Судебная власть. Российская и зарубежная модель.

1. Отличительные особенности и функции судебной власти.

2. Основные принципы судопроизводства.

3. Положение судебной власти в системе разделения властей.

4. Нормативно – правовые акты, регулирующие статус судебных органов власти в Российской Федерации.

5. Судебные реформы в Российской Федерации на рубеже 20 – 21 веков: цели, принципы и этапы.

6. Судебная система Российской Федерации.

7. Порядок назначения судей в Российской Федерации.

8. Особенности статуса судьи в Российской Федерации.

9. Основные формы участия российского населения в осуществлении правосудия.

10. Судебная модель США: федеральные суды и суды штатов.

11. Англо – саксонская судебная модель: прецедентное судопроизводство.

12. Европейская континентальная модель как пример системы специализированных судов.

13. Европейский суд по правам человека: структура, принципы, задачи и порядок рассмотрения исковых заявлений.

14. Специфика судебной модели в странах Азии и Африки. Принципы и особенности исламских судов. Шариатские суды.

Тест № 10

1.Какие суды не существуют в Российской Федерации:

А) мировые суды;

Б) арбитражные суды;

В) коммунальные суды;

Г) районные суды;

Д) областные суды.

2.Назовите арбитражные суды второй инстанции:

А) областные арбитражные суды;

Б) верховные арбитражные суды;

В) районные арбитражные суды;

Г) окружные арбитражные суды.

3.Какие из нижеперечисленных требований для кандидатов на должность судьи не существуют:

А) 25 – летний возраст.

Б) признание общественных заслуг;

В) избрание на должность;

Г) стаж работы по специальности;

Д) большой жизненный опыт;

Е) профильное образование;

Ж) назначение Советом Федерации;

З) 18 – летний возраст.

4.Какие функции не осуществляют российские суды:

А) толкование законов;

Б) принятие законов;

В) разрешение споров о праве;

Г) разрешение пари;

Д) осуществление надзора;

Е) осуществление дозора;

Ж) установление фактов, имеющих юридическое значение;

З) установление фактов, имеющих статистическое значение.

5.Споры хозяйствующих субъектов разрешаются:

А) в судах общей юрисдикции;

Б) в Конституционном суде;

В) в арбитражных судах.

6.Какие суды не входят в систему судов общей юрисдикции:

А) Верховный Суд РФ;

Б) Областные суды;

В) арбитражные суды;

Г) Конституционный Суд РФ;

Д) районные суды.

7.Назовите результаты судебных реформ в России:

А) создание Судебного Департамента;

Б) создание мировых судов;

В) создание судов общей юрисдикции;

Г) создание участковых судов;

Д) создание Конституционного суда РФ;

Е) создание товарищеских судов.

8.Американская система правосудия включает в себя:

А) районные и областные суды;

Б) суды графств и суды консульств;

В) федеральные суды и суды штатов;

Г) суды штатов и суды кантонов.

9.В какой стране суды активно используют прецедентное право:

А) Германия;

Б) Франция;

В) Россия;

Г) Великобритания.

10.Система религиозных судов более всего характерна:

А) для США;

Б) для мусульманских стран;

В) для африканских стран;

Г) для европейских стран.

Темы эссе № 10

1.Судебная система Российской Федерации.

2.Судебные реформы 1990 – х – 2010 – х годов в России.

3.Судебная система США.

4.Система специализированных судов европейского типа (на примере одной страны по выбору студента).

5.Источники английского судебного права.

6.Правовой статус Судебного Департамента при Верховном Суде.

7.Цензовые требования к кандидатам на судебные должности.

8.Органы судопроизводства в системе федеральных органов государственной власти.

9.Структурные подразделения органов российского судопроизводства.

10.Реформы судебной системы Великобритании.

Вопросы контрольной работы № 10

1.Требования, предъявляемые к кандидатам на судебные должности в России.

2.Перечислите суды, входящие в судебную систему России.

3. Назовите функции, осуществляемые судебными российскими органами.

4.Правовой статус Конституционного Суда РФ.

5.Стадии судебного процесса (на примере суда общей юрисдикции).

6.Пересмотр дела в порядке апелляционного судопроизводства.

7.Назовите основные типы судебных систем, распространённых в мировой практике.

8.Отдичительные особенности прецедентного права в судопроизводстве.

9.Выделите основные изменения в судебной системе РФ за последние десятилетия.

10.Дайте характеристику звеньям судебной системы.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в ред. от 21 июля 2014 года). № 11 – ФКЗ // СЗ РФ, 2014, №30, ст.4202.

2. «Всеобщая декларация прав человека» от 10 декабря 1948 года.//Российская газета – 1998. – 10 декабря.

