Тема 18. Правовые системы современности
I. Задания для повторения и обобщения изученного материала
Используя учебную литературу, материалы лекционных и семинарских занятий, заполните таблицы:
Таблица1. «Основные правовые системы»
Правовая семья | Регион/ Страны | Источники права | Особенности структуры права | Особенности юридической практики | Особенности правосознания |
Романо-германская | |||||
Англо-саксонская | |||||
Религиозная -мусульманское право - индусское право | |||||
Традиционная | |||||
Социалистическая |
Таблица 2. «Сравнительная характеристика романо-германской и социалистической правовой семьи»
Критерии сравнения | Романо-германская | Социалистическая |
Страны (регион распространения) | ||
Истоки/ этапы формирования | ||
Основной источник права, роль остальных | ||
Особенности структуры права | ||
Особенности юридической практики | ||
Особенности правосознания |
II. Задания для размышления и дискуссии
1. Подготовьте эссе-рассуждение на тему «Соотношение российской правовой системы с иными современными правовыми системами».
2. Некоторые современные исследователи предлагают выделять в качестве самостоятельной славянскую правовую семью. По мнению, например, В.Н. Синюкова, нельзя бывшие социалистические Россию, Белоруссию, Украину считать вернувшимися в лоно романо-германской семьи. «Самобытность славянской правовой семьи, и прежде всего российской правовой системы, обусловлена не столько технико-юридическими, формальными признаками, - считает В.Н. Синюков. - сколько глубокими социальными, культурными, государственными началами жизни славянских народов». Выскажите свою позицию по данному поводу, аргументируйте.
3. Для всех существующих на земном шаре национальных правовых систем в компаративистской литературе употребляются термины «правовая карта мира» (В.А. Туманов), «юридическая география мира» (В. Кнапп), «сообщество» правовых систем (Ж. Сталев) и т.д. Как вы понимаете содержание данного явления? Свой ответ аргументируйте.
4. По мнению Д.Р. Шафеева «действующая правовая система Российской Федерации начала формироваться в результате рецепции ценностей правового государства и соответствующих изменений принципов правового регулирования, что стало возможным в результате процесса общемировой интеграции». Выскажите свою позицию по данному вопросу, аргументируйте. Оказало ли влияние вхождение в состав социалистической правовой семьи на современную российскую правовую систему?
5. По мнению современных компаративистов в современном мире нет универсальных, могущих быть рекомендованными для любой страны, моделей правового развития, что, однако, не отрицает и возможности заимствования правового опыта других стран. В форме эссе-рассуждения охарактеризуйте значение правовой рецепции в развитии современных правовых систем.
III. Задания для самоконтроля
1. В праве романо-германской правовой системы высшей юридической силой наделяется:
А. конституция
Б. судебное решение
В. Коран
Г. обычай
2. «Право справедливости» входит в структуру правовой семьи:
А. религиозной
Б. традиционной
В. романо-германской
Г. англосаксонской
3. Основным источником права в романо-германской правовой системе является:
А. нормативный правовой акт
Б. судебный прецедент
В. религиозно-нравственные нормы
Г. обычай
4. На основе рецепции римского права развивалась:
А. семья традиционного права
Б. континентальная правовая семья
В. англо-американская правовая семья
Г. религиозная правовая система
5. Национальные правовые системы Ирана, Кувейта, Катара относятся к правовой семье:
А. традиционного права
Б. религиозного права
В. романо-германской
Г. англо-саксонской
6. К романо-германской правовой семье относятся правовые системы следующих государств (два правильных ответа):
А. Франция;
Б. Германия;
В. Австралия
Г. Вьетнам
7. Источником права в романо-германской правовой семье является:
А. нормативный правовой акт
Б. судебный прецедент
В. религиозно-нравственное учение
Г. обычай
8. Ведущим источником права в религиозной правовой семье является:
А. нормативный правовой акт
Б. религиозный текст
В. правовой прецедент
Г. нормативный договор
9. Ведущим источником права в традиционной правовой системе является:
А. правовой обычай
Б. правовой прецедент
В. нормативный договор
Г. писаная Конституция
10. Делениена частное и публичное право присуще семье:
А. общего права
Б. обычного права
В. мусульманского права
Г. континентального права
11. Для англо-саксонской правовой семьи характерно:
А. деление права на частное и публичное
Б. четкое деление права на отрасли
В. деление права на общее и частное
