Пост по ханафитскому мазхабу
Определение и общие положения.
В языковом значении пост (саум) - это «воздержание от действия либо речи». Если человек воздерживается от разговора либо от какого-либо деяния, то он в арабском языке будет называться «саим», то есть соблюдающий пост. В Шариате пост приобретает иной смысл.
В шариатском значении пост - это воздержание в дневное время суток от еды, питья и удовлетворения полового влечения. Под дневным временем суток понимается период от начала истинной зари (фаджр содик) до захода солнца. Пост предполагает воздержание от принятия пищи или жидкости внутрь - добровольного или по ошибке. Это означает не только воздержание от принятия пищи с последующим попаданием её в желудок, но и от применения лекарственных средств, которые вводятся человеку внутрь. Пост нарушается не только в том случае, если лекарство либо другое вещество было введено через рот или нос. В «Марокиль Фалях» по этому поводу приводится следующий пример: если у человека на голове рана (повреждён череп) и через эту рану вводится лекарство, которое попадает в мозг, пост этого человека нарушается. То же касается попадания пищи в желудок через рану на животе.
Человек может принимать пищу, лекарство и так далее не только намеренно, но и по ошибке. Следует различать принятие пищи и т. п. по ошибке и по забывчивости. Если человек забыл, что постится, и съел что-либо либо выпил, его пост не нарушается. Но если это произошло по ошибке, из-за невнимательности, пост считается нарушенным, и этот день нужно будет восполнить (но каффара в данном случае не налагается). Например, это касается случая, когда человек полоскал рот (мадмада) и по неосторожности проглотил воду. В этом случае пост считается нарушенным, так как имеет место не забывчивость, но ошибка.
Помимо воздержания от еды и питья, обязательным во время поста является воздержание от удовлетворения половых потребностей: пост нарушает как непосредственно половой акт, так и мастурбация.
Чтобы пост соответствовал Шариату, он обязательно должен сопровождаться намерением (ният). Если человек в отведённое для этого время не имел намерения на соблюдение поста, его пост считается недействительным и должен быть в последствии восполнен.
Пример: если человек прожил день от зари до захода солнца и внешне соблюдал пост, воздерживаясь от еды, питья и т. д., но у него не было намерения поститься, его воздержание является недействительным по Шариату и не принимается как пост. Этот день необходимо будет возместить, при этом каффара на такого человека не налагается.
Пост должны соблюдать те, на ком лежит такая обязанность. Выделяют следующие группы людей, которые по Шариату не должны соблюдать пост:
· женщина в состоянии хайда (во время менструации);
· женщина в состоянии нифаса (во время послеродового кровотечения);
· кяфир (неверующий в Ислам человек);
· сумасшедший.
Примечание: Положение относительно неверующих в Ислам людей относится только к этой жизни. Кяфира не принуждают поститься в этой жизни, так как его пост является недействительным по причине неверия, однако это не означает, что оставление поста не является для него грехом. В Ахирате неверующий понесёт наказание за то, что не соблюдал пост.
Всевышний Аллах сотворил причину (ас-сабаб) соблюдения поста в Рамадан, то есть признак, по которому определяется, что для человека стал обязательным пост. На этот счёт в «Марокиль Фалях» приводится два мнения:
1. Согласно первому мнению, чтобы пост стал для человека обязательным, он должен застать часть периода от истинной зари до времени «дахватуль-кубра». Это период, который дополнительно отводится для выражения намерения на пост для тех, кто не выразил намерение до фаджра.
2. Согласно второму мнению, чтобы пост для человека стал обязательным, ему необходимо застать любую часть одного из дней месяца Рамадан.
Практический смысл и следствие из данного правила в том, что пост становится для человека обязательным в том случае, если он успел застать часть месяца Рамадан в здравом рассудке. Согласно первому мнению, если человек какое-то время пребывал в здравом рассудке в период от наступления истинного рассвета до «дахватуль-кубра» хотя бы одного из дней месяца Рамадан, а затем сошёл с ума, на него ложится обязанность соблюдения поста за весь месяц (если к нему впоследствии вернётся рассудок). Согласно второму мнению, человек должен застать любой отрезок одного из дней Рамадана. Например, если человек пребывал в состоянии сумасшествия, но во время Рамадана ночью вновь обрёл рассудок и, пробыв в таком состоянии час, снова сошёл с ума, на него уже ложится обязанность восполнения поста за весь месяц.