3. Федеральный Конституционный Закон от 5 февраля 2014 года. №3 – ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» (в ред. от 15 февраля 2016 года, с изм., вступившими в силу с 1 января 2017 года) // СЗ РФ, 2014, №6, ст.567.

4. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 года. № 2 – ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и Прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ, 2014, №1, ст. 548.

5. Федеральный Конституционный Закон от 5 февраля 2014 года. №4 – ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ, 2014, №6, ст. 551.

6. Федеральный Конституционный Закон от 21 июля 1994 года. № 1 – ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2016 года) // СЗ РФ, 1994, №13, ст. 1447.

7. Федеральный Конституционный Закон от 7 февраля 2011 года. №1 – ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (с изм. и доп. на 21 июля 2014 года) // СЗ РФ, 2011, №7, ст.898.

8. Федеральный Конституционный Закон от 31 декабря 1996 года. №1 – ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп. на 5 февраля 2014 года) // СЗ РФ, 1997, №1, ст. 1.

9. Федеральный Конституционный Закон от 28 апреля 1995 года. №1 – ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (в ред. от 15 февраля 2016 года) // СЗ РФ, 1995, №18, ст. 1589.

10. Федеральный Закон от 17 декабря 1998 года. №188 – ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (в ред. от 5 апреля 2016 года) //СЗ РФ, 1998, №51, ст.6270.

11. Федеральный Закон от 20 августа 2004 года. №113 – ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (в ред. от 3 июля 2016 года) // СЗ РФ, 2004, №34, ст. 3528.

12. Федеральный Закон от 30 марта 1998 года. №54 –ФЗ « О ратификации конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней» от 4 ноября 1950 года (в ред. от 13 мая 2004 года) // СЗ РФ, 2001, №2, ст.163.

13. Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года. №3132 – 1 «О статусе судей в Российской Федерации» (в ред. от 3 июля 2016 года) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1992, №30, ст. 1792.

14. Федеральный Закон от 8 января 1998 года. №7 – ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (в ред. от 3 июля 2016 года) // СЗ РФ, 1998, №2, ст.223.

15. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» /М.В. Баглай. – М.: Норма: Инфра, 2015. – 768 с.

16. Брусницын Л. Значение решений ЕСПЧ для национального уголовного судопроизводства и проблемы их учёта в государствах – членах Совета Европы // Государство и право – 2012. - №2. – с. 25 – 31.

17. Ведерников А.Н. Конституционное право личности на судебную защиту в законодательстве и судебной практике России /А.Н. Ведерников – М.: Юнити – Дана, 2012. – 151с.

18. Конституционное право зарубежных стран. Учебник / под общей ред. Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М. -4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юридическая норма, НИЦ ИНФРА. – М., 2016. – 976 с.

Методические рекомендации

Эта тема, как и предыдущая, предполагает разделение учебного материала между несколькими занятиями. Первое занятие включает в себя три вопроса. Их изучение должно быть нацелено на формирование представлений об особенностях и месте судебной власти в системе разделения властей. Второе занятие рекомендуется организовать для изучения судебной системы Российской Федерации: элементы системы, принципы, цели и задачи, функции и порядок формирования отдельных судебных органов. Третье занятие рекомендуется посвятить участию населения в отправлении правосудия. Это предполагает сосредоточение внимания на статусах кандидатов на судебные должности и самих судей, а также на различных формах участия населения в судебных процессах. Четвёртое занятие можно использовать для изучения зарубежного опыта судопроизводства. Полученные при изучении темы знания необходимо проверить при помощи тестов, написания эссе и контрольных работ.

Семинарское занятие №11

Тема

Местное самоуправление

1. Понятие и отличительные признаки местного самоуправления.

Неотъемлемые элементы местного самоуправления: территория, органы власти, характер полномочий органов местного самоуправления. Формы участия населения в местном самоуправлении.

2. Отечественный опыт местного самоуправления

А) Местное самоуправление в Древней Руси

Б) Реформа местного самоуправления в эпоху Ивана 4

В) Земская реформа 1864 года и её влияние на развитие местного самоуправления

Г) Советский опыт функционирования местного самоуправления

4. Основные этапы развития местного самоуправления в Российской Федерации.

5. Нормативно – правовое регулирование местного самоуправления в Российской Федерации.

6. Муниципальное образование. Основные виды муниципальных образований в Российской Федерации.

7. Система органов местного самоуправления в Российской Федерации.

8. Отличие органов местного самоуправления от органов государственной власти в Российской Федерации.

9. Функции и полномочия органов местного самоуправления в Российской Федерации.

10. Особенности взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти в Российской Федерации.

11. Формы участия населения в местном самоуправлении в Российской Федерации.

