Занятие 36. Правовое государство, гражданское общество, право и личность
1. История идеи правового государства.
2. Признаки правового государства.
3. Условия формирования правового государства.
4. Особенности формирования правового государства в России.
5. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.
6. Взаимодействие государства и гражданского общества.
7. Правовой статус личности.
8. Права и свободы человека и гражданина.
9. Законные интересы личности: понятие, отличие от субъективных прав, виды.
Важное место в самостоятельной работе занимает подготовка эссе.
Эссе – это относительно небольшая самостоятельная письменная работа студента, по предложенной преподавателем теме (при самостоятельном выборе темы студентом, её необходимо согласовать с преподавателем).
Цель эссе состоит в формировании у студентов навыком самостоятельного творческого анализа и способностей связного последовательного письменного изложения своих мыслей. Эссе учит студентов чётко и кратко формулировать свои мысли с использованием основных логических приёмов, выделять причинно-следственные связи между явлениями, связывать теоретический материал с фактическими данными.
Эссе представляет собой рассуждения студента по теме. Студент должен быть способен выделить основную проблему, провести её анализ с использованием научной терминологии, научных концепций и методов. Эссе должно содержать авторские выводы по решению установленной проблемы. При этом эссе не предполагает полное раскрытие темы.
Объём эссе – 2-5 страниц стандартного текста (шрифт – 14, интервал – 1,5).
Структурно эссе состоит из титульного листа, введения, основной части и заключения. Титульный лист должен содержать чёткое определение темы и указание на автора. В введении кратко обосновывается выбор темы, автор должен кратко выразить собственное понимание проблемы. Основная часть содержит теоретические основы выбранной темы и её изложение. Ввиду особого характера и незначительного объёма эссе, его основная часть обычно не делится на параграфы, разделы, пункты. Но при необходимости автор может вводить заголовки и подзаголовки в основном тексте. Заключение должно содержать общие выводы по работе, отношение автора к проблеме (без эмоциональной окраски).
Эссе оценивается по семибальной шкале.
1. Подходы к систематизации методов теории государства и права.
2. Общие, специальные и частнонаучные методы теории государства и права.
3. Методы сбора и изучения единичных фактов.
4. Методы теоретического уровня.
5. Теоретико-правовая и политико-прикладное значение вопроса о возникновении государства и права.
6. Современная наука о происхождении государства.
7. Формационный подход о типологии государства и права.
8. Цивилизационный подход о типологии государства.
9. Типология права, её проблемы.
10. Проблемы народовластия как принципа современного государства.
11. Проблемы элементного состава нормы права.
12. Соотношение законов и подзаконных актов в России.
13. Проблемы действия нормативно-правовых актов во времени.
14. Виды правотворчества.
15. Основные проблемы использования юридической терминологии в российском правотворчестве.
16. Соотношение международного права и национального законодатедбства.
17. Общий правовой статус граждан и иностранцев в России.
18. Проблемы определения состава правоотношений.
19. Плюралистический подход к объектам правоотношений.
20. Особенности государства как субъекта правоотношений.
21. Дееспособность физических лиц, основания и порядок её ограничения.
22. Содержание правоотношений. Основные формы субъективных прав и юридических обязанностей.
23. Виды юридических фактов.
24. Стадии и элементы механизма правового регулирования.
25. Пробелы в праве и пути их преодоления.
26. Коллизии в праве, их виды и способы их разрешения.
27. Толкование права: понятие и необходимость.
28. Природа интерпретационных актов в России.
29. Понятие и основные виды доказательств по российскому редостдательству.
30. Содержание правовой квалификации в процессе применения права.
Тесты закрытого типа:
№ п/п | Автор | Название учебно-методической литературы | Выходные данные | Количество экземпляров в библиотека ННГУ/наличие эл. Ресурса |
Цыганов В.И. | Теория государства и права. Словарь основных понятий и категорий | Н.Новгород, изд. «Вектор ТиС», 2006 | ||
Цыганов В.И. | Теория государства и права. Тезисы лекций. | Н.Новгород, изд. «Вектор ТиС», 2009 |
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Проблемы теории государства и права».
