Гражданину РФ должно быть не менее 21 года.
Для реализации пассивного избирательного права (права быть избранным), в мировой практике, как правило, требуется преодоление повышенного по сравнению с совершеннолетием <1> возрастного порога. Например, возраст для депутата нижней палаты парламента Республики Беларусь - 21 год <2>, Франции - 23 года <3>, депутата Меджлиса, халк векиллери Туркменистана - 25 лет <4>.
--------------------------------
<1> Совершеннолетие в Российской Федерации наступает в 18 лет.
<2> Конституция Республики Беларусь 1994 г. // Звязда. 1996. Нояб. N 276.
<3> См.: Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского союза / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. М., 1997. С. 665 - 682.
<4> Конституция Туркменистана от 18 мая 1992 г. N 692-XII // Нейтральный Туркменистан. 2003.
В Российской Федерации такой возраст установлен в 21 год. Данный возрастной ценз подтверждается не только мировым опытом, но и отечественным. В течение длительного времени действовал возрастной ценз: 21 - 23 года. В декабре 1919 г. возрастной ценз избирателей был установлен в 21 год. После Великой Отечественной войны он был повышен до 23 лет в Верховный Совет СССР <1> и в Верховный Совет РСФСР до 21 года <2>. В 1977 г. возраст избрания депутатов в Верховный Совет СССР был снижен с 23 лет до 21 года <3>. Таким образом, уже с 1958 г. <4> в РСФСР и с 1977 г. в СССР для пассивного избирательного права установлен возраст в 21 год.
--------------------------------
<1> Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 5 декабря 1936 г.) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1936. N 283.
<2> Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (утв. Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г.) (в редакции от 27 декабря 1958 г.). Ст. 139 // Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и постановлений Правительства РСФСР. Т. 2. 1929 - 1939 гг. М., 1959.
<3> Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 7 октября 1977 г.) // Свод законов СССР. Т. 3. 1990.
<4> Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (утв. Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г.) (в редакции от 27 декабря 1958 г.). Ст. 139 // Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и постановлений Правительства РСФСР. Т. 2. 1929 - 1939 гг. М., 1959.
Названный возрастной ценз определяется, прежде всего, психологическими и социальными показателями. Например, международными экспертами Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) подростковым возрастом считаются два чрезвычайно важных периода: пубертатный период (от 10 до 15 лет) и этап социального созревания (от 16 до 20 лет). В эти периоды: завершается половое развитие до наступления половой зрелости; психологические детские процессы сменяются поведением, характерным для взрослых; происходит переход к социально-экономической независимости от взрослых <1>.
--------------------------------
<1> См.: Ларина М.Н. Медицинская помощь подросткам // Первая краевая. 2002. N 13.
В словаре В. Даля определено, что лицо, не достигшее 21 года, считается несовершеннолетним <1>. В США совершеннолетие наступает также в 21 год. Именно с этим возрастом для лиц любого пола связано наступление всех показателей зрелости, куда входит зрелость физическая, определяемая физическим состоянием, психическая, говорящая об умении разумно руководить своими действиями и поступками, и, наконец, что не менее важно, так называемая социальная зрелость, позволяющая принимать самостоятельное участие в жизни общества.
--------------------------------
<1> См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1980. Т. 3. С. 444.
К 21 году граждане заканчивают высшие образовательные учреждения. Это является немаловажным фактором при установлении нижней возрастной границы для возможности реализации права быть избранным - ведь высшее образование является завершающим штрихом формирования развитой и полноценной личности, имеющей собственные политические взгляды и способной принимать взвешенные решения.
Однако в настоящее время существуют предложения по сокращению возрастного ценза для депутатов Государственной Думы с 21 года до 18 лет. Так, депутат Калининградской областной Думы В. Ежиков предложил уменьшить возраст пассивного избирательного права. По словам депутата "омоложение российской законодательной политики, пошло бы только на пользу обществу и государственной власти. С 18 лет гражданин РФ в состоянии служить в армии и на флоте, создавать семью, избирать Президента России и депутатов Государственной Думы" <1>. Разработанный депутатом проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", был единогласно одобрен комитетом областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению.