12. Зарубежный опыт местного самоуправления

А) Местное самоуправление в европейских странах с унитарным государственным устройством

Б) Местное самоуправление в европейских странах с федеративным государственным устройством

В) Местное самоуправление в США

Тест № 11

1.Органы местного самоуправления – это:

А) органы федерального уровня;

Б) органы регионального уровня;

В) органы муниципального уровня.

2. Назовите территориальные уровни функционирования органов местного самоуправления:

А) область;

Б) город;

В) городской район;

Г) республика;

Д) сельское поселение;

Е) автономный округ.

3.При каком государственном устройстве органы местного самоуправления имеют наибольшую автономию:

А) унитарное;

Б) федеративное;

В) конфедеративное.

4.Какие из нижеперечисленных российских органов власти являются органами местного самоуправления:

А) областные законодательные собрания;

Б) областные думы;

В) районные городские администрации;

Г) главы администрации субъектов РФ;

Д) городские думы;

Е) собрания и сходы граждан.

5.Какие из нижеперечисленных форм являются формами участия граждан в местном самоуправлении:

А) региональные выборы;

Б) муниципальные выборы;

В) местный референдум;

Г) правотворческая инициатива;

Д) общероссийский референдум;

Е) собрания и сходы граждан.

6.Местное самоуправление в США представлено:

А) собраниями жителей общин;

Б) собраниями штатов;

В) губернаторами;

Г) мэрами;

Д) собраниями жителей тауншипов;

Е) судами штатов.

7.К органам местного самоуправления в Великобритании относятся:

А) ландтаги;

Б) тауны;

В) советы;

Г) джунты.

8.Реформы местного самоуправления в Великобритании 1997 – 1998 годов предполагали:

А) максимальную независимость Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии;

Б) широкую автономию Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии;

В) предоставление самостоятельных полномочий в вопросах местного значения представительным органам Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии.

9.К вопросам местного значения по российскому законодательству относится:

А) принятие федеральных законов;

Б) управление государственной собственностью;

В) совершенствование уголовного законодательства;

Г) введение в стране военного положения;

Д) обеспечение озеленения улиц и ремонта дорог.

10.Органы местного самоуправления России не могут:

А) принимать бюджет;

Б) управлять собственностью;

В) назначать судей;

Г) создавать предприятия;

Д) благоустраивать территории.

Темы эссе №11

1.Традиции местного самоуправления в России.

2.Возникновение и развитие системы местного самоуправления в современной России.

3.Реформы местного самоуправления в Великобритании в 1997 – 1998 годах.

4.Система органов местного самоуправления России и система органов государственной власти России: сравнительный анализ.

5.Система органов местного самоуправления в России: формирование, состав и полномочия.

6.Формы участия населения в местном самоуправлении.

7.Собрания и сходы граждан: теория и практика.

8.Особенности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

9.Особенности местного самоуправления в зарубежных странах.

10.Проблемы местного самоуправления в Российской Федерации.

Вопросы контрольной работы №11

1.Конституция Российской Федерации о статусе органов местного самоуправления.

2.Основные виды муниципальных образований в Российской Федерации.

3.Порядок формирования органов местного самоуправления в Российской Федерации.

4.Основные формы народовластия на муниципальном уровне.

5.Основные модели местного самоуправления за рубежом.

6.Отличительные особенности полномочий органов местного самоуправления.

7.Делегирование государственных полномочий органам местного самоуправления.

8.Формирование муниципальных бюджетов.

9.Законодательные и исполнительные органы местного самоуправления в России.

10.Основные группы полномочий органов местного самоуправления в России.

Библиографический список

1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в ред. от 21 июля 2014 года). № 11 – ФКЗ // СЗ РФ, 2014, №30, ст.4202.

2.Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года (по состоянию на 16 октября 2014 года) //http: //base. garant. ru/2540485/

3.Федеральный Закон от 11 апреля 1998 года. №55 – ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» //СЗ РФ, 1998, №15, ст.1695.

4.Федеральный Закон от 26 ноября 1996 года. №138 –ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (с изм. и доп. на 4 июня 2014 года) //СЗ РФ, 1996, №49, ст. 5497.

5.Федеральный Закон от 6 октября 2003 года. №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 7 июня 2017 года) // СЗ РФ, 2003, №40, ст.3822.

6.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/М.В. Баглай – М.: Норма: Инфра, 2015. – 768с.

7.Конституционное право зарубежных стран. Учебник / под общей ред. Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юридическая норма, НИЦ ИНФРА. – М., 2016. – 976 с.

8.Черкасов А.И. Местное управление в конституционном механизме стран современного мира /А.И. Черкасов – М.: Юрлитинформ, 2014. – 192с.

