Тема 21. Правовое сознание и правовая культура

I. Задания для повторения и обобщения изученного материала

Используя учебную литературу, материалы лекционных и семинарских занятий, заполните таблицы:

Таблица 1. «Классификация правосознания по содержанию»

Тип правосознания Определение Существенные признаки
обыденное    
профессиональное    
научное    

Талица 2. «Деформации правосознания»

Тип деформации Определение Проявления на практике
правовой нигилизм    
правовой идеализм    
правовой конформизм    

Б) Составьте схему: «Система правового воспитания в России»

II. Задания для размышления и дискуссии

1. И.А Ильин обосновывает непосредственно-интуитивный, даже инстинктивный характер феномена правосознания, практически сливая последнее с нравственностью и религиозной духовностью: «Правосознание есть особого рода инстинктивное правочувствие, в котором человек утверждает свою собственную духовность и признает духовность других людей». Проанализируйте это высказывание, сформулируйте свое определение правосознания, обоснуйте его.

2. Русский поэт-юморист XIX в. Б.Н. Алмазов писал:

«По причинам органическим

Мы совсем не снабжены

Здравым смыслом юридическим,

Сим исчадьем сатаны.

Широки натуры русские,

Нашей правды идеал

Не влезает в формы узкие

Юридических начал».

Проанализируйте данное стихотворение, выскажите свое мнение об особенностях национальной правовой культуры. Считаете ли вы возможным использовать понятие национальный правовой менталитет?

3. Известное римское изречение: «Lex vigilantibus, nоn dormientibus»(закон для деятельных, а не для тех, кто дремлет). Как вы понимаете данное изречение? Прокомментируйте его, обоснуйте свою точку зрения.

4. Известное римское изречение: «Usus est optimus magister» (опыт - лучший учитель). Как вы понимаете данное изречение? Прокомментируйте его, обоснуйте свою точку зрения.

III. Задания на развитие юридического мышления

Подготовьте проект-презентацию по темам:

- «Повышение правовой культуры в российском обществе»;

- «Профилактика профессиональной деформации и формирование социально-активного поведения курсанта в вузе».

IV. Задания для самопроверки

1. В задачи правового воспитания граждан НЕ входит формирование:

А. совокупности основных необходимых правовых знаний и умения правильно использовать их на практике;

Б. глубокого внутреннего уважения к праву, законности, правопорядку и установки на собственное правомерное поведение;

В. прочного духовного неприятия любых правонарушений;

Г. энциклопедических всесторонних представлений о правовых явлениях.

2. Вид правового сознания, складывающийся стихийно, под влиянием конкретных жизненных условий людей, их личного опыта и общения с окружающими, называют:

А. научным

Б. обыденным

В. профессиональным

Г. массовым

3. Вид правосознания, носителями которого являются ученые-юристы:

А. обыденное

Б. традиционное

В. профессиональное

Г. доктринальное

4. Главная роль правосознания в общественной жизни выражается:

А. в создании социальных норм

Б. в реализации правовой идеологии общества

В. в создании и реализации правовых норм

Г. в теоретическом освоении права

5. «Знать – уважать – соблюдать» – эта формула выражает суть:

А. юридического образования;

Б. правовой культуры

В. правосознания

Г. правового идеализма

6. К какому понятию относится следующее определение: «Совокупность теорий, концепций, чувств, эмоций, настроений, в которых выражается отношение людей к праву действовавшему, действующему и желаемому»:

А. правовая культура;

Б. правовое сознание;

В. правовое воспитание

Г. реализация права

7. Какая категория обозначается понятием: «Совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере»:

А. правотворчество

Б. юридическая практика

В. правовая культура

Г. правовая идеология

8. Какая функция правосознания состоит в том, что с его помощью дается квалификация конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым:

А. познавательная

Б. оценочная

В. регулятивная

Г. эвристическая

9. Квалифицированное суждение о праве и всей правовой действительности ученых, делающих необходимые выводы и выносящих практические рекомендации и предложения, направленные на улучшение правовой ситуации в стране – это __________ правосознание.

А. доктринальное

Б. обыденное

В. профессиональное

Г. массовое

10. Логическая последовательность понятий в сфере правового воспитания:

А. граждане

Б. лекция на правовую тему

В. правовая грамотность

Г. повышение уровня правосознания и правовой культуры

11. Наибольшей степенью содержания бессознательного в структуре правового сознания характеризуется правовая ________.

А. политика

Б. психология

В. идеология

Г. культура

12. Негативно-отрицательное отношение к праву, законности и правопорядку – это:

А. правовой нигилизм

Б. политический инфантилизм

В. аморальность

Г. правовой конформизм

13. Неуважение к праву и закону, отрицание социальной ценности права как нормативного регулятора общественных отношений:

А. правовой идеализм;

Б. аморальность

В. политический инфантилизм

Г. правовой нигилизм

14. Объектами правового воспитания являются:

А. граждане, трудовые коллективы, социальные группы;

Б. органы государства, преподаватели, журналисты;

В. государственные служащие, политологи;

Г. общественные организации, политики, идеологи.

15. Основная цель правового воспитания личности:

А. ликвидация правонарушений в обществе.

Б. повышение уровня правопорядка и законности в государстве.

В. дать человеку необходимые юридические знания

Г. повысить общий уровень культуры личности

Наши рекомендации