--------------------------------
<1> Владимир Ежиков предложил уменьшить возраст пассивного избирательного права с 21 года до 18 лет // Общественные калининградские новости "Окно". 2004.
Тем не менее с предложенным проектом следует не согласиться, так как установление возрастного ценза именно с 21 года при реализации гражданином пассивного избирательного права обусловлено сложным и трудоемким характером деятельности депутата Государственной Думы. Человек в 18 лет, как уже было сказано ранее, находится на этапе социального и психического созревания, не имеет в большинстве случаев жизненного опыта, не успел получить высшего образования и вряд ли способен осуществлять представительскую демократическую функцию, не говоря уже о законотворческой.
Что касается установления более высокого возраста для избрания гражданина Российской Федерации в Государственную Думу, то необходимо помнить, что в Государственной Думе должно быть обеспечено широкое представительство различных социальных групп населения. Завышение возрастного ценза необоснованно сужает избирательский корпус.
3. Гражданин РФ должен иметь право участвовать в выборах, т.е. обладать активным избирательным правом.
В соответствии с ч. 3 ст. 32 Конституции РФ "не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда" (подробнее см. комментарий к ч. 3 ст. 32).
2. Данной частью установлено правило несовместимости депутатского мандата Государственной Думы с депутатскими мандатами всех иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Это правило направлено на обеспечение беспристрастности и независимости депутатов Государственной Думы при осуществлении ими функции народного представительства. Кроме того, это связано с непременным условием для депутата Государственной Думы сосредоточиться на выполнении в первую очередь своих весьма важных для жизни общества и государства обязанностей <1>.
--------------------------------
<1> См.: Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. С. 307.
Также требование несовместимости должностей вытекает из необходимости обеспечения независимости депутата в административном, материальном и дисциплинарном плане от каких-либо органов и должностных лиц, кроме соответствующей палаты Федерального Собрания, ее внутренних органов и должностных лиц. Именно это позволяет депутату в полной мере нести политическую и моральную ответственность перед своими избирателями и зависеть, прежде всего, от своей внутренней убежденности в том, что его действия соответствуют интересам страны и способствуют благу народа.
Через установление этого правила проводится принцип разделения властей, содержание которого требует запрещения осуществления функций законодательной и исполнительной власти одними и теми же лицами. Следует, однако, отметить, что в ч. 9 разд. 2 Конституции РФ предусматривается исключение из правила о несовместимости должностей. Устанавливается, что "депутат Государственной Думы первого созыва может одновременно являться членом Правительства Российской Федерации". Это положение не вполне согласуется с принципом разделения властей и носит временный характер, его наличие вызвано в значительной степени спецификой политических отношений в России, требующих, по крайней мере, в первое время, подобного механизма сотрудничества законодательной и исполнительной властей.
3. Депутат Государственной Думы осуществляет свои полномочия на постоянной профессиональной основе. Этот принцип говорит лишь о том, что работа депутатов в парламенте является единственным видом их трудовой деятельности, они осуществляют свою деятельность профессионально, получая за эту работу ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты <1>.
--------------------------------
<1> См.: Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Для депутатов Государственной Думы действует правило несовместимости нахождения на государственной службе Российской Федерации <1>: государственной гражданской службе <2>, военной службе <3>, правоохранительной службе <4>. Лица, занимавшие в ней любые посты, приостанавливают на весь срок действия депутатского мандата. По истечению срока депутатских полномочий депутатам, оставившим государственную службу, гарантируется возвращение на нее в соответствующих должности и звании <5>. Так, согласно ч. 4 ст. 25 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации": "Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов прокуратуры, органов налоговой полиции, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, избранные (назначенные) членами Совета Федерации, избранные депутатами Государственной Думы, по окончании срока их полномочий вправе продолжить военную службу (службу в указанных органах) или досрочно уволиться с военной службы (службы в указанных органах). По окончании срока полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы им предоставляется прежняя должность или с их согласия другая должность по прежнему либо с их согласия по иному месту службы".