Методические рекомендации

Структура занятий по заданной тематике предполагает изучение отдельных вопросов как отдельных тем. Таким вопросам рекомендуется уделять время, идентичное времени, уделяемому семинарским занятиям. Таким образом, вопросы №1 и №2, как объединённые тематически, могут быть выделены в отдельное семинарское занятие. Вопрос № 3 предполагает ознакомление с многовековым отечественным опытом функционирования местного самоуправления. Объём материала требует выделения не менее двух часов. Вопросы №№ 4 -7 предполагают изучение процессов организации местного самоуправления в современной России. Учитывая, что эти процессы развивались поэтапно, их изучение желательно осуществлять в течение ещё четырёх часов. Вопросы №№ 8 -11 связаны с практической стороной деятельности местного самоуправления в Российской Федерации и участием в местном самоуправлении населения муниципальных образований. Многочисленные аспекты такой темы не исключают выделение времени в размере шести часов. Оставшийся предусмотренный учебными программами материал рекомендуется посвятить зарубежному опыту местного самоуправления, реализующемуся посредством нескольких моделей. Полученные при изучении темы знания следует проверить при помощи тестов, написания эссе и контрольных работ.

Вопросы к экзамену

1.Предмет конституционного права.

2.Отличительные особенности и принципы конституционного права.

3.Источники конституционного права.

4.Конституция как основной закон государства. Конституция 1993 года.

5.Классификация конституций.

6.Зарубежный опыт конституционализма.

7.Основы конституционного строя РФ.

8.Политические права и свободы российских граждан.

9.Личные права и свободы российских граждан.

10.Социально – экономические права российских граждан.

11.Основные типы государственного устройства.

12.Зарубежные модели государственного устройства.

13.Юридические основы российского федерализма.

14.Территориальный состав Российской Федерации.

15.Органы государственной власти Российской Федерации: система, отличительные особенности.

16.Правовой статус Президента Российской Федерации.

17.Зарубежные модели президентской власти.

18.Федеральное Собрание Российской Федерации: состав, порядок формирования, регламент работы.

19.Полномочия палат Федерального Собрания.

20.Зарубежные модели парламентаризма.

21.Исполнительная власть в Российской Федерации: состав, отличительные особенности, порядок формирования.

22.Полномочия Правительства Российской Федерации.

23.Зарубежные модели правительственной власти.

24.Зарубежные модели судебной власти.

25.Судебная власть в Российской Федерации: отличительные особенности, функции, порядок формирования.

26.Судебная система Российской Федерации.

27.Охрана Конституции Российской Федерации.

28.Основные процедуры, связанные с российской конституцией: толкование, внесение поправок, изменение конституции.

29.Избирательное право.

30.Основные типы избирательных систем.

31.Основные этапы и процедуры избирательного процесса в России.

32.Зарубежные избирательные модели.

33.Активное и пассивное избирательное право.

34.Местное самоуправление: отличительные особенности, порядок формирования.

35.Органы местного самоуправления в Российской Федерации: состав и полномочия.

36.Основные формы народовластия в Российской Федерации.

37.Зарубежные модели местного самоуправления.

38. Основные формы правления.

39.Основные типы политических режимов.

40.Правонарушения во время проведения избирательных компаний.

41.Ответственность, предусмотренная российским законодательством за нарушения избирательных прав.

42.Основные парламентские процедуры в Федеральном Собрании Российской Федерации.

43.Основные организационные формы деятельности в Федеральном Собрании Российской Федерации.

44.Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.

45.Органы государственной власти субъектов Российской Федерации: состав и полномочия.

46.Основные изменения в судебной системе Российской Федерации на современном этапе.

47.Разделение полномочий между федеральными органами и органами государственной власти Российской Федерации.

48.Субъекты избирательного права и их правовой статус.

49.Основные способы защиты прав российских граждан.

50.Правовой статус судей в Российской Федерации.

Заключение

В ходе изучения дисциплины «Конституционное право» предполагается достижение следующих результатов:

- ознакомление с характером и содержанием Конституции Российской Федерации и основных законов зарубежных стран;

- изучение основных тенденций развития отечественного и зарубежного конституционализма;

- формирование представлений об эволюции, функционировании основных институтов государственной власти в России и за рубежом;

- усвоение комплекса прав и свобод, признанных мировым и российским правом;

- выработка представлений о вариантах нарушения конституционных прав и способах их защиты;

- овладение пониманием механизмов государственного управления через изучение основных характеристик государства: форм правления, типов государственного устройства и т.д.

- формирование навыков реализации прав и свобод, предусмотренных российским законодательством.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

Учебно–методическое пособие

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского».

603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23.

Наши рекомендации