6.1. Перечень компетенций выпускников образовательной программы с указанием результатов обучения (знаний, умений, владений), характеризующих этапы их формирования
Карта компетенций
Шифр и название компетенции:
ОК-4: способность ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач
Индикаторы компитенции | Критерии оценивания (дескрипторы) | ||||||
плохо | неудовлетворительно | удовлетворительно | хорошо | Очень хорошо | отлично | превосходно | |
Знать: общезначимые проблемы политической, социальной и экономической сфер общества; систему общенаучных и специально-научных методов, используемых в юридической науке | Отсутствие знаний о общезначимых проблемах политической, социальной и экономической сфер общества; системе общенаучных и специально-научных методов, используемых в юридической науке | Фрагментарные знания о общезначимых проблемах политической, социальной и экономической сфер общества; системе общенаучных и специально-научных методов, используемых в юридической науке | Общие, но не структурированные знания о общезначимых проблемах политической, социальной и экономической сфер общества; системе общенаучных и специально-научных методов, используемых в юридической науке | Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания о общезначимых проблемах политической, социальной и экономической сфер общества; системе общенаучных и специально-научных методов, используемых в юридической науке | Сформированные, но содержащие незначительные пробелы знания о общезначимых проблемах политической, социальной и экономической сфер общества; системе общенаучных и специально-научных методов, используемых в юридической науке | Сформированные систематические знания без ошибок о общезначимых проблемах политической, социальной и экономической сфер общества; системе общенаучных и специально-научных методов, используемых в юридической науке | Сформированные систематические знания без ошибок о общезначимых проблемах политической, социальной, экономической и другихсфер общества; системе общенаучных и специально-научных методов, используемых в юридической науке |
Уметь: использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания гуманитарных, экономических и социальных наук | Отсутствие умений | Частично освоенное умение использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания гуманитарных, экономических и социальных наук | В целом успешное, но не систематически осуществляемое умение использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания гуманитарных, экономических и социальных наук | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания гуманитарных, экономических и социальных наук | В целом успешное, но содержащее отдельные погрешности умение использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания гуманитарных, экономических и социальных наук | Сформированное систематическое умение использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания гуманитарных, экономических и социальных наук | Сформированное систематическое умение использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания гуманитарных, экономических и социальных наук и способность принимать на данной основе решения |
Владеть: основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов, явлений с использованием знаний гуманитарных, экономических и социальных наук | Отсутствие навыков владения основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов, явлений с использованием знаний гуманитарных, экономических и социальных наук | Фрагментарное владение способностью анализировать социально и профессионально значимые проблемы, процессы, явления с использованием знаний гуманитарных, экономических и социальных наук | В целом успешное не систематическое владение способностью анализировать социально и профессионально значимые проблемы, процессы, явления с использованием знаний гуманитарных, экономических и социальных наук | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы владение способностью анализировать социально и профессионально значимые проблемы, процессы, явления с использованием знаний гуманитарных, экономических и социальных наук | В целом успешное, но содержащее отдельные погрешности владение способностью анализировать социально и профессионально значимые проблемы, процессы, явления с использованием знаний гуманитарных, экономических и социальных наук | Успешное и последовательное владение способностью анализировать социально и профессионально значимые проблемы, процессы, явления с использованием знаний гуманитарных, экономических и социальных наук | Всестороннее владение способностью анализировать социально и профессионально значимые проблемы, процессы, явления с использованием знаний гуманитарных, экономических и социальных наук |
Шкала оценок по проценту правильно выполненных контрольных заданий | 0-20 % | 20-50 % | 50-70 % | 70-80% | 80-90 % | 90-99 % | 100% |
Шифр и название компетенции:
ОК-9: способность к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения.
