 января 1993 года.
5.2. Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план)
Таблица 3.1
Тематический план для очной формы обучения (срок обучения 4 года)
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | |
Лекции (актив. ф., интерактивная ф.) | Семинары (практические занятия) (интерактивная ф.) | ||||
3 курс | |||||
1. | Понятие, предмет, метод и принципы семейного права РФ | лекция в форме беседы семинар в диалоговом режиме | |||
2. | История отечественного семейного законодательства | лекция в форме беседы подготовка докладов с презентациями | |||
3. | Семейное законодательство | лекция в форме беседы групповая дискуссия решение практических задач | |||
4. | Семейные правоотношения | ||||
5. | Осуществление и защита семейных прав | ||||
6. | Брак. Правовое регулирование заключения брака по законодательству РФ | фронтальный экспресс опрос группы круглый стол по проблемным темам | |||
7. | Прекращение брака | семинар в диалоговом режиме составление искового заявления о расторжении брака | |||
8. | Права и обязанности супругов | решение практических задач составление юридических документов | |||
9. | Договорный режим имущества супругов | ||||
ВСЕГО: | |||||
4 курс | |||||
10. | Права и обязанности родителей и детей | тестирование семинар в диалоговом режиме | |||
11. | Общая характеристика алиментных обязательств. Алиментные обязательства родителей и детей | фронтальный экспресс-опрос решение практических задач | |||
12. | Алиментные обязательства супругов и бывших супругов. Алиментные обязательства других членов семьи. Порядок уплаты и взыскания алиментов | тестирование групповая дискуссия составление юридических документов | |||
13. | Усыновление – приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей | фронтальный экспресс-опрос анализ законодательства Нижегородской области решение практических задач | |||
14. | Опека и попечительство над детьми | ||||
15. | Приемная семья | ||||
16. | Правовое регулирование семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства | лекция в форме беседы тестирование фронтальный экспресс-опрос | |||
ВСЕГО: | |||||
ИТОГО: | |||||
Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах |
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме, составляет 68 %.
Таблица 3.2
Тематический план для заочной формы обучения на базе СО
(срок обучения 4 года)
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | |
Лекции (актив. ф., интерактивная ф.) | Семинары (практические занятия) (интерактивная ф.) | ||||
1. | Понятие, предмет, метод и принципы семейного права РФ | лекция в форме беседы семинар в диалоговом режиме | |||
2. | История отечественного семейного законодательства | - | - | самостоятельная работа | |
3. | Семейное законодательство | - | - | самостоятельная работа со справочными правовыми системами | |
4. | Семейные правоотношения | - | - | самостоятельная работа | |
5. | Осуществление и защита семейных прав | - | - | самостоятельная работа с нпа | |
6. | Брак. Правовое регулирование заключения брака по законодательству РФ | - | лекция в форме беседы | ||
7. | Прекращение брака | - | семинар в диалоговом режиме решение практических задач | ||
8. | Права и обязанности супругов | - | семинар в диалоговом режиме решение практических задач | ||
9. | Договорный режим имущества супругов | - | - | самостоятельная работа с научной литературой | |
10. | Права и обязанности родителей и детей | - | лекция в форме беседы тестирование семинар в диалоговом режиме решение практических задач | ||
11. | Общая характеристика алиментных обязательств. Алиментные обязательства родителей и детей | - | семинар в диалоговом режиме решение практических задач | ||
12. | Алиментные обязательства супругов и бывших супругов. Алиментные обязательства других членов семьи. Порядок уплаты и взыскания алиментов | - | - | самостоятельная работа с научной литературой | |
13. | Усыновление – приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей | - | лекция в форме беседы семинар в диалоговом режиме решение практических задач | ||
14. | Опека и попечительство над детьми | - | - | самостоятельная работа | |
15. | Приемная семья | - | - | самостоятельная работа со справочными правовыми системами | |
16. | Правовое регулирование семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства | - | - | самостоятельная работа | |
ВСЕГО: | |||||
Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах |
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме, составляет 100 %.