--------------------------------
<1> В соответствии с Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" под государственной службой Российской Федерации понимается профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063).
<2> Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.
<3> Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
<4> Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина (СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063).
<5> См.: Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. С. 523.
Срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности и в выслугу лет. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии их поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения полномочий депутата Государственной Думы.
Депутаты Государственной Думы не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Установленный запрет на занятие разного рода оплачиваемой деятельностью дает депутату возможность постоянно работать только в одном месте - в Государственной Думе. Пост депутата - чрезвычайно ответственная должность. Выбирая своего представителя, от которого зависит решение вопросов государственной важности, народ ожидает полной самоотдачи и профессионализма. Именно поэтому депутат не может позволить себе распыляться на решение никаких иных проблем, кроме государственных. Загрузка депутата очень велика - установленный ТК РФ рабочий день депутата длится восемь часов, включая перерыв, но и этого времени может не хватить для выполнения всех задач и обязанностей и полноценного анализа всего объема информации, с которой он вынужден иметь дело. Кроме того, необходимо помнить, что для выполнения работы эффективно депутат должен еще и полноценно отдыхать. Помимо работы депутат обязан постоянно повышать свой профессиональный уровень, следить за политической, экономической и социальной ситуацией в стране и за рубежом, за внешнеполитической обстановкой. В таких условиях любая работа на стороне неизбежно и постоянно ставила бы депутата перед дилеммой выбора между личными делами и государственными, и нельзя дать никаких гарантий, что народный избранник в достаточном процентном отношении предпочел бы последнее.
Тем не менее периодически находятся те, кто не согласен с установленным законодательством запретом совмещения депутатской деятельности с иной деятельностью (за названными выше исключениями). Так, депутат Государственной Думы В.О. Семенов в 2001 г. внес на рассмотрение Государственной Думой проект Федерального закона N 160594-3 "О внесении изменений в статьи 4 и 6 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" по вопросу предоставления возможности члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы заниматься предпринимательской деятельностью <1>.
--------------------------------
<1> См.: проект Федерального закона N 160594-3 "О внесении изменений в статьи 4 и 6 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Автор мотивировал свое предложение тем обстоятельством, что предпринимательская деятельность не является оплачиваемой, может принести как прибыль, так и убытки и, в силу этого, не может быть признана ограничением деятельности парламентариев по смыслу комментируемой статьи <1>.
--------------------------------
<1> См.: Заключение Комитета управления Государственной Думы по государственному строительству по проекту Федерального закона N 160594-3 "О внесении изменений в статьи 4 и 6 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
В ч. 3 ст. 97 Конституции РФ говорится о недопустимости занятия депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Предпринимательская деятельность не является оплачиваемой. Легальная дефиниция понятия "предпринимательская деятельность" содержится в ст. 2 ГК РФ: "Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке". Предпринимательская деятельность в силу своей правовой природы осуществляется на свой страх и риск, и, следовательно, предприниматель может получить как прибыль, так и убытки. Поэтому предпринимательская деятельность не может считаться оплачиваемой деятельностью в смысле ч. 3 ст. 97 Конституции РФ. По смыслу трудового законодательства оплачиваемой деятельностью является деятельность работника, действующего на основании трудового договора. Очевидно, что предпринимательская деятельность не является оплачиваемой и в соответствии с трудовым законодательством <1>.
--------------------------------
<1> См.: Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 6 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Доводы автора проекта о том, что предпринимательская деятельность не может считаться оплачиваемой ввиду того, что предприниматель не получает за нее заработную плату, на наш взгляд, несостоятельны. Оплата деятельности депутата, занимающегося предпринимательской деятельностью, может выражаться не только в получении заработной платы, жалованья или гонорара, но и такими доходами, как специально увеличенный процент на банковский вклад или повышенный процент дивиденда на акции и т.д. <1>.