Индикаторы компитенции | Критерии оценивания (дескрипторы) | ||||||
плохо | неудовлетворительно | удовлетворительно | хорошо | Очень хорошо | отлично | превосходно | |
Знать: основные принципы, законы и категории философских знаний в их логической целостности и последовательности | Отсутствие знаний | Фрагментарные знания основных принципов, законов и категорий философских знаний в их логической целостности и последовательности | Общие, но не структурированные знания основных принципов, законов и категорий философских знаний в их логической целостности и последовательности | Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания основных принципов, законов и категорий философских знаний в их логической целостности и последовательности | Сформированные, но содержащие отдельные погрешности знания основных принципов, законов и категорий философских знаний в их логической целостности и последовательности | Сформированные систематические знания основных принципов, законов и категорий философских знаний в их логической целостности и последовательности | Сформированные систематические обширные знания основных принципов, законов и категорий философских знаний в их логической целостности и последовательности |
Уметь: использовать основы философских знаний для оценивания и анализа различных социальных тенденций, явлений и фактов; формировать свою мировоззренческую позицию в обществе, совершенствовать свои взгляды и убеждения, переносить философское мировоззрение в область материально-практической деятельности; осуществлять поиск, систематизацию и обобщение информации | Отсутствие умений | Частично освоенное умение использовать основы философских знаний для оценивания и анализа различных социальных тенденций, явлений и фактов; формировать свою мировоззренческую позицию в обществе, совершенствовать свои взгляды и убеждения, переносить философское мировоззрение в область материально-практической деятельности; осуществлять поиск, систематизацию и обобщение информации | В целом успешное, но не систематически осуществляемое умение использовать основы философских знаний для оценивания и анализа различных социальных тенденций, явлений и фактов; формировать свою мировоззренческую позицию в обществе, совершенствовать свои взгляды и убеждения, переносить философское мировоззрение в область материально-практической деятельности; осуществлять поиск, систематизацию и обобщение информации | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение использовать основы философских знаний для оценивания и анализа различных социальных тенденций, явлений и фактов; формировать свою мировоззренческую позицию в обществе, совершенствовать свои взгляды и убеждения, переносить философское мировоззрение в область материально-практической деятельности; осуществлять поиск, систематизацию и обобщение информации | В целом успешное, но содержащее отдельные погрешности умение использовать основы философских знаний для оценивания и анализа различных социальных тенденций, явлений и фактов; формировать свою мировоззренческую позицию в обществе, совершенствовать свои взгляды и убеждения, переносить философское мировоззрение в область материально-практической деятельности; осуществлять поиск, систематизацию и обобщение информации | Сформированное систематическое умение использовать основы философских знаний для оценивания и анализа различных социальных тенденций, явлений и фактов; формировать свою мировоззренческую позицию в обществе, совершенствовать свои взгляды и убеждения, переносить философское мировоззрение в область материально-практической деятельности; осуществлять поиск, систематизацию и обобщение информации | Сформированное систематическое умение использовать основы философских знаний для оценивания и анализа различных социальных тенденций, явлений и фактов; формировать свою мировоззренческую позицию в обществе, совершенствовать свои взгляды и убеждения, переносить философское мировоззрение в область материально-практической деятельности; осуществлять поиск, систематизацию и обобщение информации и способность принимать на данной основе решения |
Владеть: способностью абстрактно мыслить, анализировать, синтезировать получаемую информацию, ставить исследовательские задачи | Отсутствие навыков | Фрагментарное владение способностью абстрактно мыслить, анализировать, синтезировать получаемую информацию, ставить исследовательские задачи | В целом успешное не систематическое владение способностью абстрактно мыслить, анализировать, синтезировать получаемую информацию, ставить исследовательские задачи | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы владение способностью абстрактно мыслить, анализировать, синтезировать получаемую информацию, ставить исследовательские задачи | В целом успешное, но содержащее отдельные погрешности владение способностью абстрактно мыслить, анализировать, синтезировать получаемую информацию, ставить исследовательские задачи | Успешное и последовательное владение способностью абстрактно мыслить, анализировать, синтезировать получаемую информацию, ставить исследовательские задачи | Всестороннее владение способностью абстрактно мыслить, анализировать, синтезировать получаемую информацию, ставить исследовательские задачи |
Шкала оценок по проценту правильно выполненных контрольных заданий | 0-20 % | 20-50 % | 50-70 % | 70-80% | 80-90 % | 90-99 % | 100% |
Шифр и название компетенции:
ПК-1: способность разрабатывать нормативные правовые акты.
