Тема 21. Правовое сознание и правовая культура
I. Задания для повторения и обобщения изученного материала
Используя учебную литературу, материалы лекционных и семинарских занятий, заполните таблицы:
Таблица 1. «Классификация правосознания по содержанию»
Тип правосознания | Определение | Существенные признаки |
обыденное | ||
профессиональное | ||
научное |
Талица 2. «Деформации правосознания»
Тип деформации | Определение | Проявления на практике |
правовой нигилизм | ||
правовой идеализм | ||
правовой конформизм |
Б) Составьте схему: «Система правового воспитания в России»
II. Задания для размышления и дискуссии
1. И.А Ильин обосновывает непосредственно-интуитивный, даже инстинктивный характер феномена правосознания, практически сливая последнее с нравственностью и религиозной духовностью: «Правосознание есть особого рода инстинктивное правочувствие, в котором человек утверждает свою собственную духовность и признает духовность других людей». Проанализируйте это высказывание, сформулируйте свое определение правосознания, обоснуйте его.
2. Русский поэт-юморист XIX в. Б.Н. Алмазов писал:
«По причинам органическим
Мы совсем не снабжены
Здравым смыслом юридическим,
Сим исчадьем сатаны.
Широки натуры русские,
Нашей правды идеал
Не влезает в формы узкие
Юридических начал».
Проанализируйте данное стихотворение, выскажите свое мнение об особенностях национальной правовой культуры. Считаете ли вы возможным использовать понятие национальный правовой менталитет?
3. Известное римское изречение: «Lex vigilantibus, nоn dormientibus»(закон для деятельных, а не для тех, кто дремлет). Как вы понимаете данное изречение? Прокомментируйте его, обоснуйте свою точку зрения.
4. Известное римское изречение: «Usus est optimus magister» (опыт - лучший учитель). Как вы понимаете данное изречение? Прокомментируйте его, обоснуйте свою точку зрения.
III. Задания на развитие юридического мышления
Подготовьте проект-презентацию по темам:
- «Повышение правовой культуры в российском обществе»;
- «Профилактика профессиональной деформации и формирование социально-активного поведения курсанта в вузе».
IV. Задания для самопроверки
1. В задачи правового воспитания граждан НЕ входит формирование:
А. совокупности основных необходимых правовых знаний и умения правильно использовать их на практике;
Б. глубокого внутреннего уважения к праву, законности, правопорядку и установки на собственное правомерное поведение;
В. прочного духовного неприятия любых правонарушений;
Г. энциклопедических всесторонних представлений о правовых явлениях.
2. Вид правового сознания, складывающийся стихийно, под влиянием конкретных жизненных условий людей, их личного опыта и общения с окружающими, называют:
А. научным
Б. обыденным
В. профессиональным
Г. массовым
3. Вид правосознания, носителями которого являются ученые-юристы:
А. обыденное
Б. традиционное
В. профессиональное
Г. доктринальное
4. Главная роль правосознания в общественной жизни выражается:
А. в создании социальных норм
Б. в реализации правовой идеологии общества
В. в создании и реализации правовых норм
Г. в теоретическом освоении права
5. «Знать – уважать – соблюдать» – эта формула выражает суть:
А. юридического образования;
Б. правовой культуры
В. правосознания
Г. правового идеализма
6. К какому понятию относится следующее определение: «Совокупность теорий, концепций, чувств, эмоций, настроений, в которых выражается отношение людей к праву действовавшему, действующему и желаемому»:
А. правовая культура;
Б. правовое сознание;
В. правовое воспитание
Г. реализация права
7. Какая категория обозначается понятием: «Совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере»:
А. правотворчество
Б. юридическая практика
В. правовая культура
Г. правовая идеология
8. Какая функция правосознания состоит в том, что с его помощью дается квалификация конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым:
А. познавательная
Б. оценочная
В. регулятивная
Г. эвристическая
9. Квалифицированное суждение о праве и всей правовой действительности ученых, делающих необходимые выводы и выносящих практические рекомендации и предложения, направленные на улучшение правовой ситуации в стране – это __________ правосознание.
А. доктринальное
Б. обыденное
В. профессиональное
Г. массовое
10. Логическая последовательность понятий в сфере правового воспитания:
А. граждане
Б. лекция на правовую тему
В. правовая грамотность
Г. повышение уровня правосознания и правовой культуры
11. Наибольшей степенью содержания бессознательного в структуре правового сознания характеризуется правовая ________.
А. политика
Б. психология
В. идеология
Г. культура
12. Негативно-отрицательное отношение к праву, законности и правопорядку – это:
А. правовой нигилизм
Б. политический инфантилизм
В. аморальность
Г. правовой конформизм
13. Неуважение к праву и закону, отрицание социальной ценности права как нормативного регулятора общественных отношений:
А. правовой идеализм;
Б. аморальность
В. политический инфантилизм
Г. правовой нигилизм
14. Объектами правового воспитания являются:
А. граждане, трудовые коллективы, социальные группы;
Б. органы государства, преподаватели, журналисты;
В. государственные служащие, политологи;
Г. общественные организации, политики, идеологи.
15. Основная цель правового воспитания личности:
А. ликвидация правонарушений в обществе.
Б. повышение уровня правопорядка и законности в государстве.
В. дать человеку необходимые юридические знания
Г. повысить общий уровень культуры личности