--------------------------------
<1> См.: Заключение Комитета управления Государственной Думы по государственному строительству по проекту Федерального закона N 160594-3 "О внесении изменений в статьи 4 и 6 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Получение доходов от предпринимательской деятельности может привести к отстаиванию депутатом в Государственной Думе частных интересов, что нанесет ущерб государственным интересам, а это недопустимо.
Кроме того, согласно Федеральному закону "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" депутаты Государственной Думы обладают правовыми гарантиями своей деятельности (право на прием в первоочередном порядке должностными лицами, на получение и распространение информации, на транспортное обслуживание, неприкосновенность, использование средств связи и др.), которые в случае разрешения занятия предпринимательской деятельностью, поставят их в исключительное положение по отношению к остальным предпринимателям.
Законопроект противоречит комментируемой статье Конституции РФ, положение которой содержит прямой запрет на занятие депутатов Государственной Думы другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Это обусловлено тем, что по Конституции РФ Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является постоянно действующим, представительным и законодательным органом Российской Федерации, и депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе.
Исходя из особой роли членов парламента в обществе, значения выполняемых ими функций, правовой статус этой категории лиц характеризуется особой право- и дееспособностью, а также несовместимостью депутатского мандата с занятием определенными видами деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности <1>.
--------------------------------
<1> См.: Заключение Комитета управления Государственной Думы по государственному строительству по проекту Федерального закона N 160594-3 "О внесении изменений в статьи 4 и 6 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Анализируемый законопроект в 2003 г. был отклонен. Его не поддержало Правительство РФ, Комитет по делам национальностей, Комитет Государственной Думы по государственному строительству.
Что касается разрешения совмещения депутатского мандата членов Государственной Думы с занятием творческой деятельностью, то это объясняется тем, что она носит индивидуальный характер и осуществляется в сфере культуры, науки и образования, достаточно автономных от осуществления государственной власти. Кроме того, занятие творческой деятельностью (в том числе преподавательской и научной) содействует повышению квалификации депутата, сталкивающегося по роду своей работы с ситуациями, требующими взвешенного, рассудительного, но вместе с тем новаторского, оригинального подхода. А повышение квалификации депутата, развитие его творческих способностей отвечает интересам самих избирателей <1>.
--------------------------------
<1> См.: Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. С. 308.
Статья 98
Комментарий к статье 98
1. Неприкосновенность личности, выражающаяся в невозможности быть подвергнутым аресту, кроме как по постановлению суда или с санкции прокурора, - гарантированное Конституцией РФ право каждого человека. Парламентариев как особых субъектов строго ограниченных законом правоотношений мандат наделяет дополнительными правовыми гарантиями <1>. Так, комментируемой статьей закреплена парламентская неприкосновенность (депутатский иммунитет), существующая в парламентах всех стран мира. По своему содержанию эта гарантия более высокого уровня по сравнению с общими конституционными гарантиями неприкосновенности личности, обусловленная необходимостью защиты особого статуса парламентария как члена представительного и законодательного органа <2>, обеспечении его независимости от любых органов исполнительной власти.
--------------------------------
<1> См.: Данилов И.С. Вопросы теории и практики депутатской неприкосновенности (иммунитета) // Проблемы государственного строительства и права: Сборник / Под ред. Г.В. Мальцева. М., 2002.
<2> Постановление Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. N 9. Ст. 828.
Таким образом, смысл парламентской неприкосновенности состоит в основном в обеспечении свободы политической деятельности парламентария, в предоставлении возможности свободно выражать свое мнение при осуществлении им государственных функций, в гарантировании от попыток преследования за политические убеждения и политическую деятельность.