Индикаторы компитенции | Критерии оценивания (дескрипторы) | ||||||
плохо | неудовлетворительно | удовлетворительно | хорошо | Очень хорошо | отлично | превосходно | |
Знать: место нормативных правовых актов в механизме правового регулирования; основные приёмы и способы законодательной техники, сущность и содержание основных понятий, категорий российского права, общих правовых статусов субъектов права, основные особенности правоотношений в различных отраслях права | Отсутствие знаний | Фрагментарные знания о месте нормативных правовых актов в механизме правового регулирования; о основных приёмах и способах законодательной техники, сущности и содержания основных понятий, категорий российского права, общих правовых статусов субъектов права, основных особенностях правоотношений в различных отраслях права | Общие, но не структурированные знания о месте нормативных правовых актов в механизме правового регулирования; о основных приёмах и способах законодательной техники, сущности и содержания основных понятий, категорий российского права, общих правовых статусов субъектов права, основных особенностях правоотношений в различных отраслях права | Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания о месте нормативных правовых актов в механизме правового регулирования; о основных приёмах и способах законодательной техники, сущности и содержания основных понятий, категорий российского права, общих правовых статусов субъектов права, основных особенностях правоотношений в различных отраслях права | Сформированные, но содержащие отдельные погрешности знания о месте нормативных правовых актов в механизме правового регулирования; о основных приёмах и способах законодательной техники, сущности и содержания основных понятий, категорий российского права, общих правовых статусов субъектов права, основных особенностях правоотношений в различных отраслях права | Сформированные систематические знания о месте нормативных правовых актов в механизме правового регулирования; о основных приёмах и способах законодательной техники, сущности и содержания основных понятий, категорий российского права, общих правовых статусов субъектов права, основных особенностях правоотношений в различных отраслях права | Сформированные систематические и обширные знания о месте нормативных правовых актов в механизме правового регулирования; о основных приёмах и способах законодательной техники, сущности и содержания основных понятий, категорий российского права, общих правовых статусов субъектов права, основных особенностях правоотношений в различных отраслях права |
Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; правильно оформлять нормативные правовые акты, применять основные приёмы и способы законодательной техники | Отсутствие умений | Частичное освоенное умение оперировать юридическими понятиями и категориями; правильно оформлять нормативные правовые акты, применять основные приёмы и способы законодательной техники | В целом успешное, но не систематическое умение оперировать юридическими понятиями и категориями; правильно оформлять нормативные правовые акты, применять основные приёмы и способы законодательной техники | Сформированное, но содержащее отдельные пробелы умение оперировать юридическими понятиями и категориями; правильно оформлять нормативные правовые акты, применять основные приёмы и способы законодательной техники | Сформированное, но содержащее отдельные погрешности умение оперировать юридическими понятиями и категориями; правильно оформлять нормативные правовые акты, применять основные приёмы и способы законодательной техники | Сформированное систематическое умение оперировать юридическими понятиями и категориями; правильно оформлять нормативные правовые акты, применять основные приёмы и способы законодательной техники | Сформированное систематическое умение оперировать юридическими понятиями и категориями; правильно оформлять нормативные правовые акты, применять основные и дополнительные приёмы и способы законодательной техники, умение |
Владеть: юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками анализа правовых норм и правоотношений; навыками применения основных приёмов и способов законодательной техники | Отсутствие навыков | Фрагментарное владение терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками анализа правовых норм и правоотношений; навыками применения основных приёмов и способов законодательной техники | В целом успешное, но не систематическое владение терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками анализа правовых норм и правоотношений; навыками применения основных приёмов и способов законодательной техники | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы владение терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками анализа правовых норм и правоотношений; навыками применения основных приёмов и способов законодательной техники | В целом успешное, но содержащее отдельные погрешности владение терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками анализа правовых норм и правоотношений; навыками применения основных приёмов и способов законодательной техники | Успешное и систематическое владение терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками анализа правовых норм и правоотношений; навыками применения основных приёмов и способов законодательной техники | Всестороннее владение терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками анализа правовых норм и правоотношений; навыками применения основных приёмов и способов законодательной техники |