Таблица 3.3
Тематический план для заочной формы обучения на базе СПО
(срок обучения 3 года)
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | |
Лекции (актив. ф., интерактивная ф.) | Семинары (практические занятия) (интерактивная ф.) | ||||
1. | Понятие, предмет, метод и принципы семейного права РФ | - | лекция в форме беседы | ||
2. | История отечественного семейного законодательства | - | - | самостоятельная работа | |
3. | Семейное законодательство | - | - | самостоятельная работа со справочными правовыми системами | |
4. | Семейные правоотношения | - | - | самостоятельная работа | |
5. | Осуществление и защита семейных прав | - | - | самостоятельная работа с нпа | |
6. | Брак. Правовое регулирование заключения брака по законодательству РФ | - | лекция в форме беседы | ||
7. | Прекращение брака | - | - | самостоятельная работа | |
8. | Права и обязанности супругов | - | семинар в диалоговом режиме решение практических задач | ||
9. | Договорный режим имущества супругов | - | - | самостоятельная работа с научной литературой | |
10. | Права и обязанности родителей и детей | - | тестирование семинар в диалоговом режиме решение практических задач | ||
11. | Общая характеристика алиментных обязательств. Алиментные обязательства родителей и детей | - | - | самостоятельная работа | |
12. | Алиментные обязательства супругов и бывших супругов. Алиментные обязательства других членов семьи. Порядок уплаты и взыскания алиментов | - | - | самостоятельная работа с научной литературой | |
13. | Усыновление – приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей | - | - | самостоятельная работа с научной литературой и нпа | |
14. | Опека и попечительство над детьми | - | - | самостоятельная работа | |
15. | Приемная семья | - | - | самостоятельная работа со справочными правовыми системами | |
16. | Правовое регулирование семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства | - | - | самостоятельная работа | |
ВСЕГО: | |||||
Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах |
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме, составляет 100 %.
Таблица 3.4
Тематический план для заочной формы обучения на базе высшего
профессионального образования
(срок обучения 3 года)
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | |
Лекции (актив. ф., интерактивная ф.) | Семинары (практические занятия) (интерактивная ф.) | ||||
1. | Понятие, предмет, метод и принципы семейного права РФ | - | лекция в форме беседы | ||
2. | История отечественного семейного законодательства | - | - | самостоятельная работа | |
3. | Семейное законодательство | - | - | самостоятельная работа со справочными правовыми системами | |
4. | Семейные правоотношения | - | - | самостоятельная работа | |
5. | Осуществление и защита семейных прав | - | - | самостоятельная работа с нпа | |
6. | Брак. Правовое регулирование заключения брака по законодательству РФ | - | лекция в форме беседы | ||
7. | Прекращение брака | - | - | самостоятельная работа | |
8. | Права и обязанности супругов | - | семинар в диалоговом режиме решение практических задач | ||
9. | Договорный режим имущества супругов | - | - | самостоятельная работа с научной литературой | |
10. | Права и обязанности родителей и детей | - | тестирование семинар в диалоговом режиме решение практических задач | ||
11. | Общая характеристика алиментных обязательств. Алиментные обязательства родителей и детей | - | семинар в диалоговом режиме решение практических задач | ||
12. | Алиментные обязательства супругов и бывших супругов. Алиментные обязательства других членов семьи. Порядок уплаты и взыскания алиментов | - | - | самостоятельная работа с научной литературой | |
13. | Усыновление – приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей | - | семинар в диалоговом режиме решение практических задач | ||
14. | Опека и попечительство над детьми | - | - | самостоятельная работа | |
15. | Приемная семья | - | - | самостоятельная работа со справочными правовыми системами | |
16. | Правовое регулирование семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства | - | - | самостоятельная работа | |
ВСЕГО: | |||||
Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах |
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме, составляет 100 %.
Таблица 3.5
Тематический план для очной формы обучения на базе СПО
(срок обучения 3 года)
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | |
Лекции (актив. ф., интерактивная ф.) | Семинары (практические занятия) (интерактивная ф.) | ||||
1. | Понятие, предмет, метод и принципы семейного права РФ | лекция в форме беседы семинар в диалоговом режиме подготовка докладов с презентациями | |||
2. | История отечественного семейного законодательства | ||||
3. | Семейное законодательство | лекция в форме беседы групповая дискуссия решение практических задач | |||
4. | Семейные правоотношения | ||||
5. | Осуществление и защита семейных прав | ||||
6. | Брак. Правовое регулирование заключения брака по законодательству РФ | фронтальный экспресс опрос семинар в диалоговом режиме составление искового заявления о расторжении брака | |||
7. | Прекращение брака | ||||
8. | Права и обязанности супругов | решение практических задач составление юридических документов | |||
9. | Договорный режим имущества супругов | ||||
10. | Права и обязанности родителей и детей | фронтальный экспресс-опрос семинар в диалоговом режиме решение практических задач | |||
11. | Общая характеристика алиментных обязательств. Алиментные обязательства родителей и детей | ||||
12. | Алиментные обязательства супругов и бывших супругов. Алиментные обязательства других членов семьи. Порядок уплаты и взыскания алиментов | тестирование групповая дискуссия составление юридических документов | |||
13. | Усыновление – приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей | семинар в диалоговом режиме анализ законодательства Нижегородской области решение практических задач | |||
14. | Опека и попечительство над детьми | фронтальный экспресс-опрос анализ законодательства Нижегородской области решение практических задач | |||
15. | Приемная семья | ||||
16. | Правовое регулирование семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства | лекция в форме беседы семинар в диалоговом режиме | |||
ВСЕГО: | |||||
Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах |
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме, составляет 75 %.
5.3.Практические и семинарские занятия
Таблица 4.1