Исходя из вышесказанного, парламентская неприкосновенность может рассматриваться в двух различных аспектах:
а) неприкосновенность как особый порядок ответственности за правонарушения, не связанные с депутатской деятельностью (личная неприкосновенность);
б) неприкосновенность члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы как недопустимость их ответственности за свою политическую деятельность, при реализации депутатских полномочий в Федеральном Собрании, территориальном избирательном округе и др. (политическая неприкосновенность) <1>.
--------------------------------
<1> См.: Дмитриев Ю.А., Николаев А.М. Система государственной власти в России и в мире: историко-правовая ретроспектива. М., 2002. С. 587.
Согласно комментируемой статье в соотнесении со ст. ст. 22, 23, 24, 25 Конституции РФ личная неприкосновенность парламентария не ограничивается только его неприкосновенностью как субъекта, но и распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, переписку. Это означает, что не могут быть произведены такие процессуальные меры, как обыск помещения <1>, выемка (изъятие) определенных предметов, досмотр вещей, принадлежащих депутату <2>.
--------------------------------
<1> Надо заметить, что в комментируемой части упомянут обыск вообще, а не личный обыск (в УПК РФ эти понятия различаются).
<2> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. N 9. Ст. 828.
Полный объем неприкосновенности членов Совета Федерации в целом традиционен для большинства парламентариев других стран мира и базируется на трех важнейших составляющих, определяемых Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", как невозможность в отношении парламентария без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания:
а) привлекать его к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;
б) задержать, арестовать, подвергнуть обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;
в) подвергать личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Задержанный по любому из оснований парламентарий должен быть немедленно освобожден, как только предъявит доказательства своего членства в Федеральном Собрании. Исключением являются случаи, когда член Совета Федерации или депутат Государственной Думы задержан на месте преступления. Эта оговорка помещена после запрещения задержания, ареста, обыска, но до запрещения личного досмотра, это означает, что личному досмотру парламентарии могут быть подвергнуты и без факта совершения преступных действий и уличения их в этот момент. Однако, как следует из дальнейшего содержания комментируемой статьи, такой досмотр может быть произведен только лишь в тех случаях, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Поскольку речь идет в данном случае о задержании на месте преступления, а преступлением считается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания, то это положение нельзя применять к случаям административного задержания при совершении административного правонарушения. Административное задержание даже на месте правонарушения подлежит немедленному прекращению, как только будет установлено членство лица в Федеральном Собрании.
По поводу разрешения комментируемой статьей возможности личного досмотра для обеспечения безопасности других людей важно подчеркнуть, что обязательность для парламентария личного досмотра устанавливается только федеральным законом, но никак не подзаконным актом, не законом или иным актом субъекта Федерации. Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" по существу ограничился воспроизведением в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ положения, включая возможность личного досмотра (п. "в"). Определение конкретных случаев, когда досмотр необходим, Федеральный закон оставил на усмотрение органов исполнительной власти. Следует, однако, признать, что, каким бы ни было подзаконное регулирование этого вопроса, досматривающее лицо не вправе выходить за рамки целей досмотра: читать находящиеся при парламентарии бумаги, изымать ценности и т.д.
Определение же конкретных случаев допустимости досмотра парламентариев, не связанного с уголовным судопроизводством и производством по делам об административных правонарушениях, можно найти в подзаконных актах. Такой досмотр может быть, например, предусмотрен в отношении пассажиров гражданских самолетов или в отношении лиц, следующих на особо охраняемые объекты (АЭС, служебные кабинеты высоких должностных лиц и т.п.). Так, применительно к гражданской авиации личный досмотр и досмотр вещей пассажиров предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 897 "О федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства" <1>. Согласно п. 6 "авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих... досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов", а согласно п. 12 "в целях обеспечения авиационной безопасности в аэропортах (городских аэровокзалах) и на прилегающих к ним территориях администрация аэропорта (городского аэровокзала) имеет право в зависимости от складывающейся обстановки, угрожающей безопасной деятельности аэропорта (городского аэровокзала), вводить дополнительные меры безопасности (контроль допуска граждан в аэровокзалы, досмотр на входах, контроль за передвижением и стоянками транспортных средств и т.д.)".
