Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

Условия реализации Государственной Думой полномочий в вопросе назначения Председателя Правительства РФ являются юридическими средствами содействия выработке Государственной Думой и Президентом РФ общей позиции по кандидатуре Председателя Правительства РФ и элементом системы сдержек и противовесов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Дмитриев Ю.А. Регламент - правовая основа деятельности парламента России // 100-летие выборов Государственной Думы: история и современность. С. 478.

В соответствии со ст. ст. 83, 103 и 111 Конституции РФ Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. Согласие Государственной Думы на назначение Председателя Правительства РФ считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Результат голосования оформляется постановлением Государственной Думы.

В случае отклонения Государственной Думой кандидатуры на указанную должность Президент РФ может предоставить новую кандидатуру. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ). Процедура подтверждения полномочий назначенного Президентом РФ Председателя Правительства РФ со стороны вновь избранной Государственной Думы в Конституции РФ не предусмотрена, однако у Государственной Думы в любом случае имеется право инициировать вопрос о доверии Правительству РФ <1>.

--------------------------------

<1> См.: Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. С. 368.

В 1998 г. Президент РФ трижды представлял Государственной Думе одну и ту же кандидатуру, в результате чего Государственная Дума под страхом роспуска дала требуемое согласие, однако обратилась в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании ч. 4 ст. 111 Конституции РФ и в частности попросила разъяснить, вправе ли Президент РФ вновь представить отклоненную Государственной Думой кандидатуру Председателя Правительства РФ и каковы правовые последствия троекратного отклонения одной и той же кандидатуры. В Постановлении от 11 декабря 1998 г. N 28-П "По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации" Конституционный Суд РФ указал, что Президент РФ при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства РФ вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. Право Президента РФ предлагать ту или иную кандидатуру и настаивать на ее одобрении, с одной стороны, и право Государственной Думы рассматривать представленную кандидатуру и решать вопрос о согласии на назначение - с другой, должны реализовываться с учетом конституционных требований о согласованном функционировании и взаимодействии участников этого процесса, в том числе на основе предусмотренных Конституцией РФ или не противоречащих ей форм взаимодействия, складывающихся в процессе реализации полномочий главы государства и в парламентской практике. После трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ независимо от того, представлялся ли каждый раз новый кандидат либо один и тот же кандидат дважды или трижды, Государственная Дума подлежит роспуску <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 52. Ст. 6447.

И все же представляется абсолютно нелогичным трехкратное предложение Президентом РФ одной и той же кандидатуры, неприемлемой для Государственной Думы.

Да, Президент РФ вправе выбирать и представлять кандидатуры Председателя Правительства РФ изначально по своей инициативе. Право выбора Государственной Думы ограничено представленными Президентом РФ кандидатурами, однако самостоятельность ее в этих рамках не может быть поставлена под сомнение. Она должна иметь реальную возможность выбирать из представленных кандидатур ту, которую считает наиболее приемлемой. Ситуация, при которой Президент РФ трижды предлагает одну и ту же кандидатуру, очевидно, говорит о том, что Президент РФ либо оказывает давление на Государственную Думу, пытается подчинить ее своей воле, либо не желает сотрудничать с данной Государственной Думой, сознательно идет на конфликт ней и провоцирует ее роспуск <1>.

--------------------------------

<1> См.: Дмитриев Ю.А. Регламент - правовая основа деятельности парламента России // 100-летие выборов Государственной Думы: история и современность. С. 480.

Наши рекомендации