Г. деление права на общее и право справедливости
12. Для романо-германской правой семьи характерно:
А. деление права на частное и публичное
Б. отсутствие деления права на отрасли
В. деление права на общее и частное
Г. деление права на общее и право справедливости
13. Российское право по характеру доминирующих источников ближе к правовой семье:
А. англосаксонской
Б. религиозной
В. традиционной
Г. романо-германской
14. Статутное право в англо-саксонской правовой системе:
А. судебные прецеденты
Б. административные прецеденты
В. парламентское законодательство
Г. правовые обычаи
15. Страной, право которой относится к романо-германской правовой системе, является:
А. Великобритания
Б. Ирак
В. США
Г. Австрия
Тема 19. Правоотношения
I. Задания для повторения и обобщения изученного материала
Используя учебную литературу, материалы лекционных и семинарских занятий, заполните таблицы:
Таблица 1. Виды правовых отношений
Критерий классификации | Вид правоотношения | Характеристика |
1. … | ||
2. … | ||
3. … |
Таблица 2. Виды юридических фактов
Вид юридического факта | Характеристика | Примеры |
абсолютное событие | ||
относительное событие | ||
действие | ||
юридические акты | ||
юридические поступки | ||
правовые состояния | ||
фактический состав |
II. Задания на развитие юридического мышления
А. Проанализируйте предложенную ситуацию и ответьте на следующие вопросы:
Вопросы по ситуации:
1. Определите состав указанного правоотношения (субъекты, объект, содержание).
2. Определите вид правоотношения:
а) по предмету правого регулирования (отраслевая принадлежность);
б) по специфике правового регулирования (материальное, процессуальное);
в) по количеству участников (простое или сложное);
г) по содержанию (регулятивное, охранительное);
д) по степени определенности субъектов (относительное или абсолютное);
е) по продолжительности (кратковременное или долговременное).
3. Определите основания для возникновения, изменения или прекращения данного правоотношения (событие или действие).
4. Если основанием для возникновения правоотношения послужило событие, определите его характер (абсолютное или относительное); если же основанием послужило действие, то какое: юридический поступок, сделка или юридический акт.
Ситуации:
1: В день рождения внука (7 лет) бабушка подарила ему акцию ОАО «Газпром».
2: 17-летний Константин вступил в брак. Еще в школе он серьезно увлекался компьютерами. После вступления в брак, так же как и раньше, Константин все свои заработки тратил на покупку деталей, программ, что ставило семью в тяжелое материальное положение. Более того, его жена стала замечать, что из дома пропадают вещи, подаренные на свадьбу. Жена Константина обратилась в суд с просьбой ограничить дееспособность Константина, лишить его права самостоятельно распоряжаться своим заработком.
3: При сносе деревянного жилого дома в районе новой застройки рабочие обнаружили под полом в основании фундамента замурованную металлическую шкатулку с золотыми монетами, кольцами и другими ювелирными изделиями. Собственник дома, купивший его в 1975 году, потребовал от рабочих, чтобы шкатулка была передана ему, так как она найдена в принадлежащем ему доме. Рабочие, однако, передали ее своему бригадиру, а тот, сдав ее временно на хранение в бухгалтерию ремстройконторы, обратился за консультацией к участковому инспектору милиции.
4: Буфетчица школы Баженова по дороге на работу попала в «пробку»:милиция перекрыла дорогу из-за аварии. Более того, работники милиции привлекли ее в качестве понятой. Директор школы уволил Баженову за прогул, объяснив, что она, прежде чем соглашаться давать показания, должна была тщательно взвесить все «за» (помощь милиции в расследовании причин аварии) и «против» (голодными на весь день остались несколько сот учеников школы).
5: Решением суда был установлен размер содержания престарелых нетрудоспособных родителей гражданина Б.
6: Собственник половины дома Богатов намерен продать свою часть строения Храпову. Против этого возражает собственник второй половины дома Леонов, который отказывается приобретать вторую половину по предложенной Богатовым цене, в то время как Храпов соглашается заплатить установленную Богатовым цену.
7. Петров выставил принадлежащую ему стиральную машину на лестничную площадку. Прошло четыре месяца, Петров машиной не пользовался, и Иванова, проживавшая в соседней квартире, забрала ее себе. Петров, узнав об этом, обратился к Ивановой с требованием вернуть машину. Иванова отказалась, ссылаясь на то, что Петров выбросил стиральную машину, и, следовательно, утратил на нее право собственности.
