Тема 23. Правовое государство, гражданское общество, право и личность
История идеи правового государства. Договорная теория происхождения государства, естественно-правовая теория, теория народного суверенитета, идея разделения властей как идейные предпосылки формирования теории правового государства.
Основные черты правового государства: принцип верховенства права, принцип наличия у человека прав и свобод и их гарантированность, принцип разделения властей. Условия формирования правового государства. Особенности формирования правового государства в России.
Гражданское общество: понятие, структура, признаки. Взаимодействие государства и гражданского общества.
Правовой статус личности. Права и свободы человека и гражданина. Законные интересы личности: понятие, отличие от субъективных прав, виды.
Образовательные технологии
В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекционных и семинарских занятий. Важнейшей задачей, реализуемой в процессе проведения аудиторных занятий, является формирование компетентностного подхода.
Образовательные технологии, способствующие формированию компетенций
используемые на занятиях лекционного типа:
- лекции-беседы с использованием мультимедийных средств поддержки образовательного процесса;
- лекции с проблемным изложением учебного материала;
используемые на занятиях практического типа:
- регламентированная самостоятельная деятельность студентов;
- частично-поисковая деятельность при выполнении методических разработок частей занятия;
- решение проблемных ситуаций в малых группах для реализации технологии коллективной мыслительной деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по специальности 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности реализация компетентностного подхода в ходе преподавания дисциплины «Проблемы теории государства и права» предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивныох форм проведения занятий (деловых игр, разбор конкретных ситуаций, тематические дискуссии, презентации с использованием мультимедийных технологий и др.).
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа по данной дисциплине составляют 50 процентов от аудиторных занятий.
5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся
К самостоятельной работе студента относится деятельность, которую он осуществляет без участия преподавателя, но по его заданию, под его руководством и наблюдением.
Самостоятельная работа проводится с целью углубления и расширения теоретических знаний, систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений, формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу, развитие познавательных способностей и активности (творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности), формирование самостоятельного мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
К видам самостоятельной работы студента относится аудиторная и внеаудиторная работа. Аудиторная работа выполняется на учебных занятиях по заданию и под руководством преподавателя. Внеаудиторная работа выполняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Аудиторная самостоятельная работа студента возможна при использовании активных и интерактивных форм занятий. Традиционная пассивная форма предполагает простые ответы студентов на поставленные вопросы и исключает самостоятельную работу, студент просто воспроизводит знания, которые он получил либо от преподавателя в результате пассивного восприятия, либо в результате внеаудиторной самостоятельной работы.
Формы и виды внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся:
· чтение основной и дополнительной литературы, изучение информации, полученной в системе Интернет;
· конспектирование источников;
· подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций, эссе;
· выполнение творческих работ, учебных проектов, учебно-исследовательских работ;
· самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, тесты и т.д.);
· подготовка к промежуточной аттестации, в том числе путём самостоятельного выполнения практических заданий репродуктивного типа.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся по содержанию может быть разделена на нижеследующие блоки.
Изучение понятийного аппарата дисциплины
Вся система индивидуальной самостоятельной работы должна бытьподчинена усвоению понятийного аппарата, поскольку одной из важнейших задач подготовки современного грамотного специалиста является овладение и грамотное применение профессиональной терминологии. Лучшему усвоению и пониманию дисциплины помогут различные энциклопедии, словари, справочники и другие материалы, указанные списке литературы.
Изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану
Особое место отводится самостоятельной проработке студентами отдельных разделов и тем по изучаемой дисциплине. Такой подход вырабатывает у студентов инициативу, стремление к увеличению объема знаний, выработке умений и навыков всестороннего овладения способами и приемами профессиональной деятельности.
Изучение вопросов очередной темы требует глубокого усвоения теоретических основ, раскрытия сущности основных категорий системы валютного регулирования, проблемных аспектов темы и анализа фактического материала.