Шкала оценок по проценту правильно выполненных контрольных заданий | 0-20 % | 20-50 % | 50-70 % | 70-80% | 80- 90 % | 90-99 % | 100% |
Шифр и название компетенции:
ПК-3: способность анализировать правоотношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства
Индикаторы компитенции | Критерии оценивания (дескрипторы) | ||||||
плохо | неудовлетворительно | удовлетворительно | хорошо | Очень хорошо | отлично | превосходно | |
Знать: сущность и состав правоотношений, содержание и разновидности юридических фактов, систему законодательства России в целом | Отсутствие знаний | Фрагментарные знания о сущности и составе правоотношений, содержании и разновидностях юридических фактов, системе законодательства России в целом | Общие, но не структурированные знания о сущности и составе правоотношений, содержании и разновидностях юридических фактов, системе законодательства России в целом | Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания о сущности и составе правоотношений, содержании и разновидностях юридических фактов, системе законодательства России в целом | Сформированные, но содержащие отдельные погрешности знания о сущности и составе правоотношений, содержании и разновидностях юридических фактов, системе законодательства России в целом | Сформированные систематические знания о сущности и составе правоотношений, содержании и разновидностях юридических фактов, системе законодательства России в целом | Сформированные систематические и обширные знания о сущности и составе правоотношений, содержании и разновидностях юридических фактов, их законодательном закреплении, системе законодательства России в целом |
Уметь: анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения | Отсутствие умений | Частично освоенное умение анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения | В целом успешное, но не систематически осуществляемое умение анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения | В целом успешное, но содержащее отдельные погрешности умение анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения | Сформированное систематическое умение анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения | Сформированное систематическое умение анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения и устанавливать их законодательную базу |
Владеть: навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности | Отсутствие навыков анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности | Фрагментарное владение способностью анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности | В целом успешное не систематическое владение способностью анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы владение способностью анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности | В целом успешное, но содержащее отдельные погрешности владение способностью анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности | Успешное и последовательное владение способностью анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности | Всестороннее владение способностью анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности, способностью устанавливать существующие между ними связи |
Шкала оценок по проценту правильно выполненных контрольных заданий | 0-20 % | 20-50 % | 50-70 % | 70-80% | 80-90 % | 90-99 % | 100% |
Шифр и название компетенции:
ПК-6: способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности.
Индикаторы компитенции | Критерии оценивания (дескрипторы) | ||||||
плохо | неудовлетворительно | удовлетворительно | хорошо | Очень хорошо | отлично | превосходно | |
Знать: систему права и систему законодательства в целом, основные особенности действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, способы преодоления пробелов в праве и разрешения коллизий в праве; требования к доказательствам; признаки и виды юридических фактов | Отсутствие знаний | Фрагментарные знания о системе права и системе законодательства в целом, основных особенностях действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, способах преодоления пробелов в праве и разрешения коллизий в праве; требованиях к доказательствам; признаках и видах юридических фактов | Общие, но не структурированные знания о системе права и системе законодательства в целом, основных особенностях действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, способах преодоления пробелов в праве и разрешения коллизий в праве; требованиях к доказательствам; признаках и видах юридических фактов | Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания о системе права и системе законодательства в целом, основных особенностях действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, способах преодоления пробелов в праве и разрешения коллизий в праве; требованиях к доказательствам; признаках и видах юридических фактов | Сформированные, но содержащие отдельные погрешности знания о системе права и системе законодательства в целом, основных особенностях действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, способах преодоления пробелов в праве и разрешения коллизий в праве; требованиях к доказательствам; признаках и видах юридических фактов | Сформированные систематические знания о системе права и системе законодательства в целом, основных особенностях действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, способах преодоления пробелов в праве и разрешения коллизий в праве; требованиях к доказательствам; признаках и видах юридических фактов | Сформированные систематические и обширные знания о системе права и системе законодательства в целом, основных особенностях действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, способах преодоления пробелов в праве и разрешения коллизий в праве; требованиях к доказательствам; признаках и видах юридических фактов |