8: 13 летний ученик приобрел на выданные ему родителями деньги учебники.
9: 12 летний школьник обратился с просьбой к директору магазина взять его на работу в качестве разнорабочего, т.к. в его семье сложное материальное положении и он желал бы помочь своим родителям.
10: В связи со сложными метеоусловиями был отложен вылет самолетов из аэропорта Шереметьево, в связи с чем гражданин не смог вовремя прибыть на заключение сделки с иностранной фирмой.
11: 15 летний подросток обратился в органы опеки с просьбой направить его в реабилитационный центр, т.е. его собственные родители жестоко с ним обращаются (медицинской экспертизой были зафиксированы следы побоев).
12: На складе оптовой фирмы произошел пожар. Все находившееся там имущество было уничтожено. Фирма обратилась в страховую фирму с требованием выплатить страховку, т.к. имущество было от пожара застраховано. Фирма отказала, ссылаясь на то, что, по мнению ее экспертов, имел место поджог. В ходе официального расследования причин пожара было установлено, что причиной возгорания была грозовая молния, от удара которой строение загорелось.
13: 35-летний Кириллов, имеющий статус лица без гражданства, подал ходатайство на имя Президента РФ о приеме его в российское гражданство.
14: 1 сентября 13-летний Володя пришел в школу с новым дорогим мобильным телефоном. Все одноклассники рассматривали его, восхищались. После уроков Володю пригласил в гости его друг Андрей. Он показал Володе новый, только что подаренный родителями, СD-плеер. Ребята решили поменяться вещами: Володя отдал Андрею телефон, а Андрей – плеер. Вечером, когда мама Володи узнала о состоявшемся обмене, она потребовала вернуть плеер Андрею и забрать у него телефон. При этом мама Володи указала, что он не имеет права самостоятельно распоряжаться вещами, которые ему дарят родители.
15: Сидоровы застраховали принадлежащий им дом, а он вскоре сгорел из-за неисправности электропроводки, которую повредили строители при ремонте.
16: И.Кулакова приобрела в магазине торговой сети «Эльдорадо» кофемолку фирмы «Tefal», гарантия на которую действует в течение 1 года. Через два месяца после начала эксплуатации кофемолка сломалась, и дама отдала ее в сервисный центр на гарантийный ремонт.
17: П.Кораблев в подарок своей жене приобрел норковую шубу. Однако дома, когда жена примерила шубу, выяснилось, что она ей велика на целый размер, да и темный цвет не устраивал жену. Супруги обратились в магазин с просьбой обменять данную шубу на другую, подходящую по цвету и размеру.
18: Е.Соколова днем купила в супермаркете торт, который намеревалась вечером поставить на стол при праздновании дня рождения дочери. Спустя несколько часов, во время праздничного ужина, перед тем, как подавать торт на стол, Е.Соколова, разрезав его, увидела, что торт испорчен – кремовая прослойка неприятно пахла и имела цвет плесени. Она обратилась в магазин с требованием вернуть ей деньги.
19: Лидия Липатова добилась в 1995 г. объявления судом умершим своего мужа Олега Овчинникова, не подававшего о себе известий более шести лет.
20: Холидов по заданию Осипова приобрел для последнего дачу. После выполнения поручения Холидов потребовал от Осипова выплаты вознаграждения. Осипов выплатить вознаграждение отказался, ссылаясь на то, что в договоре не было предусмотрено выплаты вознаграждения Холидову.
21: Главный инженер предприятия Савенков был отозван из отпуска на том основании, что на предприятии в одном из цехов произошел пожар, и требовалось непосредственное присутствие главного инженера при восстановлении производственной линии.
22: Петров взял в долг у своего друга Сомова значительную сумму денег. Договор займа был оформлен выдачей расписки, в которой по предложению заимодавца в качестве валюты займа были обозначены доллары США. В расписке было установлено, что долг необходимо возвратить через год после составления расписки. В день платежа заемщик долг не возвратил. Сомов обратился в суд с иском о взыскании с Петрова задолженности.
23: Кононенко обнаружил на скамейке около своего садового участка оставленный кем-то телефон. Владелец телефона ему был неизвестен, установить его не удалось. Кононенко заявил о находке в милицию.
24: В результате весеннего наводнения жителям деревни был причинен ущерб: затоплено два дома, произошло разрушение дорожного покрытия, нарушено снабжение электроэнергией. Жители деревни обратились с просьбой о помощи к губернатору области.