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1994. N 15. Ст. 1795.
Приложение к указанному Положению образуют нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности, п. 2 которых устанавливает, что "досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов осуществляется для предотвращения несанкционированной доставки на борт воздушного судна оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других веществ, которые могут использоваться для совершения акта незаконного вмешательства. При отказе пассажира от досмотра перевозчик вправе расторгнуть договор воздушной перевозки. Пассажиры с дипломатическим статусом, обладающие дипломатическим иммунитетом, а также фельдъегери, сопровождающие официальную корреспонденцию, проходят досмотр на общих основаниях за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации" <1>. Стало быть, и члены Федерального Собрания, и их багаж подлежат досмотру.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1994. N 15. Ст. 1795.
Несмотря на такие широкие, по сравнению с обычными гражданами, привилегии для личности парламентария, гарантия неприкосновенности не является личной привилегией. Как разъяснил в своем Постановлении Конституционный Суд РФ от 20 февраля 1996 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", эта гарантия имеет публично-правовой характер, призвана служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария только (примечание автора) в силу осуществляемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и тем самым - парламента, их самостоятельности и независимости <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 9. Ст. 828.
Тем не менее такое значительное расширение правового статуса является привлекательным для реализации личных, корыстных целей, что может сделать обладание депутатским мандатом крайне привлекательным для криминальных элементов.
Так, по данным спецслужб, в г. Екатеринбурге на выборах в областную и городскую Думы баллотировались "авторитеты" группировок "Уралмаш" и "Центр". В Тюменской области одну из самых мощных организованных преступных групп возглавлял депутат одной из городских дум <1>.
--------------------------------
<1> Криминалитет во власти или кто строит "правовое государство" // Якутия. 2000. 2 июня.
Согласно комментируемой части парламентарий обладает неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий, которые определяются как период от момента начала их осуществления, до момента прекращения. Моментом начала работы Государственной Думы является ее первое заседание в новом составе, которое начинается на 30-й день после избрания Государственной Думы, если Президент РФ не созовет заседание ранее этого срока. Моментом прекращения осуществления полномочий Государственной Думы является момент начала работы Государственной Думы нового созыва (см. комментарий к ч. 4 ст. 99).
2. Вопрос о лишении парламентария неприкосновенности рассматривается соответствующей палатой Федерального Собрания по представлению Генерального прокурора РФ. Генеральный прокурор РФ в недельный срок после получения сообщения от органа дознания или следователя в отношении начатого уголовного дела или производства по делу об административном правонарушении в отношении действий парламентариев, обязан внести в соответствующую палату представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности. Дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ. Совет Федерации, Государственная Дума рассматривают представление Генерального прокурора РФ в порядке, установленном регламентами палат, принимают по данному представлению мотивированное решение, которое оформляется постановлением соответствующей палаты, и в трехдневный срок извещают о нем Генерального прокурора РФ.
Палаты парламенты могут принять решение о даче согласия на личный досмотр, задержание, арест и допрос парламентария, проведение в отношении него обыска, привлечение его к административной или уголовной ответственности, а также на возбуждение в отношении парламентария уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, за публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом и которые совершены в связи с действиями, соответствующими статусу парламентария. Указанное решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации <1> и тайным голосованием путем подачи бюллетеней или с использованием электронной системы подсчета голосов либо открытым голосованием, если соответствующее решение будет принято большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы <2>. Так, в 1995 г. Государственная Дума 303 голосами "за" и 1 "против" приняла Постановление о прекращении депутатских полномочий депутата и предпринимателя С.П. Мавроди, в связи с нарушением им условий осуществления депутатской деятельности <3>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г.