Уметь: анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения; толковать и правильно применять юридические нормы | Отсутствие умений | Частичное освоенное умение анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения; толковать и правильно применять юридические нормы | В целом успешное, но не систематическое умение анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения; толковать и правильно применять юридические нормы | Сформированное, но содержащее отдельные пробелы умение анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения; толковать и правильно применять юридические нормы | Сформированное, но содержащее отдельные погрешности умение анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения; толковать и правильно применять юридические нормы | Сформированное систематическое умение анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения; толковать и правильно применять юридические нормы | Сформированное систематическое умение анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения; толковать и правильно применять юридические нормы, умение чётко устанавливать законодательную основу анализируемых фактов и правоотношений |
Владеть: навыками работы с правовыми актами, навыками анализа юридических фактов и правоотношений | Отсутствие навыков | Фрагментарное владение навыками работы с правовыми актами, навыками анализа юридических фактов и правоотношений | В целом успешное, но не систематическое владение навыками работы с правовыми актами, навыками анализа юридических фактов и правоотношений | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы владение навыками работы с правовыми актами, навыками анализа юридических фактов и правоотношений | В целом успешное, но содержащее отдельные погрешности владение навыками работы с правовыми актами, навыками анализа юридических фактов и правоотношений | Успешное и систематическое владение навыками работы с правовыми актами, навыками анализа юридических фактов и правоотношений | Всестороннее владение навыками работы с правовыми актами, навыками анализа юридических фактов и правоотношений |
Шкала оценок по проценту правильно выполненных контрольных заданий | 0-20 % | 20-50 % | 50-70 % | 70-80% | 80-90 % | 90-99 % | 100% |
Описание шкал оценивания.
Промежуточная аттестация может проходить в традиционной форме устного зачёта и устного экзамена на основе билетов. Билеты для зачёта включают два теоретических вопроса. Билеты для экзамена включают два теоретических вопроса и практическое задание, оцениваемые по семибальной или пятибалльной системе.
На зачёте определяются:
· уровень усвоения студентами основного учебного материала по дисциплине;
· уровень понимания студентами изученного материала.
На экзамене определяются:
· уровень усвоения студентами основного учебного материала по дисциплине;
· уровень понимания студентами изученного материала
· способности студентов использовать полученные знания для решения конкретных задач.
Критерии оценивания для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).
Зачёт-незачёт | Пятибальня система | Семибальная система | Критерии оценивания |
Зачёт | Отлично | Превосходно | Высокий уровень подготовки, безупречное владение теоретическим материалом, студент демонстрирует творческий поход к решению нестандартных ситуаций. Студент дал полный и развернутый ответ на все теоретические вопросы билета, подтверждая теоретический материал практическими примерами из практики. Студент активно работал на практических занятиях. 100 %-ное выполнение контрольных экзаменационных заданий |
Отлично | Высокий уровень подготовки с незначительными ошибками. Студент дал полный и развернутый ответ на все теоретические вопросы билета, подтверждает теоретический материал практическими примерами из практики. Студент активно работал на практических занятиях. Выполнение контрольных экзаменационных заданий на 90% и выше | ||
Хорошо | Очень хорошо | Хорошая подготовка. Студент дает ответ на все теоретические вопросы билета, но имеются неточности в определениях понятий, процессов и т.п. Студент активно работал на практических занятиях. Выполнение контрольных экзаменационных заданий от 80 до 90%. | |
Хорошо | В целом хорошая подготовка с заметными ошибками или недочетами. Студент дает полный ответ на все теоретические вопросы билета, но имеются неточности в определениях понятий, процессов и т.п. Допускаются ошибки при ответах на дополнительные и уточняющие вопросы экзаменатора. Студент работал на практических занятиях. Выполнение контрольных экзаменационных заданий от 70 до 80%. | ||
Удовлетворительно | Удовлетворительно | Минимально достаточный уровень подготовки. Студент показывает минимальный уровень теоретических знаний, делает существенные ошибки при характеристике нормативно-правовой базы валютного регулирования, но при ответах на наводящие вопросы, может правильно сориентироваться и в общих чертах дать правильный ответ. Студент посещал практические занятия. Выполнение контрольных экзаменационных заданий от 50 до 70%. | |
Незачёт | Неудовлетворительно | Неудовлетворительно | Подготовка недостаточная и требует дополнительного изучения материала. Студент дает ошибочные ответы, как на теоретические вопросы билета, так и на наводящие и дополнительные вопросы экзаменатора. Студент пропустил большую часть практических зан< Наши рекомендации
|