25: Федоров обратился в суд с просьбой о восстановлении срока для принятия наследства, которое открылось после смерти его брата. Федоров указал, что установленный законом шестимесячный срок он пропустил по уважительной причине, так как в это время отбывал наказание в местах лишения свободы.
26: Коровин заключил срочный трудовой договор на 1 год, в соответствии с которым ОАО «Контроль Инвест» наняла его в должности креативного директора для разработки концепции развития фирмы.
27: Находясь в больнице накануне проведения сложной операции, Матвеев составил завещание, в соответствии с которым оставил все свое имущество любимому племяннику. Завещание заверил специально приглашенный нотариус.
28: Крылов обратился в суд с исковым заявлением о расторжении договора продажи квартиры, который заключил Грибов. Свое требованием Крылов обосновал тем, что является опекуном Грибова, который ранее по решению суда был признан недееспособным. Своего согласия на заключение сделки Крылов не давал.
29:Агарабеков обратился в приемную депутата Государственной Думы Е.В.Позгалева в просьбой рассмотреть вопрос о выделении ему жилья, т.к. дом, в котором проживает его семья, признан аварийным.
30: Родители 17 летнего Сидорова отказались оплачивать его обучение на платном отделении вуза.
31: Иванов нанял бригаду для постройки бревенчатого дома. Материалы были предоставлены заказчиком, а инструменты предоставлены бригадой, которая обязалась в двухмесячный срок поставить дом под крышу.
Б. Творческие задания на определение юридических фактов.
- Определите юридические факты в нормах права:
Статья 41 Семейного кодекса. Заключение брачного договора
1. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака.
Брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака.
2. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.
Статья 573. Гражданского кодекса РФ. Отказ одаряемого принять дар
1. Одаряемый вправе в любое время до передачи ему дара от него отказаться. В этом случае договор дарения считается расторгнутым.
2. Если договор дарения заключен в письменной форме, отказ от дара должен быть совершен также в письменной форме. В случае, когда договор дарения зарегистрирован (пункт 3 статьи 574), отказ от принятия дара также подлежит государственной регистрации.
3. Если договор дарения был заключен в письменной форме, даритель вправе требовать от одаряемого возмещения реального ущерба, причиненного отказом принять дар.
Статья 112 Трудового кодекса Российской Федерации:
«При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.
Работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение».
Ст. 48 Семейного кодекса Российской Федерации:
«Если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение трехсот дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное (статья 52 настоящего Кодекса). Отцовство супруга матери ребенка удостоверяется записью об их браке».
Ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая). Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:
«со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность по налогам, указанным в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя».
- Определите юридические факты и их классификация в предложенных ситуациях
Содержание задания:
- проанализируйте предложенную ситуацию,
- определите юридические факты, которые послужили основанием для возникновения или прекращения правоотношения,
- классифицируйте выявленные юридические факты по следующим основаниям:
а) по характеру последствий (правоустанавливающие, правоизменяющие, правопрекращающие);
б) по характеру действия (однократные, факты-состояния);
в) по волевому признаку (относительное событие, абсолютное событие, действие/бездействие, правомерное/противоправные, юридический акт, юридический поступок);
г) по структуре (простые, сложные).
Ситуация 1. Маклаков не выходил на работу 1 месяц. В качестве объяснения своего отсутствия представил больничный лист (сотрясение мозга). Ссылаясь на медицинское заключение, потребовал перевести его временно на более легкую работу.
Ситуация 2. Третьяков подписал с картинной галереей договор о безвозмездной передаче своей коллекции картин в собственность галереи.
Ситуация 3: Курсант Куксов подал рапорт с просьбой предоставить ему отпуск по семейным обстоятельствам (заключение брака).
Ситуация 4: Курсант Берлускони был вызван на Совет факультета. Основание – неудовлетворительные оценки за месяц по 5 дисциплинам. По итогам заседания Совета факультета ему был определен 7дневный срок на ликвидацию задолженностей. По истечении указанного срока, при условии, что курсант не ликвидирует задолженности, Совет факультета решил ходатайствовать перед начальником института об отчислении данного курсанта из института.
Ситуация 5: Родители курсанта Мазанова (1 курс, 17 лет) написали на имя начальника института заявление с просьбой отчислить их сына из института, на том основании, что тот поступил в институт против их воли.
- Определение юридических фактов, необходимых для возникновения следующих правоотношений:
1.выплата пенсии о старости (по инвалидности)
2.поступление на службу в уголовно-исполнительную систему
3.занятие должности судьи в РФ
4. оплата проезда к месту отпуска сотруднику УИС.
5. призыв на службу в армию.
6. возвращение товара обратно в магазин по причине выявленного скрытого брака.
III. Задания для самоконтроля
1. Определите, какой дефиниции соответствует данное определение: «Возникающее в соответствии с нормами права и юридическими фактами волевое общественное отношение, участники которого наделены субъективными правами и несут юридические обязанности» -
А. правоотношение
Б. правонарушение
В. правоспособность
Г. дееспособность
2. Не относится к признакам, характеризующим правоотношения:
А. носят волевой характер
Б. являются разновидностью общественных отношений
В. обеспечиваются возможностью морального принуждения
Г. возникают на основе норм права
Д. наличие у сторон субъективных прав и юридических обязанностей
3. Отличие правоотношения от отношения, возникающего на основе норм морали:
А. классовая направленность
Б. гарантированность принудительной силой государства
В. индивидуальный характер
Г. волевой характер
Д. возможность наступления ответственности
4. Виды предпосылок возникновения правоотношений:
А. материальные и позитивные
Б. нормативные и позитивные
В. материальные и юридические
Г. юридические и нормативные
Д. моральные и этические
5. Юридические предпосылки возникновения правоотношений:
А. субъекты права, объекты права и юридические факты
Б. нормы права, правосубъектность и юридический факт
В. субъективные права и юридические обязанности
Г. нормы права, субъекты права и юридические обязанности
Д. жизненные интересы и потребности людей, под влиянием которых они вступают в соответствующие правоотношения
6. В структуру правоотношения входят следующие элементы:
А. объект, субъект, содержание
Б. право, обязанность, запрет
В. дозволение, управомочие, разрешение
Г. обязывание, дозволение, запрет
Д. свобода, юридические факты, ответственность
7. К материальным предпосылкам возникновения правоотношений относятся:
А. нормы права, субъекты права, и объекты права
Б. нормы права, правосубъектность, юридический факт
В. субъекты права, объекты права, юридические факты
Г. субъективные права и юридические обязанности
Д. жизненные интересы и потребности людей, под влияниям которых они вступают в соответствующие правоотношения
8. Как соотносятся норма права и правоотношения:
А. норма права – есть форма реализации правоотношения. Правоотношение и норма права соотносятся как причина и следствие
Б. правоотношения - есть форма реализации нормы права. Правовая норма и правоотношения соотносятся как причина и следствие
В. норма права и правоотношения не являются элементами механизма правового регулирования и никак не соотносятся
Г. правоотношения – составная часть нормы права. Правоотношения и норма права соотносятся как содержание и форма
9. Из каких элементов по своей структуре состоит содержание правоотношения:
А. следствие и причина
Б. субъект и объект
В. объективная и субъективная сторона
Г. правонарушение и ответственность
Д. субъектное право и юридическая обязанность
10. Подберите надлежащее понятие к данному определению: «То, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи»
А. юридический факт
Б. объект правонарушения
В. фактический состав правоотношения
Г. юридический состав правоотношения
Д. объект правоотношения
11. Подберите надлежащее понятие к данному определению: «Предписанная лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера должного поведения, которой лицу необходимо следовать в интересах управомоченного».
А. правосознание
Б. правонарушение
В. правомерное поведение
Г. правовая ответственность
Д. юридическая обязанность
12. Не относятся к объектам правоотношения:
А. предметы материального мира (вещи) продукты духовного творчества (произведения искусства)
Б. любовь, дружба, взаимопонимание
В. личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство, репутация)
Г. поведение участников правоотношения
Д. результаты поведения участников правоотношения
13. Виды субъектов правоотношения:
А. индивидуальные и коллективные
Б. простые и сложные
В. правовые и неправовые
Г. личные и индивидуальные
Д. коммерческие и некоммерческие
14. Элемент правоотношения, который включает следующие три правомочия: возможность определенного поведения управомоченного лица; возможность требовать определенных действий от обязанного лица; возможность принудительного осуществления обязанностей путем обращения в компетентные органы государства
А. объективное право
Б. субъективное право
В. юридический факт
Г. субъект права
Д. правосознание
15. Физическое лицо должно обладать … для того, чтобы быть субъектом правоотношения
А. только дееспособностью
Б. только правоспособностью
В. правосубъектностью
Г. правосознанием
Д. правовой культурой